Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Дорога ДОБРА»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Захарова Татьяна Михайловна
Данный конспект представляет собой занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan.doroga_dobra.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Расширять представления о добром и отзывчивом человеке, используя художественную литературу.

Задачи:

 Способствовать эмоциональному восприятию художественных произведений, подвести к пониманию нравственного смысла художественных произведений, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев, на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро».

 Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;

развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

Закрепить понятие «бескорыстная помощь».

I. Организационный момент: Круг радости

Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет очень весело и хорошо.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

II. Ход занятия:

1. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о добре. – Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.)

 Каждый из нас может оказаться в затруднительном положении, в беде. Поэтому оказать помощь тому, кто в ней нуждается закон не только для людей, но и для животных. Послушайте произведение В.А.Сухомлинского о том, как белочка помогла дятлу (В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла».)

2. Чтение сказки В. А. Сухомлинского.

Как Белочка Дятла спасла

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы для анализа:

-  Что я вам прочитала сказку или рассказ?

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата: ведь они лишились части
своих зимних запасов?
(Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу,
а это главное.)
-
Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что
ему плохо.)
Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала
дятлу?
(Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.)
Воспитатель раскрывает значение слова «бескорыстный».

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Воспитатель: Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить: сделать добро или остаться равнодушными.

– Какое дело совершила Белка?

3. Физ-минутка «День и ночь»

— А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать?

— А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны.

4. Очень важно вовремя увидеть, кому нужна помощь и оказать ее.
Но помогать другим людям должны не только взрослые, но и дети,
как, например, мальчик из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка»

Чтение рассказа В.Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было
очень скользко, старушка поскользнулась и упала.
 
Подержи мои книжки! крикнул мальчик, передал девочке свою
сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка
спросила его:
Это твоя бабушка?
Нет,
ответил мальчик.
Мама? удивилась подружка.
Нет!
Ну, тетя? Или знакомая?
Да нет же, нет! ответил ей мальчик. Это просто старушка.
Вопросы для анализа:

- Почему девочка задавала так много вопросов мальчику, который
помог старушке подняться и собрать упавшие вещи?

- О чем говорят эти вопросы? (девочка считала, что помогать нужно только родным и
знакомым.)  
Что мальчик помог понять девочке, оказав помощь «просто старушке»
(Помощь надо оказывать всем, кто в ней нуждается.)

- А что мы с вами слушали, сказку или рассказ? Почему это рассказ?

5.Ребята, мы с вами знаем несколько пословиц о добрых поступках, назовите их.

Сделал добро - забудь, получил добро – помни.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрые слова дороже богатства.

За добрые дела добром платят.

 Жизнь дана на добрые дела.

Помог быстро - помог дважды.

Посмотрите на эту картинку и определите, какая пословица больше всего подходит к ней? Почему? (Помог быстро - помог дважды.)

Мы сегодня говорили о добрых делах, и я вам предлагаю нарисовать «Планету добра».

6.Творческая деятельность «Планета доброты» (звучит песня Дорога добра).

— Выразите цветом ваше представление об этой планете на белых кругах.

Дети раскрашивают свои круги и прикрепляют их к большому ватману, помещенному на доске.

— Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая планета!

— Как мы ее назовем?

— Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планеты Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой?

7. Обобщение

Каждый должен не забыть —

За добро добром платить.

Мой совет возьми с собой,

Окружи всех добротой,

Ведь отзывчивость всегда

Людям доброту несла!

(О. Соколова)

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого- то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Вопрос: Что вам прочитал Тимур? (Стихотворение).

О чем мы с вами сегодня говорили? Надеюсь, что все мы сегодня стали немного добрее и готовы творить добрые дела.

МДОУ Детский сад компенсирующего вида №13.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №2 «Дорога ДОБРА»

Воспитатель: Захарова Т.М.

г. Курган 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Провела воспи...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: "Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. "Весна" с добавлением последующих событий".

Познакомила детей с биографией Скребицкого Г.А. автора рассказа "Весна". Побуждала детей эмоционсально воспринимать образное  содержание художественного текста, учила подбирать слова о весне .Всп...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе

Воспитывать в детяхотзывчивость , доброту , умение сочувствовать персонажам , желание помогать им ....

конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ    СРЕДНЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе на примере произведения «Заюшкина избушка»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе на примере произведения «Заюшкина избушка»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной к школе группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя Перетрухиной Е.А. Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разб

Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.  Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ...