Консультация для педагогов "Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности"
консультация по обж

Пшенникова Ольга Анатольевна

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_obzh.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Колпинского района  Санкт – Петербурга

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составила и провела

Воспитатель

Старшей – подготовительной группы

Пшенникова Ольга Анатольевна

Санкт – Петербург 2019г.

«Формирование у детей основ безопасности  жизнедеятельности»

«Самое дорогое у человека - это жизнь»

Н. А. Островский.

        Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только  в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встречи с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

        Правила поведения и меры предосторожности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или берег реки – каждая среда диктует совершенно различные  способы поведения и соответственно  меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

        Итак, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя  в различных ситуациях.  

Программа по ОБЖ разделена на три раздела:

- безопасное поведение в природе;

- безопасность на дорогах;

- безопасность собственной жизнедеятельности.

1. Безопасное поведение в природе.

Во второй группе раннего возраста детей необходимо знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот  растения).

В младшей группе закрепляются правила поведения в природе. Так же педагог начинает формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

В средней группе продолжается знакомство с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.

- формируются понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения», а так же педагог знакомит детей с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

В старшей группе начинается формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе.

- необходимо формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

В подготовительной группе можно знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

2. Безопасность на дорогах

Во второй группе раннего возраста необходимо дать первичные представления о машинах, улицей, дороге; знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

В  младшей группе  педагог знакомит детей с правилами дорожного движения. Так же необходимо учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зелёного, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Начинается знакомство с работой водителя.

В средней группе необходимо развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

- уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;

- знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь»,  «Пожарная», «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

- знакомить детей со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта», а также формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

В старшей группе необходимо уточнить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар);

- знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;

- продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», « Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

В подготовительной группе педагог подводит детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения, расширяет представление детей о работе ГИБДД, продолжает знакомство с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными. Также необходимо воспитывать культуру поведения  на улице и в общественном транспорте.

3. Безопасность собственной жизнедеятельности

Во второй группе раннего возраста педагог знакомит детей с предметным миром и правилами обращения с предметами, также знакомит с понятиями «можно – нельзя», «опасно».

- формируются представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.)

В младшей группе  происходит знакомство с источником опасности дома (горячая плита, утюг). Необходимо формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила)

- необходимо формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот)

В средней группе необходимо познакомить детей с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.)

- знакомить с правилами езды на велосипеде;

- с правилами  поведения с незнакомыми людьми;

- необходимо рассказать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

В старшей группе продолжается знакомство с правилами безопасного поведения  во время игр в разное время года (купание в водоёмах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах)

- закрепляются навыки безопасного пользования  бытовыми предметами

- необходимо знакомить детей с работой службы спасения – МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

- учить называть своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон

В подготовительной группе  необходимо формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды;

- формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился»;

- закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

        Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал или видеоматериал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности)

        Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-личный пример взрослых.

        

        Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в нашей группе создали необходимую  предметно – развивающую среду. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик»,  «Скорая помощь» и т. д. План - схема посёлка Сапёрный, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др.; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно»,  «Назови одним словом», «Четвертый – лишний»;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности»,  «Хорошо – плохо», «Наши поступки»,  «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома».

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, альбом речетворчества «Опасные места посёлка Сапёрный»

        Рекомендуемая художественная литература:

- Г.Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

-С.Н.Волков «Звонят! Откройте дверь»;

- А.В.Петров «Я бегу через дорогу»;

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

- С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»

        Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями  - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

В работе с родителями используется познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

наглядно - информационное направление: открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;

 досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников"

Обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей....

Консультация "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"

Содержание выступления на методическом объединении на тему "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"...

Сценарий открытого занятия: «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Посторонние предметы».

Формирование и закрепление у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, на улице и в транспорте, об их необходимости для человека, о правилах пол...

Консультация для родителей «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, хотя в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства, чтобы обеспечить бе...

Консультация для педагогов по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»

Консультация для педагогов по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»...