Консультация для педагогов "Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности"
консультация по обж
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_obzh.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Колпинского района Санкт – Петербурга
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Составила и провела
Воспитатель
Старшей – подготовительной группы
Пшенникова Ольга Анатольевна
Санкт – Петербург 2019г.
«Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»
«Самое дорогое у человека - это жизнь»
Н. А. Островский.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встречи с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры предосторожности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или берег реки – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.
Итак, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Программа по ОБЖ разделена на три раздела:
- безопасное поведение в природе;
- безопасность на дорогах;
- безопасность собственной жизнедеятельности.
1. Безопасное поведение в природе.
Во второй группе раннего возраста детей необходимо знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения).
В младшей группе закрепляются правила поведения в природе. Так же педагог начинает формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
В средней группе продолжается знакомство с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
- формируются понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения», а так же педагог знакомит детей с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
В старшей группе начинается формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе.
- необходимо формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
В подготовительной группе можно знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
2. Безопасность на дорогах
Во второй группе раннего возраста необходимо дать первичные представления о машинах, улицей, дороге; знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
В младшей группе педагог знакомит детей с правилами дорожного движения. Так же необходимо учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зелёного, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Начинается знакомство с работой водителя.
В средней группе необходимо развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
- уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;
- знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
- знакомить детей со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта», а также формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
В старшей группе необходимо уточнить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар);
- знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;
- продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», « Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
В подготовительной группе педагог подводит детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения, расширяет представление детей о работе ГИБДД, продолжает знакомство с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными. Также необходимо воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
3. Безопасность собственной жизнедеятельности
Во второй группе раннего возраста педагог знакомит детей с предметным миром и правилами обращения с предметами, также знакомит с понятиями «можно – нельзя», «опасно».
- формируются представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.)
В младшей группе происходит знакомство с источником опасности дома (горячая плита, утюг). Необходимо формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила)
- необходимо формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот)
В средней группе необходимо познакомить детей с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.)
- знакомить с правилами езды на велосипеде;
- с правилами поведения с незнакомыми людьми;
- необходимо рассказать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
В старшей группе продолжается знакомство с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоёмах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах)
- закрепляются навыки безопасного пользования бытовыми предметами
- необходимо знакомить детей с работой службы спасения – МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
- учить называть своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон
В подготовительной группе необходимо формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды;
- формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился»;
- закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал или видеоматериал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности)
Формы организации учебно - воспитательного процесса:
- занятия;
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-подвижные игры;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
- театрализованные представления;
-сюжетно – ролевые игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-досуги;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
-личный пример взрослых.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в нашей группе создали необходимую предметно – развивающую среду. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Скорая помощь» и т. д. План - схема посёлка Сапёрный, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др.; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний»;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Хорошо – плохо», «Наши поступки», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома».
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, альбом речетворчества «Опасные места посёлка Сапёрный»
Рекомендуемая художественная литература:
- Г.Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
-С.Н.Волков «Звонят! Откройте дверь»;
- А.В.Петров «Я бегу через дорогу»;
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
В работе с родителями используется познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;
наглядно - информационное направление: открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;
досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности посредством художественного творчества при реализации ФГОС ДОО».
Занятие по ОБЖ...
Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников"
Обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей....
Консультация "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"
Содержание выступления на методическом объединении на тему "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"...
Сценарий открытого занятия: «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Посторонние предметы».
Формирование и закрепление у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, на улице и в транспорте, об их необходимости для человека, о правилах пол...
Консультация для родителей «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, хотя в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства, чтобы обеспечить бе...
Консультация для родителей "Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности"
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»
Консультация для педагогов по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»...