Описание опыта работы " Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»
опыты и эксперименты на тему

Табакова  Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждения  детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида  с приоритетным  осуществлением деятельности  по социально-личностному развитию детей городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

 

 

 

 

 

Описание опыта работы

Табаковой Елены Николаевны

воспитателя МБДОУ детского сада № 12

 

 

 

 

Тема: Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Чегдомын

2014 год

 

 

   Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

 

               Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

«Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети». «Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств,  деревьев и сооружений - самые распространенные причины наездов на детей (37,4 процента и 24,7 процента соответственно всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми правил дорожного движения)», отмечено в Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах".

         Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.

        Так как у ребенка не большой  опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве, дети этого возраста нетерпеливы и подвижны, они больше других подвергаются опасности на дорогах. 

          Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге тем самым значительно расширит социальный опыт ребенка, сформирует социальную позицию, усовершенствует умения и навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

         Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, JI. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении А. Д. Добрушиным, В. Н. Зимониной, Н. И. Клочановым, JI. А. Комлевой, JI. В. Куцаковой, Е. А. Козловской, С. А. Козловским, С. И. Мерзляковой, И. С. Окуневым, В. Н. Сахаровой.

           Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены в федеральных документах.

Встает вопрос, как построить образовательный процесс по  формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?

          С целью выявления  недостатков в работе ДОУ по ознакомлению дошкольников с ПДД, провела анализ форм и методов работы с детьми,  реализуемых воспитателями.   Анализ показал, что 80%  информации дети получали на организованных занятиях, которые планируются эпизодически   и лишь 20% - в ходе режимных моментов: прогулки, чтения художественной литературы, игровой деятельности. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 70%  опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей Правилам дорожного движения дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила.

          Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и, ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ и т.д), выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать  просветительскую работу с родителями.

 

Новизна опыта

         Новизна моего  опыта заключается в использовании инновационных технологий  в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил  поведения на дороге, в процессе  осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений  о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Работая над опытом,  руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Правила Дорожного Движения Российской Федерации 2013;

- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";

-Федеральными государственными требованиями к структуре ООП;

- Образовательная программа МКДОУ №12.

          Цель моей работы: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

1.    Формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.

2.    Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.

3.    Воспитывать - личность, способную проявлять  гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание, быть осторожными и осмотрительными.

4.      Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.image

 

 

Ожидаемый результат

·       Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность,  негативное  отношение к нарушениям ПДД.

·       Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.

·       Проявление  гуманных чувства: доброта, отзывчивость и сострадание.

·       Устойчивый интерес у родителей к безопасности детей как участников дорожного движения, участие взрослых в совместной деятельности с детьми.

Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы над проблемой:

1.    Изучить  методическую литературу по данной проблеме.

2.    Разработать планирование.

3.    Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность ДОУ и материально-технический потенциал для образования  и воспитания грамотных участников дорожного движения.

4.    Подобрать диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.

В чем заключается суть моего опыта? Это поэтапное, постепенно усложняющаяся, с учетом возраста, систематизированная работа.

 

Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице

                Средством достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми:

 

Игровые 

направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность:

Проектная деятельность

направленная на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность, музыкально-художественную деятельность

Творческая мастерская

направлена на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность (мелкая моторика).

Проблемные ситуации

 

направлены на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность.

ИКТ

Направленные на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, коммуникативную,  деятельность

Здоровьесберегающие

Направленные  оздоровительную, двигательную,  познавательно-исследовательнскую деятельность

 

        В качестве принципов организации воспитательно-образовательного процесса, считаю наиболее значимыми следующие:

·       принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

·       принцип научной обоснованности и практической применимости;

·       принцип необходимости и достаточности;

·       принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;

·       принцип природосообразности – образование в  соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия;

·       принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира;

·       принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и  продуктивной деятельности;

·       принцип педагогики сотрудничества.

 Содержание системы реализую:

·       через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры;

·       на специально организованных занятиях по безопасности;

·       в процессе кружковой работе «Уроки Светофорика». Все занятия сохраняют форму занимательной, увлекательной игры, реализация интегрированного подхода делает обучение дошкольников более интересным, развивает потенциал самих дошкольников;

·       в совместной деятельности взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной, необязательной форме  (в ходе режимных моментов,  прогулок);

·        в развивающей среде группы (уголок «Светофорика», изо -деятельность, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

 

Методы и приемы, реализуемые в работе:

1.     Взаимодействие со сказочным персонажем- подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.

2.     Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого.

3.     Игровые приемы - занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.

4.     Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.

5.     Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.

6.     Использование театра – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей.

7.     Использование музыкального репертуара.

8.     Практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.

      При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой:

  • Ребёнок - пешеход;

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

  • Ребёнок - пассажир;

Здесь  изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомлю с обязанностями пассажиров, учу наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

  • Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).

Учитывая, возрастные особенности старших дошкольников, уровень их подготовленности, сформулировала  задачи по обучению детей с правилами дорожного движения

Старшая группа

1.    Знакомить с различными условиями на движение транспорта и пешеходов;

2.    Продолжать знакомить с разными видами транспорта, определять их сходство и различие некоторых видов;

3.    Формировать умение ориентироваться в пространстве;

4.    Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Подготовительная группа

1.    Знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.

2.    Систематизировать знания о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

3.    Формировать умение соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по проезжей части.

4.    Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.

 

 

 

Педагогические технологии, используемые в работе по обучению старших дошкольников ПДД

 

         Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности – основной. Игровой материал представлен  дидактическими, настольно-печатными играми: «Назови, о чем я расскажу», «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке», «Сложи светофор», «Сложи знак», «Разрезанные картинки», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожная азбука», «Опасные ситуации». С их помощью учила детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов.      Во время игровой деятельности старшие дети  составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки, составляли  небольшие рассказы о дорожной ситуации. Для этого использовала иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов). Интересной и эффективной формой работы  стала организация игр соревнований: «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил». В подвижных играх не только обогащала жизненный опыт детей, но и совершенствовала двигательные навыки и умения, ловкость, быстроту, координацию движений.

В совместной и самостоятельной  игровой деятельности дети  активно используют  макеты: «Улицы города», «Заправочная станция», «Парковка». В группе созданы условия для  сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция».

            Широко использую в практике работы со старшими дошкольниками викторины, где ребёнку предоставляется  возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание Правил дорожного движения, а так же получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками. В процессе конкурсов дети состязаются в выполнении каверзных заданий, проблемных ситуациях: «Подскажи верное решение», «Найди ошибку». Конкурсы провожу между детьми одной группы.

            В процессе совместной деятельности предлагала детям педагогические ситуации. Источником для разработки ситуаций послужили факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, просмотренный видеофильм, иллюстративный материал. Моделировала ситуации  негативного поведения детей в транспорте, предлагала найти правильное  решение и проиграть вновь   ситуацию.

         Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволило мне  сделать каждое занятие из серии «Школа Светафорика» нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть разнообразные приемы и методы  обучения. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. В роле Светофорика выступаю сама, что даёт возможность лично общаться с детьми, ненавязчиво направлять их обсуждения  в нужное русло. На  наших встречах, с использованием информационных технологий, в подавляющем большинстве случаев дети не оценивают свою деятельность как занятие, стимулом для работы становится не доминирующая роль воспитателя, а собственное желание детей поучиться в «Школе Светофорика». Занятия интегрированные, предполагают участие всех детей, длительность -30 мин, что соответствует нормам СанПиН.

         Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта  «Эти разные машины» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепили правила поведения в пассажирском транспорте. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литературы, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», создание мини-музея «Автосалон», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. В ходе  развлечения «Внимание, дорога!», дети вспомнили  виды деятельности, которые предшествовали развлечению. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

            Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей в творческой мастерской направляю на развитие  творческих способностей  в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. Занятия в творческой мастерской планировала в рамках кружковой работы «Уроки Светофорика». Дети  создавали творческие композиции, выставки, макеты по теме «Вот эта улица..», «Автопарк», Улицы нашего города», «Дорожные знаки», «Транспорт на улицах нашего посёлка». В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.

             Неотъемлемой частью образовательной работы являются  целевые прогулки. Прогулки  провожу по дорогам поселка в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомлю детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаю внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. На прогулках наблюдали за движением транспорта, пешеходов, различали транспортные средства по названию и величине (большой и маленький), легковой автомобиль, автобус,  узнавали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, устанавливали простейшие причинно-следственные связи в окружающем.          В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

            Во время экскурсий по улицам посёлка обращала внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следила за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения сопровождала рассказом, художественным словом, выслушивала рассказы детей о ситуациях, произошедших с детьми  на дороге из личного  опыта. 

В ходе  экскурсии в ГИБДД дети беседовали с инспектором о безопасности дорожного движения, отвечали на его вопросы о светофоре, правилах перехода улицы по пешеходному переходу.

       При обучении детей правилам дорожного движения подхожу  к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

 

 Предметно-развивающая среда

Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:

-уголки безопасности в группе;

-наглядно-дидактический материал:

·       настольно-печатные игры;

·       дидактические игры;

·       атрибуты для кукольного театра;

·       атрибуты для развлечений;

·       атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция»;

·       плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации;

·       разрезные картинки,

·       тематические альбомы

·       подборка художественной литературы, книг-раскрасок: «Я на улице», Н.И. Андреев «Как человек поехал по железной дороге, О. Тарутина «Для чего нам светофор?», Н. Дорохова «Зеленый, желтый, красный», Г.Шалаева «Величайшие изобретения!», П.Синявский «Жили-были автомобили» и др.

Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге  использую:

·       игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);

·       модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);

·       схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой;

·       разрезные картинки, кубики, мозаики;

·       настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.

Разработала  методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для педагогов и родителей.

Организация работы с родителями.      

            Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей. Поэтому важно донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так, же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

С этой целью:

·     в  уголке для родителей  разместила материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

·       на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивала моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

·       разработала материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;

·       оформила тематический информационный стенд, папки-передвижки: «О значении обучения детей ПДД», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»;

·       провела родительские собрания с показом фрагментов занятий, беседы, консультации  с участием  инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;

·       привлекала родителей для участия в проектной деятельности.

 

Работа с педагогами.

        С целью распространения опыта работы в детском саду выступила с консультацией «Правила дорожного движения для дошкольников»  на педагогическом совете по теме «Организация проектной деятельности с детьми по ознакомлению дошкольников с родным краем», «Улицы посёлка»   В рамках методической недели был организован коллективный просмотр непосредственной образовательной деятельности  из цикла «Школа Светофорика».  

Диагностика

           Работая в течение  двух лет по данной проблеме,  используя  в  своей  работе  инновационные  технологии,  я  достигла  хороших  результатов.

         Диагностические занятия по определению уровня знаний детей Правил дорожного движения проводила  индивидуально. Ребёнку предлагала серию вопросов, проблемных ситуаций.

Динамические показатели результатов диагностики (в разрезе 2012-2013, 2013-2014 учебного года) представлены в таблицах:

 

Старшая группа (26 детей)

 

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

25%

6 чел.

57%

15 чел.

18%

5 чел.

47%

12 чел.

53%

14 чел.

-

 

Подготовительная группа (20 детей)

 

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

50%

10 чел.

50%

10 чел.

-

75%

15 чел.

25%

5 чел

-

 

                                 Сравнительная  диаграмма

image                                                                                     image

 

 

Динамические показатели результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста за 2 года.

image

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 75 % выпускников детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.

           Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Родители поддерживают работу детского сада.          

          Результативность моей работы подтверждается тем, что за годы работы по обучению детей Правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Система деятельности по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.             

 

Планирование дальнейшей работы:

·       пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения;

·       специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр;

·       в системе вести работу с сотрудниками  ГБДД с целью реализации единой линии предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства;

·       привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.

 

Выводы

            Таким образом, практическое использование материалов в течение двух лет моего опыта работы в МБДОУ № 12 показало положительную динамику и результативность работы. Использованные в ходе работы инновационных технологий, эффективных форм обучения, разнообразие приемов и средств, участие родителей и сотрудников ГИБДД,  позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

 

 

Библиография

 

 

1.    Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.

2.    Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.

3.    Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.

4.     Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.

5.    Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г

6.    Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.  Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф.  Филенко.- М. «Просвещение» 2005

7.    Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.

8.    Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Табакова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждения  детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида  с приоритетным  осуществлением деятельности  по социально-личностному развитию детей городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Описание опыта работы

Табаковой Елены Николаевны

воспитателя МБДОУ детского сада № 12

Тема: Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»

 

п. Чегдомын

2014 год

   Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

               Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

«Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети». «Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств,  деревьев и сооружений - самые распространенные причины наездов на детей (37,4 процента и 24,7 процента соответственно всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми правил дорожного движения)», отмечено в Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах". 

         Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения. 

        Так как у ребенка не большой  опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве, дети этого возраста нетерпеливы и подвижны, они больше других подвергаются опасности на дорогах.  

          Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге тем самым значительно расширит социальный опыт ребенка, сформирует социальную позицию, усовершенствует умения и навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

         Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, JI. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении А. Д. Добрушиным, В. Н. Зимониной, Н. И. Клочановым, JI. А. Комлевой, JI. В. Куцаковой, Е. А. Козловской, С. А. Козловским, С. И. Мерзляковой, И. С. Окуневым, В. Н. Сахаровой.

           Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены в федеральных документах.

Встает вопрос, как построить образовательный процесс по  формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?

          С целью выявления  недостатков в работе ДОУ по ознакомлению дошкольников с ПДД, провела анализ форм и методов работы с детьми,  реализуемых воспитателями.   Анализ показал, что 80%  информации дети получали на организованных занятиях, которые планируются эпизодически   и лишь 20% - в ходе режимных моментов: прогулки, чтения художественной литературы, игровой деятельности. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 70%  опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей Правилам дорожного движения дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила.

          Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и, ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ и т.д), выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать  просветительскую работу с родителями.

Новизна опыта

         Новизна моего  опыта заключается в использовании инновационных технологий  в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил  поведения на дороге, в процессе  осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений  о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Работая над опытом,  руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Правила Дорожного Движения Российской Федерации 2013;

- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";

-Федеральными государственными требованиями к структуре ООП;

- Образовательная программа МКДОУ №12.

          Цель моей работы: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

  1. Формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.
  2. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
  3. Воспитывать - личность, способную проявлять  гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание, быть осторожными и осмотрительными. 
  4. Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

Ожидаемый результат

  • Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность,  негативное  отношение к нарушениям ПДД.
  • Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
  • Проявление  гуманных чувства: доброта, отзывчивость и сострадание. 
  • Устойчивый интерес у родителей к безопасности детей как участников дорожного движения, участие взрослых в совместной деятельности с детьми.

Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы над проблемой:

  1. Изучить  методическую литературу по данной проблеме.
  2. Разработать планирование.
  3. Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность ДОУ и материально-технический потенциал для образования  и воспитания грамотных участников дорожного движения.
  4. Подобрать диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.

В чем заключается суть моего опыта? Это поэтапное, постепенно усложняющаяся, с учетом возраста, систематизированная работа.

Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице

                Средством достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми:

Игровые  

направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность:

Проектная деятельность

направленная на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность, музыкально-художественную деятельность

Творческая мастерская

направлена на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность (мелкая моторика).

Проблемные ситуации

направлены на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность.

ИКТ

Направленные на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, коммуникативную,  деятельность

Здоровьесберегающие

Направленные  оздоровительную, двигательную,  познавательно-исследовательнскую деятельность

        В качестве принципов организации воспитательно-образовательного процесса, считаю наиболее значимыми следующие:

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип необходимости и достаточности;
  • принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;
  • принцип природосообразности – образование в  соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия;
  • принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира; 
  • принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и  продуктивной деятельности;
  • принцип педагогики сотрудничества.

 Содержание системы реализую:

  • через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры;
  • на специально организованных занятиях по безопасности;
  • в процессе кружковой работе «Уроки Светофорика». Все занятия сохраняют форму занимательной, увлекательной игры, реализация интегрированного подхода делает обучение дошкольников более интересным, развивает потенциал самих дошкольников;
  • в совместной деятельности взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной, необязательной форме  (в ходе режимных моментов,  прогулок);
  • в развивающей среде группы (уголок «Светофорика», изо -деятельность, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Методы и приемы, реализуемые в работе:

  1. Взаимодействие со сказочным персонажем- подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.
  2. Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого.
  3. Игровые приемы - занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.
  4. Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.
  5. Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.
  6. Использование театра – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей.
  7. Использование музыкального репертуара.
  8. Практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.

      При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой:

  • Ребёнок - пешеход;

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

  • Ребёнок - пассажир;

Здесь  изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомлю с обязанностями пассажиров, учу наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

  • Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).

Учитывая, возрастные особенности старших дошкольников, уровень их подготовленности, сформулировала  задачи по обучению детей с правилами дорожного движения

Старшая группа

  1. Знакомить с различными условиями на движение транспорта и пешеходов;
  2. Продолжать знакомить с разными видами транспорта, определять их сходство и различие некоторых видов;
  3. Формировать умение ориентироваться в пространстве;
  4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Подготовительная группа

  1. Знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
  2. Систематизировать знания о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
  3. Формировать умение соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по проезжей части.
  4. Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.

Педагогические технологии, используемые в работе по обучению старших дошкольников ПДД

         Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности – основной. Игровой материал представлен  дидактическими, настольно-печатными играми: «Назови, о чем я расскажу», «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке», «Сложи светофор», «Сложи знак», «Разрезанные картинки», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожная азбука», «Опасные ситуации». С их помощью учила детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов.      Во время игровой деятельности старшие дети  составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки, составляли  небольшие рассказы о дорожной ситуации. Для этого использовала иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов). Интересной и эффективной формой работы  стала организация игр соревнований: «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил». В подвижных играх не только обогащала жизненный опыт детей, но и совершенствовала двигательные навыки и умения, ловкость, быстроту, координацию движений.

В совместной и самостоятельной  игровой деятельности дети  активно используют  макеты: «Улицы города», «Заправочная станция», «Парковка». В группе созданы условия для  сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция».

            Широко использую в практике работы со старшими дошкольниками викторины, где ребёнку предоставляется  возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание Правил дорожного движения, а так же получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками. В процессе конкурсов дети состязаются в выполнении каверзных заданий, проблемных ситуациях: «Подскажи верное решение», «Найди ошибку». Конкурсы провожу между детьми одной группы.

            В процессе совместной деятельности предлагала детям педагогические ситуации. Источником для разработки ситуаций послужили факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, просмотренный видеофильм, иллюстративный материал. Моделировала ситуации  негативного поведения детей в транспорте, предлагала найти правильное  решение и проиграть вновь   ситуацию.

         Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволило мне  сделать каждое занятие из серии «Школа Светафорика» нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть разнообразные приемы и методы  обучения. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. В роле Светофорика выступаю сама, что даёт возможность лично общаться с детьми, ненавязчиво направлять их обсуждения  в нужное русло. На  наших встречах, с использованием информационных технологий, в подавляющем большинстве случаев дети не оценивают свою деятельность как занятие, стимулом для работы становится не доминирующая роль воспитателя, а собственное желание детей поучиться в «Школе Светофорика». Занятия интегрированные, предполагают участие всех детей, длительность -30 мин, что соответствует нормам СанПиН.

         Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта  «Эти разные машины» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепили правила поведения в пассажирском транспорте. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литературы, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», создание мини-музея «Автосалон», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. В ходе  развлечения «Внимание, дорога!», дети вспомнили  виды деятельности, которые предшествовали развлечению. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

            Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей в творческой мастерской направляю на развитие  творческих способностей  в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. Занятия в творческой мастерской планировала в рамках кружковой работы «Уроки Светофорика». Дети  создавали творческие композиции, выставки, макеты по теме «Вот эта улица..», «Автопарк», Улицы нашего города», «Дорожные знаки», «Транспорт на улицах нашего посёлка». В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.

             Неотъемлемой частью образовательной работы являются  целевые прогулки. Прогулки  провожу по дорогам поселка в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомлю детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаю внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. На прогулках наблюдали за движением транспорта, пешеходов, различали транспортные средства по названию и величине (большой и маленький), легковой автомобиль, автобус,  узнавали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, устанавливали простейшие причинно-следственные связи в окружающем.          В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

            Во время экскурсий по улицам посёлка обращала внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следила за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения сопровождала рассказом, художественным словом, выслушивала рассказы детей о ситуациях, произошедших с детьми  на дороге из личного  опыта.  

В ходе  экскурсии в ГИБДД дети беседовали с инспектором о безопасности дорожного движения, отвечали на его вопросы о светофоре, правилах перехода улицы по пешеходному переходу.

       При обучении детей правилам дорожного движения подхожу  к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. 

 Предметно-развивающая среда

Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:

-уголки безопасности в группе;

-наглядно-дидактический материал:

  • настольно-печатные игры;
  • дидактические игры;
  • атрибуты для кукольного театра;
  • атрибуты для развлечений;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция»;
  • плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации;
  • разрезные картинки,
  • тематические альбомы
  • подборка художественной литературы, книг-раскрасок: «Я на улице», Н.И. Андреев «Как человек поехал по железной дороге, О. Тарутина «Для чего нам светофор?», Н. Дорохова «Зеленый, желтый, красный», Г.Шалаева «Величайшие изобретения!», П.Синявский «Жили-были автомобили» и др.

Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге  использую:

  • игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);
  • модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);
  • схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой;
  • разрезные картинки, кубики, мозаики;
  • настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.

Разработала  методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для педагогов и родителей.

Организация работы с родителями.      

            Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей. Поэтому важно донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так, же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

С этой целью:

  • в  уголке для родителей  разместила материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
  • на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивала моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
  • разработала материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;
  • оформила тематический информационный стенд, папки-передвижки: «О значении обучения детей ПДД», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»;
  • провела родительские собрания с показом фрагментов занятий, беседы, консультации  с участием  инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;
  • привлекала родителей для участия в проектной деятельности.

Работа с педагогами.

        С целью распространения опыта работы в детском саду выступила с консультацией «Правила дорожного движения для дошкольников»  на педагогическом совете по теме «Организация проектной деятельности с детьми по ознакомлению дошкольников с родным краем», «Улицы посёлка»   В рамках методической недели был организован коллективный просмотр непосредственной образовательной деятельности  из цикла «Школа Светофорика».  

Диагностика

           Работая в течение  двух лет по данной проблеме,  используя  в  своей  работе  инновационные  технологии,  я  достигла  хороших  результатов.

         Диагностические занятия по определению уровня знаний детей Правил дорожного движения проводила  индивидуально. Ребёнку предлагала серию вопросов, проблемных ситуаций.

Динамические показатели результатов диагностики (в разрезе 2012-2013, 2013-2014 учебного года) представлены в таблицах:

Старшая группа (26 детей)

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

25%

6 чел.

57%

15 чел.

18%

5 чел.

47%

12 чел.

53%

14 чел.

-

Подготовительная группа (20 детей)

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

50%

10 чел.

50%

10 чел.

-

75%

15 чел.

25%

5 чел

-

                                 Сравнительная  диаграмма

                                                                                     

Динамические показатели результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста за 2 года.

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 75 % выпускников детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.

           Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Родители поддерживают работу детского сада.          

          Результативность моей работы подтверждается тем, что за годы работы по обучению детей Правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Система деятельности по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.             

Планирование дальнейшей работы:

  • пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения;
  • специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр;
  • в системе вести работу с сотрудниками  ГБДД с целью реализации единой линии предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства;
  • привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.

Выводы

            Таким образом, практическое использование материалов в течение двух лет моего опыта работы в МБДОУ № 12 показало положительную динамику и результативность работы. Использованные в ходе работы инновационных технологий, эффективных форм обучения, разнообразие приемов и средств, участие родителей и сотрудников ГИБДД,  позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Библиография

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
  3. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
  4.  Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.
  5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г
  6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.  Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф.  Филенко.- М. «Просвещение» 2005
  7. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.
  8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008  

Перспективный план по работе с родителями.

        

Сентябрь        

Консультация «Дорожная азбука»

Октябрь        

Консультация «Внимание! Дорога!»

Ноябрь        

Консультация «Правила безопасного поведения на дорогах»

Декабрь        

«Как вести себя в общественном транспорте»

Январь        

Анкетирование: «Знает ли ваш ребенок ПДД?»

Февраль        

КВН  «Безопасность детей на улицах города»

Март        

Открытое занятие «По городу дорожных знаков»

Апрель        

Анкетирование родителей: «Я и мой ребенок на улице»

Май        

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге.

   

 

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий при обучение в дошкольном возрасте правилам дорожного движения».

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших де...

Обобщённый опыт педагогической деятельности воспитателя 1 квалификационной категории на тему: «Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения"

Обобщённый педагогический опыт работыУраковой Ольги Александровнывоспитателя 1 квалификационной категории  Тема: «Использование инновационных технологии в обучении старших дошко...

Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников Правилам дорожного движения

Описание опыта работы ответственного по БДД в ДОУТерентьевой Ларисы Борисовны...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.Задачи:- расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении; - созд...

«Использование мультипликации, как современной ИКТ-технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Как с помощью мультипликации формировать у детей представления о безопасности на дороге....