Конспект открытого для родителей просмотра НОД «Чаепитие в Мытищах» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
По этому конспекту провела открытый просмотр НОД для родителей. Дети приняли активное участие в занятии. После - вместе с родителями пили ароматный чай из настоящего самовара, угощались сушками и бубликами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chaepitie.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого для родителей просмотра
НОД «Чаепитие в Мытищах»
в подготовительной группе
Цель:
•Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
- Обогащать и систематизировать знания, полученные ранее о родном городе.
- Познакомить с традицией чаепития в Мытищах и его атрибутами.
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к окружающему миру.
• Приучать детей слушать стихотворения, загадки.
• Способствовать развитию любознательности.
• Воспитывать у ребят уважительное отношение в общении с близкими и
сверстниками.
Словарь:
- Пополнить словарный запас детей словами: мыт, волок, мытная изба, родниковая водица, утолить жажду, водопровод, Троицкий тракт, Троице-Сергиева лавра, самовар, чаепитие, чаек, чаинка.
Виды детской деятельности:
⦁ игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная
Материалы и оборудование:
- Картина В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах», фотографии старинных самоваров, краски, кисточки, Лист А4, самовар, сушки, бублики, баранки
Предварительная работа:
⦁знакомство с историей возникновения г. Мытищи и традицией Мытищинского чаепития; чай – его история и культура чаепития; знакомство с историей возникновения самовара и его назначением; знакомство с литературой по теме; разучивание игр.
Содержание образовательной деятельности детей
I. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня мы узнаем много интересного. Но, чтобы все удалось, нам нужно выполнить несколько правил: соблюдать тишину, внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Стихотворение – загадка о городе Мытищи.
- Ребята, помогите мне отгадать загадку.
Что за город есть на свете?
Лучший город на планете.
Средь садов растут дома,
Золотятся купола.
Родниковая водица
Так и бьется из землицы.
Ожерелье из озер,
Из цветов живой ковер.
Там такая красотища,
А зовется он – ...Мытищи.
- Да. Это наш любимый город.
- Мытищи – это большой современный город, с многоэтажными домами, ухоженными улицами, в нем много удивительных мест.
- А какие интересные места в нашем городе вы знаете?
Ответы детей: Ледовый дворец, автостанция, парк, театры, памятники знаменитым людям, детские сады, школы.
- Это наш город сегодня.
Курсивом в тексте выделены вопросы для детей.
- Но у города Мытищи древняя история. Здесь когда-то протекала полноводная река (какая?)Яуза. По ней проходил торговый водный путь из Москвы. Но часть пути приходилось преодолевать по суше. Корабли перетаскивали (как?)волоком. На таком волоке и возникло селение Мытищи. В начале волокового пути стояла мытная изба, здесь за провоз товаров брали пошлину (как она называлась?)«мыт». От этого слова и пошло название нашего города (какое?)Мытищи. Издавна славилась чистая, вкусная родниковая мытищинская вода. Давно царица Екатерина II в районе Мытищ, утолила жажду в одном из многих родников. Вода ей показалась очень вкусной. И она издала указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы.
- Для чего нужна вода человеку?
Ответы детей.
- Вы правильно ответили. Человек не может жить без воды. Мы с вами почти полностью состоим из воды. Нам нужна вода и для того, чтобы ее пить.
- А еще из нее можно заварить вкусный чай.
Физкультминутка
II. Новый материал
Картина В. Перова «Чаепитие в Мытищах»
- Перед вами картина.
- Что делают люди на этой картине?
Ответы детей.
- Происходит чаепитие в разное время, но в одном и том же месте – в Мытищах.
- Эту картину написал русский художник В. Перов давно. И называется она «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».
- Мытищи расположились на дороге, которую раньше называли Троицкий тракт. В те далекие времена со всей православной России шли в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье. Шли бедные и богатые, нищие и церковнослужители. Путь от Москвы до лавры был не близким. Поэтому многие останавливались в Мытищах на отдых.
Были в селе и трактиры, и постоялые дворы. А летней порой гостеприимные мытищинцы выставляли на столы кипящие самовары прямо в тени лип и берез и зазывали прохожих на чаепитие. Вот такой эпизод из жизни села в те далекие дни отразил художник.
- На этих картинах чаепитие проходит в разное время, но в одном и том же месте - в Мытищах.
- Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из-за необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ.
III. Знакомство с атрибутами чаепития
- Итак, мы видим, что непременным участником чаепития был самовар.
- Какое интересное слово: самовар. Оно состоит их двух слов: «сам» и «варит», т.е. кипятит и нагревает воду. Сейчас самовары электрические. А раньше топили самовар сосновыми шишками, в него добавляли угли из печи, раздували самовар, нагревали и кипятили воду.
- Самый лучший в мире самовар изобрели в России.
- Посмотрите, какими разными были самовары.
Дети рассматривают фотографии старинных самоваров.
- Они были красивы, а еще и «музыкальны». Перед закипанием самовар начинал петь. И песня его, подобно песне сверчка за печкой, придавала особый уют чаепитию.
- А теперь мы сядем за столы и нарисуем самовар. Посмотрите на картинки самоваров. И кому какой нравится, тот такой и рисует самовар.
.
IV. Традиция чаепития
- С появлением самовара родился добрый обычай – чаепитие.
- От каких двух слов оно образовано?
Чай и пить, т.е. питье приготовленного чая.
- Словарь: чай, чаек, чаевничать, чаинка, чайник, чайное, чайный, чайница.
- Вся семья собиралась за столом с кипящим самоваром. Считалось, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. А еще пели песни, рассказывали сказки, отгадывали загадки.
- Отгадайте загадки.
- Сверху дыра, снизу дыра
В пузе блестящем клокочет вода,
А середине как будто пожар,
Дали названье ему - …самовар.
- Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … лимон.
- Круглые, как солнышко
Тесто льют на донышко.
Так румяны и сытны
Наши русские … блины.
- Ножки четыре, а шляпок одна.
А поместилась большая семья.
Чай пить пришел –
Садишься за …стол.
- Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем
Разделю ребятам всем.
Заплатите рублик
И купите … бублик.
V. Заключительная часть
После занятия дети садятся за стол на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в старшей и подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие».
Основные задачи :1. Воспитательные:* создать хорошее настроение;* воспитывать доброту, чувство товарищества;* поощрять активность и самостоятельность.2. Образовательные:* обучение элементамтехни...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.
закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Дорога ДОБРА»
Данный конспект представляет собой занятие по развитию речи в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия на тему «Откуда хлеб пришел» в подготовительной группе для детей с ТНР (подгрупповое).
Развитие речи, окружающий мир....
Конспект открытого комплексного занятия по познавательному развитию в старше-подготовительной группе «Мы пешеходы!» (для родителей)
Обучение детей правилам дорожного движения....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы. "Дифференциация звуков [Ш] -[ж]".
Тема: "Дифференциация звуков [ш]-[ж].Цель:1. Учить правильно произносить и различать звуки [ш]-[ж].2. Закреплять навыки чтения и печатания.3. Познакомить с правописанием ШИ-ЖИ.4. Развивать внимание, п...