Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Вознова Елена Сергеевна

Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voznova_lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy_dop.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Протокол №____от «    »___2020г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

В.А.Кузнецова

Приказ №_____от «    »  ___ 2020г

План работы по дополнительному образованию

« Люблю тебя, мой край родной »

Воспитатель:

Высшей квалификационной категории

Вознова Е.С.

Смоленск 2020г

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить

без сердца».
К. Паустовский.

Пояснительная записка

В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС ДОО акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое     воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание дошкольника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно  внести и ДОУ.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Как показывает опыт моей работы, уважение  к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны  без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

   Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами  возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей  воспитания дошкольника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

     Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация кружковой работы: «Люби и знай Родной свой край!»

Цель: формирование у детей знаний о природе родного края, желании оказывать посильную помощь в поддержании природных объектов.

Задачи:

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
  5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
  6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

7)Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

  1. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Ожидаемые  результаты:

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  6. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  7. У ребёнка сформированы элементарные знания о природе родного края и желание оказывать посильную помощь в поддержании природных объектов;

Участники: дети средней группы, родители воспитанников, педагог группы, музыкальный руководитель.

Организация образовательной деятельности:

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.

Материально-технические ресурсы:

  1. подбор исторической литературы,
  2. подбор произведений русского народного творчества,
  3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  4. подготовка разного вида бросового материала
  5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  6. дидактические игры,
  7. выставки книг, рисунков, поделок,
  8. создание условий для проведения открытых мероприятий

Программное содержание по образовательным областям:

• «Познание»: закрепить знания детей о животном и растительном мире Самарской области.

• «Социализация»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников о родном крае.

• «Коммуникация»: развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

• «Чтение художественной литературы»: использование художественных произведений о родном крае: сказки, стихи.

• «Труд»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников через собственную трудовую деятельность.

• «Безопасность»: формирование основ безопасного поведения в лесу, на речке.

 


Учебно-тематический план

Сентябрь
Тема «Мой Смоленск».
Цель: Знакомство с  достопримечательностями города, познакомить с картой города, символикой-гербом.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома достопримечательностей города .
2. Видео-экскурсия по городу Смоленску
3. Рассказ воспитателя об истории возникновения города.
4. Показ презентации города Смоленск.
Тема «Наша Родина-Россия».
Цель: закрепить знания детей о родине, городах-соседях.
Формировать дружеское и уважительное отношение к народам, живущим рядом и вместе с нами.
Познакомить с обычаями, традициями народов Поволжья.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома «Россия».
2. Цикл бесед о России (достопримечательности, природа, знаменитые люди, и др.)
3. Рассматривание иллюстраций с народными костюмами.
4. Рисование: « Народные костюмы».

Октябрь
Тема «Достопримечательности нашего края».
Цель: приобщать детей к историческим ценностям края.
экскурсии по улицам, связанными с именами знаменитых людей, прославивших наш город.
План работы:
1. Рассказы воспитателя о достопримечательностях города.
2. Рассматривание фотоальбома «Наш край».
3. Рисование «Высотные дома на улице».
4.Знаменитые люди города.

Ноябрь
Тема «Осенний лес».
Цель: познакомить детей с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира в лесу.
Формировать представления об особенностях природы осенью.
Планы работы:
1.Видео-экскурсия в осенний лес.
2. Рассматривание картин серии «Родная природа», « Птицы» «Животные».
3. Изготовления гербария.
4. Коллективное рисование « Осенние краски леса».

Декабрь
Тема «Новый год».
Цель: уточнить знания детей о праздновании Нового года у разных народов, обычаи, традиции.
План работы:
1. Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в России.
2. Чтение сказки « В гостях у лесной красавицы».
3. Конкурс по изготовлению поделок для украшения группы.
4. Рисование « Снежинки»


Январь
Тема «Столица России - Москва».
Цель: закрепить представления о России, главном городе – Москве.
Уточнить представление детей о государственной символике.
Воспитывать чувство любви и гордости.
План работы:
1. Беседа по географической карте России.
2. Рассматривание символики (герб, флаг).
3. Рассматривание альбома «Моя Россия - моя Москва».
4. Рисование «Красная площадь».


Февраль
Тема «Защитники Отечества».
Цель: познакомить детей с военными профессиями.
Формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину.
Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам – защитникам Отечества, расширять знания о героях в годы Великой Отечественной войны.
План работы:
1. Заучивание стихов ко Дню защитников Отечества.
2. Чтение Л.Кассиль «Твои защитники».

3.Аппликация «23 февраля»
4. Утренник «День защитника Отечества».

Март
Тема «Пришла весна».
Цель: уточнить знания детей о сезонных явлениях природы весной. Развивать эстетическую отзывчивость детей к красоте родной природы - ранней весны
План работы:
1. ИКТ «Весна». .
2. Рассматривание фотоальбомов «Птицы», «Цветы». .
3. Декоративное рисование «Украсим платьице кукле»

4.Аппликация « Весна пришла».

Апрель
Тема «Цветы» «Лекарственные растения Смоленской области».
Цель: познакомить с разнообразием растительного мира, его влиянием на здоровье человека. Учить бережному отношению к растениям.
План работы:
1. Рассказ воспитателя «Лекарства вокруг нас».
2. Коллективная аппликация «Цветы на поляне».

Тема «Мир насекомых».
Цель: уточнить представления детей о многообразии насекомых, о их признаках и различиях, о  пользе.
Формировать ответственность за судьбу окружающего мира.
План работы:
1. ИКТ «Насекомые», «Бабочки».  Иллюстрации серии «Насекомые».
2. Чтение произведений К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище».
3. Дидактические игры «Кто, где живет», «Угадай по описанию».

Май
Итоговое занятие – «Мой край».
Цель: закрепить знания детей по истории родного края, о достопримечательностях, вызвать чувство гордости за свой родной край, стремление сделать его еще краше.
Планы работы:
1. Цикл бесед о любви и уважай родном крае.  Конкурс знатоков «Люби и знай Родной свой край ».


Литература:

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  4. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  5. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  6. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
  7. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто»

     8.Ресурсы интернета.


Викторина «Наша Родина – Россия» 
Программное содержание: 
• закрепить знания детей о государственных символах России; 
• воспитывать чувство любви к своей Родине – России; 
• расширять представления о природе России; 
• развивать умение отгадывать кроссворды; 
• развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам; 
• развивать познавательные интересы; 
• воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга; 
• создать радостное и веселое настроение у детей. 
Предварительная работа:
Чтение рассказов М.Пришвина «Лесные гости»; рассматривание карт; рассматривание иллюстраций по теме. 
Словарная работа: Россия, герб, гимн, булава, скипетр. 
Материалы: Карты, гербы, флаги, мозаика. 
Методические приемы:
Словесный – беседы (чтение стихов, загадывание загадок); наглядный – демонстрация (рассматривание); игровой – д/и, практический – выполнение заданий. 


Звучит музыка «Гимн» А. Александров. 

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название? 
За ясные зори, умытые росами, 
За русское поле с колосьями рослыми. 
За реки разливные в пламени синем 
Тебя по-славянски назвали Россия. 
С. Комратова 

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.) 
Давайте проверим наши знания о России. 


1 конкурс. «Государственные символы». 
Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.) 
Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.) «Гимн» А. Александров. 
Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг. Игра «Узнай наш флаг». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран. 
Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу. 
Найдите российский герб среди других стран. Игра «Узнай наш герб». Цель: закрепить знания детей о государственном гербе, научить узнавать герб России среди гербов других стран. 
Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость. 

2 конкурс.

Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется… Россия. 
Граждане России называются… россияне. 
Столица России – город… Москва. 
Кто президент в России… Путин. 
Какой документ имеет гражданин России… паспорт. 

3 конкурс. «Города России». 
Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Ответы детей:Москва, Казань, Екатеринбург, Тобольск, Саранск, Тюмень, Ханты-Мансийск и т.п.). А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадать достопримечательность какого города там изображена. (Кремль). 

4 конкурс. «Флора и фауна родного края». 
Игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет». (Ответы детей. Деревья, грибы, ягоды, кустарники, трава. В лесу живут: белки, лисы, зайцы, волки, медведи, мыши, бурундуки и т.п.) 
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире русского леса. 
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задает вопрос: «Что в лесу растет?» - и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет любое растение и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» - и бросает мяч ребенку. Дети отвечают. 

5 конкурс. «Народы России». 

Каких народов только нет 
В стране великой нашей: 
Как пестрый солнечный букет, 
Калмыки и чуваши, 
Татары, коми и мордва, 
Башкиры и буряты – 
Всем скажем добрые слова, 
Любому будем рады. (Л. Мартьянова) 
Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Дети называют национальности: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т.п.). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой. 


6 конкурс. «Главные праздники России». 

В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники. 
Дед Мороз принес подарки, 
Их под елочку кладет. 
Наступил веселый, яркий, 
Лучший праздник… (Новый год). 
Чтоб на всей большой Земле 
Мир настал для человечества, 
Отмечаем в феврале 
День… (Защитника Отечества). 
Если нам куда-то надо, 
Путь найти поможет карта. 
Если нам нужны награды, 
Быстрый бег начнем со старта… 
А весной мы встретить рады 
Женский день… (Восьмое марта). 
Музыка, флаги, шары и цветы, 
Столько весенней вокруг красоты! 
Первого мая отметим всегда 
Радостный праздник… (Весны и труда). 
Идет парад, гремит салют, 
Звучит оркестр там и тут, 
Не только прадеды и деды 
Встречают славный… (День Победы). 

12 июня мы отмечаем день Рождения России. 

«Русский человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих водной стр


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение

«Детский сад №28 «Надежда»

Отчет

по дополнительному образованию

«Люблю тебя, мой край родной»

        Подготовила воспитатель:

        Вознова Е.С.

        2021 год

Отчет по дополнительному образованию «Мой край родной» в средней группе «Солнышко».

Дошкольный период - важнейший период становления личности дошкольника, когда закладываются, нравственные основы гражданских качеств ,формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Занятия кружка проводились 1 раза в неделю длительностью 20-25 минут во второй половине дня. Занятия кружка осуществлялись в соответствии с перспективным планом, составленным мною с августа 2020 учебного года. Кружок посещали 15 воспитанников средней группы «Солнышко».

В основу построения педагогического процесса были положены следующие принципы:

- деятельностный подход к развитию личности детей, их психических процессов (развитие в процессе деятельности: общение, предметная, игровая, изобразительная и т. д.);

- утверждение гуманных демократических устоев в педагогическом процессе в противовес авторитарным;

-развитие личностных качеств и творческих способностей воспитанников;

- комплексное обучение, организация разносторонней детской деятельности.

Именно поэтому нами в старшей группе были поставлены следующие задачи:

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах  и отношениях объектов окружающего мира.
  5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве
  6.   Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
  7. Дать детям знания о родном городе.

В ходе работы кружка воспитанники получили первоначальные представления основ национальной культуры смоленского народа, познакомились с достопримечательностями города, развивался интерес к познанию культуры других народа, а также формирование художественных и творческих способностей связанных с нашим краем. В ходе работы воспитанники познакомились с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира.

Реализация поставленных задач проходила через опору на традиции, обычаи нашей Родины, присущие ей нравственные ценности, особенности материальной и духовной культуры. Использования национальной культуры как средства формирования самосознания личности. Усвоение национальной культуры при тесном взаимодействии воспитателей и родителей.

Обучение с воспитания начиналось с развития интереса к истории. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Что в свою очередь, побуждает воспитанников наблюдать, рассуждать, активно пополняя словарный запас ребенка.

Проведя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремились изучать свой родной край, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины.

Конечно, некоторые традиции видоизменяются, пополняются новым содержанием, а в других случаях исчезают совсем или заменяются другими. Наша задача сейчас, чтобы люди помнили о традициях своего народа.

Поставленные задачи считаю выполненными, но нужно продолжать формировать у детей интерес к изучению культуры своего народа, с учетом возрастных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации образовательной области "Физическая культура" для детей средней группы компенсирующей направленности

СодержаниеI . Целевой раздел1.1.   Пояснительная записка1.2.   Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников1.3.   Планииуемые результаты освоения  Программы...

Рабочая программа по реализации образовательной области "Физическая культура" для детей средней группы компенсирующей направленности

СодержаниеI . Целевой раздел1.1.   Пояснительная записка1.2.   Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников1.3.   Планииуемые результаты освоения  Программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по разделу «Формирование элементарных математических представлений» для детей средней группы общеразвивающей направленности образовательная область «Познание»

       Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познание» для детей средней группы составлена на основе...

Рабочая программа кружка по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы

Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем  меньше будет неприятных происшестви...

Рабочая программа: Конструирование из бумаги и бросового материала для детей средней группы.

           Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельност...

Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы

 Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней  группы разработана на основе «Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошко...