Обобщение опыта работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
методическая разработка по обж на тему
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта по теме
« Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма »
(из опыта работы)
Актуальность
В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Поэтому в своей работе я использую парциальную программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая была опубликована в 1997 году.
Чтобы занятия по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах проходили успешно, в группе организован уголок дорожного движения. В нём представлены:
- Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);
- Настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами – ходилки, лото, домино и т.д.)
- Настольный перекрёсток ( маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, игрушки людей и домов);
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой ( жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и др.);
- Детская художественная литература по тематике дорожного движения;
- Конструкторы;
- Пособия и игры по обучению детей ПДД;
- Безопасные маршруты «Дом – детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);
- Действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;
- Альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).
Новизна работы.
Новизна моего опыта состоит в использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
В своей практике я использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Банк презентаций по изучению ПДД: виды транспорта и их классификация, группы дорожных знаков, причины ДТП, светофор, история развития , сведения о дороге, участники дорожного движения.
С помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;
- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
Использую в своей работе ТРИЗ методы и приемы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Например, давая детям знания о светофоре, начинают вопроса: Что было бы, если в городах не было светофора? Чем полезен светофор? И др. Что в предмете хорошо или плохо?
Технология проблемного обучения помогает понять детям опасность данной ситуации и что необходимо для этого предпринять. Основой проблемного обучения служат вопросы и задания которые предлагаются детям. (Правильно — неправильно» и почему? По картинкам.)
На целевых прогулках также использую различные приемы, которые активизируют детскую фантазию например: предлагаю оживить улицу, перекресток, светофор. Очень нравится детям «мозговой штурм» для снятия психологической инерции. (что произойдет если на земле не будет транспорта?, что будет если у велосипеда убрать руль? Особенность проведения «мозгового штурма» состоит в том, что дети сами корректируют идеи, анализируют их.
При обучении детей ПДД я широко использую самые разнообразные игры: с элементами физических упражнений, ролевые игры, театрализованные, дидактические, с использованием макета, компьютерные, интеллектуально-познавательные. Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми. Сюжетно-ролевая игра — форма моделирования ребёнком социальных отношений. («Пешеходы и водители», «Мы пассажиры», «Регулируемый перекресток») в которых дети показывают практические умения и навыки. Дидактические игры требуют умение расшифровать распутывать, разгадывать «Собери дорожный знак», «Подбери символ к дорожному знаку», «Лото», «Домино». Закреплению пройденного материала. Во время целевых прогулок наглядно показываю пешеходный переход, дорожные знаки, движение транспорта. Огромной популярностью пользуются мероприятия с приглашением сотрудников ГИБДД (КВН, викторины, праздники)
Компьютерные игры развивают быстроту мысли способствуют
Работа с родителями
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
- Папки-передвижки по ПДД;
- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;
-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
- Родительские собрания, круглый стол
- Фотовыставки выпуски газет.
- Акции «День добрых дел» (обустройство перекрестка), «Сохрани мне жизнь» (Автомобильное кресло).
Создание в группе необходимой предметно-развивающей среды – первый шаг в формировании у детей устойчивого навыка переключения на самоконтроль в окружающей дорожно-транспортной среде. Развивающую среду стараюсь строить с учетом ФГОС.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Вывод об итогах работы:
- Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.
- Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.
- Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге
Самое актуальное на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей!...
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге
Самое актуальное на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей!...
Сообщение на тему «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах» (из опыта работы)
Сообщение на тему«Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»(из опыта работы)...
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по воспитанию навыковбезопасного поведения на дороге в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по городу»...
Программа саморазвития на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге» (срок реализации: сентябрь 2012г. – май 2013 г.)
Обучение ПДД занимает важное место в обучении дошкольников...
Хотелось бы поделиться своим опытом работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Хотелось бы поделиться своим опытом работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах....
обобщение опыта по теме: «Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.»
Целью моей работы является формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на улицах и дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения....