Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Красный, жёлтый зелёный"
рабочая программа по обж (средняя группа)
Направленность дополнительной образовательной программы социально-педагогическая, работа по изучению основ безопасности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnyy_zheltyy_zelenyy2.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №86 комбинированного вида»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка «Красный, желтый, зеленый»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Слушкина Н.Р.
воспитатель
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 7 |
4. | Содержание изучаемого курса | 8 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 18 |
6. | Список литературы | 19 |
7 | Приложения | 20 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа кружка «Красный, желтый, зеленый» (далее - Программа) |
Руководители программы | Воспитатель Слушкина Наталья Радиевна. |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида» |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Веселовского, д.21 |
Цель программы | Формирование у детей 4-5 лет навыков безопасного поведения на улице и дорогах города. |
Направленность программы | Социально-коммуникативная |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | 4-5 лет:
|
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы социально-педагогическая, работа по изучению основ безопасности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы. Инновационные технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Актуальность программы.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Отличительные особенности программы заключаются в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Цель программы: формирование у 4-5 лет навыков безопасного поведения на улице и дорогах города.
Задачи программы.
Обучающие задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.
- Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.
- Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.
- Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
- Закрепить понятия: пешеход, пассажир.
Развивающие задачи:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 4-5 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
1 год
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий программы «Красный, желтый, зеленый» предусматривает:
- проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;
- программа рассчитана на 1 год.
- занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю для всех возрастных групп;
- продолжительность занятий в средней группе – 20 минут;
- поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
- диагностика усвоения воспитанниками программы «Красный, желтый, зеленый» проводится 1 раз в год. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы «Красный, желтый, зеленый».
- Участниками являются дети.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
- знать понятия пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, некоторые дорожные знаки.
- уметь ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности;
- владеть первичными правилами безопасного поведения в транспортном средстве.
Форма подведения итогов.
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года.
- Выставки рисунков, творческих работ.
-Проведение итогового занятия, спортивно-познавательного праздника с приглашением сотрудников ГИБДД.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
в средней группе
Месяц | Наименование модулей, тем | Всего | Теория (минут) | Практика (минут) | |
кол-во занятий (академ. часов) | минут | ||||
Октябрь | Наш друг светофор | 4 | 80 | 16 | 64 |
Ноябрь | О чем разговаривает улица | 4 | 80 | 16 | 64 |
Декабрь | Транспорт | 4 | 80 | 16 | 64 |
Январь | Мы пешеходы | 4 | 80 | 16 | 64 |
Февраль | Правила поведения в общественном транспорте | 4 | 80 | 16 | 64 |
Март | Знай и выполняй правила дорожного движения | 4 | 80 | 16 | 64 |
Апрель | Путешествие по городу | 4 | 80 | 16 | 64 |
Всего в год | 28 | 560 | 112 | 448 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
в средней группе
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
Тема №1 | «Наш друг светофор» | Закрепить цвета светофора. Познакомить с расположением сигналов светофора. Познакомить и закрепить знания о светофоре и о его назначении. | Общ. род. собрание: «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и семье» | ||
1.1 | Сигналы светофора | 1.Беседа: «Сигналы светофора» .Рассматривание иллюстраций с изображением светофора. 2.Д/И «Помоги светофору» 3.Чтение С.Маршак «Светофор» 4.П/И «Сигналы светофора» | Рассматривание иллюстраций со светофором. Рассказ о светофоре. Рассматривание макета светофора | Фронтальная, индивидуальная | |
1.2 | Помощники на дороге | 1.Беседа: « Помощники на дороге» 2.Чтение: Б. Житков «Светофор». Беседа по содержанию. 3.П/И «Стоп-Идите» 4.Р/И «Верно-Неверно» | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Дидактические и речевые игры. | Фронтальная, индивидуальная |
1.3 | Красный, желтый, зеленый. | 1.Рассматривание макета светофора. 2.Д/И «Светофор» 3.П/И «Красный, желтый, зеленый» 4.Лепка: «Разноцветный светофорчик» | Рассматривание макета светофора. Дидактические игры. Подвижные игры. Практическая деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | |
1.4 | Уроки светофора | 1.Д/И «Подумай-отгадай» 2.П/И «Светофор и регулировщик» 3.Рисование «Светофор и дорога» 4.Пальч. гимн. «Дорожных правил очень много» | Дидактические игры. Подвижные игры. Практическая деятельность. | Фронтальная, индивидуальная |
Тема №2 | «О чем разговаривает улица». | Сформировать элементарные правила поведения на улице. Закрепить значения слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. | Газета для любознательных родителей: «Безопасность на дороге» | ||
Тема № 2.1 | «Какая она улица?» | 1.Беседа: «Улица». Закрепление понятий «улица», «дорога», «транспорт». Познакомить с понятиями «пешеход», «перекресток». 2.П/И «Цветные автомобили» 3.Ситуация общения «Мы на улице» 4. Отгадывание загадок о светофоре, дор. знаках, транспорте. 5.Д/И «Играй да смекай» | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры. Подвижные игры. Загадывание загадок | Фронтальная, индивидуальная | |
2.2 | Опасности улицы | 1.Решение проблемных ситуаций на макете города. 2.Д/И «Безопасный город» 3.Чтение С. Михалков «Моя улица» 4.Конструирование из бумаги: «Светофор» | Решение проблемных ситуаций. Дидактические игры. Подвижные игры. Практическая деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | Папка – передвижка «Дорога без опасности». |
2.3 | Правила поведения на улице | 1.Беседа: «Правила поведения на тротуаре» 2.Рисование: «Дорога в городе» 3.Чтение О. Бедарев «Если бы» 4.Н/П игра: «Дорожная азбука» 5.Пальч. гимн. «Пешеходы» | Беседа. Игры, чтение худ. литературы, практическая деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | |
2.4 | «Где можно и где нельзя играть». | 1.В беседе дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе. 2.Чтение и обсуждение ситуаций из энциклопедии: «Новые правила для воспитанных детей» 3.Д/И «Дорожная азбука» 4.Пальч. гимн. «Автомобиль» | Беседа. Обсуждение проблемных ситуаций. Дидактическая игра, пальчиковая гимн. | Фронтальная, индивидуальная | |
Тема № 3 | Транспорт | Продолжать учить детей узнавать и называть транспортные средства. Называть основные части грузовой машины: кабина, кузов, окно, колеса, их назначение и назначение грузового транспорта. Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; задавать вопросы и отвечать на них. Закреплять умение складывать целое из частей. | |||
3.1 | Грузовая машина | 1.Беседа по картинкам «Грузовая машина». Рассказ о назначении груз. транспорта. 2. Дидактические игры «Парные картинки» 3. Раскрашив. трафаретов грузовых автомобилей 4. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль» | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры. Подвижные игры. Практическая деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | |
3.2 | Легковая машина | 1.Беседа по картинкам « Легковая машина». Рассказ о назначении легкового транспорта. 2. Сюжетная игра : « Едем в гости» 3. Работа с пластилином. Лепка легкового автомобиля. 4. Наблюдение за движением машин вблизи детского сада. | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение. Сюжетная игра. Практическая деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | |
3.3 | Спецмашины | 1.Беседа по картинкам «Спецмашины». Рассказ о назначении специального транспорта. 2.Игры с пазлами: «Спецтранспорт» 3. Чтение: Боровая Е. «Забыли нарисовать» Обсуждение рассказа 4. Аппликация «Автобус» | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Чтение худ. литературы. Практическая деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | |
3.4 | Труд водителя | 1.Рассказы о труде водителя. 2. Д/И «Найди недостающие детали» 3. Рисование «Городской общественный транспорт» 4. Рассматривание рисунка такси | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Практическая деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | |
Тема №4 4.1 | Мы пешеходы | Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару. Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход». Воспитывать внимание, терпение. | Анкетирование родителей: «Грамотный пешеход» | ||
4.2 | «Что такое пешеходный переход». | 1.Беседа: «Пешеходный переход» 2. Игры с макетом: места перехода улицы. 3.Аппликация: «Пешеходный переход» 4.Дидактические игры «Что лишнее?» 5.Физ. минутка «Мы шоферы» | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Практическая деятельность. Дидактическая игра. Физ. минутка | Фронтальная, индивидуальная | |
4.3 | «Пешеход переходит улицу» | 1.Беседа: «Как перейти через дорогу» 2.Д\и «Умелый пешеход» 3. Конструирование «Дорога широкая и узкая» 4. Экскурсия «Пешеходный переход» | Беседа. Дидактическая игра. Практическая деятельность. Экскурсия. | Фронтальная, индивидуальная | |
4.4 | Путешествие по городу | 1.Беседа «Город, в котором мы живем». 2.Рисование «На нашей улице построили новый дом». 3. Чтение Н. Носов «Автомобиль» 4. Обыгрывание ситуации: «Прогулка пешехода в зимнее время года». 5.Физ. мин.: «Зебра» | Беседа. Обыгрывание ситуации. Чтение. Практическая деятельность | Фронтальная, индивидуальная | |
Тема №5 | Правила поведения в общественно транспорте | Познакомить с понятием пассажир. Приучать быть внимательными при посадке в транспорт. Знакомить с правилами поведения в транспорте. Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; | Консультация: «Привитие навыков безопасности на дороге детям дошкольного возраста» | ||
5.1 | «Мы пассажиры» | 1.Беседа: «Как нужно вести себя в общественном транспорте». 2.Д/и «Знай и выполняй правила поведения» 3. Сюжетная игра «В автобусе» 4.Чтение А.Усачев «Дорожная песня» 5.Рисование «Путешествие на машинах» | Беседа. Обыгрывание ситуации. Чтение. Практическая деятельность. Дидактическая игра. Подвижная игра. | Фронтальная, индивидуальная | |
5.2 | «Городской транспорт» | 1.Беседа «Городской транспорт» 2.Д/и «Правильно-неправильно 3.Игровая ситуация:«Я еду в автобусе с мамой» 4. С/р игра: « Шофер». 5.Аппликация: «Колеса для машин» | Беседа. Обыгрывание ситуации. Практическая деятельность. Сюжетная игра. | Фронтальная, индивидуальная | |
5.3 | Дор. знак «Остановка общественного транспорта». | 1.Рассматривание дорожного знака: «Остановка общественного транспорта» 2.Д.И «Сложи дорожный знак» 3.П/и: «Цветные автомобили» 4.С/р игра: «Пешеходы и водители» | Рассматривание иллюстрации дор. знака. Дидактическая игра. Подвижная игра. Сюжетная игра. Практическая деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | |
5.4 | «Нам на улице не страшно» | 1.Д/и «Улица, на которой расположен наш детский сад»; составление рассказов 2. П/и «Страна светофория» 3. Чтение стихотворения «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). 4. Отгадывание загадок | Дидактическая игра. Подвижная игра Чтение. Отгадывание загадок. | Фронтальная, индивидуальная | |
Тема №6 | «Знай и выполняй правила дорожного движения» | Закрепить с детьми знания правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора. закрепить назначение дорожных знаков. Познакомить с дорожными знаками | Рекомендации родителям об обучении детей правилам дорожного движения. | ||
6.1 | «Давай знакомиться - мы дорожные знаки» | 1.Рассматривание книг, иллюстраций, плакатов с дорожными знаками. 2.Д/игра «Найди такой же», «Угадай знак». 3.Предложить детям нарисовать дорожные знаки 4. Логическое упражнение «Чем одна картинка отличается от другой». | Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра Практическая деятельность | Фронтальная, индивидуальная | |
6.2 | «Дорожные знаки» | 1.Продолжить знакомство детей с дорожными знаками. 2.Настольно-печатные игры с изображениями дорожных знаков. 3.Д/и «Дорожное лото» 4. Игры в уголках по правилам дорожного движения. | Рассматривание иллюстраций. Настольно-печатные игры. Дидактическая игра | Фронтальная, индивидуальная | |
6.3 | «Перекрёсток» | 1.Рассматривание иллюстраций с изображением перекрестка. 2.Д/игра «Перекрёсток» 3. Чтение стихотворения «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина). | Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра. Чтение худ. лит. | Фронтальная, индивидуальная | |
6.4 | «Если ты потерялся на улице» | 1.Беседа: «Как правильно вести себя, если ты потерялся на улице» 2.Придумывание историй (дети помогают героям выпутываться из затруднительных положений). 3. П/игра «Бегите ко мне» | Беседа. Придумывание историй. Подвижная игра. | Фронтальная, индивидуальная | |
Тема №7 | Путешествие по городу | Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков. | Памятка «Безопасность дорожного движения» | ||
7.1 | Устройство проезжей части | 1.Беседа об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра»). 2. Д. и «Помощники на дорогах» 3. Куклы на улице. Инсценировка поведения кукол с использованием стенда «Улица» 4.Лепка на бумаге «Дорога» | Беседа. Дидактическая игра. Инсценировка проблемных ситуаций. Практическая деятельность | Фронтальная, индивидуальная | |
7.2 | «Мчу, педалями кручу» | 1. Беседа «Правила для юного велосипедиста» 2.Разминка «Велосипед» 3. Рисование «Еду я» 4.С.Михалков «Моя улица» | Беседа. Физ. разминка. Чтение. Практическая деятельность | Фронтальная, индивидуальная | |
7.3 | Угадай транспорт | 1.Работа с картинками «Транспорт» 2.П.и «Назови транспорт» с мячом 3.Рисование «Мой любимый вид транспорта» | Работа с картинками. Подвижная игра. Практическая деятельность | Фронтальная, индивидуальная | |
7.4 | Улица | 1.Закрепление правил перехода улицы. 2.Динамич. пауза «Мы в автобус дружно сели» 3.Игры с макетом дороги. Строительство дороги из песка, обыгрывание построек 4. Аппликация «Дорога» | Динамическая пауза. Практическая деятельность | Фронтальная, индивидуальная |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу:
- Экскурсии.
- Наблюдения.
- Прогулки.
- Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
- Продуктивные виды деятельности.
- Игровая деятельность.
- Знакомство с художественной литературой.
- Развлечения, досуги.
- Проектная деятельность.
- Посещение МУК «Детская городская библиотека».
- Наставничество (первоклассники МОУ «СОШ №25»
2.Приемы и методы организации.
Педагогические способы взаимодействия с детьми (способы передачи и основания знаний, умений, разнообразие, комплексность, соответствие содержанию, возрасту детей):
− объяснительно-иллюстративные;
− практические (опыт, упражнения, выполнение заданий, основные технологий);
− гностические (организация мыслительных операций – проблемно-поисковые, проблемные ситуации и др.);
− методы исследования (эксперимент, экспедиция, проблемный анализ и др.);
− методы стимулирования и мотивации.
Эмоциональные методы:
− поощрение;
− порицание;
− учебно-познавательная игра;
− создание ярких наглядных образных представлений;
− создание ситуации успеха;
− свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
− опора на жизненный опыт;
− создание проблемной ситуации;
− выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
− создание ситуации взаимопомощи;
− поиск контактов и сотрудничества;
− заинтересованность в результатах;
− взаимопроверка;
− рецензирование.
3.Дидактический материал
- оформление уголков безопасности;
- подбор литературы, фотографий по ПДД;
- изготовление атрибутов к играм
- оформление макетов
4. Техническое оснащение занятий.
- мультимедийная техника;
- ноутбук;
- аудиоплейер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Авдеева, Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева , Н. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003. – 144 с
2. Гарнышева, Т. П. Как научить детей ПДД? : методические рекомендации и развернутые планы занятий / Т. П. Гарнышева. М. : Издательство «Детство - Пресс», 2014. – 64 с.
3. Данилова, Т.И Программа Светофор. : обучение детей дошкольного возраста ПДД / Т. И. Данилова. СПб.: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. - 208с.
4. Котельникова, Г. Н, Полуянова, Н.К. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» / Г. Н. Котельникова, Н. К. Полуянова. Ханты – Мансийск. : 2002.
5. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора / Т. Ф. Саулина. М. : «Мозаика - Синтез», 2016. - 112с.
6. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук / О. Ю. Старцева. : ООО «ТЦ Сфера», 2018. - 64с.
7. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? / Т. А. Шорыгина. М. :2015.
Список литературы для детей и родителей
1. Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников / В. П. Гудимов. М. : Сфера, 2002.
2. Клименко, В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения / В. Р. Клименко. М. : 2017.
3. Прокофьева, С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор/ С. Прокофьева, Г. Сапгир. М. : 2010.
4. Романова, Е. А. Малюшкина, А. Б. Занятия по правилам дорожного движения / Е.А.Романовой, А. Б. Малюшкина. М. : 2018.
5. Семенюк, В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения / В. И. Семенюк, Н. В. Владимиров. Минск. : 2015.
6. Степанкова, Э. Я., Филенко, М. В. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Э. Я. Степанкова, М. В. Филенко. М. : 2012.
7. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения / В. Д. Сыч. Киев. : 2003.
8. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки / Т. А. Шорыгин. М. : 2012.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...