Программа дополнительного образования по актерскому мастерству "Мы - маленькие актёры" в средней группе
рабочая программа по художественной литературе (средняя группа)
Программа дополнительного образования по актерскому мастерству "Мы - маленькие актёры" в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_malenkie_aktyory_dop.docx | 40.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № __ от_________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» ______________В.А.Кузнецова Приказ № ____ от ______________ |
Рабочая программа дополнительного образования по обучению актёрскому мастерству детей 4-5 лет
«Мы - маленькие актёры»
Составитель:
воспитатель Корень Т.А.
Смоленск, 2020-2021 гг.
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………….. 2
Актуальность программы………………………………………………….2
Практическая значимость программы…………………………………….3
Педагогическая целесобразность программы…………………………....3
Цель и задачи программы…………………………………………......4
Возраст детей, участвующих в реализации программы…………………4
Сроки реализации программы………………………………………..4
Формы и режим занятий ………………………………………………….4
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности...5
Формы подведения итогов………………………………………………5
Учебный план………………………………………………………..6
Мониторинг………………………………………………………………..7
Список литературы……………………………………………………8
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Актуальность программы
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа).
Практическая значимость программы
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а также повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А также одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Цель и задачи программы
Цель данной программы:
Формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.
Задачи данной программы:
Образовательные:
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развивающие:
Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Воспитательные:
Воспитывать у детей художественный вкус.
Формировать морально-этические нормы поведения.
Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа составлена для детей 4-5 лет.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 4-5 лет
Формы и режим занятий.
Форма занятий: группами по 10-15 человек. В соответствии с требованиями СанПиН (а) дети 4-5лет: 2 раза в неделю по 20 минут.
- Чтение литературы;
- Рассказы воспитателя о театре;
- Оформление альбома о театре;
- Театрализованные игры;
- Индивидуальные творческие задания;
- Сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
- Ситуация общения;
- Игровые упражнения;
- Разыгрывание коротких этюдов, мини-сказок с дальнейшим показом зрителям
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Требования к уровню подготовки
Должен уметь:
- Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства;
- Самостоятельно подбирать и использовать разнообразные игрушки для разыгрывания несложных театрализованных представлений;
- Уметь изготавливать из бумаги маски, элементы небольших декораций;
- Выступать с инсценировками перед родителями, детьми своего детского сада, а также приглашенными гостями
Должен знать:
- Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей);
- Некоторые приемы и манипуляции, используемы е в некоторых видах театров: кукольный, настольный, теневой, на магнитной доске и т.д.
Чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно судить о возможностях каждого ребенка и проводить групповую и индивидуальную работу с детьми.
Формы подведения итогов.
В середине и в конце учебного года (декабрь, май) планируется отчетный показ театрализованной постановки с участием детей для родителей.
Учебный план
Возраст детей | Время занятий | ||||
4-5 лет | 20 минут | ||||
Месяц | № занятия | Название занятия | Содержание | ||
Сентябрь | 1 | Вводное | Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году. Знакомство с новыми детьми. | ||
2 | «Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я» | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. | |||
3 | «Пойми меня» | Отгадывание загадок. Беседа Игровые упражнения. | |||
4 | «Язык жестов» | Игра «Где мы были, мы не скажем». Беседа с детьми. «Смелые мышки» | |||
Октябрь | 1 | «Игры с бабушкой Забавой» | Создание игровой мотивации. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя». | ||
2 | «Колобок наш удалой» | Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. | |||
3 | «Колобок не тот, а другой» | Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки педагогом ( С помощью детей) | |||
4 | «Вот это Колобок – хитрый маленький зверек» | Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок». | |||
Ноябрь | 1 | «Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок». | Рассматривание костюмов и ряжения. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок». | ||
2 | Репетиция пьесы «Теремок» | Чтение пьесы «Теремок» Беседа о пьесе «Теремок». (Щеткин, 30) | |||
Декабрь | 1 | Пьеса «Теремок» | Повторение текста пьесы «Теремок». Приглашение зрителей на спектакль «Теремок». Спектакль «Теремок» (с использованием музыки, света, реквизита). Подведение итога занятия. | ||
2 | «Вот как я умею» | Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею». | |||
3 | «Как лисица ни старалась, все ж ей утка не попалась» | Упражнение, на выразительность движений и мимики. Чтение сказки «Как утка лису вылечила». Упражнение на интонационную выразительность. Повторное чтение сказки. | |||
4 | «Хитрая уточка» | Упражнение на выразительность движений. Мимические этюды у зеркала. | |||
Январь | 1 | «Как утка лису вылечила» | Распределение ролей. Определение игрового пространства. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила» | ||
2 | Игровой урок | Этюды на выразительность движений. Этюды на выражение основных эмоций. | |||
3 | «Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу»!» | Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?». | |||
4 | «Только «мяу» где сыскать?» | Рассказывание сказки «Кто сказал «мяу»? детьми с помощью воспитателя. | |||
Февраль | 1 | «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» | Упражнение в интонировании диалогов. | ||
2 | «Невоспитанный мышонок один остался без друзей» | Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию. Проблемная ситуация. | |||
3 | «Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить? | Загадывание загадки о сказке. Беседа по содержанию. Игра на интонирование вежливых слов. Рассказывание сказки детьми. | |||
Март | 1 | «Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть» | Чтение стихотворения. Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости) | ||
2 | «Упрямые ежата» | Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежей. Беседа. Придумывание окончания истории детьми. | |||
Апрель | 1 | «Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить» | Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев В. Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. | ||
2 | «Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!» | Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко». | |||
3 | «Сильный дождик припустил, муравьишку измочил» | П/и «Дождь». Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию. | |||
Май | 1 | «Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком» | Сюрпризный момент – загадка. Рассказывание сказки «Под грибом» В. Сутеева. Игра «Попросись под грибок» | ||
2 | «Дождик льет, льет, а грибочек все растет!» | Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», беседа по ним. Игра «Угадай, кто попросился под грибок» | |||
3 | «Вот так гриб-великан, всем хватило места там!» | Игра «Пойми меня». Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом». Заключительная пляска. | |||
4 | Итоговое | Отгадывание загадок. Драматизация сказок детьми и родителями (По желанию). Веселая пляска. |
Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок.
3. Стенд-книжка.
4. Пальчиковый театр.
5. Элементы костюмов для детей и взрослых.
6. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
7. Ширма для кукольного театра.
8. Музыкальный центр, видеоаппаратура
9. Медиотека (аудио- и CD диски).
10. Декорации к спектаклям
11. Методическая литература
Мониторинг
Диагностическая карта
№ | ФИ | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукловождения | Основы коллективной творческой деятельности | итог | ||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н. | К. | Н | К | ||
1 | |||||||||||||
Н.- начало года К.- конец года
Уровни развития детей в театральной деятельности:
- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова «Театрализованные игры в д/с» Москва «Школьная пресса» 2000.
- И. В. Штанько «Воспитание искусством в д/с» Москва, Творческий центр «Сфера», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию экологического кружка «Юные экологи» в средней группе
В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотност...
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Юный актёр» для детей 5 -7 лет
Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Даная пр...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФИТНЕС ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ"
Детский фитнес – это уникальные занятия, соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики, танцевальных уроков, включающих различные стили и направления, йоги и восточных единоборств.Чем раньше реб...
Рецензия на программу дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Маленький умелец »
Рецензия на программу дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Маленький умелец »...
Конспект ООД по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»
Конспект организованной образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»...
Программа дополнительного образования по развитию речи "Говорушки" в средней группе
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.Невозможно, без оценки речевого р...