Рабочая программа кружка по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы
материал (средняя группа)
Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Азбука дорожной безопасности" для детей средней группы | 58.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Целевой раздел | |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2.Возрастные особенности психофизического развития детей 4- 5 лет 4 | 4 |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Актуальность | 5 |
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка | 5 |
2.3. Организационно – методическое обеспечение программы | 6 |
2.4. Прогнозируемый результат | 6 |
2.5. Развивающая среда в группе | 6 |
2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка | 6 |
3.Организационный раздел | |
3.1. Перспективный план кружка | 7 |
3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями | 11 |
3.3. Методическая литература | 12 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа кружковой деятельности «Азбука дорожной безопасности» разработана для работы с детьми 4-5 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях кружка дети углубляют представления о ПДД, полученные ранее, продолжают знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями, учатся применять правила в различных жизненных ситуациях.
Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
-обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
-освоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
-формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
-воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
Форма занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.
Формы подведения реализации кружка «Азбука дорожной безопасности»: акции, конкурсы, викторины, игры, выставки рисунков, поделок, творческих работ, участие в соревнованиях.
Тип кружка: долгосрочный.
Направленность: социально – педагогическая.
Основные направления работы по программе:
Профилактическое:
- обеспечение знаний о транспортной среде города, поселка;
- предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.
Организационное:
- организация предметно-развивающей среды в группе по ПДД;
- определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Количество занятий.
В месяц: 4 занятия.
В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Физическое развитие ребёнка. В среднем физические возможности ребёнка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся всё более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольный возраст становится более ловким и быстрым по сравнению с младшим. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов развития физического развития, то от 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребёнок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем всего детского организма. Психическое развитие ребёнка. В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребёнка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщённым, и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно – логическое. Значительно увеличивается объём памяти: уже ребёнок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течении непродолжительного времени (15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким – либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели, дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребёнка.
2. Содержательный раздел
2.1. Актуальность
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем
пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать
дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Программа «Азбука дорожной безопасности» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка
Методы и формы работы с детьми:
-словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;
- практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (в том числе на специально оборудованную площадку) во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания;
- рассматривание иллюстраций;
- организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация (на закрепление).
Методы и формы работы с родителями:
- консультации;
- оформление уголков безопасности дорожного движения в ДОУ (группах);
-памятки-буклеты по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».
- анкетирование;
- индивидуальные беседы о соблюдении правил дорожного движения;
- день открытых дверей;
- участие в конкурсах, акциях на тему ПДД.
2.3. Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 20 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц во 2 половине дня, с сентября по май.
Возраст детей: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
Сроки реализации: сентябрь 2020 г. по май 2021г.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Наполняемость групп: 21 человек.
2.4. Прогнозируемый результат
- расширить представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- повысить активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
2.5. Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)
- уголок «Дорожного движения»;
- наглядный материал: транспорт различного функционального назначения; настольно-печатные игры; дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»; дорожные знаки;
- методический инструментарий;
- художественная литература по ПДД.
2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка
- карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;
- атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
- транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и полицейские машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
- светофоры, дорожные знаки, фигурки людей (пешеходов, водителей);
- плакаты, иллюстративно-наглядный материал по ПДД;
- сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
- настольно-печатные игры;
- детская художественная литература;
3. Организационный раздел
3.1. Перспективный план кружка
3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями
Месяц | Формы и методы работы |
Сентябрь | Ознакомить с планом работы по ПДД с детьми на учебный год. Анкетирование: «Взрослые и дети на улицах города». Памятки-буклеты для родителей «Воспитываем грамотного пешехода». |
Октябрь | Рекомендация «Прогулка по улицам города». Консультации «Что дети должны знать о правилах дорожного движения». Совместное оформление индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада. |
Ноябрь | Консультация «Безопасность детей на улице». Фотовыставка «Дети на улице». Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте». |
Декабрь | Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет». Консультация для родителей «Ребёнок на санках». Памятки по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. |
Январь | Консультация «Безопасность детей – забота взрослых». Рекомендации по домашнему чтению. Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД». Конкурс семейных творческих работ «Дорога и дети!». |
Февраль | Рекомендовать совершить экскурсию к светофору, понаблюдать за его работой. Консультация для родителей: «Безопасное кресло». Индивидуальные беседы с родителями о соблюдении правил дорожного движения. |
Март | Консультация «Сам соблюдай и детей обучай правилам дорожного движения». Рекомендации для родителей игр по ПДД. Развлечение «Путешествие за светофором». |
Апрель | Информационный лист «Ребенок на велосипеде». Консультация «Дети участники дорожного движения». Совместное участие в конкурсах рисунков на тему ПДД. |
Май | Консультация «Безопасная дорога летом». Папка – передвижка «Ребенок в автомобиле». Фотовыставка из семейных архивов «Мы за безопасное движение». Тематический день по ПДД (вовлечение родителей к организации и проведению этого дня). |
3.3. Методическая литература
1.Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
2.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
3.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
4.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.:ТЦ Сфера, 2007.
5.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
6. Т.Ф. Саулина Знакомим дошкольником с правилами дорожного движения.
7. Н.В. Елжова ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий.
8. Т.А.Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.
9. А.Бочко Правила дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации образовательной области "Физическая культура" для детей средней группы компенсирующей направленности
СодержаниеI . Целевой раздел1.1. Пояснительная записка1.2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников1.3. Планииуемые результаты освоения Программы...
Рабочая программа по реализации образовательной области "Физическая культура" для детей средней группы компенсирующей направленности
СодержаниеI . Целевой раздел1.1. Пояснительная записка1.2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников1.3. Планииуемые результаты освоения Программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по разделу «Формирование элементарных математических представлений» для детей средней группы общеразвивающей направленности образовательная область «Познание»
Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познание» для детей средней группы составлена на основе...
Рабочая программа кружка «Родничок» по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы
Рабочая программа кружка «Родничок»по нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей подготовительной группы...
Программа дополнительного образования по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы (4-5лет)
Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем меньше будет неприятных происшестви...
Рабочая программа: Конструирование из бумаги и бросового материала для детей средней группы.
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельност...
Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы
Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы разработана на основе «Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошко...