Конспект занятия по ОБЖ «Контакты с животными».
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ОБЖ "Контакты с животными.
Программное содержание:
Научить детей понимать состояние и поведение животных (кошки и собаки).
Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними и бездомными питомцами.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, дать понять, что нельзя их дразнить и мучить.
Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесение царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными.
Создать во время занятий эмоциональный настрой у детей : помочь ощутить радость от общения с животными, проявить желание ласкового обращения к кошке, собачке.
Способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.
Развивать творческое мышление, совершенствовать память, активизировать внимание.
Развивать эстетические чувства.
Словарная работа: бездомная, лесник, сторожка.
Материал к занятию: домик лесника, игрушки (собачка и кошка), коврик, картинки с правилами вежливого отношения к животным, маски животных.
Методы работы:
Беседа.
Рассматривание иллюстраций.
Работа с сигнальными карточками «можно - нельзя»
Загадки.
П/и «кошка и мышка»
Логоритмическая игра «Ходим на месте»
Пальчиковая гимнастика «Замок», «Грибок»
Использование сказочных персонажей( кошка Мурка- ребёнок, лесник-взрослый, сорока –белобока -ребёнок.)
Стихотворения о животных(читают дети)
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать?(ответ детей)- А хотите сегодня отправиться в сказочный лес? ( ответы)-Тогда отправляемся. Логоритмическая игра. –Ходим, ходим, ходим вместе(хотьба на месте).Делаем шаги на месте. От носка на пятку,(переступают с носка на пятку). А потом обратно. Не ленись и не зевай, веселей переступай.
В зал влетает сорока -белобока.
-- По лесу летаю, все новости знаю, возьмите меня с собой.( решение детей)
Я любопытная сорока и хоть летаю не высоко все тайны знаю про зверей, про дальний лес и про людей. Но не могу хранить я тайны, ведь я болтлива чрезвычайно. Ах от волнения дрожу ,давайте все вам расскажу.
Воспитатель: Ну сорока пошли с нами. А что бы в лесу очутиться, надо сказать еще волшебные слова.
Все произносят волшебные слова. В лево, в право повернись ,да в лесу вдруг очутись.
Открывается поляна на ней стоит домик.
Воспитатель: Что за домик тут стоит? И кто в нем живет?
Сорока: Я знаю, все знаю, тут дедушка живет.
Воспитатель: Что за дедушка???
Сорока: дедушка – лесник.
Воспитатель: Ребята а вы знаете кто такой лесник?
Лесник - человек который следит за порядком в лесу.
Все подходят к домику, на двери висит замок и записка: Ушёл в лес по срочному делу, разрешаю сороке встретить гостей и присмотреть за моими питомцами . Открывать замок она умеет.
Дверь открываем при помощи пальчиковой гимнастики «Замок»
Воспитатель: Давайте сядем на лавочку. Я знаю, что у лесника живут домашние животные. А каких животных называют домашними?
Дети: Тех, которые живут рядом с человеком, который за ними ухаживает.
Воспитатель: Сегодня мы и поговорим о домашних животных, которые живут у лесника. - Давай, сорока, посмотрим, кто там есть. Дети отгадывают при помощи загадки. Острые ушки, На лапках подушки, Усы, как щетинка, Дугою спинка. (кошка) - Правильно. Вот сегодня об этой кисоньке мы и поговорим.
Воспитатель проносит игрушку-кошку перед детьми, они ее гладят. Кошку сажают на коврик. - А кто знает кличку этой киски?
Сорока: Ее кличут Муркой. Воспитатель предлагает погладить Мурку, сказать ей ласковое слово.
Воспитатель: А всякую кошку можно гладить? (нет) - А какую кошку нельзя гладить? (бездомную) -А почему ее так называют? (у нее нет дома, она живет на улице.) -А почему бездомную кошку нельзя гладить? (кошка может быть больной, может укусить, оцарапать) - А почему после кошки такие глубокие и болезненные царапины? (у кошек есть когти)
-В мягких лапах кошки скрыто 18 когтей, которые она может выпускать и убирать обратно. Царапины от кошачьих когтей болезненны и очень долго не заживают, ведь под когтями находятся болезнетворные бактерии, которые безвредны для животных, но опасны для людей. За такими кошками никто не ухаживает, они бродят в местах пищевых отбросов, от нечистот могут заразиться, поэтому нельзя их брать на руки. Но им так хочется помочь. Как же это можно сделать? (Их можно подкармливать, в одном месте можно оставлять корм и наблюдать за ними). -Но никогда не бейте бездомную кошку.
А что делать, если все-таки кошка укусит вас? (сказать маме, воспитателю, обратиться к врачу, промыть ранку водой и смазать йодом.) -А каких кошек мы можем гладить, брать на руки? (Домашних) - А почему? (Мы за ними ухаживаем, моем их, кормим, делаем прививки.) -Поднимите руки, у кого дома есть кошка. Можно ли свою кошку брать на руки и играть с ней, когда она не хочет, например, она спит или ест? (Нельзя. Она может разозлиться, оцарапать, укусить.) -А можно отбирать у кошки котенка, чтобы поиграть с ним? (Нет. Кошки охраняют своих детенышей.) -Что интересного наблюдали вы в поведении своей кошки? (Рассказы детей) -Наблюдая за кошками, люди заметили, что некоторое их поведение предсказывает погоду. А какие приметы вы знаете? Ответы детей: -Кошка лежит на спине - к теплу. -Прячет мордочку под себя - к морозу. -Если спит на полу - к теплой погоде. -Моет лапкой мордочку - жди гостей.
Воспитатель: Про кошек народ сочинил много потешек, загадок, стихотворений, песен. Дети читают стихи про кошек.
Сценка- малютка. (Мальчик- котенок, девочка- хозяйка.) Девочка заходит в комнату и видит беспорядок. -Я знаю, кто это сделал. Это мой котенок Васька. Я его сейчас найду. Находит котенка под кроватью и начинает его бить и приговаривать: -Так нельзя.
Воспитатель: Правильно поступила девочка? ( Нет. Нельзя бить кошек. Надо просто отругать , повысить голос.) Воспитатель: У кошек очень тонкий слух. Даже малейшее колебание воздуха она чувствует. Покажите, как надо поступить с котенком. (дети показывают)
Подвижная игра « Васька-кот» Кота выбирают при помощи считалки: . (Игра проводится 2 раза.)
Воспитатель: А теперь закрепим все, что мы узнали. А вы заметили, что сорока вместе с кошкой убежали ? (сорока и киска во время игры убежали встречать лесника)
Работа с сигнальными карточками «Можно - нельзя». У детей карточки красного и зеленого цвета. Красная - значит нельзя, а зеленая- можно. Воспитатель называет действие, а дети решают, можно это делать или нельзя. -Гладить домашнюю кошку, гладить бездомную кошку; играть со своей кошкой, если она не хочет; бить кошек, отнимать у кошки котенка; если оцарапала – промыть ранку водой и смазать йодом; повысить голос на кошку, если она что- то неправильно сделала; подкармливать бездомных кошек.
- Вы слышите, кто-то скребется под дверью? Хотите узнать кто это? Тогда слушайте загадку: Я и дом сторожу и поклажу вожу. Я и в холод и в зной, человеку служу! - Собака. - Правильно! Пойду посмотрю, кто это к нам скребётся. (Беру собаку и несу к ребятам). Кто это? - Собака. - Какая она послушная, добрая. Посажу ее на коврик, пусть посмотрит на наших ребят.
Воспитатель: - Вы, конечно, видели много фильмов о дружбе человека с собакой. В этих фильмах собаки добрые и обязательно любят детей. Но в жизни не все бывает так хорошо, как в кино. И собаки на улице попадаются злые или плохо воспитанные, которые могут наброситься и на взрослого и на ребенка. Но даже дрессированная собака может укусить, если человек неправильно себя ведет. Поэтому, для начала надо знать простые Правила поведения с собаками: (Выставляются картины)
1. Первое правило - Не трогай собаку, когда она ест. - Почему ее нельзя трогать? - Она может укусить.
2. Второе правило - Не убегай на улице от собаки. - Почему нельзя убегать? - Она может наброситься, укусить.
3. Третье правило - Не гладь незнакомых собак. - Почему нельзя гладить? - Могут укусить, могут быть больными.
4. Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки - собаку шутку поймет по-своему.
5. Не навязывайся животному в друзья, если оно дружить не хочет - рычит.
