Хотелось бы поделиться своим опытом работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
презентация к уроку по обж (подготовительная группа) на тему
Хотелось бы поделиться своим опытом работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_pdd.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №17 «Василёк» ЗМР РТ
Формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Подготовила:
воспитатель 1 кв. категории
Куприянова Е.В.
2017г.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины-
Для взрослых пешеходов и ребят!
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных, о чем свидетельствуют печальные данные статистики. В настоящее время ведется большая работа с детьми по профилактике безопасного поведения на дороге.
Хотелось бы поделиться своим опытом работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в дорожно-транспортной среде была начата во второй младшей группе, в средней группе продолжалась с небольшим усложнением. В старшем дошкольном возрасте цель звучала так: « Формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде».
Для достижения данной цели, мной были определены следующие задачи:
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды по вопросу формирования безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде;
2. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих знаний, игр, тренингов;
3. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
4. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников;
5. Привлечение к взаимодействию родителей, органы образования, здравоохранения, сотрудников ГИБДД.
Выбраны направления работы :
Профилактические:
- Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах города, села;
- Предупреждение попаданий детей в различные «Дорожные ловушки»;
- Решение образовательных задач средствами систематических упражнений, знаний, игр, мероприятий с детьми, родителями, сотрудниками Учреждения;
Организационные:
- Организация предметно-развивающей среды по Правилам дорожного движения (далее ПДД);
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Педагогическая целесообразность:
В процессе обучения правилам дорожного движения и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движения, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»).
Формы работы с детьми:
- Организационные формы обучения;
- Совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- Смостоятельная деятельность детей;
- Экскурсии и наблюдения;
- Чтение художественной литературы;
- Игра (сюжетно-ролевая, дидактическая);
- Встречи с инспекторами ГИБДД;
- Досуги и развлечения;
- Беседы, напоминания, моделирование проблемных ситуаций;
- Рассматривание иллюстраций
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей;
- Повышение родительской компетенции в области безопасности в дорожно-транспортной среде;
- Консультации по безопасности дорожного движения;
- Наглядная агитация;
- Раздача памяток и листовок-обращений;
- Привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада;
- Проведение тематических акций совместно с родителями, флешмобов;
- Родительские собрания, семейные гостиные с приглашением инспектора ГИБДД, психолога, детского травматолога;
- Участие в совместных мероприятиях, деловых играх, творческих конкурсах с детьми;
- Участие в совместных проектах.
Была определена педагогическая идея— формирование основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников в разных видах детской деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда группы была пополнена наглядно-иллюстративным материалом; атрибутами для сюжетно-ролевых игр; настольно-печатными играми, в том числе и сделанными своими руками («Разрезные картинки», лото «Дорожные знаки», домино «Транспорт» и т. д.); подобрана детская художественая литература и медиатека по тематике дорожного движения.
В своей работе старалась охватить все виды детской деятельности, чтобы полученные воспитанниками «теоретические» знания, были реализованы ими в самостоятельных играх и повседневной жизни за пределами ДОУ. Так как основной вид детской деятельности — это игра, большая часть моей работы по формированию основ безопасного поведения на дороге была построена именно на игре и игровых ситуациях.
В работе были активно использованы информационно-коммуникационные технологии: это и просмотр мультимедийных презентаций, например, «Виды транспортных средств», «Как перейти дорогу», и просмотр мультфильмов по данной тематике, и прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы по теме дорожной безопасности: стихи, рассказы, загадки.
Коммуникативная деятельность. Рассматривая картины, побуждала детей рассказывать о изображённом, выражать свое мнение либо оценивать, что способствовало развитию понимания и осознания детьми опасных и безопасных действий на улице. Задавала вопросы: «Как ты думаешь, Ёжик правильно переходит дорогу?», «Расскажи, как бы ты поступил на месте Волка», «Посмотри внимательно, художник всё нарисовал верно? Почему?» В утренние и вечерние отрезки времени проводила беседы с детьми (например, «Моя мама-автоледи», «Для чего нужны дорожные знаки», «Наш помощник светофор»). Воспитанники с удовольствием составляли рассказы о разных видах транспорта, а также делились личным опытом: «Что я видел на улице», «Как я перехожу улицу с родителями», «Мы с мамой едем на автобусе» и т. д.
Теоретические знания подкреплялись изобразительной деятельностью. Как показывает мой опыт, дошкольники очень любят заниматься рисованием, лепкой и аппликацией по тематике правил дорожного движения. В течение года мы лепили и клеили с детьми деревья, дома, дорогу, автомобили, дома, рисовали по трафаретам различные виды транспорта, раскрашивали раскраски.
В самостоятельной деятельности дети использовали разнообразные виды конструктора, ЛЕГО. Воспитанники строили гаражи для автомобилей, мосты, ворота, различные виды транспорта, городские здания, обыгрывали постройки. Игры и игровые ситуации с персонажами представляли возможность познакомить, объяснить, сформировать и закрепить представления дошкольников о безопасном поведении на улице, о дорожных знаках и их значениях, о назначении сигналов светофора и т. д.
Содержание сюжетно-ролевых игр по тематике дорожного движения («Полиция», «Водители») часто перекликались и с бытовыми сюжетами.
Двигательная деятельность направлена больше на использование полученных знаний и имеющегося опыта детей («Цветные автомобили», «Сигналы светофора», «Передай жезл», «К своим знакам», «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем» и т. д.)
Познавательно-исследовательская деятельность. Дошкольники получали возможность во время прогулок наблюдать за реальными картинами дорожного движения, они рассуждали об увиденном в ходе беседы, во время игры, пытались дать оценку действиям пешехода.
На площадке с дорожной разметкой, с помощью игровых ситуаций развивалась координация движений и ориентировка в пространстве, дети учились ездить на велосипеде по прямой дорожке, по кругу, змейкой, вовремя тормозить.
В ходе проведения развлечений дети знакомились с правилами дорожного движения вместе с героями сказок.
Во время развлечения «Как звери искали дорогу к теремку» дети решали проблемные ситуации на дороге, помогали любимым сказочным персонажам.
В музыкально – художественной деятельности воспитанники так же принимали активное участие: пели песни по ПДД, танцевали, участвовали в флешмобах
Большое внимание уделялось работе по взаимодействию с родителями (законными представителями). Подчёркивалась вся ответственность взрослых за формирование поведение детей, на личном примере. Нельзя требовать от ребенка выполнение какого-то правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В начале учебного года было проведено анкетирование, которое помогло обозначить проблемы, требующие педагогической помощи, и родительское собрание «Безопасность на дороге». Данные рекомендации получили отклик у родителей.
На день Матери, родители совместно с детьми принимали участие в досуге «Моя мама-автоледи!». Команда мам соревновалась с командой детей . Итог мероприятия показал положительный результат в освоении воспитанниками правил дорожного движения, но и помог сблизить всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Интересной и эффективной формой работы стала организация интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», были приглашены бабушки и дедушки. Вместе с внуками они соревновались в ответах на вопросы, играли, шутили, танцевали. Закреплялись правила безопасности на дорогах и транспорте, уважительного отношения к пожилому возрасту со стороны молодёжи. Осуществили знакомство с дорожными знаками для людей с ограниченными возможностями.
В течение года были созданы специальные памятки и буклеты, содержащие советы родителям по вопросам дорожной безопасности детей. Традиционно в дни школьных каникул организовывались акции : «Безопасная дорога», «Стань заметней на дороге», «Безопасность пожилого человека», «Притормози перед пешеходным переходом», «Пристегни самое дорогое», «Опасности на дороге». Запланирована Акция: «Дворы детям для игры!»
В результате проведения систематической работы: повысилась социальная компетенция дошкольников, повысилась культура поведения детей на улице и в общественном транспорте, укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, воспитанники приобрели навыки и умения безопасного взаимодействия с окружающей средой, научились оценивать, анализировать дорожную обстановку и ситуацию, что способствует снижению травматизма среди детей.
.
Участвовали в различных конкурсах городского, районного и областного уровня:
1.участие воспитанников в Международном творческом конкурсе «Безопасная дорога», диплом II, диплом III место, апрель 2016г.;
2.участие воспитанников в конкурсе, организованном отделом МВД РФ «Рисуем правила, пишем стихи», диплом I место, диплом II место, 2016г.;
3.участие в III Всероссийском конкурсе творческих работ из бросового материала «Ёлочка, живи» в рамках международной программы «Эко-школы/Зелёный флаг», грамота дипломанта, 2016г.;
4.участие во Всероссийской акции «Безопасная дорога», сертификат участника, 2016г.;
5.участие в Всероссийском конкурсе «Безопасная дорога. С заботой о пожилых людях», сертификат участника, 2017г.;
Неоднократно делилась своим опытом с коллегами на педагогических советах и методических объединениях.
В этом году мной была разработана и принята на педагогическом совете ДОУ целевая долгосрочная Программа по формированию безопасного поведения у дошкольников навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде «Дорога без опасности».
В перспективе планирую: продолжить пополнить макетную среду по ПДД в группе, обновить автоплощадку на территории детского сада, привлечь к совместной работе школьников и сотрудников ГИБДД .
Я считаю, что систематическое проведение работы в данном направлении во взаимосвязи с социальными партнерами даст свои положительные результаты.
Используемые в работе материалы:
Литература: «Неделя, посвященная безопасности детей на дорогах»// http://2goroda.info/novosti/nedelja-posvjaschennaja-bezopasnosti-detei-na-dorogah.html Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»// http://government.ru/media/files/41d494b8c5e15981c833.pdf
Майорова, Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг/ Ф. С. Майорова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2016.
Старцева, О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения/ О. Ю. Старцева. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 с.
Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»/ О. А. Скоролупова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге
Самое актуальное на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей!...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Сообщение на тему «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах» (из опыта работы)
Сообщение на тему«Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»(из опыта работы)...
Обобщение опыта работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Обобщение опыта работы по ПДД....
Представление опыта работы на тему: «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей в возрасте 5-7 лет»
В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования мы уделяем большое внимание оснащению развивающей предметно-пространс...