Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Чудеса с воздухом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_s_vozduhom.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Звёздочка»
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе
на тему: «Чудеса с воздухом»
Исполнитель:
Иосафова Татьяна Николаевна
Воспитатель I категории
МДОУ №15 «Звёздочка»
г.Ермолино
январь 2020г.
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательные:
1. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
2. Воспитывать культуру общения.
Интеграция образовательных областей;
-социализация ( совместная деятельность)
-коммуникация ( продуктивный диалог)
-здоровье ( физ. мин.)
-познание (ФЦКМ, конструирование)
-труд ( уборка своего места)
-музыка
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Оборудование:
-мультимедиа
-оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, зубочистки, веера, бутылочки из-под имунеле, крышки фломастера, воздушные шары, духи, лак, приправа, кофе, мандарин, яблоко, газированная вода, пластилин, листы бумаги по количеству детей, пипетки, гуашь, мыльные пузыри по количеству детей, .
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети под музыку заходят в зал, взявшись за руки.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей, поздороваемся с ними. Давайте мы возьмемся за руки и покажем, какие мы дружные.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель:
Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные).
Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней). А без воздуха? (не больше 5 минут).
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Я предлагаю отправиться в Чудо – лабораторию проводить опыты. Повторяйте за мной заклинание, чтобы перенестись в Чудо – лабораторию.
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
В лабораторию – за мной.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать.
Воспитатель: Ребята, я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки).
А вы будете научными работниками лаборатории.
Садитесь за столы. (дети садятся)
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правила (слайд 2)
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Итак, начинаем наши опыты:
Воспитатель: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды.
А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)
Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим). А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. (Воздух не виден – слайд 3)
Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли поймать воздух? (ответы детей). Сейчас, мы это проверим.
Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». (слайд 4)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? (ответы детей). Сейчас, мы это проверим.
Эксперимент №3 «Чувствуем воздух» (слайд 5)
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
Воспитатель: Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» (слайд 6), на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»
Эксперимент №4 «Слышим воздух»
Если подуть в бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик.
Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли крышечки фломастеров, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Воспитатель: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? (слайд 7) «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.
Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.
Проводиться упражнение.
А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.
Проводиться упражнение.
Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.
Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и угадать, что это? Предложить ароматы: духи, лак, приправа, кофе, мандарин, яблоко.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг ( ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
Воспитатель: Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – (слайд 8) «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?
Кто как думаете? Давайте проверим?
Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»
- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — обычную чистую воду, во - второй стакан - газированную.
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?
В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.
Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).
- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? На столах палитры с разведенной гуашью. Возьмите каплю гуаши пипеткой и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.
Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились. Мы ими украсим нашу группу!
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись
И в саду ты очутись.
Воспитатель: Дети, где мы с вами побывали? (В лаборатории)
А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
Посмотрите на модели: (слайд 9) (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте вспомним о наших опытах .
Работа по схемам: (слайд 10)
Увидели воздух:
- С помощью трубочек и ёмкости с водой увидели пузырьки воды.
Почувствовали воздух;
- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.
Услышали воздух:
- С помощью бутылочек, баночек.
- С помощью шарика.
Воздух имеет вес:
- С помощью газированной воды и пластилина.
Воздух переносит запах
- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового. Мне с вами было интересно. В память о нашем путешествии, я вам, подарю маленькие сувенирчики - мыльные пузыри.
Воспитатель: Попрощаемся с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...
Непрерывная Непосредственно Образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: "Я родился в Москве и считаю себя москвичом"
Возраст: 5-6 лет...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему: «Путешествие в страну математики»
Образовательные задачи:Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счётом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Продолжать упражняться в решении задач путём сложения и вычитан...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Старшая группа Тема: «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования с природным материалом с использованием ИКТ...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Все детки любят эксперементы, игры в ученых и различные опыты. Представляю вам материал по эксперементированию с воздухом....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Чудеса воды."
Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды. 2. Уточнить представление о значении воды в природе. 3. Систематизировать знания о...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну Чудес"
конспект образовательной деятельности...