«Как спастись от неприятностей» (Формирование у детей культуры безопасной жизнедеятельности)
проект по обж (старшая группа)
Актуальность проблемы
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для детей старшего дошкольного возраста. Детям 5-6 лет следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.
В этом возрасте возникает необходимость вспомнить о мерах безопасности, так как родители предоставляют детям больше самостоятельности дома и на улице, к сожалению, забывая о мерах безопасности. Родители подходят к проблеме детской безопасности недостаточно серьёзно, что может привести к возникновению пожаров, травм, несчастных случаев в быту и на улице. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения. Было решено совместно с родителями закрепить знания и обучение правилам безопасного поведения дома и на улице, подготовить консультации для родителей, организовать мероприятия с их участием на закрепление правил безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gruppe_detskogo_sada.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе детского сада
Тема: «Как спастись от неприятностей» (Формирование у детей культуры безопасной жизнедеятельности)
Актуальность проблемы
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для детей старшего дошкольного возраста. Детям 5-6 лет следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.
В этом возрасте возникает необходимость вспомнить о мерах безопасности, так как родители предоставляют детям больше самостоятельности дома и на улице, к сожалению, забывая о мерах безопасности. Родители подходят к проблеме детской безопасности недостаточно серьёзно, что может привести к возникновению пожаров, травм, несчастных случаев в быту и на улице. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения. Было решено совместно с родителями закрепить знания и обучение правилам безопасного поведения дома и на улице, подготовить консультации для родителей, организовать мероприятия с их участием на закрепление правил безопасного поведения.
Концептуальное обоснование проекта
Проект предусматривает просвещение детей дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности культуры безопасного поведения в быту и на улице. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Проект раскрывает формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в безопасности и защищённости со стороны взрослых, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.
Безопасность ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.
Важное место в решении социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли центра пропаганды безопасного образа жизни, формирования знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения жизни и здоровья детей.
На базе детского сада созданы условия для формирования у детей культуры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. В группе оборудован уголок безопасности, выполнен макет по правилам дорожного движения. Накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре безопасного поведения.
Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении . Формы организации обучения: занятия (беседы по ОБЖ), игры, игровые ситуации, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование, лепка и аппликация.
В работе с семьей по формированию потребности в безопасном образе жизни используются такие формы работы с родителями, как информационные стенды , тематические выставки, проводятся консультации, совместные мероприятия.
Участники проекта: дошкольники 5-6 лет, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат проекта: способность ребенка осуществлять правильные действия в различных жизненных ситуациях.
Цель проекта : Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в быту, на улице и в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
- формировать умение реально оценивать возможную опасность;
- прививать практические навыки поведения детей при возникновении различных опасных ситуаций;
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, ответственности за свою жизнь и здоровье;
- способствовать овладению приёмами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно устранить опасную ситуацию;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.
2 этап- основной: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
3 этап- заключительный: проведение итогового мероприятия, оформление продукта проекта, анализ и обобщение результатов работы, обобщение опыта, планирование перспектив.
План мероприятий по реализации проекта
Проект краткосрочный (неделя). Каждый день отражает определённую тему безопасного образа жизни: знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок дома, ребенок и природа, ребенок на улице, ребенок и другие люди.
Сроки | Мероприятие | Краткое описание деятельности |
Понедельник | Интегрированное занятие. Познание (формирование целостной картины мира) и лепка. Знакомство с правилами противо-пожарной безопасности | Создание педагогической ситуации: - рассматривание иллюстраций по теме «Правила противопожарной безопасности»; - отгадывание загадок по теме. Познание. Формирование целостной картины мира. Тема: Тема: Правила пожарной безопасности Цель: Расширить и уточнить знание детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни. Задачи: Образовательные: -учить действовать во время пожара, -выучить номер телефона пожарной службы. Развивающие: -формировать умение правильно действовать в различных ситуациях; -развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; -развивать речевую активность, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение. Воспитательные: -воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких; -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу. Виды деятельности: Познавательно-исследовательская: -отгадывание загадки; -рассматривание иллюстраций. Коммуникативная: - рассуждение о причинах возникновения пожара; - беседа о правилах пожарной безопасности; - заучивание правил пожарной безопасности. Спортивно-оздоровительная: физкультминутка «Пожарные» Игровая: развивающие и дидактические игры: 1. «Разрезные картинки» Цель: закрепить знания о причинах возникновения пожара. 2. «Да и Нет» Цель: обобщить и закрепить знания о правилах пожаробезопасного поведения. 3. «Четвёртый лишний» Цель: закрепить знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара; развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей. 4. «Вызови пожарных» Цель: научить детей правильно набирать номер «01» по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы. Художественная деятельность: пластилинография «При пожаре звони «01». |
Вторник | Интегрированное занятие. Развитие речи и аппликация. Ребёнок дома. | Создание педагогической ситуации. Иллюстрации с изображением опасных и безопасных предметов. Сюрпризный момент (посылка) Вопросы: - какие предметы являются безопасными для детей? - какие предметы категорически нельзя трогать детям? - какими предметами можно пользоваться с разрешения и под присмотром взрослых? Развитие речи. Тема: « Опасные предметы в быту» Цель: формирование представления об опасных для жизни и здоровья предметах, встречающихся детям в быту, о правилах пользования ими. Задачи: Образовательные: -расширить представления о правилах безопасного поведения с предметами быта ( нож, вилка, ножницы, иголка); - учить отвечать на вопросы; активизировать словарь детей по теме « Опасные предметы в быту». Развивающие: -развивать умение использовать различные предметы по назначению в повседневной жизни; Речевые: -развивать речевую активность, поощрять стремление рассуждать, высказывать и обосновывать свое мнение. Воспитательные: -воспитывать ответственность за сохранение своей жизни и здоровья; -воспитывать аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож и др.) -воспитывать умение договариваться, помогать друг другу. Виды деятельности: Познавательно-исследовательская: - рассматривание предметов, оказавшихся в посылке; - отгадывание загадок об опасных предметах, встречающихся детям в быту. Коммуникативная: -чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один»; -чтение стихотворения М. Монаковой «Розетки мне не интересны», беседа по прочитанному; - рассказывание по картинкам о действиях при обращении с опасными предметами. Цель: помочь детям закрепить представление об опасных для человека и окружающего мира ситуаций и способов поведения в них. Игровая: Дидактические и развивающие игры: «Опасно - безопасно», «Топаем - хлопаем», «Раз, два, три, что может быть опасного найди». Цель: развивать умение детей сосредотачивать внимание на опасных предметах, встречающихся в жизни; формировать представление о том, что они могут нанести вред. Спортивно-оздоровительная: - игра с мячом «Горячий мяч». Цель: продолжать формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для детей предметам. Художественная деятельность: коллективная аппликация «Опасные и безопасные предметы» |
Среда | Познание (развитие кругозора) Ребенок на улице | Создание педагогической ситуации. Иллюстрации с изображением опасных ситуаций во время прогулки. Вопросы: - Где можно гулять, а где нет? - Что дети на иллюстрациях делают неправильно? Тема: « Безопасная прогулка» Цель: формирование представлений об опасных ситуациях на улице и возможностях их избежать Задачи: Образовательные: -учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности; -учить детей, по какому адресу обращаться «Если случилась внезапно беда». Развивающие: -развивать навыки в проектно-исследовательской деятельности; -закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах Воспитывающие: воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде. Виды деятельности: Познавательно-исследовательская: -рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций, возможных на улице (животные, опасные горки и качели, игры вблизи дороги или реки др.) - беседа о правилах поведения с животными на улице -беседа «Как вести себя на улице, если ты потерялся» Спортивно-оздоровительная: Физкультминутка: «А теперь на месте шаг». Игровая. Дидактические и развивающие игры: «Разрешается – запрещается», «Рассуждалки» Цель: уточнение представлений детей о правильном поведении на улице. «На прогулке» Цель: закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными. "Тротуар и дети" Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее. |
Четверг | Развитие речи. Ребенок и другие люди | Создание педагогической ситуации. Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Вопросы: - Почему Красная Шапочка попала в неприятности? - Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми на улице? Рассматривание иллюстраций. Развитие речи. Тема: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». Цель: Формирование представлений детей об опасности контактов с незнакомыми людьми на улице, расширение знаний детей о правилах поведения в таких ситуациях. Задачи: Образовательные: углублять представления детей о незнакомых людях, правила поведения с ними. Развивающие: - развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей. -развивать умение делать выводы; Речевые: - обогащать речь детей прилагательными, характеризующими качества характера близкого человека; - совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей. - Совершенствовать умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Воспитательные: -воспитывать ответственность за сохранение своей жизни и здоровья Виды деятельности: Познавательно-исследовательская: -беседа о правилах поведения с незнакомцами «Эти правила важны» - обсуждение ситуаций с детьми Игровая. «Ты живешь среди людей» Цель: формировать точное понимание определения «опасные ситуации» Речевая игра «Скажи наоборот» Цель: расширять словарь антонимов. Игра с мячом «Свой, чужой, знакомый» Цель: формирование у детей понятий «свой», «чужой», «знакомый» Логическая игра «Подумай и ответь» Цель: закрепление основных правил поведения с незнакомыми взрослыми. Спортивно-оздоровительная: Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель: развитие внимания, формирование замечать изменения в поведении других детей; упражнять детей в убегании и увертывании. |
пятница (первая половина дня) | Рисование. Тема: «Помоги героям сказок не попасть в неприятности» | Создание педагогической ситуации. Иллюстрации к сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом» - Почему герои сказок попали в неприятности? Рисование. Тема: ««Помоги героям сказок не попасть в неприятности» Цель: Закрепление знание детей о правилах безопасности в повседневной жизни. Задачи: Образовательные: -углублять представления детей детей о правилах безопасности в повседневной жизни. Развивающие: - развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей; -развивать интерес детей к рисованию. Воспитательные: -воспитывать ответственность за сохранение своей жизни и здоровья - закреплять навыки аккуратного рисования. Виды деятельности Познавательно-исследовательская. Рассматривание иллюстраций разгадывание загадок. Беседа по содержанию иллюстраций Продуктивная. Рисование по выбранному сюжету. Физкультминутка «Держим кисточку»». |
пятница (вторая половина дня) | Итоговое мероприятие | Проведение мероприятия с участием родителей и воспитанников по теме: «Мы опасностей не пугаемся, мы с ними справляемся!». Цель: углубление и закрепление представлений по ОБЖ у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме. |
Продукт проекта:
- для детей:
- выставка детского творчества:
- итоговое мероприятие «Мы опасностей не пугаемся, мы с ними справляемся!»
- для педагогов
- создание проекта.
- для родителей
- итоговое мероприятие-развлечение «Мы опасностей не пугаемся, мы с ними справляемся!»
- создание цикла консультаций «Что такое хорошо, а что такое плохо»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности посредством художественного творчества при реализации ФГОС ДОО».
Занятие по ОБЖ...
Консультация для педагогов "Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности"
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях....
Консультация "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"
Содержание выступления на методическом объединении на тему "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"...
Сценарий открытого занятия: «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Посторонние предметы».
Формирование и закрепление у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, на улице и в транспорте, об их необходимости для человека, о правилах пол...
Доклад из опыта работы по теме "Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14&raqu...
Статья «Использование дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасности жизнедеятельности»
Несколько игр для формирования у детей навыков бж...
Консультация для родителей «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, хотя в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства, чтобы обеспечить бе...