Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
статья по обж (старшая, подготовительная группа)
В статье рассмотрена проблема использования проектной дятельности для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Даны описания этапов проектов "Огонь - это опасно!" и "Безопасность в доме".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_bezopasnosti.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
Использование проектной деятельности в ДОО для формирования безопасного поведения в быту помогает педагогам решить следующие образовательные задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту;
- закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в быту;
- вызвать у детей желание соблюдать правила безопасности в доме путем познания, а не запретов;
- поддерживать активную позицию ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.
Со старшими дошкольниками можно провести следующие проекты для формирования безопасного поведения в быту:
- «Опасные предметы дома»
- «Огонь – друг, огонь – враг»
- «Безопасность на кухне»
- «Если ты остался дома один»
- «Электричество и электроприборы»
- «Опасные ситуации дома»
- «Пожар! Правила поведения при пожаре»
Для успешной реализации проектов необходимо четко определить их цели и задачи, распределить различные виды деятельности между всеми участниками совместной деятельности.
В развивающую предметно-пространственную среду добавляются различные дидактические игры, пособия, иллюстрации для рассматривания и составления рассказов, макеты, стенгазеты, художественная литература.
Как уже было рассмотрено выше, родители воспитанников активно включаются в проектную деятельность. Педагоги используют различные формы и методы работы: анкетирование, оформление наглядной информации, индивидуальные беседы, подготовка к выступлению на завершающем этапе проекта, выполнение домашнего задания.
На любом этапе реализации проекта родители могут активно включаться в жизнь группы – предлагать новую тему для исследования, подбирать информацию (из книг, энциклопедий, интернета), вместе с ребенком готовить поделки и экспонаты для музея группы, готовиться вместе с детьми к презентации результатов, оценивать творческий продукт совместной деятельности.
В начале и после окончания проекта педагоги проводят диагностику знаний дошкольников, выявляя, таким образом, на что нужно обратить внимание и какие проблемы безопасного поведения в быту плохо усвоились детьми.
Проект «Огонь – это опасно!»
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту и могут привести к пожару;
- Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
- Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
- Конкретизировать знания детей о правильном поведении во время пожара;
- Привлечь внимание родителей к данному вопросу и к участию в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение уровня знаний у детей о пожаре (причинах его возникновения, способах действия в опасной ситуации);
- Появление практических навыков самостоятельного решения задач безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье;
3. Скоординирована деятельность по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудникам ДОО.
4. Активное участие родителей в проектной деятельности, изменение отношения родителей к данной проблеме.
Тип проекта - информационно-практико-ориентированный.
Состав участников проекта – воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта – 1 месяц.
План реализации проекта
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
Срок проведения – 1 неделя.
На данном этапе были определены цель, задачи и содержание проекта, подобраны дидактические материалы, оборудование, художественная литература по теме «Пожар – это опасно!»; разработан план взаимодействия с родителями детей группы (проведена консультация, в ходе которой все участники проекта познакомились с основными задачами и планом проведения проекта).
2 этап – выполнение проекта – практическая часть
Срок проведения – 3 недели.
Во время проведения практической части проекта, дети и взрослые выполняли различные задания, проводили исследования по выбранной теме (ребенок совместно с родителями).
- НОД «Что может привести к пожару», беседа «Как действовать при пожаре»;
- Обсуждение ситуаций «Если ты остался дома один», «Какие предметы могут вызвать пожар», «Когда огонь может быть опасным», «Самые важные телефоны».
- Чтение художественной литературы и оформление выставки художественной литературы по теме:
- Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»
- Е.Пермяк «Как человек с огнем подружился»
- Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»
- Б.Житков «Пожар», «Дым»,
- С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
- Н.В. Дериглазова «Пожарный»
- С.В. Савушкин «Коварный огонь»
- Т.Шорыгина «Незатушенный пожар»
- К.Райдер «Пожарная команда»
- Т.Нуждина «История спички»
- пословицы, загадки об огне, пожароопасных предметах;
- Создание выставки «Огонь – это опасно»;
- Раскраски на тему «Пожар», «Огонь», «Пожарная служба спешит на помощь»;
- Сюжетно - ролевые игры «Пожарная служба»;
- Дидактические игры «Найди лишнее», «Пожар в городе» (с фишками), «Доскажи слово»
План работы с родителями
- Консультация для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»;
- Разработка и создание памятки для родителей «Правила пожарной безопасности»;
- Задание для родителей «Самые важные телефоны» - выучить с детьми телефоны для вызова пожарных, МЧС; научить детей набирать номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес);
- Участие родителей в создании выставки «Огонь – это опасно!»
3 этап – заключительный –подведение итогов проекта и организация родителей, воспитателей и детей группы в создании выставки «Огонь – это опасно!» - 1 неделя
Подведение итогов проектной деятельности, обмен мнениями между участниками проекта, диагностика знаний детей об обращении с огнем, пожаре, причинах его возникновения, о деятельности пожарных.
2. Проект «Безопасность в доме»
Цель проекта: формирование осознанного правильного поведения, позволяющего не допустить возникновения опасных ситуаций дома.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту и могут привести к травме;
- Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
- Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами;
- Конкретизировать знания детей о правильном поведении во время опасной ситуации, при травме;
- Привлечь внимание родителей к вопросу безопасности детей дома, при обращении с потенциально опасными для жизни предметами в быту.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение уровня знаний у детей о правилах поведения дома, об обращении с опасными предметами в быту;
- Появление практических навыков самостоятельного использования различных предметов дома (нож, ножницы, оборудование на кухне);
- Скоординирована деятельность по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудникам ДОО.
- Активное участие родителей в проектной деятельности, изменение отношения родителей к проблеме безопасного поведения детей в быту.
Тип проекта - информационно-практико-ориентированный.
Состав участников проекта – воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта – 1 месяц.
План реализации проекта
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный – 1 неделя
На данном этапе были определены цель, задачи и содержание проекта, подобраны иллюстративный материал, рабочие тетради, предметы для выставки, художественная литература по теме «Безопасность дома», разработан план взаимодействия с родителями детей группы (проведена консультация, в ходе которой все участники проекта познакомились с основными задачами и планом проведения проекта).
2 этап – выполнение проекта – практическая часть – 2 недели
Во время проведения практической части проекта было запланировано и проведено следующее:
- НОД «Опасные предметы», беседа «Если случилась беда…», «Безопасность на кухне», «Уроки безопасности в сказках»;
- Обсуждение ситуаций «Опасные предметы», «Как позвать на помощь», «Скорая помощь», «Запомни эти номера!», «Как обращаться с лекарствами»;
- Чтение художественной литературы:
- И.А.Лыкова «Опасные предметы, существа и явления»
- Ю. А. Соколова «Правила безопасности»
- М.Хаткина «Веселые уроки безопасности для послушных девочек и мальчиков»
- М.Манакова «Школа безопасности»
- М.Дружинина «Уроки безопасности»
- пословицы, загадки об опасных предметах, о правилах поведения дома;
- Раскраски на тему «Безопасность в доме»;
- Создание творческих работ – коллаж «Правила поведения дома: можно и нельзя!», рисование плаката «Опасные предметы дома», создание книги «Если я остался дома один» (совместно с родителями);
- Сюжетно - ролевые игры «Скорая помощь», «Семья», «Больница»;
- Дидактические игры «Найди лишнее», лото «Хорошо - плохо», задание «Что может быть опасным дома».
План работы с родителями
1. Консультация «Проектная деятельность «Безопасность дома»;
2. Обсуждение заданий для выполнения с детьми на темы «Безопасность на кухне», «Это может быть опасно!», «Удивительные материалы»;
3. Разработка и создание памятки для родителей «Правила безопасного поведения дома»
4. Задание для родителей:
«Готовим вместе» - вместе с детьми дома приготовить салат (ребенок под присмотром родителей режет овощи ножом), испечь печенье (вместе с родителями дети делают печенье, повторяют правила использования электробытовых предметов, газовой плиты);
3 этап – заключительный – подведение итогов проекта.
Результатом проекта стало итоговое задание для родителей: «Готовим вместе» - вместе с детьми дома приготовить салат (ребенок под присмотром родителей режет овощи ножом), испечь печенье (вместе с родителями дети делают печенье, повторяют правила использования электробытовых предметов, газовой плиты).
Подведение итогов проектной деятельности, обмен мнениями между участниками проекта, диагностика знаний детей об обращении с опасными предметами дома, о действиях в случае травмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг по теме "Безопасное поведение в быту" для детей старшего дошкольного возраста.
Лето. Самое время повторить, как вести себя в быту и заодно самое время поиграть и поразвлекаться....
Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...
План самообразования ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность воспитания у детей дошкольного возраста начал безопасного поведения в быту и социуме содержит в необходимости подготовки детей к безопасной жизн...
Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с л...
Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством деятельности отряда «Юная пожарная дружина»
Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность. Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных ...