опытно-экспериментальная деятельность по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе на тему: «Чудеса с электричеством»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Цель: Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании.
Задачи:
Образовательные:
· Уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество;
· Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможность снять его с предметов;
· Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
· Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с воспитателем.
· Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к здоровью человека
Развивающие:
· Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
· Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, развивать самооценку;
· Развивать внимание, память
· Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
· Развивать радость от открытий, полученных из опытов.
· Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_s_elektrichestvom.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Звёздочка»
Конспект
опытно-экспериментальной деятельности
по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе
на тему: «Чудеса с электричеством»
Исполнитель:
Иосафова Татьяна Николаевна
Воспитатель I категории
МДОУ №15 «Звёздочка»
г.Ермолино
октябрь 2016г.
Цель: Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество;
- Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможность снять его с предметов;
- Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с воспитателем.
- Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к здоровью человека
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, развивать самооценку;
- Развивать внимание, память
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
- Развивать радость от открытий, полученных из опытов.
- Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе.
Материалы к занятию:
Мультимедийная установка, презентация.
Оборудование для опытов:
Опыт 1 Пластмассовые расчески по количеству детей, зеркала, вода.
Опыт 2 Бумажные салфетки, пластмассовые палочки, шерстяные тряпочки.
Опыт3 Воздушные шары, шерстяные тряпочки по количеству детей, смесь соли с перцем.
Методические приёмы: игровой метод, художественное слово, экспериментирование.
По направлению: познавательное.
Предварительная работа: Беседы на темы: «Электричество», «Электроприборы»; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы «Мое величество чудо электричество» Василий Стручков. Дидактическая игра «Четвертый лишний », «Чего не стало?» Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.
Ход НОД
1. Организационный момент
(слайд № 1). Дети входят в зал под музыку:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей, поздороваемся с ними. Давайте мы возьмемся за руки и покажем, какие мы дружные.
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг - берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Стук в дверь.
Появляется Незнайка: Здравствуйте, друзья! Куда это я попал?
Дети: В детский сад «Звездочка».
Незнайка: Вот это да!
Разрешите представиться. Меня зовут Незнайка. Я Незнайка от того, что я ничего не знаю.
Воспитатель: Незнайка, почему ты такой растрепанный, что с твоими волосами?
Незнайка: Я и сам не знаю. Я собирался в гости. У зеркала причесывался, причесывался, волосы вдруг как по волшебству поднялись и не стали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята, я не знаю, что с моими волосами происходит? Помогите мне с этим разобраться. Что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться?
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в Чудо - лабораторию. Повторяйте за мной заклинание, чтобы перенестись в Чудо – лабораторию.
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
В лабораторию – за мной.
(Выключается в зале свет). Висит объявление «Нет электричества!»
Воспитатель: Для начала разберёмся, что такое электричество и где его можно встретить. Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принес.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, откуда берется электрический ток?
Он не знает, а вы ребята? Сейчас вам объясню. Еще в старые времена люди обратили внимание, что в грозу раскаты грома сопровождаются вспышками на небе. (слайд № 2). Ребята, как вы думаете, в такую погоду безопасно гулять на улице?
Дети: нет?
Воспитатель: Конечно, ведь молния, это не что иное, как разряд электрического тока. И если этот разряд попадет в человека, то человек может погибнуть. Поэтому во время грозы, нужно укрыться в безопасном месте.
Позже люди научились, сами производить электрический ток. Почти всё электричество, которое мы используем дома, производится на электростанциях. (слайд № 3). Там топливо – уголь или нефть – сжигается, и его тепловая энергия, раскручивая генератор, (слайд № 4) преобразуется в электричество.
Так же как воду и газ передают по трубам, электрическую энергию передают на большие расстояния по кабелю под землей или по проводам над землей. Цепочка опор с натянутыми на них проводами называется линия электропередачи (слайд № 5)
Воспитатель: Опоры бывают деревянные, бетонные или металлические. А, что общего между ними?(слайд № 6)
Дети: Они очень высокие.
Воспитатель: Почему опоры сделали высокими?
Дети: По проводам бежит очень сильное электричество. Их размещают так, чтобы человек не мог случайно коснуться провода (слайд № 7)
Воспитатель: Прежде чем попасть в каждый дом, по проводам электроэнергия поступает на разные энергообъекты. Самый крупный энергообъект - высоковольтные распределительные подстанции. (слайд № 8). Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Как вы думаете, что означает «Высоковольтный»?
Дети: Электричество здесь очень высокой силы.
Воспитатель: Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она переделывает сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. Эти домики из кирпича, бетона или металла ничем не примечательны, но тоже представляют опасность. Не зря на каждой двери нарисован предупреждающий знак – желтый треугольник с молнией. (слайд № 9)
Воспитатель: Дальше электрический ток идет в дома. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности! (слайд № 10)
Воспитатель: Ребята, помните: энергообъекты – не место для игр и развлечений!
Воспитатель: В каждом доме есть электричество. В каких предметах живет электричество?
Дети: розетки, лампочки, выключатели.(слайд № 11)
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, а как вы думаете, раньше было электричество?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте, ребята, на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Дидактическая игра: «Что было, что есть»
Раздать детям карточки с изображением бытовой техники.
Воспитатель: Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. На слайде будет изображен предмет, которым пользовались раньше. Вам нужно подобрать пару предмету, подняв карточку с изображением электроприбора (стиральная машина – корыто (слайд № 12); пылесос – веник (слайд № 13); электроплита – русская печь (слайд № 14), электролампа – свеча (слайд № 15), электрочайник – самовар(слайд № 16)
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Давайте – ка немного с вами отдохнем.
Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
(включается свет)
Воспитатель: Смотрите, ребята в Чудо - лаборатории электричество появилось. Есть опасное электричество, с которым вам нужно быть осторожными, а есть и доброе. Доброе электричество живет повсюду, само по себе, оно называется статическим электричеством и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Проходите, садитесь за столы.
Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в лабораторию.
Дети: Чтобы помочь Незнайке разобраться, почему у него волосы стали непослушными.
Опыт №1
Воспитатель: У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой. Возьмите расческу и поднесите ее к волосам. Что происходит с волосами?
Дети: (Ничего)
Воспитатель: А теперь хорошо причешитесь расческой. Что вы видите?
Дети: (Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).
Воспитатель: При трении расчёски о волосы, образовалось статическое электричество. Вадим повтори. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой. Но это происходит не со всеми предметами. Статическое электричество, живет повсюду.
Воспитатель: Теперь мы с вами разобрались, почему у Незнайки волосы стали непослушными.
Воспитатель: Почему?
Дети: В волосах образовалось статическое электричество.
Воспитатель: А как оно там образовалось?
Дети: Он причесал, т.е. потер расческой о волосы.
Воспитатель: Как же помочь Незнайке избавиться от статического электричества?
Дети: версии детей.
Воспитатель: Чтобы прогнать статическое электричество из волос, надо побрызгать их водой, можно расческу смочить водой и причесаться. (Причесывают Незнайку)
Незнайка: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли!
Опыт №2
Воспитатель: Наши чудеса продолжаются. Ребята, возьмите с подноса бумажные салфетки и порвите их на маленькие кусочки. Теперь возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажкам. Что вы видите?
Дети: Лежат спокойно.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бумажкам и потихоньку поднимите их. Что произошло с бумажками?
Дети: Они прилипли.
Воспитатель: Как ты считаешь, Женя, почему бумажки притянулись к палочкам? А как ты считаешь, Лиля?
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, дети, доброе или волшебное электричество живет не только в волосах, но и в одежде – оно не опасно.
Опыт №3
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (слайд № 17 )У Золушки случилась беда. Злая мачеха опять дала непосильное задание. Она смешала соль и перец вместе и приказала Золушке их разъединить. Это сделать очень сложно, но в нашей чудо-лаборатории всё возможно. Попробуем?
Дети: Да!
Воспитатель: Возьмите воздушные шарики, потрите их шерстяной тряпочкой, можно шарики потереть о волосы. Прикоснитесь к смеси. Что происходит?
Дети: Перец прилипает к шарику.
Воспитатель: Дети аккуратно ссыпьте перец в другую емкость. Ребята, к наэлектризованным предметам прилипает перец, он легче соли, поэтому свободно прилипает к шарику под действием статического электричества.
Молодцы, дети, помогли Золушке справиться с заданием.
Ребята, выходите из-за столов. Нам пора возвращаться. Повторяйте за мной заклинание, чтобы перенестись в детский сад.
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
В детский сад – за мной.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?
Дети: В Чудо-лаборатории.
Воспитатель: Что мы сегодня узнали об электричестве?
Дети: ответы детей. (Электричество может быть опасным. Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным).
Воспитатель: Какие опыты мы с вами проводили?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: - Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали. Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие мы сегодня проводили опыты с вами в Чудо-лаборатории.
А теперь попрощайтесь с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной совместной деятельности в области – познавательное развитие в подготовительной группе на тему: «Прогулка в лес»
Закрепление и углубление представлений о растительности леса, диких животных, птицах. Обучение умению различать деревья и кустарники по окраске листьев, се...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Веселые игрушки» с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий.
Цель: учить детей владеть речью, как средством общения....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Памятники Великой Отечественной войны».
Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине....
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре».
Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировк...
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Электричество вокруг нас » (с использованием ОТСМ-ТРИЗ-РТВ)
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Электричество вокруг нас » (с использованием ОТСМ-ТРИЗ-РТВ)...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Чудеса с воздухом»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Опасное-неопасное электричество"
Данный материал будет полезен воспитателям для проведения занятия с элементами экспериментирования....