«Как спастись от неприятностей» (Формирование у детей культуры безопасной жизнедеятельности)
проект по обж (старшая группа)

Гнездилова Дина Валерьевна

Актуальность проблемы

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для детей старшего дошкольного возраста. Детям 5-6 лет следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.

В этом возрасте возникает необходимость вспомнить о мерах безопасности, так как родители предоставляют детям больше самостоятельности дома и на улице, к сожалению, забывая о мерах безопасности.  Родители подходят к  проблеме детской безопасности недостаточно серьёзно, что может привести к возникновению пожаров, травм, несчастных случаев в быту и на улице. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения. Было решено совместно с родителями закрепить знания и обучение правилам безопасного поведения дома и на улице, подготовить консультации для родителей, организовать мероприятия с их участием на закрепление  правил безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gruppe_detskogo_sada.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе детского сада

Тема: «Как спастись от неприятностей» (Формирование у детей культуры безопасной жизнедеятельности)

Актуальность проблемы

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для детей старшего дошкольного возраста. Детям 5-6 лет следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.

В этом возрасте возникает необходимость вспомнить о мерах безопасности, так как родители предоставляют детям больше самостоятельности дома и на улице, к сожалению, забывая о мерах безопасности.  Родители подходят к  проблеме детской безопасности недостаточно серьёзно, что может привести к возникновению пожаров, травм, несчастных случаев в быту и на улице. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения. Было решено совместно с родителями закрепить знания и обучение правилам безопасного поведения дома и на улице, подготовить консультации для родителей, организовать мероприятия с их участием на закрепление  правил безопасного поведения.

Концептуальное обоснование проекта

Проект предусматривает просвещение детей дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности  культуры безопасного поведения в быту и на улице. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.  

Проект раскрывает формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в безопасности и защищённости со стороны взрослых, которые основываются на формах совместной деятельности детей и  родителей.

Безопасность ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

          Важное место в решении социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли центра пропаганды безопасного образа жизни, формирования знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения жизни и здоровья детей.

На базе детского сада созданы условия для формирования у детей культуры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. В группе оборудован уголок безопасности, выполнен макет по правилам дорожного движения. Накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре безопасного поведения.

           Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении . Формы организации обучения: занятия (беседы по ОБЖ), игры, игровые ситуации, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование, лепка и аппликация.

В работе с семьей по формированию потребности в безопасном образе жизни используются такие формы работы с родителями, как информационные стенды , тематические выставки, проводятся консультации, совместные мероприятия.

Участники проекта: дошкольники 5-6 лет, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат проекта: способность ребенка осуществлять правильные действия в различных жизненных ситуациях.

Цель проекта : Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в быту, на улице и в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи: 

- формировать умение реально оценивать возможную опасность;
- прививать практические навыки поведения детей при возникновении различных опасных ситуаций;
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, ответственности за свою жизнь и здоровье;
- способствовать овладению приёмами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно устранить опасную ситуацию;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.

2 этап- основной: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

3 этап- заключительный: проведение итогового мероприятия, оформление продукта проекта, анализ и обобщение результатов работы, обобщение опыта, планирование перспектив.

План мероприятий по реализации проекта

Проект краткосрочный (неделя). Каждый день отражает определённую тему безопасного образа жизни: знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок дома, ребенок и природа, ребенок на улице, ребенок и другие люди.

Сроки

Мероприятие

Краткое описание деятельности

Понедельник

Интегрированное занятие. Познание (формирование целостной картины мира) и лепка.

Знакомство с правилами противо-пожарной безопасности

Создание педагогической ситуации:

- рассматривание иллюстраций по теме «Правила противопожарной безопасности»;

- отгадывание загадок по теме.

Познание. Формирование целостной картины мира.

Тема: Тема: Правила пожарной безопасности

Цель: Расширить и уточнить знание детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

-учить действовать во время пожара,

-выучить номер телефона пожарной службы.

Развивающие:

-формировать умение правильно действовать в различных ситуациях;

-развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;

-развивать речевую активность, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская:

-отгадывание загадки;

-рассматривание иллюстраций. 

Коммуникативная: 

- рассуждение о причинах возникновения пожара;  

- беседа о правилах пожарной безопасности;

- заучивание правил пожарной безопасности.

Спортивно-оздоровительная:

физкультминутка «Пожарные»

Игровая:

развивающие и дидактические игры:

1.  «Разрезные картинки»

Цель: закрепить знания о причинах возникновения пожара.

2. «Да и Нет»

Цель: обобщить и закрепить знания о правилах пожаробезопасного поведения.

3. «Четвёртый лишний»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара; развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

4. «Вызови пожарных»

Цель: научить детей правильно набирать номер «01» по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Художественная деятельность:

 пластилинография «При пожаре звони «01».

Вторник

Интегрированное занятие.

Развитие речи и аппликация.

Ребёнок дома.

Создание педагогической ситуации.

Иллюстрации с изображением опасных и безопасных предметов. Сюрпризный момент (посылка)

Вопросы:

- какие предметы являются безопасными для детей?

- какие предметы категорически нельзя трогать детям?

- какими предметами можно пользоваться с разрешения и под присмотром взрослых?

Развитие речи.

Тема: « Опасные предметы в быту»

Цель: формирование представления об опасных для жизни и здоровья предметах, встречающихся детям в быту, о правилах пользования ими.

Задачи:

Образовательные:

-расширить представления о правилах безопасного поведения с предметами быта ( нож, вилка, ножницы, иголка);

- учить отвечать на вопросы; активизировать словарь детей по теме « Опасные предметы в быту».

Развивающие:

-развивать умение использовать различные предметы по назначению в повседневной жизни;

Речевые:

-развивать речевую активность, поощрять стремление рассуждать, высказывать и обосновывать свое мнение.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность за сохранение своей жизни и здоровья;

-воспитывать аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож и др.)

-воспитывать умение договариваться, помогать друг другу.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская:

- рассматривание предметов, оказавшихся в посылке;

- отгадывание загадок об опасных предметах, встречающихся детям в быту.

Коммуникативная: 

-чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один»;

-чтение стихотворения М. Монаковой «Розетки мне не интересны», беседа по прочитанному;

- рассказывание по картинкам о действиях при обращении с опасными предметами.

Цель: помочь детям закрепить представление об опасных для человека и окружающего мира ситуаций и способов поведения в них.

Игровая:

Дидактические и развивающие игры:  «Опасно - безопасно», «Топаем - хлопаем», «Раз, два, три, что может быть опасного найди».

Цель: развивать умение детей сосредотачивать внимание на опасных предметах, встречающихся в жизни; формировать представление о том, что они могут нанести вред.

Спортивно-оздоровительная:

- игра с мячом «Горячий мяч».

Цель: продолжать формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для детей предметам.

Художественная деятельность:

коллективная аппликация «Опасные и безопасные предметы»

Среда

Познание (развитие кругозора)

Ребенок  на улице

Создание педагогической ситуации.

Иллюстрации с изображением опасных ситуаций во время прогулки.

Вопросы:

- Где можно гулять, а где нет?

- Что дети на иллюстрациях делают неправильно?

Тема: « Безопасная прогулка»

Цель: формирование  представлений об опасных ситуациях на улице и возможностях их избежать

Задачи:

Образовательные:

-учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности;

-учить детей,  по какому адресу обращаться  «Если случилась внезапно беда».

Развивающие:

-развивать навыки в проектно-исследовательской деятельности;

-закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах

Воспитывающие:

воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская:

-рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций, возможных на улице (животные, опасные горки и качели, игры вблизи дороги или реки др.)

- беседа о правилах поведения с животными на улице

-беседа «Как вести себя на улице, если ты потерялся»

Спортивно-оздоровительная:

Физкультминутка: «А теперь на месте шаг».

Игровая. 

Дидактические и развивающие игры: «Разрешается – запрещается», «Рассуждалки»

Цель: уточнение представлений детей о правильном поведении на улице.

«На прогулке»

Цель: закреплять  знания  детей  о  правильном  общении, поведении с животными.

"Тротуар и дети"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.

Четверг

Развитие речи.

Ребенок и другие люди

Создание педагогической ситуации.

Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Вопросы:

- Почему Красная Шапочка попала в неприятности?

- Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми на улице?

Рассматривание иллюстраций.

Развитие речи.

Тема: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».

Цель: Формирование представлений детей об опасности контактов с незнакомыми людьми на улице, расширение знаний детей о правилах поведения в таких ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

углублять представления детей о незнакомых людях, правила поведения с ними.

Развивающие:

- развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей.

-развивать умение делать выводы;

Речевые:

- обогащать  речь  детей  прилагательными, характеризующими качества характера близкого человека;

- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей.

- Совершенствовать умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность за сохранение своей жизни и здоровья

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская:

-беседа о правилах поведения с незнакомцами «Эти правила важны» 

- обсуждение ситуаций с детьми

Игровая. 

«Ты живешь среди людей»

Цель: формировать точное понимание определения «опасные

ситуации»

Речевая игра «Скажи наоборот»

Цель: расширять словарь антонимов.

Игра с мячом «Свой, чужой, знакомый»

Цель: формирование у детей понятий «свой», «чужой», «знакомый»

Логическая игра «Подумай и ответь»

Цель: закрепление  основных правил поведения с незнакомыми взрослыми.

Спортивно-оздоровительная:

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: развитие  внимания, формирование  замечать изменения в поведении других детей; упражнять детей в убегании и увертывании.

пятница (первая половина дня)

Рисование.

Тема: «Помоги героям сказок не попасть в неприятности»

Создание педагогической ситуации.

Иллюстрации к сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом»

- Почему герои сказок попали в неприятности?

Рисование. Тема: ««Помоги героям сказок не попасть в неприятности»

Цель: Закрепление знание детей о правилах безопасности в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

-углублять представления детей детей о правилах безопасности в повседневной жизни.

Развивающие:

- развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей;

-развивать интерес детей к рисованию.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность за сохранение своей жизни и здоровья

- закреплять навыки аккуратного рисования.

Виды деятельности

Познавательно-исследовательская. Рассматривание иллюстраций разгадывание загадок.

Беседа  по содержанию иллюстраций

Продуктивная. Рисование по выбранному сюжету.

Физкультминутка «Держим кисточку»».

пятница (вторая половина дня)

Итоговое мероприятие

Проведение  мероприятия с участием родителей и воспитанников по теме: «Мы опасностей не пугаемся, мы с ними справляемся!».

Цель: углубление и закрепление представлений по ОБЖ у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Продукт проекта:

- для детей:

  • выставка детского творчества:
  • итоговое мероприятие «Мы опасностей не пугаемся, мы с ними справляемся!»

- для педагогов

  • создание  проекта.

- для родителей

  • итоговое мероприятие-развлечение «Мы опасностей не пугаемся, мы с ними справляемся!»
  • создание цикла консультаций «Что такое хорошо, а что такое плохо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности"

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях....

Консультация "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"

Содержание выступления на методическом объединении на тему "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"...

Сценарий открытого занятия: «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Посторонние предметы».

Формирование и закрепление у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, на улице и в транспорте, об их необходимости для человека, о правилах пол...

Доклад из опыта работы по теме "Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности"

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение«Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14&raqu...

Консультация для родителей «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, хотя в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства, чтобы обеспечить бе...