Ознакомление младших дошкольников с правилами дорожного движения "Воспитываем пешехода".
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

 Стовпец Елена Анатольевна

Обучая детей правилам дорожного движения, необ­ходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это — беседы, обсуждение ситуаций, наблю­дения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художе­ственных текстов, просмотр видео- и диафильмов, на­стольные, дидактические игры.

Работа идет комплексно по всем разделам воспита­ния и обучения. Ее совместно проводят психолог — вос­питатель — родители — ребенок. Знания закрепляют­ся в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Анализируются они с помощью тестов, магнитофонных записей, которые дают прослушать родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospityvaem_peshekhoda.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Вторая младшая группа

(дети 3—4 лет).

  • Расширение ориентирования в окружающем пространстве.
  • Знакомство с понятиями «улица», «дорога», с работой водителя, со светофором.
  • Игры на ориентирование в окружающем пространстве. Целевые прогулки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Вторая младшая группа.

Тема 1. Улица

Цели: познакомить с понятиями «улица», «дорога»; уточнить знания о местах, где едут машины, где ходят люди.

  • «Где мы гуляем?» Где едут машины?» Воспитатель использует целевую прогулку, чтобы показать, где можно ходить людям, где можно ездить машинам. Дети отвечают на его вопросы. Воспитатель обращает внимание на то, что играть на дороге нельзя.
  • Игра на ориентировку в пространстве «Кот и мыши».

Тема 2. Транспорт

Цели: познакомить с различными видами транспорта (грузовик, легковой автомобиль, автобус, троллейбус); уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, перевозит людей и грузы).

  • «Какие машины едут?» Воспитатель, используя наглядность, знакомит детей с транспортом, наиболее часто встречающимся в их населенном пункте.
  • «Рассматривание грузового автомобиля». Воспитатель показывает основные части автомобиля и предлагает детям назвать их (кабина, кузов, колеса, руль).
  • «Берегись автомобиля». Воспитатель обращает внимание детей на то, что машина не может остановиться сразу, а человек может.
  • «Кто управляет автомобилем?» Воспитатель показывает место водителя, объясняет, как нужно держать руль, сигналить.
  • Игра на внимание «Найди свой цвет».

Тема 3. Светофор

Цели: познакомить с понятием «светофор»; уточнить, что обозначают цвета светофора (красный, желтый, зеленый).

  • «Сигналы светофора». Воспитатель использует фланелеграф, на котором размещает кружки красного, желтого и зеленого цвета, и объясняет значение сигналов светофора.
  • Игра на быстроту реакции «Лови мяч».

ЗАНЯТИЕ «РАССМАТРИВАНИЕ  ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ».

(Вторая младшая группа)

Цели: познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль); уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, перевозит грузы); закрепить представление, полученное на целевой прогулке (грузовая машина перевозит бензин, продукты, кирпичи и т.п.).

Воспитатель заранее договаривается с водителем грузовика о тех сведениях, которые нужно дать детям.

***

После рассматривания машины воспитатель предлагает детям показать основные ее части, просит назвать их.

Воспитатель. Где сидит шофер?

Дети. В кабине.

Воспитатель. Куда кладут грузы (песок, кирпичи)? (Просит водителя продемонстрировать, как надо сидеть в кабине, держать руль, сигналить.) Шофер ведет машину быстро. Он работает внимательно, следит за тем, как едут другие машины. (Обращает внимание детей на то, что играть на дороге нельзя.) Машина не может быстро остановиться.

В заключение воспитатель организует игру на внимание «Найди свой цвет».

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЕЗДКИ ДЕТЕЙ В АВТОБУСЕ, ПЕШЕХОДНОЙ ЭКСКУРСИИ.

  1. Группу детей, построенную не более чем в два ряда, разрешается водить только по тротуару или обочине дороги в сопровождении двух взрослых.
  2. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов или игрушек. Предметы и игрушки, которые при падении могут покатиться или улететь по ветру, должны находиться у взрослого, сопровождающего группу.
  3. Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели перехода, либо на перекрестках по линии продолжения тротуаров. Воспитатель, дойдя до середины проезжей части, поднимает красный флажок, предупреждая водителей, что колонна детей переходит улицу, и держит его до тех пор, пока не перейдут все. Для более организованного перехода улиц младшими и средними группами рекомендуется использовать цветную веревочку, за которую по обе стороны должны держаться дети.
  1. Перевозка детей разрешается только в автобусах.
  2. К управлению автобусом допускается лишь опытный водитель, хорошо знающий трассу.
  3. Число перевозимых детей должно строго соответствовать количеству посадочных мест.

Каждую группу должны сопровождать двое взрослых. Перед отправкой автобуса заведующий детским садом и воспитатели обязаны убедиться, что двери и окна закрыты.

  1. Водитель автобуса может трогаться с места только с разрешения заведующего.

  • «Как научить ребенка безопасному поведению на улице? »
  • «Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
  • «Пешеходом быть — наука!»
  • «Этого могло не случиться».
  • «Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения».
  • «Улица требует к себе уважения».
  • «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др.

Воспитатели должны регулярно (один раз в полугодие) проводить совместные с родителями мероприятия, собрания. Они устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, приглашают родителей поучаствовать в соревнованиях, КВН. Большой интерес представляет игра «Счастливый случай», где дошкольники демонстрируют знания о правилах движения, а родители делятся опытом воспитания у детей привычки культурного, грамотного поведения на улице, решают проблемные ситуации на дорогах, получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

Воспитатели систематически организуют выставки детских поделок, аппликаций, рисунка по теме. Они должны ориентировать родителей на то, чтобы те постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они еще активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.

МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ.

Диалоги с детьми используются для прослушивания перед работой с родителями («круглый стол», диспут и т.д.).

  • Что обозначают сигналы светофора?
  • По какой стороне тротуара надо идти?
  • Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад?
  • Какие ты знаешь дорожные знаки и что они обозначают?
  • Как надо вести себя в автобусе (троллейбусе)?
  • Если ты уронил мяч и он покатился на дорогу, как ты поступишь?
  • С кем ты переходишь дорогу (ее проезжую часть)?
  •  Когда ты переходишь дорогу с мамой, она тебя держит за руку?
  • С мамой (папой) ты переходишь дорогу обязательно по пешеходному переходу? Или иногда переходите прямо по дороге, где перехода нет?
  •  Где можно переходить улицу?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Используется перед родительским собранием.

  • Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
  • Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу (мостовую)?
  • Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?
  • Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
  •  Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?

СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА.

  • Мама идет с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит впереди нее, где попало и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это.

Вопрос. Как надо поступить маме?

♦        Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.

Вопрос. Как надо было поступить маме?

♦        Мама идет с сыном по улице. Около ларька толпится народ. Мама отпускает руку ребенка и подходит к ларьку.

Вопрос. Как надо поступить маме?

♦        Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним.

  Вопрос. Как надо поступить папе?

ПРАВИЛА, ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ПОГОДЫ.

Материал помещается в папки-передвижки или ширмы для работы с родителями.

Пасмурный день

Повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина. Надо быть очень осторожным. Внимательно осматривайте дорогу и улицу.

Внимание! Наступила зима...

Дороги стали скользкими, вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину. В такую погоду надо быть очень осторожным.

Идет снег...

Обратите внимание, что люди идут, подняв воротники, стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.

При дожде...

Надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. Затормозить машине трудно. Когда идет дождь, стекло у нее бывает грязным, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты мешают осматривать дорогу. Надо очень внимательно, не спеша переходить дорогу!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Раздаются каждому родителю при проведении собрания, «круглого стола».

Уважаемые мамы и папы!

Вы являетесь образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

Чтобы Ваш ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

  • Ваш ребенок должен играть только во дворе под Вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
  • Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
  • Знакомьте малыша с транспортом, пешеходами.
  • Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного. Пусть Ваш малыш сам приведет Вас в детский сад, а из детского сада домой.

В этом возрасте Ваш ребенок должен знать:

  • на дорогу выходить нельзя;
  • дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;
  • переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
  • пешеходы — люди, которые идут по улице;
  • чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору:

Красный свет — Движенья нет.

А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт»;

—        машины бывают разные, это — транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);

  • когда мы едем в автобусе, троллейбусе, нас называют пассажирами;
  • когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень.

Мамы! Папы!

Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от Вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье Вашего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переспективный план работы по ознакомлению младших дошкольников с правилами дорожного движения.

Предлагаю переспективный план работы по ознакомлению младших дошкольников с правилами дорожного движения. Материал будет полезен воспитателям младших групп доу....

" Для чего нам светофор". Консультация-презентация для педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения.

Консультация содержит в себе игры на закрепление правил дорожного движения, художественную литературу по теме, конструирование из бумаги....

Рекомендации родителям младших дошкольников по правилам дорожного движения.

В данной статье я дала рекомендации родителям по правилам дорожного движения для детей младшего дошкольного возраста. Поскольку эта тема остается актуальной на сегодняшний день. Конкретно раскрыт вопр...

Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения в соответствии с ФГОС ДОО

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит...

Уголок ознакомления дошкольников младшего возраста с правилами дорожного движения и дорожной безопасности

Отчет о создании уголка ознакомления дошкольников младшего возраста с правилами дорожного движения и дорожной безопасности в младшей группе «Солнышко»...

Родительское собрание в младшей группе "Рекомендации родителям младших дошкольников по правилам дорожного движения "

Родительское собрание в младшей группеТема: Рекомендации родителям младших дошкольников по правилам дорожного движения.Играйте с ребенком только во дворе. Ребенку необходимо объяснить, что на дорогу...

Рекомендации родителям младших дошкольников по правилам дорожного движения.

Главным для детей в обучении ПДД остается пример взрослых - воспитателей и родителей....