-Запомните ребята, что бродячая собака почти никогда не нападет первой. Значит, виноват часто бывает сам человек, потому что неправильно себя ведет. Например, если он нарушает Правила вежливости, о которых мы говорили. Представьте себе, что на ваш участок, где вы гуляете, пришла бродячая собака, как мы должны поступить с ней? - Достаточно нагнуться к земле как будто за камнем или взять в руки палку, чтобы она убежала. - А можно убегать или махать руками? - Нет. - Почему? - Она может на тебя напасть. - Правильно, если ты побежишь, собака расценит это как твою слабость и захочет на тебя поохотиться. Но это на улице. А если собака защищает двор, она может и напасть. Ведь не зря вешают таблички с надписью «Злая собака». Значит нельзя подходить к этому дому, а надо позвать хозяина. Опасно также встречаться с собакой в каких-нибудь узких проходах. Здесь может укусить даже дрессированный пес. Поэтому, если в подъезде или лифте тебе навстречу идет человек с собакой, что лучше сделать? - Лучше остановить и пропустить их мимо. - Правильно! А если вы пришли в гости и там есть собака, как вы должны себя вести? - Спросить у хозяев, можно ли с ней поиграть. - А после игры с собакой, что вы должны обязательно сделать? - Вымыть руки. - А почему вы должны обязательно после общения с собаками или другими животными вымыть руки? : - Если не помыть руки после общения с собаками можно заразиться и т.д. - Правильно! Есть болезни, одинаково опасны и для животных, и для людей. Например, бешенство. Заболевшие бешенством собаки, становятся капризными, сторонятся людей и прячутся в темных местах, а то вдруг нападают на других животных и на людей. Поэтому, если незнакомая собака или кошка тебя укусила, надо сразу же сказать родителям и обратиться к врачу. Врач объяснит, что надо делать - может быть прививки. Но еще до приема у врача можно успеть обработать рану. Это значит - промыть ее струей воды, а края смазать йодом.
- А у кого дома есть собака? Расскажи, как ты за ней ухаживаешь, воспитываешь. (Рассказ 2-ух ребят) - У нас есть ребята, которые знают стихи про собак.
Возвращение лесника из леса вместе с сорокой и кошкой Муркой.
Лесник: -Здравствуйте, дети. Не смог я вас встретить, пришлось в лес бежать, там медведь никак не хотел засыпать в берлоге. Но сейчас в лесу полный порядок. А вы познакомились с моими питомцами? Знаете теперь, как правильно обращаться с домашними животными? А скажите-ка мне, можно обижать кошку или собаку? (ответы детей) - Вижу, все знаете.
Воспитатель: Дедушка, дети даже знают стихотворение про зайку, который решил собаку подразнить. Ребенок читает стихотворение «Никогда не отбирай у собаки миску с едой»
" Мой пес", " Не трогай маленьких щенят"
Лесник: Молодцы. Какие хорошие ребята. Все-то они знают. А играть, наверное, не умеют ?
Дети: Умеем.
Пальчиковая гимнастика" Грибок"
Этот пальчик в лес пошел (массажируют мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел (безымянный)
Этот пальчик чистил гриб (средний)
Этот пальчик суп варил (указательный)
Ну а этот взял все съел (большой)
От того и потолстел.
Лесник: Я как я рад, что встретил вас в лесу. А я ведь вам ещё с утра гостинцы припас: грибочков напёк да орехов приготовил, которые ещё осенью в лесу набрал. (Лесник угощает детей, те с ним прощаются).
Возвращение детей в детский сад при помощи тех же слов, с которыми заходили в лес.
Воспитатель: Мы часто видим на улице бездомных собак, кошек. Бездомными чаще всего они оказываются по вине их владельцев. И прежде, чем принести кошку или собаку домой, надо серьёзно подумать о том, сможете ли вы жить с ней в дружбе и относиться к ней, как к живому существу: любить её, ухаживать за ней. Запомните, дети, главное правило: человек не должен предавать своих маленьких друзей, оставлять их без крова и пищи.
Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи " Домашние животные"
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с элементами подготовки к обучению грамоте....
Конспект занятия по окружающему миру "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие проводилось с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающей технологий....
конспект занятия«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице».
Цель: формировать у детей желание сохранять жизнь и свое здоровье через типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.Задачи:• образовательные:продолжать формиро...
Конспект занятия « Основы безопасности: контакты с незнакомыми людьми дома и на улице»
Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого, научить их соответствующим правилам поведения....
Конспект занятия Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома.
Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких ситуациях.Задачи:1. Продолжать формировать представление детей о том...
Конспект занятия по безопасности "Контакты с животными"
Для детей 6-7 лет...
Конспект занятия по ознакомлению с дикими животными Южного и Северного полюсов "Животные белых просторов"
Нод "Животные белых просторов"...