Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса "Ребёнок и безопасность"
рабочая программа по обж (младшая группа)
Рабочая программа "Ребёнок и безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»
Разработала:
воспитатель
Марченкова Н. Ю.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Принципы программы
1.4 Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание работы по реализации программы
2.1.1 Содержание основных разделов программы
2.1.2 Формы работы с детьми
2.1.3 Взаимодействие с родителями
- Формы работы с родителями
2.2 Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в младшей группе
3. Организационный раздел
3.1 Организация предметно-пространственной среды
3.2 Материально-техническое обеспечение
4. Список используемой литературы
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка может стать небезопасной для него. Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, внимания, самостоятельности, уверенности в своих действиях. В работе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
Цель: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения в быту, социуме, природе, о здоровом образе жизни.
Задачи:
- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами;
- формирование знаний о правилах поведения с незнакомыми людьми;
- формирование представлений о безопасном поведении в природе;
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
- формирование представлений о здоровом образе жизни.
Участники реализации программы:
воспитанники младшей группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Принципы реализации программы:
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течении дня.
Принцип доступности. Этот принцип предполагает учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип интеграции. Естественное и органичное интегрирование программы в целостный педагогический процесс.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.
Планируемые результаты:
1. Имеет представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
2. Знает и соблюдает правила взаимодействия с растениями и животными.
3. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
4. Знает, как следует себя вести с незнакомыми людьми.
2. Содержательный раздел
Содержание работы по реализации программы
Программа включает в себя следующие разделы:
1. «Ребёнок и другие люди»
2. «Ребёнок и природа»
3. «Ребёнок дома»
4, «Здоровье ребёнка»
5. «Ребёнок на улице»
Содержание основных разделов программы
Раздел «Ребёнок и другие люди»
Необходимо объяснить детям, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность. Особо рассматриваются типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребёнка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребёнку (хватает за руку, затаскивает в машину и т. д.)
Задача педагога научить детей говорить «НЕТ» другим детям, если их хотят вовлечь в опасную игру: разжечь костёр, поиграть на проезжей части, попробовать лекарство и т. д.
Раздел «Ребёнок и природа»
Задача воспитателя научить детей бережному отношению к природе, обязательно пояснять, что не следует забывать об опасностях, связанных с некоторыми растениями, животными.
Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.
Знакомя детей с растениями, следует рассказать им, что помимо лекарственных растений, существуют ядовитые растения. Следует обязательно показать ребёнку, как выглядит то или иное ядовитое растение, и рассказать, чем оно опасно.
Рассказать детям о том, что среди крошечных и безобидных насекомых, есть осы, оводы и пр., укусы которых очень болезненны. И только знания о внешнем виде этих насекомых, особенностях их поведения и правилах взаимодействия с ними могут оградить ребёнка от нежелательных последствий.
Раздел «Ребёнок дома»
Этот раздел раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
К первой группе относятся предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы, а также открытое окно и балкон).
Ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений. Педагог должен объяснить детям, что открытое окно и балкон – это опасно, и ребёнок не должен выходить на балкон без взрослых и подходить к открытому окну.
Обязательно следует рассказать детям о правилах пожарной безопасности. Из бесед, художественных произведений, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями. Следует знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии.
Ко второй группе относятся предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).
К третьей группе относятся предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, пищевые кислоты, колющие и режущие предметы).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов и родителей.
Раздел «Здоровье ребёнка»
Содержание раздела направлено на формирование у детей представлений о ценности здоровья. Необходимо формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своём здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену. Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом.
В этом же разделе дают представления о правильном питании. Овощи, фрукты дают нам необходимые витамины.
Педагогу следует рассказать о профессии врача, объяснить, почему необходимо обращаться к нему за помощью. На примере доктора Айболита научить детей не бояться прививок, уколов, не бояться зубных врачей, т. к. невылеченный зуб причиняет не только боль, но и может привести к серьёзным последствиям.
Раздел «Ребёнок на улице»
Этот раздел поможет детям познакомиться с различными видами транспорта, с правилами дорожного движения. Детям дают элементарные знания о правилах поведения на улице.
Формы работы с детьми
Каждый из разделов включает следующие формы работы педагога с детьми:
- групповые занятия
- беседы
- целевые прогулки
- рассматривание иллюстраций
- чтение художественной литературы
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
- продуктивная деятельность
Взаимодействие с родителями
Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственость между детским садом и семьёй в вопросах воспитания безопасного поведения детей.
Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребёнка. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность. Необходимо убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.
Формы работы с родителями
- индивидуальные и групповые консультации
- беседы
- родительские собрания
- оформление информационного стенда
- папки-передвижки
- создание памяток, буклетов
- оформление выставок детского творчества
Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в младшей группе
Сентябрь | ||||
Раздел программы | Тема | Содержание | Работа с детьми | Работа с родителями |
Ребёнок дома | «Опасные предметы» | Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, о правилах пользования ими. | Рассматривание иллюстраций на тему «Опасные предметы». НОД «Опасные предметы дома». Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы» Чтение: М. Манакова «Ножи и вилки – не игрушка». | Консультация «Опасные предметы дома». Памятка «Как хранить опасные предметы» |
«Открытое окно, балкон – это опасно» | Объяснить детям, что открытое окно и балкон – это опасно, и ребёнок не должен выходить на балкон без взрослых и подходить к открытому окну. | Беседа «Не выглядывай в открытое окно». Чтение: М. Манакова «Из открытого окна я выглядывать не буду». | Родительский уголок «Внимание! Открытые окна» | |
Октябрь | ||||
Ребёнок и природа | «Бережное отношение к природе» | Знакомить детей с правилами поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. | НОД «Путешествие в осенний лес» Беседа «Правила поведения на природе». Дидактическая игра «Собери картинку». | Консультация «Ребёнок и природа» |
«Контакты с животными» | Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными. Дать знания о правилах поведения при встрече с животными. | Беседа «Правила поведения при общении с животными». Дидактическая игра «Отгадай и назови». Чтение: Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка». Лепка «Моё любимое животное». | Памятка «Правила поведения при общении с животными» | |
Ноябрь | ||||
Ребёнок и другие люди | «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» | Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Научить ребёнка правильно вести себя с незнакомыми людьми на улице. | Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми». Чтение: р. н. сказка «Волк и козлята», «Колобок». | Памятка «Правила безопасности для детей при общении с незнакомыми людьми» |
«Ребёнок и другие дети» | Научить ребёнка говорить «НЕТ», если друзья вовлекают его в опасную игру. Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях, дружелюбно относиться к сверстникам. | Беседа «Как я должен вести себя на площадке». Дидактическая игра «Хорошо и плохо». Игровая ситуация «Друг зовёт меня играть». Чтение: М. Манакова «Я на крышу не полезу». | Консультация «Конфликты между детьми» | |
Декабрь | ||||
Ребёнок на улице | «Виды транспорта» | Формировать представление о транспорте. | НОД «Какой бывает транспорт». Дидактическая игра «Угадай вид транспорта». Игра –имитация «Я шофёр». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Чтение: В. И. Мирясова «Легковой автомобиль». | Беседа «Навыки безопасного поведения на улице» |
«Знакомство с улицей» | Уточнять и расширять представление детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. | НОД «Знакомство с улицей» (прогулка). Рассматривание макета с изображением улицы. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Чтение: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». | Папка-передвижка «Безопасность дорожного движения» | |
Январь | ||||
Здоровье ребёнка | «Познай себя» | Развивать умение детей различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. | Беседа «Что я знаю о себе». Дидактическая игра «Части тела». Чтение: С. Прокофьева «Румяные щёчки». Рисование «Обведи ладошку». | Беседа «Формирование у ребёнка 3-4 лет представления о себе» |
«Врачи – наши друзья» | Познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья. | Беседа «Как доктор лечит людей». Дидактическая игра «Что нужно для работы врачу». Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Чтение: К. Чуковский «Айболит». | Беседа «Как одевать ребёнка в холодное время года» | |
Февраль | ||||
Ребёнок дома | «Пожар – это опасно» | Дать детям понятие о пользе и вреде огня, знакомить с правилами пожарной безопасности. | НОД «О пожарной безопасности». Беседа «Спички детям не игрушки». Дидактическая игра «Что горит, что не горит». Чтение: С. Маршак «Кошкин дом». | Консультация «О правилах пожарной безопасности» |
Здоровье ребёнка | «Небезопасные зимние забавы» | Дать знания о правилах катания с горок, о правилах игры в снежки, о правилах катания по льду. | Беседа «Любимые зимние игры». Беседа «Правила безопасности на льду». Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка». Дидактическая игра «Времена года». Чтение: М. Манакова «Лёд – не шутка, он опасен». | Консультация «Безопасность на льду» |
Март | ||||
Ребёнок на улице | «Светофор и его сигналы» | Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов. | Беседа «Мой друг – светофор». Дидактическая игра «Собери светофор». Подвижная игра «найди свой цвет». Чтение: С. Михалков «Если цвет зажёгся красный…» Аппликация «Светофор». | Консультация «Безопасность на дорогах» |
«Грамотный пешеход» | Закрепить представления об улице, проезжей части и тротуаре. | НОД «Безопасность на дороге». Дидактическая игра «Безопасность дорог». Чтение: С. Маршак «Мяч». Рисование «Пешеходный переход». | Рекомендации родителям по соблюдению правил дорожного движения | |
Апрель | ||||
Здоровье ребёнка | «О правильном питании и пользе витаминов» | Познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. | НОД «Витамины растут на грядке, витамины растут на ветке». Дидактическая игра «Узнай и назови овощи». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Чтение: Л. Зильберг «Полезные продукты». Рисование «В нашем саду растут витамины». | Консультация «Полезные и вредные продукты для детей» |
«Бережём своё здоровье» | Формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своём здоровье. | Беседа «Как я буду заботиться о своём здоровье». Дидактическая игра «Что полезно для здоровья». Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Семья». Чтение: Г. Гори «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». | Консультация «Бережём своё здоровье» | |
Май | ||||
Ребёнок и природа | «Опасные насекомые» | Дать детям знания о правилах поведения при встрече с опасными насекомыми. | Беседа «Опасные насекомые». Рассматривание картинок с изображением насекомых. Дидактическая игра «Узнай и назови насекомое». Разучивание потешки «Божья коровка». Чтение: К. Чуковский «Муха-цокотуха». | Консультация «Правила поведения на природе» |
«Опасные растения» | Показать детям ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться. | Беседа «Опасные растения». Рассматривание картинок с изображением опасных растений. Дидактическая игра «Будь осторожен в природе». | Беседа «Безопасность ребёнка летом» |
3. Организационный раздел
Организация предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда – содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Материально-техническое обеспечение
- материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры);
- сюжетные картинки, изображающие различные опасные ситуации;
- наглядно-дидактические пособия;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
- макет проезжей части;
- макет светофора, дорожных знаков;
- художественная литература;
- папки-передвижки;
- тематические консультации и памятки для родителей.
Список используемой литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
3. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ «Сфера», 2009
5. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1214296-1584285552.jpg)
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/28/picture-1071718-1588097615.jpg)
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса "Растём здоровыми"
Рабочая программа "Растём здоровыми"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1362196-1637767226.jpg)
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-1205195-1589293348.jpg)
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья»
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, ...