Методическая разработка "Азбука дорожных наук"
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)
Актуальность
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста плохо развита реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Степень новизны
Разработан перспективный план по формированию навыков безопасного поведения детей в дорожно-транспортных ситуациях с конспектами мероприятий.
Практическая значимость
Возможность использования данного методического пособия в практической деятельности педагогов любого дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_dorozhnyh_nauk.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Азбука дорожных наук
Методическая разработка
Пояснительная записка
В последние годы большое внимание уделяется обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Такая обеспокоенность заинтересованных учреждений и организаций вызвана изменением современных условий дорожного движения: увеличением количества транспортных средств, недостаточной грамотности участников дорожного движения и другим. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», принятый 15 ноября 1995 года.
В большей степени угроза дорожно-транспортных происшествий возникает перед детьми. Поэтому разрабатываются мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В своей деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения Государственная Инспекция безопасности дорожного движения и образовательные учреждения (в том числе дошкольные) руководствуются Приказом МВД России № 930 от 2 декабря 2003 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах».
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
В настоящее время ощущается недостаток методических пособий, программ в помощь педагогическим работникам и родителям в воспитании и обучении пешехода-дошкольника. Изучив методическую и периодическую литературу по данной тематике, сделан вывод, что предлагаемый перечень тем и конспектов занятий недостаточен для проведения систематической и целенаправленной работы с детьми. В связи с этим возникает потребность в создании методических материалов по организации работы с детьми.
В данном методическом пособии представлены игровые познавательные занятия по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения с учётом возрастных особенностей.
Главная цель предлагаемой работы – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице города.
Занятия, описанные в данном пособии способствуют решению следующих задач:
- расширить кругозор детей о правилах безопасного поведения на улице. Довести до сознания детей, что в большом городе все движение – и пешеходов и машин – подчиняется особым правилам, которые называются правилами дорожного движения;
- формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
- учить детей ориентироваться по сигналам светофора;
- дать детям представление о правилах перехода проезжей части улицы – по подземному переходу, по переходу «зебра», по сигналу светофора, где повешен знак «переход»;
- дать детям представления о различных дорожных знаках и их назначении;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- воспитывать у детей привычку соблюдения правил дорожного движения, ответственность за свою безопасность, объясняя, что соблюдение правил дорожного движения означает не только сохранять свою жизнь, но и жизнь других людей;
- обогащать и активизировать словарь детей по теме правил дорожного движения;
- развивать логическое мышление, учить просчитывать различные ситуации, возникающие в дорожном движении;
- развивать навыки построения высказываний-рассуждений;
- воспитывать внимание, сосредоточенность.
В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Тематическое планирование
Средняя группа
Месяц | Тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Сентябрь | Наша улица |
| 1 1 |
Октябрь | Транспорт |
| 1 1 |
Ноябрь | Мы идём по улице |
| 1 1 |
Декабрь | Пассажирский транспорт |
2. Автобус (сюжетная игра) | 1 1 |
Январь | Улица зимой |
| 1 |
Февраль | Правила дорожного движения |
2. Пешеход – нарушитель (рассматривание и обсуждение плакатов) | 1 1 |
Март | Светофор |
| 3 |
Апрель | Дорожные знаки – наши друзья |
2. Дорожные знаки (аппли-кация) | 1 1 |
Май | Моя улица |
| 1 1 |
Тематическое планирование
Старшая группа
Месяц | Тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Сентябрь | Поведение пешеходов |
| 1 1 |
Октябрь | Дорожная азбука - знаки на дороге |
| 1 1 |
Ноябрь | Школа пешеходных наук |
| 1 1 |
Декабрь | Машины специального назначения |
2. Машины со звуковым сигналом (аппликация) | 1 1 |
Январь | Умные машины |
| 1 1 |
Февраль | Военный транспорт |
| 1 1 1 |
Март | Что откуда? |
| 1 1 |
Апрель | Улица большого города |
2. Дорожные знаки (аппли-кация для макета) | 1 1 |
Май | Дорожные происшествия |
| 1 1 |
Тематическое планирование
Подготовительная к школе группа
Месяц | Тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Сентябрь | Здравствуй, улица! |
(конструирование) | 1 1 |
Октябрь | Островок безопасности |
| 1 1 |
Ноябрь | Дорожные знаки |
| 1 1 |
Декабрь | Это должен каждый знать обязательно на пять… |
2. Наши помощники: светофор, зебра и сотрудник ГАИ! (беседа) | 1 1 |
Январь | Специальные машины |
| 1 1 |
Февраль | Кто заменит светофор? |
2. «Пассажиры автобуса и пешеходы» (ситуативная игра) | 1 1 |
Март | Ловкий пешеход |
| 1 1 |
Апрель | Наш любимый транспорт |
| 1 1 1 |
Май | Правила движения достойны уважения |
| 1 1 |
Конспекты занятий
Занятие «Светофор и зебра» (экскурсия).
Средняя группа
Цели. Знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, переходом и знаком «Пешеходный переход». Закреплять понятия «пешеходная дорожка», «двустороннее движение», «сигнал светофора». Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать культуру поведения на улице.
Ход экскурсии
Педагог. Сегодня мы с вами сойдем с тротуара. Как вы думаете, зачем? Чтобы перейти улицу. Постройтесь парами, возьмите флажки, пойдем к переходу. Кто мы сейчас с вами?
Дети. Мы пешеходы.
Педагог. Где мы будем идти?
Дети. Мы будем идти по тротуару.
Педагог. Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны. Как мы должны идти?
Дети. Мы должны идти спокойным шагом, по правой стороне.
Педагог. Покажите правую руку. Молодцы! Будем идти с правой стороны, чтобы не мешать другим пешеходам, которые идут нам навстречу. Как вы думаете, можно ли где попало переходить улицу?
Дети. Нет.
Педагог. Совершенно верно, переходить можно только там, где это разрешено. А как узнать это место? Вот оно. Посмотрите, дети, это пешеходный переход. На асфальте белые полоски — «зебра». А нужны они, чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход! Где нужно переходить дорогу?
Дети. Нужно переходить дорогу по пешеходному переходу.
Педагог. Посмотрите еще на одну подсказку. Это дорожный знак. Что на нем нарисовано?
Дети. Человек идет по переходу.
Педагог. Этот знак нам указывает, что здесь нужно переходить дорогу. Вот мы подошли к «зебре». Можно ли сразу переходить?
Дети. Нет.
Педагог. Внимательно посмотрите на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала налево, машин оттуда нет. Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Посередине дороги остановись и посмотри направо. Теперь машины едут оттуда. Свободно, можно переходить. Бывают в городе улицы, по которым машины едут и едут. Можно стоять до вечера. Но здесь помогает светофор. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
Дети. Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора.
Педагог. Посмотрите, какое здесь движение: двустороннее или одностороннее? Как вы догадались?
Дети. Машины движутся в обе стороны.
Педагог. Где нужно переходить дорогу?
Дети. Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу.
Педагог. Как узнать, что здесь пешеходный переход?
Дети. Здесь есть полоски на дороге, знак.
Педагог. Как надо переходить дорогу?
Дети. Дорогу надо переходить спокойно.
Педагог. Куда надо посмотреть сначала?
Дети. Сначала надо посмотреть налево. Если нет машин, дойти до середины дороги, посмотреть направо и переходить.
Педагог. При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Дети. При зеленом сигнале светофора.
(Дети вместе с педагогом переходят дорогу туда и обратно.)
Педагог. Когда пойдем по тротуару, какой стороны будем придерживаться?
Дети. Мы будем придерживаться правой стороны.
Педагог. Молодцы!
Занятие «История автомобиля»
Средняя группа
Цели. Знакомить с историей автомобиля. Учить складывать из частей целое. Расширять знания о грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал. Иллюстрации: грузовой транспорт с кузовом, с фургоном, с цистерной, пассажирский транспорт; кубики, игрушечные машины, игрушка Буратино.
Ход занятия
I. Психогимнастика «Где я».
Дети следят за движением игрушки в руках педагога влево, вправо, вниз, вверх.
II. Сюрпризный момент. Приходит игрушка Буратино и просит помочь ему разобраться с машинами. На доске выставлены игрушечные грузовые машины с кузовом, с фургоном, с цистерной.
Педагог. Дети, что это?
Дети. Это — машины.
Педагог. А какие это машины?
Дети. Это грузовые машины.
Педагог. Что можно перевозить на этой машине?
Дети. На ней можно перевозить песок, цемент, уголь.
Педагог. А где находится этот груз?
Дети. Груз находится в кузове.
Педагог. А какая это машина?
Дети. Это грузовая машина.
Педагог. А что у нее вместо кузова?
Дети. Фургон.
Педагог. Давайте вместе повторим: фургон. Что может перевозить машина с фургоном?
Дети. Она может перевозить мебель, продукты, хлеб, игрушки...
Педагог. А это грузовая машина?
Дети. Да.
Педагог. А что у нее вместо фургона?
Дети. Цистерна.
Педагог. Что может находиться в цистерне?
Дети. В цистерне может находиться молоко, вода, бензин.
Педагог. Правильно, все, что жидкое. Чем эти машины отличаются друг от друга?
Дети. Кузовом, цистерной, фургоном.
Педагог. А что у них общего?
Дети. Они перевозят грузы.
III. Пальчиковая гимнастика «Колечки».
Поочередно с большим пальцем каждой руки соединять все остальные пальцы этой же руки.
IV. Дидактическая игра «Собери машину по образцу».
Дети собирают по образцу машинки из кубиков.
V. Физминутка «Красный, зеленый».
Дети надевают эмблемы машин, берут «руль». Они «ездят» по группе. Педагог показывает красный флажок — останавливаются, зеленый — «едут».
VI. Беседа.
Педагог. Дети, а вы знаете, на чем ездили в городе, деревне в давние времена? По улицам города ездили деревянные повозки, запряженные парой или тройкой лошадей. В те времена еще не было резиновых шин. Представляете, какой шум был на улице от топота копыт и громыхания колес по мощенной деревом улице? Как вы думаете, на чем ездили зимой? Зимой те же лошади возили сани. Шло время, улицы стали мостить булыжником. Как вы думаете, какие дороги лучше? Булыжные или деревянные? Почему? (Ответы детей.) Еще позже появилась конка. Представьте себе один вагон нашего трамвая, запряженный в пару лошадей. А потом появились двигатели, и пошли, поехали по нашим улицам автомобили. Все автомобили разные, но их назвали одним словом — «автомобиль». Что общего у всех автомобилей? Какие части есть у каждой автомашины?
Дети. У машины есть колеса, руль, мотор, окна, двери...
VII. Игра
Педагог. Принесите мне с полки машину, которая относится к легковому транспорту (грузовому, пассажирскому). Почему ты принес эту машину? Объясни.
Занятие по материалам С. Михалкова «Бездельник Светофор»
Средняя группа
Цели. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, жёлтый, зелёный); развивать зрительное восприятие детей; познакомить их с содержанием сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор»; развивать речевую и двигательную активность детей, графомоторные навыки.
Материал. Комната, оборудованная в декорациях леса, модель светофора, текст или аудиозапись сказки «Бездельник Светофор», карандаши.
Ход занятия
I. Психогимнастика «Улыбка».
Дети держатся за руки и «дарят» друг другу улыбки.
II. Сюрпризный момент. Дети приглашаются в комнату, оборудованную декорациями. Они рассматривают лес, полянку. Педагог обращает внимание детей, что на полянке находится светофор. Светофор – наш верный друг. Днём и ночью, в любое время года он стоит на дороге и предупреждает всех об опасности. Он не может разговаривать, светофор только подаёт сигналы, мигает тремя яркими глазами. Самый верхний - …, посередине - …, и внизу - … Светофор открывает и закрывает глаза. Так он управляет дорогой. Красный свет означает, что надо …, жёлтый - …, зелёный - …
Дети рассматривают светофор, выделяют его основные части и их назначение. Педагог сообщает, что старичок-лесовичок передал для них игры.
III. Дидактическая игра «Найди светофор»
Каждому ребёнку предлагаются три картинки с изображением светофоров (две из них «неправильные»: красный свет внизу, зелёный посередине и т.п.) Необходимо найти «правильный» светофор.
IV. Прослушивание сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор»
Прослушав сказку, дети отвечают на вопросы:
- Как называется сказка?
- Кто нашёл в лесу светофор?
- Как отнеслись лесные жители к появлению светофора в лесу?
- Почему в лесу зверям не нужен светофор?
- Почему автор назвал так сказку?
- Кому нужен светофор?
V. Физминутка «Красный, зеленый».
Дети надевают эмблемы машин, берут «руль». Они «ездят» по группе. Педагог показывает красный флажок — останавливаются, зеленый — «едут».
VI. Раскрашивание светофора.
В конце занятия педагог раздаёт каждому ребёнку изображения светофора с незакрашенными «глазами», дети раскрашивают светофор соответствующими цветами.
Занятие «Дорожная азбука» (экскурсия)
Старшая группа
Цели. Знакомить детей с назначением дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Остановка пассажирского транспорта». Расширять знания о правилах поведения на улице, в автобусе, перехода дороги. Развивать умение дифференцировать цветовые сигналы светофора. Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах.
Ход экскурсии
Перед экскурсией педагог повторяет правила пешеходов и пассажиров.
Педагог. Где мы пойдем?
Дети. Мы пойдем по тротуару.
Педагог. Кем мы являемся?
Дети. Мы — пешеходы.
Педагог. Запомните правило: мостовая — для машин, тротуар — для пешеходов! Какой стороны нужно придерживаться?
Дети. Нужно придерживаться правой стороны.
Педагог. Почему?
Дети. Чтобы не мешать другим пешеходам. Педагог. Как нужно вести себя в автобусе? Кем вы будете в автобусе?
Дети. Мы будем пассажирами.
(Дети останавливаются, чтобы понаблюдать за работой дорожного светофора.)
Педагог. На дорогах с давних пор есть хозяин — ...
Дети. Светофор.
Педагог. Назовите сигналы светофора.
Дети. Красный, желтый, зеленый.
Педагог. Какой горит сигнал?
Дети. Горит зеленый сигнал.
Педагог. Что делают машины во время действия этого сигнала?
Дети. Машины едут.
Педагог. А сейчас какой сигнал светофора загорелся?
Дети. Загорелся желтый сигнал.
Педагог. Как ведут себя машины?
Дети. Приготовились, газуют, но не едут, ждут смены сигнала.
Педагог. Сигнал сменился на какой?
Дети. Сигнал сменился на красный.
Педагог. Что вы видите сейчас? Дети. Машины остановились.
Педагог. Дети, а вы знаете, что улицы наши разговаривают? А помогают им в этом дорожные знаки. Дорожные знаки — лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название. Они рассказывают о том, какая дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Дети, что это за знак?
Дети. Пешеходный переход.
Педагог. Как вы догадались?
Дети. Здесь есть полоски на асфальте.
Педагог. Верно, этот знак голубого цвета, он нам указывает, что в этом месте нужно переходить дорогу. Что это за знак? Как вы думаете?
Дети. Это «Телефон», он нам указывает дорогу к телефону.
Педагог. Правильно. А это знак «Пункт медицинской помощи» — он указывает дорогу к аптеке. Видите, вот аптека. Также этот знак указывает дорогу к больнице или здравпункту. Посмотрите на этот знак «Осторожно, дети!» Он красного цвета. Он предупреждает водителей, чтобы они были внимательны, рядом находится школа или детский сад. Что нарисовано на этом знаке?
Дети. На знаке нарисован автобус.
Педагог. Верно, этот знак «Автобусная остановка», он сам указывает, что здесь мы можем ожидать пассажирский транспорт. Чтобы с вами не случилось беды, вы должны знать и соблюдать Правила движения. С какими дорожными знаками мы познакомились? Что они обозначают и где располагаются? Что было бы, если бы все дорожные знаки исчезли? (Ответы детей.)
Занятие «Машины особого назначения»
Старшая группа
Цели. Расширять представления детей о пассажирском транспорте. Продолжать закреплять знания о грузовом транспорте и машинах специального назначения. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Материал. Картины с изображением машин, перфокарты «Мы идем через улицу», «О чем забыли друзья?», игрушечные грузовые машинки и рули, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус», игрушечный телефон.
Ход занятия
I. Психогимнастика «Зоркий глаз».
Дети следят за движением бабочки в руках педагога.
II. Работа с картинками.
Педагог. По дорогам и улицам днем и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства. Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мчатся мотоциклы, катят велосипеды. Автомобили необходимы для народного хозяйства нашей страны. Без них невозможно представить себе жизнь. Трудно перечислить все виды автомобилей, рассказать об их назначении. Попробуем о некоторых из них поговорить.
В городе большую часть населения обслуживает пассажирский транспорт. Назовите его.
Дети. Автобус, троллейбус, трамвай, пассажирские такси.
Педагог. Где мы ожидаем пассажирский транспорт?
Дети. Мы ждем его на остановке.
Педагог. Как определить, что здесь находится остановка?
Дети. Это можно определить по знаку, по людям, которые ждут прибытия транспорта.
Педагог. Как вы думаете, для кого, прежде всего, поставили лавочки на остановках?
Дети. Их поставили для пожилых людей, женщин с маленькими детьми,
Педагог. Что за чудо — синий дом,
Окна светятся кругом,
Носит обувь на резине,
А питается бензином?
Дети. Автобус.
Педагог. Найдите и поставьте на подставку картинку «Автобус».
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Сверху желтый, снизу синий,
На груди его — звезда.
А над ним воздушных линий
Протянулись провода.
Дети. Троллейбус.
Педагог. Ставим картинку с изображением троллейбуса. Что общего между автобусом и троллейбусом?
Дети. Они предназначены для перевозки людей.
Педагог. В них везде чисто, светло, много мягких удобных кресел, большие окна, двери. Чем они отличаются?
Дети. Троллейбус движется при помощи электричества, а автобус заправляют бензином.
Педагог. Незнакомец краснокожий
С яркой желтой полосой,
На автобус чуть похожий,
На троллейбус чуть похожий.
Кто же все же он такой?
Дети. Трамвай.
Педагог. Подойдите и поставьте картинку с трамваем. Чем он отличается от автобуса?
Дети. Он «питается» электричеством.
Педагог. А чем от троллейбуса?
Дети. Трамвай ходит по железнодорожному полотну и останавливается посередине проезжей части дороги.
Педагог. Когда мы едем в общественном транспорте, кем мы становимся?
Дети. Мы становимся пассажирами.
Педагог. А какие правила мы должны помнить, когда становимся пассажирами?
Дети. В автобусе надо вести себя спокойно, разговаривать тихим голосом, уступать место старшим, нельзя высовываться из окна, нужно крепко держаться за поручни, нельзя ходить по автобусу, когда он движется, разговаривать с водителем. Входя и выходя из транспорта, не спеши, не толкайся. Выйдя из транспорта, нужно дойти до пешеходного перехода и там перейти дорогу.
Педагог. Запомните: автобус и троллейбус обходить нужно сзади, а трамвай — спереди. Внимательно посмотрите на карточку (перфокарта «Мы идем через дорогу») и раскрасьте зеленым цветом стрелку, показывающую мальчику, как обойти автобус безопасно.
III. Физминутка «Цветные автомобили»
Дети стоят у стены зала. Они – автомобили. У каждого свой цветной круг. У противоположной стены стоит педагог, когда он поднимает флажок какого-либо цвета, дети, имеющие идентичный цвет, бегут по площадке и гудят. Когда флажок убран, «автомобили» возвращаются в гараж и т.д.
Педагог. Назовите машины специального назначения. Чем они оснащены? На какой сигнал светофора они могут ехать? (Ответы детей.) Наберите номер телефона «скорой помощи», пожарной охраны, милиции. (Дети набирают номер на игрушечном телефоне.)
IV. Дидактическая игра «Чего не стало?»
На столе стоят грузовые машины разного назначения. Педагог просит детей назвать машины. Затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку и спрашивает: «Чего не стало?» (Ответы детей.)
Педагог. Как называются эти машины одним словом?
Дети. Грузовые машины.
Педагог. Для чего они нужны? (Ответы детей.) Дети, какие машины относятся к пассажирскому транспорту? Как мы должны обходить автобус, троллейбус, трамвай? Назовите правила поведения в общественном транспорте. (Ответы детей.)
V. Сюжетная игра «Автобус»
Педагог предлагает поиграть в сюжетно-ролевую игру «Автобус». Стульчики выполняют роль сидений в автобусе и водительского кресла. Дети — пассажиры, водитель — «едут в автобусе».
Занятие «История транспорта»
Старшая группа
Цели. Знакомить детей с историей развития транспорта. Учить сравнивать старинный транспорт с настоящим. Расширять знания Правил дорожного движения. Развивать у детей целенаправленное восприятие. Воспитывать чувство ответственности.
Материал. Иллюстрации с изображениями старинного транспорта, перфокарта «Правильно — неправильно», костюм бабушки.
Ход занятия
I. Психогимнастика «Волшебник».
Детям предлагают вообразить, что они — волшебники и могут исполнять свои желания и желания педагога. Педагог даёт задание поставить ту или иную игрушку налево – направо – вперёд – назад – наверх – вниз и т.п.
II. Сюрпризный момент. Заходит педагог в костюме бабушки.
Бабушка. Здравствуйте! Дети, я сегодня хочу рассказать вам, на чем ездили в старину, на чем перевозили грузы. По улицам ездили повозки, запряженные лошадьми. Запрягали когда одну лошадь, когда пару или тройку лошадей. Управлял повозкой извозчик. Как вы думаете, какое время года было лучшим для передвижения по улицам? Зимой не было грязи, снег прикрывал все вокруг. В ту пору сновали на санях сотни извозчиков, готовых доставить всякого в любой конец города. Лихой извозчик скачет как бешеный и поминутно кричит:
«Гись! Гись! (Поберегись!)» — а народ расступается в разные стороны. Дети, а сейчас что у нас вместо повозок?
Дети. Вместо повозок сейчас машины.
Бабушка. А кто ими управляет?
Дети. Ими управляет водитель.
Бабушка. Нужно ли водителю кричать, чтобы люди побереглись? Что есть у водителя для этого? (Ответы детей.)
Бабушка. Тротуаров вдоль дороги в старину тоже не было. Позже, когда появились булыжные мостовые, люди стали ездить в экипажах, в которых помещалось до 10 человек. Запрягали экипажи парой лошадей. Что у нас сейчас вместо экипажей?
Дети. Вместо экипажей сейчас пассажирский транспорт.
Бабушка. Лошади везли и появившуюся позже конку, которая представляла собой вагон, едущий по рельсам. Как видите, лошади очень долго служили людям в городе. А где сейчас можно встретить лошадей? Верно, они помогают сейчас в сельском хозяйстве. Дети, а что у нас сейчас вместо конки?
Дети. Сейчас вместо конки трамвай.
Бабушка. И вот, наконец, лошадей заменил двигатель. Появился первый трамвай, который работал на пару. Всего три вагона, первый из которых имел паровую машину с дровяным топливом. Такой трамвай называли паровичком. После паровичка появился трамвай, работающий на электричестве.
Шло время, менялись улицы, менялся транспорт. Появились автомобили. Первые выглядели смешно. Это были обыкновенные кареты и коляски, только с бензиновым двигателем вместо лошадей (показывает иллюстрации первых автомобилей).
Много воды утекло с тех пор. Какими стали улицы нашего города теперь?
Дети. Улицы стали широкими, асфальтированными, с тротуарами и разметкой, которая помогает нам соблюдать Правила уличного движения.
Бабушка. Каким стал транспорт?
Дети. Транспорт стал более быстрым, вместительным, удобным.
Бабушка. Какие виды транспорта работают от электричества?
Дети. От электричества работают троллейбус, трамвай.
Бабушка. Молодцы! Правил дорожных на свете немало
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из Правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья:
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
Понравилась ли вам моя история о создании транспорта? Сейчас транспорт современный, скоростной, быстрый, поэтому вы обязательно должны знать Правила дорожного движения, чтобы не случилось с вами беды.
На прощание бабушка дарит детям новую игру по Правилам дорожного движения.
Занятие «Мы – пассажиры»
Подготовительная к школе группа
Цель: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте, рассказать, как надо обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль.
Ход занятия
Обсудить вместе с детьми, кому необходимо уступать место в городском транспорте: в автобусе, троллейбусе, трамвае? Спросите детей, уступал ли кто-нибудь из них место другому пассажиру. Кому именно?
Предложите детям назвать, кто из следующих пассажиров больше других нуждается в том, чтобы ему уступили место:
• молодой человек;
• женщина с младенцем на руках;
• инвалид;
• пожилой человек;
• мальчик школьного возраста;
• молодая женщина;
• женщина с тяжелыми сумками;
• мужчина с ребенком дошкольного возраста.
Попросите их объяснить свой выбор. Пусть дети придут к выводу, что в первую очередь важно создать удобства для слабого человека (ему трудно стоять) или усталого (ему нужно отдохнуть). Маленький ребенок или пожилой человек могут не удержаться и упасть, если вагон трогается с места или резко останавливается. Хорошо, если дети сами решат, что они уже большие и сильные и могут позаботиться о других.
Анализируйте ситуации.
Назовите двоих-троих пассажиров и попросите детей определить, кто из них в первую очередь должен уступить место другому. Например, если едут:
• молодой человек и инвалид;
• мальчик школьного возраста и женщина с сумками;
• молодой человек и молодая женщина;
• молодая женщина, мальчик, старушка.
Побуждайте детей обосновывать свои ответы.
Можно также предложить одной группе детей придумать свою ситуацию, а другой - найти ее решение.
На заметку воспитателю.
Объясните детям, что усталому пожилому пассажиру, которому трудно передвигаться, следует не только уступать место, но и оказывать предпочтение в других случаях: пропускать вперед при входе и выходе из салона, стараться не толкнуть при резком движении транспорта.
Помните, что безопасность ваших детей тесно связана с тем, как они сами относятся к окружающим.
Разберите различные ситуации: при входе или выходе из городского транспорта. Объясните, почему нельзя толкаться, затевать игру, прислоняться к дверям (это может вызвать «затор», будет мешать другим пассажирам, можно упасть, удариться, получить травму).
Правила поведения в транспорте
После посадки оплати за проезд.
Бесплатно ездят дети до 7 лет.
Уступай место инвалидам, пожилым людям.
Если на остановке много людей, не становись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колеса.
Во время посадки сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам.
Не высовывайся и не выставляй руки в открытые окна.
В транспорте веди себя спокойно, держись за поручни, не стой в дверях.
В салоне не принято толкаться и громко разговаривать.
Не входи в транспорт и не выходи из него, когда двери уже закрываются.
Занятие «Строим улицу»
Подготовительная к школе группа
Цели. Закреплять и расширять знания детей о профессии строителя. Совершенствовать знания о правилах поведения в общественных местах, умение выполнять Правила дорожного движения. Развивать речь. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему.
Материал. Предметные картинки: транспорт, игрушки, дорожные знаки, картинки с недорисованными частями, фишки, карандаши.
Ход занятия
I. Психогимнастика «Знакомство».
Мяч у одного из игроков. Он кидает мяч тому, с кем хочет познакомиться. Второй игрок ловит мяч, называет свое имя и кидает мяч следующему.
II. Педагог. Ребята, кто такой Почемучка? Правильно, тот, кто любит задавать много вопросов. Ответить на его вопросы мы сможем тогда, когда совершим путешествие по нашей улице. Как вы думаете, что такое улица? (Ответы детей.)
Педагог. Мы выходим из дома, а навстречу нам улица. Она бежит, хотя у нее нет ног, и разговаривает, хотя у нее нет языка. У нее есть цвета: серые, розовые, белые дома, черные, красные ворота, а витрины магазинов такие разноцветные, что рябит в глазах.
В каждое время года у улицы свой цвет. Весной улица становится зеленой. Как вы думаете, почему? Какая она осенью? Почему? (Ответы детей.)
Педагог. На улице стоят бычища, проклеваны бочища. Что это?
Дети. Дома.
Педагог. Какие бывают дома?
Дети. Дома бывают одноэтажными и многоэтажными.
Педагог. Какие здания, сооружения бывают на улице?
Дети. Школа, магазины, театр, аптека...
Педагог. У каждого дома есть свой номер. Вы знаете свой дом? Свой адрес? Назовите его. (Ответы детей)
III. Дидактическая игра «Строим дом».
Педагог. А сейчас мы построим на нашей улице свой дом. Для этого необходимо подготовить технику и отправить ее на стройплощадку. А что это за техника, ребята должны догадаться сами. Надо выбрать соответствующую игрушку или картинку. Итак, кто же первым принимается за работу?
Там, где встанет новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он — станет гладко,
Будет ровная площадка!
Ну, конечно же, это бульдозер. Расскажите о нем. Он похож на маленький трактор. Впереди у него железный щит. Острый конец щита врезается в землю и разравнивает площадку.
Площадка готова. Теперь можно рыть котлован для фундамента. Какая машина будет выполнять эту работу?
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Сотни рук заменяет,
Без лопаты он копает.
Дети. Экскаватор.
Педагог. Расскажите о нем. Основная часть его — ковш. Стальными зубами он вгрызается в землю, набирает ее в ковш, словно в пасть, и высыпает в грузовик-самосвал. Это самая сильная машина.
На площадке появляются панелевозы.
Вот машина так машина —
Высотою с дом кабина.
И колеса высотою
Выше нас с тобою вдвое!
Они привезли строительные материалы. Приезжает бетономешалка, которая делает из песка, щебня и цемента бетон — самый крепкий строительный материал. Бетон нужен для фундамента дома.
А что это за машина?
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут — положу.
Человеку я служу.
Дети. Подъемный кран.
Педагог. Расскажите, что вы о нем знаете? Посередине у него будочка, там крановщик сидит. Кран поднимает наверх ящики с кирпичом, панели и ставит их на место. Вот и дом уже готов.
IV. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Педагог начинает предложение, а дети должны закончить его.
Кровельщики делают... крышу. Столяры делают... двери, рамы, настилают пол. Штукатуры и маляры... отделывают стены. Возле дома бульдозер трудится... засыпает канавы. А самосвал... привозит асфальт.
Педагог. А чтобы не было бугорков и ям на дороге, ее гладят «утюгом».
Вот утюг так утюг!
Ах, какой огромный!
Он прошел — дорога вдруг
Стала гладкой, ровной!
Ребята, чего не хватает на нашей улице?
Дети. На улице не хватает машин.
Педагог. Какие виды транспорта вы знаете?
Дети. Пассажирский, грузовой, легковой, специального назначения.
Педагог. Сейчас мы поиграем в игру «Что хорошо, что плохо?» Я буду называть предмет, а вы говорить, что в нем хорошо, а что плохо. Например, автобус — хорошо, что он перевозит людей, плохо — работает на бензине, много выхлопных газов, отравляет атмосферу, окружающую среду. Расскажите про другие машины: троллейбус, трамвай.
V. Дидактическая игра «Почини машину».
На столах лежат рисунки, на которых изображены машины с недостающими деталями. Дети должны их дорисовать.
Педагог. Мы могли бы поехать по нашей улице на автобусе, трамвае, троллейбусе, но мы пойдем пешком. На улице очень много машин. Что делать, как быть? Правильно, мы должны знать Правила дорожного движения, чтобы с нами ничего плохого не случилось.
VI. Дидактическая игра «Какой это знак?»
На доске выставлены макеты дорожных знаков. Педагог задает вопросы, дети отгадывают, какой нужен знак.
Педагог. Я хочу перейти улицу. Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?
Дети. «Пешеходный переход».
Педагог. Мы поехали отдыхать за город. Какой знак мы должны взять с собой?
Дети. «Осторожно, дети!»
Педагог. Если мы захотим кушать, какой знак нам поможет найти столовую или кафе? У нас сломалась машина. По какому знаку мы определим, где можно отремонтировать ее? Если кончился бензин? Если понадобилось срочно позвонить? (Ответы детей.)
VII. Дидактическая игра «Объясни».
Педагог. Дома нашего города остались позади, мы идем по дороге, которая еще недавно была нашей улицей. И теперь мы можем отвечать на вопросы, которые нам прислал Почемучка.
1. Почему подъемный кран называют силачом?
2. Почему трамвай ходит по рельсам, а троллейбус — по проводам?
3. Почему в пассажирском транспорте нужно держаться за поручни?
4. Почему в общественном транспорте нельзя громко разговаривать?
5. Красный свет — сигнал опасности?
6. Почему весь транспорт пропускает машины с сиренами?
7. Как называют желтый свет на светофоре?
(За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце занятия посчитать фишки, выбрать победителя)
Литература
1. Правила дорожного движения Российской Федерации. [Текст] / – М.: Издательство Оникс, 2006. – 64 с.
2. Комментарии к Правилам дорожного движения и другим правовым актам / Под ред. начальника Всероссийского НИИ МВД России генерал-майора милиции С.И. Гирько. [Текст] / – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 97 с.
3. Клочанов, Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. [Текст] / Н.И. Клочанов - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 152 с.
4. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора [Текст] / Т.Ф. Саулина – М.: «Просвещение», 1989. – 62 с.
5. Данилова, Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД [Текст] / Т.И. Данилова – СПб.: издательство «Детство-пресс», 2009. – 208 с.
6. Майорова, Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. [Текст] / Ф.С. Майорова – «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 88 с.
7. Кулик, Г.И., Сергиенко, Н.Н Школа здорового человека. Программа для ДОУ [Текст] / Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.
8. Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения» [Текст] / О.А. Скоролупова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 80 с.
9. Соколова, Т.Б. Азбука дорожного движения для старших дошкольников [Текст] / Т.Б. Соколова – Кемерово, 2007. – 53 с.
10. Баряева, Л.Б. Азбука дорожного движения [Текст] / Л.Б. Баряева – М.: Дрофа, 2007. – 75 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внедрение вариативной части ООПДО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук» в работу ДОУ».
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...
Азбука дорожных наук Методическая разработка
В данной методической разработке освещается очень актуальная на сегодняшний день тема – воспитание у детей дошкольного возраста на...
Школа дорожных наук Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационных технологий в процессе обучения детей правилам дорожного движения»
Игра по ПДД "Веселый городок" ...
Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения детей 6-7 лет «Азбука дорожных наук»
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников дв...
Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...
Познавательная программа о правилах дорожного движения «Автошкола дорожных наук»
Возраст с 6 до 7 лет...
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ «Знатоки дорожных наук»
Конспект викторины по ПДД «Знатоки дорожных наук»...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Методическая разработка "Азбука дорожных наук"
Интересная разработка.Возьму себе на заметку.
готовый, интересный материал
готовый, интересный материал для использования