Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетическое воспитание детей. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к искусству писали А.С.Пушкин и Белинский В.Г. «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт. Несомненно театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус. Ну а уж если ребенок сам пробует показать себя в роли сказочного персонажа, то это еще и прекрасная возможность воспитать интересную и эмоциональную личность.
Новизна. Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так же лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства. Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа. Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ira_kruzhok.docx | 54.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш»
Утверждена: Приказом № от
Заведующего МБДОУ
«Детский сад№73«Малыш»
Федорова Ж.А.______________
Рабочая программа дополнительного образования
по театрализованной деятельности
Кружок «Сказка»
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Срок реализации 3 года)
Руководитель кружка: Раздобарова Ирина Федоровна
Смоленск: 2017
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗДЕЛУ
«Театрализованная деятельность» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с особенностями театрального искусства и приемами кукловождения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Учебно-тематический план
Содержание работы:
4. Перспективный план работы (4-5 лет)
5. Перспективный план работы (5-6 лет)
6. Перспективный план работы (6-7 лет)
6.Методическое обеспечение
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетическое воспитание детей. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к искусству писали А.С.Пушкин и Белинский В.Г. «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт. Несомненно театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус. Ну а уж если ребенок сам пробует показать себя в роли сказочного персонажа, то это еще и прекрасная возможность воспитать интересную и эмоциональную личность.
Новизна. Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так же лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства. Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа. Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Смоленска.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня.
Продолжительность занятия: 20 мин — средняя группа, 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа.
Общее количество учебных занятий в год — 34-47 в зависимости от возрастной группы.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
6. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Учебный план кружка «Сказка»
№ | Название тематики | Средняя группа | Общее кол-во занятий | Старшая группа | Общее кол-во занятий | Подготовительная группа | Общее кол-во занятий | ||||
Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | ||||||
1. | Занятия с элементами кукловождения, настольного театра, сюжетных этюдов | 2 | 15 | 18 | 2 | 12 | 14 | 1 | 17 | 18 | |
2. | Постановка театральных мини-сценок, спектаклей, сказок | 3 | 14 | 16 | 22 | 22 | 1 | 27 | 28 | ||
Итого в год: | 5 | 29 | 34 | 2 | 34 | 36 | 2 | 34 | 36 | ||
Полный курс обучения | |||||||||||
Длительность одного занятия в средней группе составляет 20 минут, в старшей – 25, в подготовительной к школе группе – 30 минут |
Учебно-тематический план кружка «Сказка» (для детей средней группы)
№ | Название темы | Средняя группа | Общее количество занятий | |
теория | практика | |||
Открытие кружка «Сказка» | 1 | 1 | ||
«Репка». Игра –драмматизация. | 1 | 1 | ||
«Забавные истории» | 1 | 1 | ||
Игры с бабушкой Забавой | 1 | 1 | ||
«Маленький кролик» | 1 | 1 | ||
«Путешествие в сказку» | 1 | 1 | ||
7. | «Пляшут лапки» | 1 | 1 | |
8. | «Колобок наш удалой» | 1 | 1 | |
9. | «Колобок - наш колобок, колобок - колючий бок» | 1 | 1 | |
10. | «Очень жить на свете туго, без подруги или друга» | 1 | 1 | |
11. | «Прибаутки не на шутку» | 1 | 1 | |
12 | «Промахнулся» | 1 | 1 | |
13. | «Лучшие друзья» | 1 | 1 | |
14. | «Непослушный медвежонок» | 1 | 1 | |
15. | «Новый год, пора встречать!» | 1 | 1 | |
16. | «Три елочки» | 1 | 1 | |
17. | «Как утка лису вылечила» | 1 | 1 | |
18. | «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | 1 | |
19. | Игровой урок. Этюды | 1 | 1 | |
20. | Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу!» | 1 | 1 | |
21. | «Кто сказал «Мяу» | 1 | 1 | |
22. | «Невоспитанный мышонок, один остался, без друзей» | 1 | 1 | |
23. | Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить? | 1 | 1 | |
24. | «Пришла весна!!!» | 1 | 1 | |
25. | «Сказка о глупом мышонке» | 1 | 1 | |
26. | «Упрямые ежата» | 1 | 1 | |
27. | «Огнехвостик» | 1 | 1 | |
28. | «Подснежник» | 1 | 1 | |
29. | «Сильный дождик припустил, муравьишку измочил» | 1 | 1 | |
30. | «Дождик льет, льет, льет, а грибочек все растет!» | 1 | 1 | |
31. | Кукольный спектакль «Ку-ка-рекуу!» | 1 | 1 | |
32. | Инсценировка «Курочка-Ряба» | 1 | 1 | |
33. | «Заяц в огороде» | 1 | 1 | |
34. | «Ветерок и ветер» | 1 | 1 | |
35. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого в год | 5 | 29 | 34 |
Учебно-тематический план кружка «Сказка» (для детей старшей группы)
№ | Название темы | Старшая группа | Общее количество занятий | |
теория | практика | |||
«Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать» | 1 | 1 | ||
«Попробуем измениться?» | 1 | 1 | ||
«Здорово, Кума!» | 1 | 1 | ||
Игровой урок | 1 | 1 | ||
«Мешок яблок». Подготовка к инсценировке | 1(всего3) | 1 | ||
Играем пальчиками | 1 | 1 | ||
7. | Театральная постановка «Мешок яблок» | 1 | 1 | |
8. | «Почему кот моется после еды?» | 1 | 1 | |
9. | «Постучимся в теремок» | 1(всего3) | 1 | |
10. | «Многим домик послужил, кто только в домике не жил!» | 1 | 1 | |
11. | «Косолапый приходил, теремочек развалил» | 1 | 1 | |
12 | Учимся говорить по-разному | 1 | 1 | |
13. | Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять! | 1 | 1 | |
14. | «Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился» | 1(всего 3) | 1 | |
15. | «Гордится, Петенька, красой, ног не чует под собой» | 1 | 1 | |
16. | «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался» | 1 | 1 | |
17. | Новогодние этюды | 1 | 1 | |
18. | «Телефон» | 1 | 1 | |
19. | «Кораблик» | 1 | 1 | |
20. | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | 1 | 1 | |
21. | Наши эмоции, мимика, жесты | 1 | 1 | |
22. | «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса» | 1 | 1 | |
23. | «Злая, злая, нехорошая змея, укусила молодого воробья» | 1(всего 3) | 1 | |
24. | «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей» | 1 | 1 | |
25. | «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!» | 1 | 1 | |
26. | «Когда страшно, видится то, чего и нет» | 1 | 1 | |
27. | «Каждому страх большим кажется» | 1 | 1 | |
28. | «У страха глаза велики» | 1 | 1 | |
29. | «Три поросенка» | 1 | 1 | |
30. | «Козлятушки – ребятушки» | 1(всего 2) | 1 | |
31. | «Волк и козлята» | 1 | 1 | |
32. | «Если с другом ты поссорился» | 1(всего 4) | 1 | |
33. | «Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить?» | 1 | 1 | |
34. | «Бог молнии и грома очень поспешил. Ссор Луны и Солнца быстро разрешил» | 1 | 1 | |
35. | «Как поссорились Солнце и Луна». Драмматизация | 1 | 1 | |
36. | Итоговое занятие. Викторина «Мы любим сказки» | 1 | 1 | |
ИТОГО В ГОД | 2 | 34 | 36 |
Учебно-тематический план кружка «Сказка» (для детей подготовительной группы)
№ | Название темы | Подготовительная группа | Общее количество занятий | |
теория | практика | |||
Открытие кружка «Мы дружим с театром» | 1 | 1 | ||
«Фонарь» | 1 | 1 | ||
«А тари, тари, тари!» | 1 | 1 | ||
«Мальвина учит Буратино» | 1 | 1 | ||
«Моя книга» | 1(всего3) | 1 | ||
«Котенок» | 1 | 1 | ||
7. | Театральная постановка «Золотой ключик» | 1 | 1 | |
8. | «Музыканты из города Бремен» | 1(всего4) | 1 | |
9. | «Дружим с прибаутками» | 1 | 1 | |
10. | Воображаемые предметы | 1 | 1 | |
11. | Интересные этюды | 1 | 1 | |
12 | «Федорино горе» | 1 | 1 | |
13. | «Угадай, что я делаю?» | 1 | 1 | |
14. | Театральная игра «Одно и тоже по-разному» | 1 | 1 | |
15. | «Двенадцать месяцев» | 1(всего 4) | 1 | |
16. | Театральные игры с сюжетом | 1 | 1 | |
17. | «Как повадился коток» | 1 | 1 | |
18. | Театральная постановка сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | 1 | |
19. | «История про Кая и Герду» | 1 | 1 | |
20. | «Снежная Королева». Подготовка к театрализации. | 1 | 1(всего 4) | 1 |
21. | Русская народная игра «На блины» | 1 | 1 | |
22. | Драмматизация сказки «Снежная Королева». | 1 | 1 | |
23. | «Медвежонок-невежа» | 1(всего 3) | 1 | |
24. | «Куда в машинах снег везут?» | 1 | 1 | |
25. | «Мамин день» | 1 | 1 | |
26. | Театральная игра «Карусель» | 1 | 1 | |
27. | «Умный слоненок» | 1(всего 5) | 1 | |
28. | Пантомимы или игрыпревращения | 1 | 1 | |
29. | «Разговор сурка и слоненка» | 1 | 1 | |
30. | «Мышиная школа» | 1 | 1 | |
31. | «Слоненок пошел учиться!» | 1 | 1 | |
32. | Немецкая сказка «Зайчики и лиса» | 1 | 1 | |
33. | «Как Машенька в лесу заблудилась» | 1(всего3) | 1 | |
34. | «Встреча с тремя медведями» | 1 | 1 | |
35. | «Три медведя». Инсценировка | 1 | 1 | |
36. | Игровое итоговое занятие. Оценка творческих достижений. | 1 | 1 | |
ИТОГО В ГОД | 2 | 34 | 36 |
Перспективный тематический план на учебный год по работе с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Открытие кружка «Мы дружим с театром» | Познакомиться с театральной комнатой, ее оборудованием, назначением. Привыкнуть к обстановке помещения. | Театральная ширма. Настольные куклы. Куклы-бибабо. Марионеточные куклы. Куклы на гапите. |
2 | «Репка». Игра драмматизация. | Познакомиться с игрой драмматизацией «Репка». | Головные уборы и элементы костюмов: шапка для деда, борода, передник и платок для бабки, косыночка для внучки, атрибуты для изображения животных |
3 | «Забавные истории» | Развивать и активизировать речь, обучать составлять рассказ по картинке; проводить игру «Баю, бай» | Книга В.Сутеева «Забавные истории». Пилотки. Куклы. |
ОКТЯБРЬ | |||
5 | Игры с бабушкой Забавой | Создать игровую мотивацию с помощью куклы бибабо. Провести игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя». | Наручная кукла – бабушка Забава. Разные шапочки - персонажи: лиса, петушок, зайцы. |
6 | «Маленький кролик» | Изобразить мимикой и жестами стихотворение «Маленький кролик». Составить рассказ по картине «Засыпался». Отработать потешки: «Козлик» и «Девица, девица» | Книги «Расскажи стихи руками», «Кирющка попадает в переплет», игрушка Козлик. |
7 | «Путешествие в сказку» | Отработать на ширме русскую народную потешку «Большие ноги». Познакомить с верховыми куклами на гапите используя сюжет сказки «Теремок». | Театральная ширма, куклы для спектакля «Путешествие в сказку», «Теремок». |
8 | «Пляшут лапки» | Изображаем мимикой и жестами:1) потешку «У медведя во бору», 2) народные прибаутки «Бегал заяц по болоту» и «Пляшут лапки», 3) народную шутку «Я рыжая лисица». Отработать скороговорку «Сова». Продолжать работу над сказкой «Теремок». | Театральная ширма. Мишка, мышка, лягушка, лиса, зайчик – верховые куклы на гапите. |
НОЯБРЬ | |||
9 | Колобок наш удалой | Прослушать сказку и обсудить ее персонажей по сюжетным картинкам. Отгадывать загадки про героев. Познакомить с театром теней | Иллюстрации к сказке В.Бианки «Колобок-колючий бок» |
10 | «Колобок - наш Колобок, Колобок - колючий бок» | Драмматизация сказки «Колобок» | Атрибуты костюмов для бабки, деда; театральные шапки для колобка, лисы, зайца, волка |
11 | «Очень жить на свете туго, без подруги или друга» | Чтение стихотворения о дружбе и рассказа «Лучшие друзья». Игра «Скажи о друге ласковое слово» | Сказка «Лучшие друзья» |
12. | «Прибаутки не на шутку» | Изображаем мимикой и жестами: 1) потешки «Чешу, чешу волосыньки», «Андрей-Воробей»; 2) отрабатываем скороговорки «Паша тихо шепчет Мише», «Вырастил Толя», Мышонку шепчет мышь». | Театральная ширма, куклы на гапите: мама-мышка и мышонок, воробей, галка и голубь; гребешки для волос |
ДЕКАБРЬ | |||
13 | «Промахнулся» | Придумать рассказ «Промахнулся» по книге «Кирюшка попадает в переплет». Изображаем стихотворение «Улей» из книги «Расскажи стихи руками». Проводится этюд на выразительность жеста «Ох, ох, что за гром?». Игра «Наш оркестр». | Книги: Ю.Черепанов «Кирюшка попадает в переплет» и «Расскажи стихи руками» в переводе В.Егорова. Детские музыкальные инструменты. |
14 | «Лучшие друзья» | Драмматизация сказки «Лучшие друзья» | Игрушки: заяц, еж, бабочка, белка, лиса и их изображения на карточках. |
15 | «Непослушный медвежонок» | Познакомить со сказкой «Непослушный медвежонок». Отработать потешки: «Как петух в печи пироги печет» | Шапочки зверей: петух, кошка, поросенок, конь и уточка. Атрибуты для сказки «Непослушный медвежонок»: бочонок с медом, куклы на гапите - медвежата и зайцы. |
16 | «Новый год, пора встречать!» | Кукольный мини - спектакль «У зайчишек Новый Год!» | Театральная ширма, куклы на гапите или элементы костюмов: Снегурочка, мишка, два зайца, белка, лиса, кошка, козлик, собака |
17. | «Три елочки» | Драмматизация сказки «Три елочки». Отработка потешек: «Не плачь, детка», «Идет котик по лавочке», «Баю-бай, баю-бай» | Театральная ширма, игрушки: белка, кошка, собака; атрибутика для сказки: валенки, шубка, рукавички, платочек для Машеньки. Театральные шапочки медведя, лисы, зайца. |
ЯНВАРЬ | |||
18 | «Как утка лису вылечила» | Драмматизация сказки «Как утка лису вылечила» | Костюм утки и лисицы |
19 | «Что такое хорошо и что такое плохо» | Разобрать сюжет стихотворения; творчески использовать игровую обстановку занятия. | Кукла-мальчик. Оформление для фланелеграфа или настольного театра: два фона красный и серый. Игрушечные поросенок и большая свинья. |
20 | Игровой урок. Этюды. | Отработка этюдов на выразительность движений и на выражение основных эмоций. Игра «Мы в снежки играем смело». Беседа о театре С.В.Образцова. | Карточки-эмоции. |
ФЕВРАЛЬ | |||
21 | Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу!» | Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?». Работа над пантомимными этюдами. | Игрушки: щенок и кот. |
22 | «Кто сказал мяу?» | Рассказывание сказки «Кто сказал Мяу?» вместе с воспитателем. Пантомимическая игра: «Угадай, кого покажу?» | Игрушки: щенок и кот |
23 | «Невоспитанный мышонок, один остался, без друзей» | Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке». Беседа по содержанию. | Куклы или шапочки животных: мышонка, мамы-мышки, утки, лошади и жеребенка, свинки и 2-х поросят, кошки. |
24 | Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить? | Загадывание загадки о сказке. Беседа по содержанию. Игра на интонирование вежливых слов. Рассказывание сказки с помощью воспитателя. | Куклы или шапочки животных: мышонка, мамы-мышки, утки, лошади и жеребенка, свинки и 2-х поросят, кошки. |
МАРТ | |||
25 | «Пришла весна!!!» | Инсценировка «Пришла весна!» | Театральные шапочкипетуха, сороки, медведя, зайца, лисы. |
26 | «Сказка о глупом мышонке» | Чтение стихотворения о дружбе. Повторная беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения ролей. | Куклы или шапочки животных: мышонка, мамы-мышки, утки, лошади и жеребенка, свинки и 2-х поросят, кошки. |
27. | «Упрямые ежата» | Рассказывание истории про двух ежей. Беседа по содержанию. Показ истории на ширме и придумывание нового окончания. Работа над прибаутками: «Трах-тах, тарарах», «Заяц белый». Проговаривание скороговорки «Пошел спозаранку». | Театральная ширма, шапочки или игрушки: ежей, мыши, зайца. |
28 | «Огнехвостик» | Кукольный спектакль по мотивам сказки В.Ардова «Огнехвостик» | Театральные шапочки героев: лисенок, лиса, бельчонок, заяц, волк, медведь, сорока. Картонные изображения солнца и светофора; игрушечный руль для водителя. |
АПРЕЛЬ | |||
29 | «Подснежник» | Инсценировка стихотворения «Уши», «Подснежник». Работа над скороговорками. Чтение рассказа Л.Воронковой «Заяц в огороде» | Театральная ширма, бутафорский подснежник; атрибуты для доктора; детский фартук и метла. |
30 | «Сильный дождик припустил, муравьишку измочил» | Подвижная игра «Дождь». Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию. Игра-конкурс «Попросись под грибок». | Иллюстрации к сказке. Игрушки или предметные картинки: муравей, бабочка, мышь, воробей, лиса, заяц и лягушка. |
31 | «Дождик льет, льет, льет, а грибочек все растет!» | Загадывание загадок о героях. Рассматривание иллюстраций к сказке В.Сутеева «Под грибом» и беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто попросился под грибок | Иллюстрации к сказке. Игрушки или предметные картинки: муравей, бабочка, мышь, воробей, лиса, заяц и лягушка |
32 | Кукольный спектакль «Ку-ка-ре-куу!» | Инсценировка мини-спектакля «Ку-ка-ре-куу!». Этюд на сопоставление эмоций по стихотворению Н.Глазковой «Танечка-хозяйка». Изображение народной потешки «Сегодня день целый» при помощи мимики и жестов. | Театральные шапочки: петуха, свиньи, кошки, лягушки, курицы, цыпленка; для потешки лисички, медведя, медведицы, сороки, птички и зайчика. |
МАЙ | |||
33 | Инсценировка «Курочка-Ряба» | Разбор содержания сказки. Работа по разъяснению пословицы «Слезами горю не поможешь». Театрализация сказки «Курочка Ряба». | Декорации и атрибуты для сказки: борода и палка для деда, платочек для бабки, костюмы курочки, цыплят и мышки. |
34 | «Заяц в огороде» | Драмматизация по сказке Л.Воронковой«Заяц в огороде». | Шапочки:зайки, гороха, моркови, капусты; корзина для овощей. |
35 | «Ветерок и ветер» | Изображаем мимикой и жестами потешки: «Петушок», «Коза-хлопота». Отрабатываем выразительные движения по стихотворению «Ива». Учимся передавать эмоциональное состояние по пьесе «Лендлер» Л.Бетховена. | Верховые куклы на гапите: петушок и собачка. Театральная шапочка козы. Пьеса «Лендлер» Л.Бетховена. |
36 | Итоговое занятие | Отгадывание загадок. Драмматизация сказок совместно с родителями. Веселая пляска в разных костюмах животных. | Приготовить атрибуты ко всем сказкам, изученным за год. |
Перспективный тематический план на учебный год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | «Наш любимый зал очень рад ребят встречать» | Первое посещение детьми в новом учебном году театральной комнаты (беседа). Игра «Назови свое имя ласково» | Театральная ширма. Настольные куклы. Куклы-бибабо. Марионеточные куклы. Куклы на гапите. |
2 | Попробуем измениться?» | Познакомить детей с понятием «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жестов. Отработать новые умения и навыки на стихотворениях М.Дружининой «Вы куда спешите, слон?» и М.Каремы «Радость». | Мяч или шарик. Напольная кукла – слоненок. |
3 | «Здорово, Кума!» | С помощью мимики, жестов и движений учиться изображать черты характера людей. | Напольные куклы – Коля и Оля. |
4 | Игровой урок | Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | Коробочка с загадками, Кукла-бибабо (дедушка), театральные шапочки: медведь, заяц. |
ОКТЯБРЬ | |||
5 | «Мешок яблок». Подготовка к инсценировке. | Игры на развитие внимания, памяти «Кто как кричит?», «Что изменилось?», «Четвертый лишний», Инсценировние стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Рассказывание и пересказ сказки В.Сутеева «Мешок яблок» с использованием различных видов театра. | Дидактический материал по темам: «Грибы», «овощи», «фрукты», «Дикие и домашние птицы», «Дикие и домашние животные». |
6 | Играем пальчиками | Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Обыграть русскую народную потешку «Наш козел-стрекозел» и прибаутку «Пошла Маня на базар». Закрепить понятие «пантомима». | Кукла-марионетка – козлик; платок, цветок, 2 пары сапог, белые рукавицы. |
7 | «Мешок яблок». | Театрализация сказки «Мешок яблок». Пересказ сказки по ролям, работа над выразительностью диалогической формы речи и образами героев. | Театральные шапочки животных: заяц, зайчиха, зайчонок, ворона, медведь, ежик, крот, козлята и бельчата. Декоративная избушка |
8 | Литовская народная сказка «Почему кот моется после еды?» | Отгадывание загадок о героях сказки. Подвижная игра «Воробышки и кот» | Театральные шапочки: кот, воробей, воробышки. |
НОЯБРЬ | |||
9 | «Постучимся в теремок» | Игра-загадка «Узнай, кто это?» Знакомство со сказкой В.Бианки «Теремок». Проведение этюда на расслабление и фантазию «Разговор с лесом». | Текст сказкиВ. Бианки «Теремок» Иллюстрации к сказке |
10 | «Многим домик послужил, кто только в домике не жил» | Учить детей передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, движениями. Пересказ сказки В.Бианки «Теремок» детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. | Театральные шапочки: мышь, лягушка, заяц, лиса, медведь. |
11 | «Косолапый приходил, теремочек развалил» | Игра «Угадай героя». Драмматизация сказки В.Бианки «Теремок». | Театральные шапочки: мышь, лягушка, заяц, лиса, медведь. |
12. | Учимся говорить по-разному
| Вводная беседа. Объяснение понятия «интонация». Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности. Игра-упражнение «Едем на паровозике». Введение понятия «скороговорка». | Сборник стихотворений А.Барто. |
ДЕКАБРЬ | |||
13 | Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять! | Повторить понятие «скороговорка». Игра «едем на поезде». Ввести понятие «рифма». Дидактическая игра «Придумай рифму». Придумывание стихотворения с детьми вместе с педагогом. | «Птица-говорун» (кукла-бибабо); коробочка с загадками. |
14 | Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился | Знакомство со сказкой Я.Тенясова«Хвостатый хвастунишка». Характеристика персонажей сказки. Рассматривание иллюстраций. | Иллюстрации и текст сказки Я.Тенясова«Хвостатый хвастунишка». |
15 | Гордится, Петенька красой, ног не чует под собой | Учиться использовать разные средства выразительности для изображения героев. Пантомимические и интонационные упражнения. | Костюмы вороны, петуха, лисы, утки. Красное перо. |
16. | «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался» | Отгадывание загадок. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение». Подготовка к инсценировке.
| Костюмы вороны, петуха, лисы, утки. Красное перо. |
ЯНВАРЬ | |||
17 | Новогодние этюды | Беседовать о праздновании Нового года. Разыграть этюды «Подготовка к празднику», «Разноцветные подарки». | Материал использовать по усмотрению воспитателя и желаниям детей. |
18 | «Телефон» | Знакомить со стихотворением К.Чуковского «Телефон». Учить детей выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации; понимать юмор произведения. | Два телефона. Красочное изображение персонажей (театральные шапочки). Большая картонная плитка шоколада, перчатки, книжки, калоши, качели. |
19 | «Кораблик» | Знакомство со сказкой В.Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию. Сочиняем продолжение сказки. | Костюмы цыпленка, лягушонка, мышки, муравья и жучка. |
20 | Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем | Пантомимическая игра «Узнай героя». Драмматизация выдуманной сказки. | Карточки с заданиями (кого нужно изобразить). |
ФЕВРАЛЬ | |||
21 | Наши эмоции, мимика, жесты | Введение понятия «эмоция». Рассматривание сюжетных картинок и беседа по их содержанию. Упражнение «Изобрази эмоцию». Познакомить детей с пиктограммами эмоций радости, грусти, злости, страха. | Сюжетные картинки для обсуждения эмоционального состояния героев. Пиктограммы эмоций. |
22 | «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса» | Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»). | Графические карточки эмоций радости, грусти, злости, страха. |
23 | Злая, злая, нехорошая змея, укусила молодого воробья | Знакомство со сказкой К.Чуковского «Айболит и воробей». | Иллюстрации к сказке. |
24 | Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей» | Слушание песни М.Танича и В.Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Повторное слушание сказки К.Чуковского «Айболит и воробей». Упражнение «Изобрази настроение». | Костюмы воробья, ежа, светлячка и доктора Айболита. |
МАРТ | |||
25 | «Слава, слава Аболиту. Слава, слава всем друзьям» | Чтение стихотворения о друге. Игра-загадка «Зеркало». Беседа по сказкам о дружбе. Драмматизация сказки К.Чуковского «Айболит и воробей». | Костюмы воробья, ежа, светлячка и доктора Айболита. |
26 | «Когда страшно, видится то, чего и нет»
| Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики». Беседа по сказке. Учимся изображать эмоцию страха. Рассказы детей из личного опыта. | Иллюстрации к сказке. |
27. | «Каждому страх большим кажется» | Беседа по сказке «У страха глаза велики». Пантомимическая игра «Изобрази героя». Повторное слушание сказки. | 3 ведерка разной величины, костюм курочки, зайца. |
28 | «У страха глаза велики» | Распределение ролей. Драмматизация сказки «У страха глаза велики». | 3 ведерка разной величины, костюм курочки, зайца. |
АПРЕЛЬ | |||
29 | «Три поросенка» | Слушание сказки «Три поросенка» Дидактические игры с использованием сюжета сказки. | Иллюстрации к сказке. Дидактическое пособие «Играем в сказку» А.Н.Вераксы |
30 | «Козлятушки-ребятушки» | Работа над содержанием сказки «Волк и козлята». Знакомство с деревенским бытом: печкой, избушкой. Использование сюжетных иллюстраций к сказке. | Иллюстрации к сказке. Театральные костюмы: коза, волк, козлята. |
31 | «Волк и козлята» | Драмматизация сказки «Волк и козлята». | Театральные костюмы: коза, волк, козлята. |
32 | «Если с другом ты поссорился» | Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна». Игра «Найди и покажи эмоцию». | Пиктограммы эмоций. |
МАЙ | |||
33 | «Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить?» | Рассматривание картинки «Злость». Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по содержанию. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов. | Картонные изображения Солнца и Луны, надевающиеся на голову ребенка. |
34 | «Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить?» | Рассматривание картинки «Злость». Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по содержанию. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов. | Картонные изображения Солнца и Луны, надевающиеся на голову ребенка. |
35 | «Бог молнии и грома очень поспешил. Ссор Луны и Солнца быстро разрешил» | Беседа о злости. Упражнение «Изображаем эмоцию». Рассказывание детьми сказки | Картонные изображения Солнца и Луны, надевающиеся на голову ребенка. |
36 | «Как поссорились Солнце и Луна». Драмматизация. | Распределение ролей и инсценировка сказки. | Картонные изображения Солнца и Луны, надевающиеся на голову ребенка. |
37 | Итоговое занятие. Викторина «Мы любим сказки». | Проведение викторины. Драмматизация любимой сказки. Награждение. | Реквизит и костюмы по желанию детей. |
Перспективный тематический план на учебный год по работе с детьми подготовительного дошкольного возраста (6 -7 лет)
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Открытие кружка «Мы дружим с театром» | Первое посещение детьми в новом учебном году театральной комнаты (беседа). Привыкнуть к обстановке помещения. | Театральная ширма. Настольные куклы. Куклы-бибабо. Марионеточные куклы. Куклы на гапите. |
2 | «Фонарь» | Чтение стихотворения «Фонарь». Составить рассказ по картине «История с арбузом». Изображать народную прибаутку «Патока с имбирем» и потешку «Курочка». | Книги: 1) «Расскажи стихи руками» в переводе .В.Егорова; 2) Черепанова Ю. «Кирюшка попадает в переплет». |
3 | «А, тари, тари, тари!» | Составить рассказ по картине «Страшный зверь». Провести этюд на выразительность жеста «А, тари, тари, тари!» и выражение основных эмоций «Сидит, сидит зайка». Изображение русской народной приговорки «Бабочка-коробочка» | Книга В.Сутеева «Забавные истории». Для инсценировки: шапочка зайца и кукла с «живой рукой» - бабочка. |
4 | «Мальвина учит Буратино» | Чтение сказки по мотивам А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Разобрать замысел автора. Учить выразительно и с юмором исполнять роли. Предварительный показ сюжета сказки осуществляет взрослый. | Персонажи: Мальвина, Буратино, пудель Артемон, мотыльки и птички. использовать любой вид кукол). |
ОКТЯБРЬ | |||
5 | «Моя книга» | Учить использовать жесты, мимику, движения. Составить рассказ по картине «Как Тобик научил Кирюшку переходить улицу». Разучить скороговорку «В лесу лиса под сосенкой». Продолжить работу над образами сказки «Золотой ключик» | Книги: 1) «Расскажи стихи руками» в переводе В.Егорова; 2) Черепанова Ю. «Кирюшка попадает в переплет». |
6 | «Котенок» | Чтение стихотворения С.Городецкого «Котенок». Разыгрывание народных потешек: «Вдоль по реченьке» и «А коток, коток, коток». Подготовка к инсценировке сказки «Золотой ключик». | Театральная шапочка котенка. Атрибуты и декорации к сказке «Золотой ключик». |
7 | Театральная постановка «Золотой ключик». | Инсценировка сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | Атрибуты и декорации к сказке. |
8 | «Музыканты из города Бремен» | Знакомство со сказкой «Бременские музыканты». Просмотр мультфильма. | Сказка «Бременские музыканты» в аудио или видеозаписи. |
НОЯБРЬ | |||
9 | «Дружим с прибаутками» | Разыграть русские народные прибаутки: «Летел соколок», «Я на камушке сижу», «Свинка Ненила». Разучить скороговорку «Пришел Прокоп». Работа над постановкой сказки «Бременские музыканты» (картина 1 и 2) | Театральные шапочки: свиньи, осла, собаки, петуха, кота. Элементы костюмов для короля, принцессы. |
10 | «Воображаемые предметы» | Беседовать на тему «Действия с воображаемыми предметами». Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато сейчас покажем». | Разные предметы |
11 | Интересные этюды | Познакомить с понятием «театральный этюд». Проведение этюдов: «Утешение», «Покупка театрального билета». Работа над эмоциональной составляющей этюда. | Стол и стул, театральная касса. Пиктограммы эмоций. |
12. | «Федорино горе» | Слушание сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». Разыгрывание сюжета с использованием картонных декораций. | Кукла-бибабо – Федора. Двусторонние декорации из картона: предметы, которые убегали от Федоры. |
ДЕКАБРЬ | |||
13 | «Угадай, что я делаю?» | Беседовать о театрализованной игре. Игра «Угадай, что я делаю?» Разыгрывание стихотворений «Два жука», «Жадина», с помощью тростевых кукол «Гусенок пропал». Разучить скороговорку «Дед Данила». | Тростевые куклы: гусь, гусенок, петух, утка, индюк, ворона. Театральная ширма. Шапочки: собака, щенок, лягушка, курочка. |
14 | Театральная игра «Одно и тоже по-разному» | Игры: «Одно и тоже по-разному», «Превращение предмета». Инсценировка стихотворений «Мы шагали по ельнику», «Дырки в сыре» и дразнилки «Витя-Титя-Карапуз». Разучить скороговорку «Маланья-Болтунья» | Любые предметы (по желанию педагога). Театральная ширма. Тростевые куклы: свинья, гусь, овца, собака, кот, ворона. Шапочка кота. |
15 | «Двенадцать месяцев» | Просмотр фильма по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев». Подготовка к инсценировке: разбор содержания, | Аудиозапись к сказке. Куклы-бибабо: мачеха, ее дочь – Ленивица. Для ширмы две сцены: крестьянский дом и сад падчерицы. Лепестки месяцев, нарисованные на картоне и изображающие изменения в природе. |
16. | Театральные игры с сюжетом | Упражнения с предметами; со стульями. Игры «Руки-ноги», «Король», «День рождения». Продолжать работу над постановкой сказки «Двенадцать месяцев». | Стол с предметами на столе (карандаши, тетради, часы,спички, монеты, и т.д.)
|
ЯНВАРЬ | |||
17 | Как повадился коток» | Упражнения на опору дыхания «Эхо», «Гудок». Игра «Птичий двор». Учиться изображать песенки и потешки: «Уж как шла лиса», «Как повадился коток», «Сень тяну». Разучить скороговорку «Все за стол сели». Подготовка к инсценировке сказки «Двенадцать месяцев». | Театральные шапочки: лисы, кота. Декорации к сказке «Двенадцать месяцев». |
18 | Театральная постановка сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». | Занятие-спектакль по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев». | Декорации к сказке «Двенадцать месяцев». |
19 | «История про Кая и Герду» | Знакомство с театрализованной игрой по сюжету сказки «Снежная Королева». Разбор картин 1 и 2. | Видео или аудиозапись сказки. Костюмы Снежной Королевы, Кая, Герды. |
20 | «Снежная Королева». Подготовка к театрализации | Работа над картинами 3, 4, 5. | Костюмы: цветов, Герды, Ворона и Принцессы. |
ФЕВРАЛЬ | |||
21 | «Снежная Королева» | Работа над картинами 6, 7, 8. | Костюмы разбойницы, оленя, Герды, Кая, Снежной Королевы. |
22 | Драмматизация сказки «Снежная Королева» | Разыграть вместе с детьми основные эпизоды сказки. | Театральные костюмы главных героев. Декорации, музыка. |
23 | «Медвежонок-невежа» | Слушание сказки «Медвежонок-невежа». Разыгрывание сюжета тростевыми куклами. | Тростевые куклы: медвежонок, медведица и 2 сороки. |
24 | Куда в машинах снег везут?» | Чтение и изображение мимикой и жестами стихотворения И.Токмаковой «Куда в машинах снег везут?» и «Чудаки» Ю.Вдадимирова. Разыгрывание потешки «Раз, два, три, четыре». Разучить с детьми 1 картину кукольного спектакля «Медвежонок-невежа». | Тростевые куклы: медвежонок, медведица и 2 сороки. |
МАРТ | |||
25 | «Мамин день» | Беседовать на тему праздника 8 марта. Игровой этюд «Подарок маме». Постановка выдуманной сказки «Принцесса и бабочка» | В зависимости от содержания сказки и желания детей. |
26 | Театральная игра «Карусель» | Знакомить с народной потешкой «Идет лисичка по мосту». Игра «Карусель». Постановка кукольного спектакля «Медвежонок-невежа». | Стулья по количеству детей. Театральные шапочки волка, медведя и лисы. Тростевые куклы: медвежонок, медведица и 2 сороки. |
27. | «Умный слоненок» | Слушание сказки «Слоненок пошел учиться». | Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой». |
28 | Пантомимы или игры-превращения | Выполнять упражнения на мышечное напряжение и расслабление, развитие выразительности и воображения. Разыгрывание картины 1 из сказки «Слоненок пошел учиться». | Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой». |
АПРЕЛЬ | |||
29 | «Разговор сурка и слоненка» | Разыгрывание картины 2 из сказки «Слоненок пошел учиться». Упражнения - пантомимы. | Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой». |
30 | «Мышиная школа» | Разыгрывание картины 3 из сказки «Слоненок пошел учиться». | Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой». |
31 | «Слоненок пошел учиться». | Театральная постановка сказки «Слоненок пошел учиться». | Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой». |
32 | Немецкая пьеса «Зайчики и Лиса» | Разыгрывание сюжета пьесы по мотивам немецкой сказки «Зайчики и лиса» в переводе О.Б.Садовой. | Театральные шапочки ворона, зайчат, лисы, воробья. Школьная указка, парты, доска. |
МАЙ | |||
33 | «Как Машенька в лесу заблудилась» | Рассказывание и пересказ сказки «Три медведя» с использованием разных видов театра. | Текст сказки; иллюстрации к ней. |
34 | «Встреча с тремя медведями» | Разыгрывание сюжета сказки, отработка выразительной интонации. | Костюмы медвежат, девочки Маши с корзинкой и ее бабушки. |
35 | «Три медведя». Инсценировка. | Постановка театрального спектакля «Три медведя». | Костюмы медвежат, девочки Маши и ее бабушки. |
36 | Игровое итоговое занятие. Оценка творческих достижений. | Развлекательная программа «Это вы можете». Игра «Последний герой», «Сам себе режиссер», «Цирковое представление» | Стулья по количеству детей. Реквизит и костюмы по желанию детей. |
Методическое обеспечение:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991 – 127с.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
3. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. –СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 64с.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 127с.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
6. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 288с.
7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Для занятий с детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театрализованного представления "В гостях у сказки" для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Интересный и увлекательный праздник доставит детям дошкольного возраста много ярких эмоций....
Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс русских народных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Русские народные игры – это игры, которыми развлекался русский народ в старину. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов....
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Детские экологические сказки для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Нужно научить детей бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край....
Авторская сказка для детей среднего и старшего дошкольного возраста " Переполох в преддверии весны"
Данная сказка рассказывает детям о том, как важно быть добрым и что с помощью добрых дел , поступков мир вокруг становиться лучше....
Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, Цель:создание благоприя...