Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения в соответствии с ФГОС ДОО
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, стремились создать в своей группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, стремились создать в своей группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
- социально-коммуникативная,
- познавательная,
- речевая,
- художественно-эстетическая,
- физическая.
При построении предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности, динамичности;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип открытости;
- принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Так как дорожно–транспортный травматизм является приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Вопрос о грамотном обучении детей как пешеходов, пассажиров и будущих водителей очень актуален. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В нашей группе был создан уголок безопасности дорожного движения.
Наглядный материал, который представлен в уголке по ПДД:
- иллюстрации с правилами дорожного движения и знаками;
- макет перекрестка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения и отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Он существенно облегчает работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. С помощью этого макета мы с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге. Я наглядно показываю дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняя, что, если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
- набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: предупреждающие знаки - «Пешеходный переход», «Дети»;
- запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки - «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета: «Главная дорога», «Уступи дорогу», знаки сервиса - «Больница», «Пункт питания»;
- плакаты по правилам дорожного движения;
- поделки, выполненные родителями с детьми;
- макет микросоциума;
- альбомы «Разные виды транспорта».
Для закрепления знаний по правилам дорожного движения была создана подборка дидактических игр. Дидактическая игра имеет широкий спектр применения по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Играя в эти игры, дети научатся различать цвета светофора, распознавать виды транспортных средств, усваивают понятиям «тротуар», «проезжая часть», дорожные знаки
Дидактический материал:
- дидактические игры: «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови»
- «О чем говорят знаки», «Угадай знак», «Где спрятался знак», «Перекресток», «Наша улица»; «Учим дорожные знаки».
- перфокарты: «Чем накормить автомобиль», «Сигналы регулирования дорожного движения», «Какого вида транспорт».
Для активизации социального опыта безопасного поведения детей на дорогах была создана атрибутика для сюжетно – ролевых игр на данную тему. Картотека сюжетно – ролевых игр на тему: «Пешеходы», «Путешествие по городу», «Я – водитель».
Предметно-игровая среда для сюжетно-ролевых игр:
- Сюжетно – ролевая игра «Водители» - фуражки для водителей такси, кепки для водителей легковых и спортивных машин, рули разного цвета и размера, макет светофора, водительские удостоверения.
- Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик» - форма или фуражка, свисток, жезл.
Тематика сюжетно – ролевых игр:
- «Регулировщик», «Автосервис», «Автомойка», «Медпункт», «Водители».
Дети не всегда могли наблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, влияние разных погодных условий, из-за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман), потому я создала уголок по БДД, где ребятам доступно продемонстрированы те или иные дорожные ситуации на примере мультипликационных героев.
Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения мною создана картотека подвижных игр, альбом загадок по теме.
Создана подборка художественной литературы:
- А. Баруздин «Кто построил этот дом?»,
- А. Дорохов «Перекресток»,
- Б. Житков «Что я видел»,
- Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»,
- М. Ильина и Е. Сегал «Машина на нашей улице»,
- С. Михалков «Скверная история»,
- Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»,
- Н. Носов «Автомобиль»,
- М. Дружинина «Моя улица».
Также мной разработаны авторские игры по ПДД: «Клуб знатоков ПДД»
Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.
Для детей 5-7 лет.
Цель игры: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их назначение, развивать внимание, память.
Материал для игры: Карточки с изображением дорожных знаков, кружки зелёного цвета.
Ход игры: В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Воспитатель объясняет детям правила игры: за правильно названный дорожный знак и его назначение будут получать у кассира зелёный кружок и закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Выбирается кассир, ему передаются зелёные круги. Дети выбирают карты. Игра начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем ты знакам покажись,
Покажи нам поскорее,
Какой знак тебе милее! Стоп!
Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение. Если ребёнок назвал знак правильно, кассир выдаст ему зелёный кружок, ребёнок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака, спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передаёт кружок тому, у кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы правильно). Затем диск передаётся соседу, и игра продолжается. В случае затруднения или ошибки ребёнок не получает зелёный кружок, а диск передаётся следующему ребёнку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый закроет свои знаки зелёными кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут закрыты все карты у детей зелёными кружками.
Авторская дидактическая игра «Куб знаний»
Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.
Для детей 5-7 лет.
Цель игры: Закреплять умение детей различать дорожные знаки (запрещающие, сервиса, предупреждающие, приписывающие) о дорожных знаках, уметь их группировать. Помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков). Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Ход игры:
- Вариант «Отгадай-ка знак» - воспитатель читает загадку, а ребенок, который отгадал загадку, берет себе знак, о котором шла речь.
- Вариант «Дорожные знаки » - каждый ребенок выбирает себе грань (синяя или красная), дети принимают решение: какие знаки они будут собирать и затем по сигналу начинают заполнять свои грани куба.
- Вариант « Лишний знак». В центре выкладываются 3 знака одной группы и один из другой. Ребенку нужно рассказать, какой знак лишний и к какой группе он принадлежит.
- Вариант « Какой знак спрятался». В игре может участвовать 4-6 детей. Педагог выкладывает перед детьми 6-8 карточек с дорожными знаками, предлагает внимательно посмотреть на них и запомнить. Дети закрывают глаза, а взрослый в это время убирает одну карточку (для усложнения количество спрятанных карточек можно увеличивать). Дети должны отгадать каких знаков не стало. Можно просто поменять местами карточки.
- Вариант «Расскажи про дорожный знак». В игре может участвовать 4-6 детей. Знаки лежат в мешочке. Ребенок опускает руку и достает любой знак. Ему нужно рассказать, что именно это за знак.
Авторская дидактическая игра: «Я знаю дорожные знаки»
Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.
Для детей 5-7 лет.
Цель игры: Умение находить изображение знака и правильно совместить его с рамкой.
Ход игры: В игру могут играть от 2 до 4 детей. Дети разбирают рамку для знаков. Далее из коробочки достают по очереди сами изображения знаков, называют их и подбирают для изображения знака рамку.
Варианты игры: «Найди рамку для знака», «Что это за знак, отгадай-ка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН для старших дошкольников по правилам дорожного движения
В ноябре 2014года в старшей группа №9 и подготовительная группа №10 соревновались в КВН, в гости к ним приехал автомобильчик Автоша, который задавал интересные вопросы по ПДД, подводил итоги кон...
Описание опыта работы " Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-лич...
Переспективный план работы по ознакомлению младших дошкольников с правилами дорожного движения.
Предлагаю переспективный план работы по ознакомлению младших дошкольников с правилами дорожного движения. Материал будет полезен воспитателям младших групп доу....
зеленый огонек -развлечение для старших дошкольников по правилам дорожного движения
«Зеленый огонек» - развлечение для старших дошкольников по правилам дорожного движения « ЗЕЛЁНЫЙ ОГОНЁК.(развлечение по правилам дорожного движения). Программное содержание:...
Ознакомление младших дошкольников с правилами дорожного движения "Воспитываем пешехода".
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это — беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художестве...
" Для чего нам светофор". Консультация-презентация для педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения.
Консультация содержит в себе игры на закрепление правил дорожного движения, художественную литературу по теме, конструирование из бумаги....
Презентация "Формирование представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения в соответствии с ФГОС ДО"
С каждым годом растёт и хорошеет наш город. Много в нём широких, красивых магистралей, улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам пр...