Статья «Использование дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасности жизнедеятельности»
статья по обж (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Статья
«Использование дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасности жизнедеятельности»
Воспитатель группы «Гномики»: Огнева Анастасия Игоревна
Игра - это огромное светлое окно,
через которое, в духовный мир ребёнка
вливается, живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Безопасность ребёнка – это одна из основных забот, как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребёнка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, атак же в них проявляется воспитательное и развивающее начало игровой деятельности.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» я использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдёт и составит подходящие половинки для всех своих карточек. В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определённых нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т.д.
Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы. К примеру:
«Скорая помощь».
Цель этой игры: формировать умения детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему.
Оборудование: аптечка, телефон.
«Безопасная прогулка».
Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу.
Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.
Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д. Например:
Игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение, слух».
Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить, что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.
Оборудование: игровые поля с позитивными и негативными картинками, разрезанные картинки с изображением вредных и хороших привычек.
Ход игры: детям раздаются поля, разделённые на квадраты, в центре поля изображена картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо». Выигрывает тот, кто первым закроет своё поле картинками.
Игра «Как избежать неприятностей дома»
Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев.
Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам.
Ход игры: играть могут двое и более детей. Ведущий раздаёт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Например:
Игра «Загадай, мы отгадаем»
Цель этой игры: Развивать умения детей описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.
Принимая во внимание возрастные особенности детей, нужно стараться развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"
Использование дидактических игр на практике - как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....
Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников
. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых на...
Консультация для родителей на тему: «Формирование основных навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников»
Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать....
«Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ в условиях детского дома»
Данная статья содержит материал обобщенного опыта работы по использованию дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ....
Использование дидактических игр в целях формирования безопасного поведения для детей 3-4 лет (из опыта работы)
Цель моей работы - обучение ребенка правильному поедению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колющие-режущими предметам...
Проект в подготовительной группе по формированию первоначальных навыков безопасной жизнедеятельности (ОО «Социально-коммуникативное развитие) «Юный пешеход»
Проект разработан и реализован с детьми подготовительного к школе возраста, раскрывает содержание ОО "Социально-коммуникативное развитие" по направлению Безопасность...
Использование дидактических игр с целью формирования мыслительных операций у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, сериации и др.Развитие мыслительных операций &nda...