Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге
методическая разработка (средняя группа) по теме

Стрыгина Нина Николаевна

Самое актуальное на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_strygina.docx166.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №7 «Светлячок» г. Черепаново

«Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге».

Воспитатель: Стрыгина Нина Николаевна

2013 г.

В наше время мы видим, как увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растёт число дорожно – транспортных происшествий. На дорогах гибнут дети, получают серъёзные травмы. Часто это происходит потому, что дети не знают элементарных правил дорожного движения или нарушают их, не осознавая трагических последствий. Избежать этих опасностей можно  лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с дошкольного возраста.

Наш детский сад расположен на очень оживлённой улице с двухсторонним движением машин. Рядом располагается школа, магазин. Часто мы наблюдаем безучастное отношение родителей к поведению детей на проезжей части по дороге в детский сад и обратно. В этом году моя группа выпускается в школу и детям предстоит самостоятельно добираться в школу.

Поэтому я поставила перед собой цель сформировать у детей представления о безопасном поведении на дороге, так как жизнь ребёнка безусловная ценность для каждого из нас.

Работая по этой теме, я учитываю, что большую часть времени дети находятся в детском саду, поэтому я поставила цель: учить детей сознательно защищать свою жизнь и здоровье; вооружить знаниями о правилах безопасного поведения на улице.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

  • Формировать у детей навыки безопасного поведения на улице  и дороге;
  • Знакомить с правилами дорожного движения, учить правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге;
  • Учить соблюдать меры предосторожности во время игр во дворе дома;
  • Учить различать и понимать, что обозначают дорожные знаки для водителей и пешеходов;
  • Закрепить правила этичного и безопасного поведения в общественном транспорте;
  • Воспитывать самоконтроль, дисциплинированность, внимание, умение принимать решение, анализировать ситуацию.

Для решения поставленных задач в группе и ДОУ имеется предметно –развивающая среда: атрибуты с изображением машин, дорожные знаки, жезл, светофор, флажки для перехода через улицу, оформлен уголок по безопасности дорожного движения, плакаты с изображением ситуаций на дороге, книги «Умный светофор», «Правила дорожного движения на дороге», раскраски с наклейками, машины разного вида: грузовые, легковые, специализированные (скорая помощь, пожарная машина, машина ГИБДД, для перевозки продуктов и т.д.). На территории ДОУ имеется разметка «Пешеходный переход», деревянная машина, непосредственно около детского сада имеется знак «Пешеходный переход», разметка «зебра», «лежачий полицейский».

Для того, чтобы сформировать устойчивые знания и прочные навыки поведения на дороге и в транспорте, учитываю как возрастные , так и индивидуальные особенности детей. В процессе общения с детьми, в игровой деятельности, на прогулке,  использую каждый подходящий момент для закрепления знаний о безопасном поведении на улице. Использую разнообразные формы работы: наблюдение за движение машин, поведением пешеходов; обсуждение ситуаций на дороге; просмотр видео фильмов и презентаций, конкурсы, викторины, ежедневно провожу занятия «Минутка», реализую проектную деятельность.

Обучение правилам дорожного движения тесно связано со всеми образовательными областями. Интеграция образовательных областей способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, возможность экспериментировать. Взаимосвязь разнообразных видов деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно – образного и логического мышления, повышает мотивацию, формирует у детей более глубокие, разносторонние знания и целостное представление о мире, о взаимосвязи всех его составляющих.

Интеграция образовательных областей:

Физическая культура: утренняя гимнастика «Водители и пешеходы»; эстафета «Автогонщики», игры на ориентирование «Что, где, когда?», физические упражнения, соревнования, весёлые старты, физкультурный досуг «Путешествие в страну дорожных знаков».

Познание:

В образовательной области «Познание» организую наблюдение за  движущимся мимо детского сад транспортом, за работой автоинспектора . Очень нравятся детям экскурсии на автобусную остановку, к светофору, дети бурно обсуждают увиденное, вспоминают эпизоды из личного опыта. Провожу обсуждение проблемных ситуаций: «Приключения на дороге», «Улица полна неожиданностей»,  просмотр видео, организую конкурсы «Лучший пешеход», развлечение «Мой друг светофор», «Знатоки дорожных правил», «Азбука дороги», «Знаки разные нужны, знаки разные важны», «Правила движенья достойны уважения».

Проводим с детьми познавательно –исследовательскую деятельность «Безопасность на дороге»,  «Зелёный огонёк на дороге», провели акцию «У дороги не играй!» для детей среднего и старшего возраста, в ходе которой каждый ребёнок получил плакат с изображением ситуаций на дороге с участием детей. Рассматриваем иллюстрации, плакаты, тематические альбомы «Виды транспорта».

Успешно был реализован проект «Водитель! Будь осторожен!». В ходе этого проекта дети решали проблему соблюдения водителями правил на пешеходном переходе.

Однажды, гуляя с детьми на прогулке, обратили внимание, что не все водители пропускают пешеходов на пешеходном переходе. Я предложила детям подумать, как можно решить эту проблему. Посовещавшись, дети решили, что они могут сделать листовки и раздать их водителям, что бы обратить их внимание на соблюдение правил на пешеходном переходе. В этот же день проект был реализован. Дети оформили листовки и вечером на прогулке я с помощью флажка останавливала проезжающие машины, мотоциклы, и дети вручали листовки водителям , которые в свою очередь благодарили детей. Это проект был отмечен грамотой за 3 место в районном конкурсе проектов, направленных на формирование социальных компетенций у детей.

Коммуникация:

 В процессе ознакомления с правилами дорожного движения у детей развиваются все стороны речи: обогащается словарь, дети учатся общаться со взрослыми и  сверстниками.

Я провожу беседы на темы: «Безопасность на наших дорогах»,  ситуативный разговор «Как правильно перейти дорогу», «Я еду в автобусе»; игровой тренинг «01; 02; 03;   - быстро помощь позови»,  словесные игры «Будь внимателен», «Поездка по городу». Вместе с детьми отгадываем и сами составляем загадки о светофоре, машинах, тротуаре.

Чтение художественной литературы

Много полезного и интересного узнавали дети из литературных произведений: рассказов, стихотворных произведений, имеется подборка загадок, знакомлю детей с содержанием газеты «Добрая дорога детства». Чтение произведений обязательно сопровождается обсуждением содержания, наиболее интересные эпизоды драматизируем. Систематически оформляю в книжном уголке выставку книг по теме безопасного поведения на улице.

Социализация:

Возможно, правила ребёнок выучил, но насколько грамотно он будет вести себя на улице? Чтобы обезопасить ребёнка, необходимо научить его пользоваться правилами в реальной ситуации. Поэтому я провожу игровые ситуации с использованием сказочных персонажей «Выбирай безопасный маршрут», «Помоги Красной шапочке перейти улицу».

В игровой деятельности дети  используют полученные знания, закрепляют их,  учатся применять навыки в непосредственной обстановке.

Способствую развитию сюжетно – ролевых игр «Мы водители», «Поездка на автобусе», «Инспектор ГИБДД»; организую дидактические игры «Красный, жёлтый, зелёный», «Найди свой цвет», «Хорошо- плохо»,

 Труд:

И конечно, в подготовительной группе дети самостоятельно мастерят атрибутов к сюжетно – ролевым играм,  с удовольствием делают макеты города, улицы, светофора.

Художественное творчество

Насколько дети усвоили те или иные знания,  можно пронаблюдать через изобразительную деятельность. В приёмной группы и в интерьере ДОУ систематически оформляю выставки творческих работ детей, где дети отражают свои впечатления : изображают ситуации на дороге, различные виды машин, дорожные знаки и т.д.

Оформление альбома «Дорожные знаки», выставка творческих работ детей «Дорога и дети», «Мой папа водитель», изготовление писем – посланий, листовок водителям, аппликация «Машины разные важны и нужны».

Музыка

Развитию эмоционального восприятия способствуют музыкальные произведения: песни для детей о светофоре, пешеходах, машинах. Дети с удовольствием слушают и поют эти песенки.

Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная работа ДОУ и семьи. Когда родители заходят в здание детского сада, они попадают в атмосферу улицы города. Коридоры ДОУ оформлены в виде улицы, на которой располагаются здания, светофор, дорожные разметки, дорожные знаки, на зданиях расположены памятки для родителей о причинах детского дорожного травматизма, весёлые стихи о ситуациях на дороге, загадки и т.д. В приёмной группы так же имеется информационный стенд с советами и рекомендациями по проблеме безопасного поведения на дороге. Систематически консультирую родителей о том, что необходимо ежедневно тренировать внимание ребёнка, подавать позитивный личный пример.

На игровом занятии, проведённом совместно с инспектором ГИБДД Чупиным С.А., дети показали прекрасные знания о правилах поведения на дороге; в итоге инспектор вручил каждому ребёнку удостоверение пешехода, мы сделали общее фото на память. Информация об этом мероприятии была освещена в газете «Черепановские вести».

К концу года у детей

  • Сформированы навыки безопасного поведения на улице и дороге, имеют представления о дороге, пешеходном переходе ,светофоре, тротуаре.
  • Дети знакомы с правилами дорожного движения, могут правильно действовать в сложившейся на улице ситуации.
  • Соблюдают меры предосторожности во время игр во дворе дома.
  • Различают и понимают, что обозначают дорожные знаки для водителей и пешеходов.
  • Знакомы с правилами этичного и безопасного поведения в общественном транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге

Самое актуальное на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей!...

Сообщение на тему «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах» (из опыта работы)

Сообщение на тему«Формирование у детей навыков безопасного поведения  на дорогах»(из опыта работы)...

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Конспектнепосредственно  образовательной деятельности по воспитанию навыковбезопасного поведения на дороге в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по городу»...

Хотелось бы поделиться своим опытом работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Хотелось бы поделиться своим опытом работы по  формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах....

Консультация для родителей "Учет возрастных особенностей при формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге"

Данная информация может быть интересна как старшим воспитателям, так и воспитателям для работы с родителями по формированию у них ответственного отношения к безопасности детей дошкольников....