Программа дополнительного образования по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы (4-5лет)
методическая разработка по обж (средняя группа)

Монге Чаймаа Кожайовна

Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем  меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pdd_monge_chk_20-21g.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с.Кызыл-МажалыкБарун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва

Согласована                                                                      Утверждена                                                                                                                                                                                                                                                                      

со старшим воспитателем                                               Заведующей МБДОУ

                                                                                           МБДОУ д/с «Чечек»                        

 _____________ Монгул Ч.Б                                           _________ Саая А.О                                                                                              

Протокол №______________                                          Приказ___________________

от «___»__________________                                         от «___»__________________

Программа дополнительного образования  

по ПДД «Азбука дорожной безопасности»
для детей средней группы (4-5лет)
(Срок реализации программы: 1 год)

Руководитель:

Монге Чаймаа Кожайовна

Педагогический стаж: 19 лет

Первая квалификационная категория

Кызыл-Мажалык – 2020


                                       Содержание

1.

Пояснительная записка……………………………………….......3

1.1

Направленность  программы…………………………………......3

1.2

Новизна программы……………………………………………….3

1.3

Актуальность программы …………………………………….......4

1.4

Цель и задачи……………………………........................................4

1.5

Календарный учебный график…………………………………....5

1.6.

Формы и режим занятий…………………………………………..5

1.7

Планируемые результаты……………….………………………...6

2.

Учебный план……………………..……………………………….6

2.1

Количество занятий в год…………………………………………8

3.

4.

4.1

4.2

4.3

5.  

6.

Содержание изучаемого курса…………………………….….......9

Организационно-педагогические условия…………………........10

Методическое обеспечение программы…………………………10

Пути решения программных задач………………………….. ….10

Основные формы проведения занятий…………………………..11

Мониторинг………………………………………………………..11

Литература…………………………………………………………15

1.Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Азбука дорожной безопасности» разработана для работы с детьми 4-5 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях кружка дети углубляют представления о ПДД, полученные ранее, продолжают знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями, учатся применять правила в различных жизненных ситуациях.

  1. Направленность программы.

Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

-  обеспечение знаний о транспортной среде города, поселка;

- предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

- решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организационное:

- организация предметно-развивающей среды в группе по ПДД;

- определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

- изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

- пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

1.2. Новизна программы

Программа «Азбука дорожной безопасности» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

1.3. Актуальность  программы

         По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием

детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

  1. Цель и задачи программы

Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Задачи:

- формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

- освоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

- развитие внимания, мышления, памяти.

- воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

  1. Календарный учебный график

Разделы программы

Количество часов

1

Теоретическая часть

16  часов

2

Практическая часть

16 часов

Итого

32 часа

1.6. Формы и режим занятий

Методы и формы работы с детьми:

 - словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;

практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (в том числе на специально оборудованную площадку) во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания;

- рассматривание иллюстраций;

организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;

продуктивные виды деятельности:  рисование, аппликация (на закрепление).

Методы и формы работы с родителями:

- консультации;

- оформление уголков безопасности дорожного движения в ДОУ (группах);

-памятки-буклеты по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;

-литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».

- анкетирование;

- индивидуальные беседы  о соблюдении правил дорожного движения;

- день открытых дверей;

- участие в конкурсах, акциях на тему ПДД.

1.7. Планируемые результаты

- расширить  представления детей о различных видах транспорта,  об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

- сформировать  навыки  спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

- развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

- повысить  активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

  1. Учебный план

№ п/п

Тема   занятия

Кол-во занятий

Практи-ческие

Теорети-ческие

Октябрь       «Бережем свое здоровье»

1.

«Диагностика»

1

2.

«Какие мы?»      

1

3.

«В гостях у кабинета медсестры Аргаровны»  

1

4.

Итоговое:  «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

1

Ноябрь      «Безопасность на дорогах села»  города

1.

«Внимание – дорога!»            Светофор.

1

2.

«Где и как можно играть»

1

3.

«Улица полна неожиданности»     Пешеходный переход

1

4.

Итоговое:  «Путешествие

в мир автомобилей»

1

Декабрь     «Безопасность в социальной среде»

1.

«Внешность может быть обманчива»

1

2.

«Свой, знакомый, чужой»

1

3.

«Если мамы рядом нет»

1

4.

Итоговое:    «К кому можно обратиться за помощью»

1

Январь     «Пожарная безопасность»

1.

«Огонь – друг, огонь - враг»  101

1

2.

«Спички – не игрушка»

1

3.

«Если случился пожар»

1

4.

Итоговое:  «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»

1

Февраль      «Безопасность в быту»

1.

«Безопасность в доме»  102

1

2.

«Если дома ты один»

1

3.

«Домашние электроприборы»

1

4.

Итоговое:    «Опасные забавы»

1

Март      «Здоровый образ жизни»

1.

«Врачи — наши друзья»  Экскурсия  стадион

1

2.

«Лекарства и витамины»   103

1

3.

«Здоровое питание»

1

4.

Итоговое:   «Личная гигиена»

1

Апрель     «Безопасность во дворе дома»

1.

«Кошки и собаки — наши соседи». Домашние животные

1

2.

«Кошка и собака – наши верные друзья».

1

3.

«Как избежать неприятности»

1

4.

Итоговое: «Один дома».

1

Май     «Безопасность в природе»

1.

«Чистая водичка» Водичка

1

2.

«В мире природы» Правила поведения в лесу

1

3.

«Диагностика»

1

4.

Итоговое: «Береги живое»Сугга баргаш келиил

1

2.1. Количество занятий в год

В месяц:4 занятия.

В год:36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.

Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).

Список детей средней группы

Ф. И. ребёнка

Год рождения

1

Монгуш Алантос

2016

2

Соянов Сайын

2016

3

Аймыр-оол Артас

2016

4

Кужугет Даяна

2016

5

Хомушку Чоргаар-Хаан

2016

6

Монгуш Эртине

2016

7

Наскыл-оол Челээш

2016

8

Сюр-оол Ария

2016

9

Самдан Амелия

2016

10

Чуле Эчис

2016

  1. Содержание изучаемого курса

Месяц

Формы  и методы работы

Сентябрь

Ознакомить с планом работы по ПДД с детьми на учебный год.

Анкетирование: «Взрослые и дети на улицах города».

Памятки-буклеты для родителей «Воспитываем грамотного пешехода».

Октябрь

Рекомендация «Прогулка по улицам города».

Консультации «Что дети должны знать о правилах дорожного движения».

Совместное оформление  индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада.

Ноябрь

Консультация «Безопасность детей на улице».

Фотовыставка «Дети на улице».

Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте».

Декабрь

Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».

Консультация для родителей «Ребёнок на санках».

Памятки по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Январь

Консультация «Безопасность детей – забота взрослых».

Рекомендации по домашнему чтению. Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».

Конкурс семейных творческих работ «Дорога и дети!».

Февраль

Рекомендовать совершить экскурсию к светофору, понаблюдать за его работой.

Консультация для родителей: «Безопасное кресло».

Индивидуальные беседы с родителями о соблюдении правил дорожного движения.

Март

Консультация «Сам соблюдай и детей обучай правилам дорожного движения».

Рекомендации для родителей игр по ПДД.

Развлечение «Путешествие за светофором».

Апрель

Информационный лист «Ребенок на велосипеде».

Консультация «Дети участники дорожного движения».

Совместное  участие в конкурсах рисунков на тему ПДД.

Май

Консультация «Безопасная дорога летом».

Папка – передвижка «Ребенок в автомобиле».

Фотовыставка из семейных архивов «Мы за безопасное движение».

Тематический день по ПДД (вовлечение родителей к организации и проведению этого дня).

  1. Организационно-методическое обеспечение программы

4.1 Методическое обеспечение программы

Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)

  • уголок «Дорожного движения»;
  • наглядный материал: транспорт различного функционального назначения; настольно-печатные игры; дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»; дорожные знаки;
  • методический инструментарий;
  • художественная литература по ПДД.

4.2. Пути решения программных задач

Средства, необходимые для реализации программы кружка

  • карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;
  • атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и полицейские машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • светофоры, дорожные знаки, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • плакаты, иллюстративно – наглядный материал по ПДД;
  • сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • настольно-печатные игры;
  • детская художественная литература;

  1. Основные формы проведения занятий

Форма занятий: фронтальные(групповые), индивидуальные занятия.

Формы подведения реализации кружка «Азбука дорожной безопасности»: акции, конкурсы, викторины, игры, выставки рисунков, поделок, творческих работ, участие в соревнованиях.

  1. Мониторинг

Диагностика по безопасности дорожного движения

Воспитатели:

Ф.И. ребёнка

Какие ты знаешь автомобили.

Назови части автомобиля

На какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть

Покажи тротуар

Где можно играть

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ по результатам диагностики

Инструментарий к диагностике по Правилам дорожного движения                    для детей 4 – 5 лет.

Номер задания

Форма

Критерии оценки

1

Дидактическая игра: «Какие ты знаешь автомобили?»
Материал: иллюстрация с изображением автомобилей: грузовик, автобус, мотоцикл, легковая машина.
Содержание диагностического материала: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть иллюстрацию и назвать (показать) транспорт, который изображён. Предположительный ответ: 
Легковая машина, грузовая машина, мотоцикл, автобус

0 – ребёнок отказывается отвечать 1 – ребёнок называет (показывает) транспорт с большими ошибками, путается 2 – ребёнок называет (показывает) транспорт с небольшими ошибками (не более 1) 3 – ребёнок называет (показывает) транспорт правильно  

2

Дидактическая игра: «Назови части автомобиля»
Материал: иллюстрации с изображением грузовика. Содержание диагностического материала: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть иллюстрацию и назвать (показать) части автомобиля. Предполагаемый  ответ: 
Кузов, кабина, колёса                                 

0 – ребёнок отказывается отвечать 1 – ребёнок называет (показывает) части автомобиля с большими ошибками, путается 2 – ребёнок называет (показывает) части автомобиля с небольшими ошибками (не более 1) 3 – ребёнок называет (показывает) части автомобиля правильно  

3     4

Дидактическая игра: «На какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть?» Материал: иллюстрация с изображением светофора. Содержание диагностического материала: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть иллюстрацию и назвать(показать) сигнал светофора на который можно переходить дорогу
Дидактическое упражнение «Покажи тротуар» Материал: иллюстрация с изображением тротуара. Содержание диагностического материала: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть иллюстрацию и показать тротуар.  

0– ребёнок отказывается отвечать 1– ребёнок называет (показывает) сигнал светофора неправильно 3 – ребёнок называет (показывает) сигнал светофора правильно     0– ребёнок отказывается отвечать 1 – ребёнок показывает  тротуар неправильно 3 3– ребёнок показывает тротуар правильно  

5

Беседа «Где можно играть?» Материал: иллюстрация с изображением прогулок детей. Содержание диагностического материала: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть иллюстрацию и назвать(показать) места, где можно играть. По возможности объясняет почему.    

0 – ребёнок отказывается отвечать 1 – ребёнок называет (показывает) безопасные места  с большими ошибками, путается 2 – ребёнок называет (показывает) безопасные места с небольшими ошибками (не более 1) 3 – ребёнок называет (показывает) безопасные места правильно  

Диагностика

Каждый ответ оценивается по трех бальной системе

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.

Средняя группа

Вопросы к детям

1. Назови цвета светофора.

2. Покажи грузовой и легковой автомобиль.

3. Назови части автомобиля.

4. Кто управляет автомобилем?

5. Что делает водитель?

6. Где едут машины?

7. Кого перевозит автобус?

8. Где останавливается автобус?

9. Где ходят люди?

10. Где играют дети на улице?

6. Методическая литература

1. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.

2. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

3. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

6. Т.Ф. Саулина  Знакомим дошкольником с правилами дорожного движения.

7. Н.В. Елжова ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий.

8. Т.А.Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.

9. А.Бочко Правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Программа дополнительного образования по нравственному воспитанию посредством художественной литературы в средней группе

В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, поэтому нео...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)

Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...

Рабочая программа кружка по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы

Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем  меньше будет неприятных происшестви...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группыОтчёт по программе дополнительного образования "Люблю тебя, мой край родной" ...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы...

ПРОГРАММА дополнительного образования социально-педагогической направленности факультатива «Логоритмика» для детей среднего и старшего возраста (4-6 лет)

Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Этот чудесный дар природы не дается человеку от рождения, и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно...