РЕБЕНОК И ПРИРОДА: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья по обж на тему
Обеспечение безопасности жизнедеятельность является приоритетной задачей для личности, общества, государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_i_priroda_statya.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕБЕНОК И ПРИРОДА:
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В XXI веке актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлением разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение безопасности жизнедеятельность является приоритетной задачей для личности, общества, государства. В связи с этим в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования появилась новая образовательная область «Безопасность». Которая направлена на достижение следующих целей: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Для достижения этих целей необходим комплексный подход и взаимодействие с другими образовательными областями. Таким образом, задачей педагога и родителей становится подготовить ребенка к встрече с опасными жизненными ситуациями, а не исключительно защитная функция.
При реализации этих целей и задач обязательно соблюдается принцип возрастной градации. Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением, соответственно возрастным особенностям.
На примере подготовительной группы мне хочется предложить педагогам ДОУ ознакомиться с опытом работы в подразделе «Ребенок и природа» образовательной области «Безопасность». Работа в данной образовательной области в детском саду ведется преимущественно по программе Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста», а также по методическому пособию Белой К.Ю., Зимониной В.Н., Кондрыкинской Л. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада».
В своей работе по данной проблеме выделяю следующие задачи:
- Закрепление соблюдения правил бережного отношения к природе.
- Обеспечение осознанного выполнения правил поведения в скверах, парках, лесу.
- Закрепление навыков экономного обращения с природными ресурсами.
- Закрепление умения правильно собирать грибы, ягоды, полезные растения.
- Обеспечение осознанного выполнения правил обращения с животными.
- Обучение и систематизация правил ухода за растениями.
Таблица 1
Планирование образовательной работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) образовательная область «Безопасность»
по теме «Ребенок и природа»
Задачи | Непосредственно-образовательная деятельность | Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Закрепление соблюдения правил бережного отношения к природе. Обеспечение осознанного выполнения правил поведения в скверах, парках, лесу. Закрепление навыков экономного обращения с природными ресурсами. | Будем беречь, и охранять природу. Будь природе другом! | Беседа | Продуктивная деятельность. | Рассматривание иллюстраций по теме. | Беседа. Изготовление плаката «Правила поведения на природе». |
Закрепление умения правильно собирать грибы, ягоды, полезные растения. | Лекарственные растения. Ядовитые растения. Съедобные и несъедобные грибы. | Беседа. Ситуативное объяснение. | Рассматривание иллюстраций. Игры. | Продуктивная деятельность: лепка (грибы, ягоды), рисование (лекарственные и ядовитые растения). | Сбор лекарственных растений в гербарий. |
Обеспечение осознанного выполнения правил обращения с животными. | Насекомые. Кошка и собака – наши соседи. | Беседа. Рассказывание из личного опыта. | Чтение рассказов Бианки, Пришвина, Паустовского, Толстого. Обсуждение. Физкультминутки. | Продуктивная деятельность: лепка и рисование (домашние и дикие животные, насекомые). | Наблюдение за домашними питомцами. |
Обучение и систематизация правил ухода за растениями. | Какие бывают растения. Красота растений. | Беседа. | Рассматривание иллюстраций. Наблюдение. Игры. | Полив и рыхление комнатных растений в живом уголке. | Изготовление плаката, подготовка фоторассказа на тему «Красота растений». |
Таблица 2
Методика проведения НОД в подготовительной группе
по теме «Ребенок и природа»
образовательная область «Безопасность»
Тема НОД | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
Будем беречь, и охранять природу. Будь природе другом! | Формировать у детей природоохранное поведение; раскрыть представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. | Игра – путешествие «Заповедник». Изготовление условных знаков «Берегите природу!». Рассматривание репродукций картин Шишкина, Левитана, Саврасова и пр. Д/и «Хорошо - плохо». Ключевые слова: беречь и охранять природу, Красная Книга. | Репродукции картин художников пейзажистов, карандаши, листы бумаги. |
Лекарственные растения. | Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых растений для лечения. | Рассматривание плаката «Лекарственные растения», беседа с детьми с использованием стихов, загадок. Д/и «Что где растет?» Ключевые слова: лекарство, лекарственное растение. | Плакат «Лекарственные растения»; иллюстрации с изображением растений; игрушки: доктор Айболит, мишка, зайка. |
Ядовитые растения. | Формировать умение различать ядовитые растения; дать представление о том, что ядами этих растений человек может отравиться. | Проводится в виде игры –путешествия в «Зеленную страну». Д/и «Распутай путаницу» Ключевые слова: ядовитые растения. | Плакат «Ядовитые растения»; иллюстрации с изображением ядовитых растений в среде обитания этих растений. |
Съедобные и несъедобные грибы. | Формировать умение отличать съедобные грибы от несъедобных; дать представление о том, что даже съедобные грибы можно употреблять в пищу только после обработки (варки, засолки и пр.) | Рассматривание муляжей грибов; отгадывание загадок. П/и «Съедобные грибок положи в кузовок». Д/и «Полное лукошко». Ключевые слова: съедобные грибы, несъедобные грибы, ядовитые грибы, грибы – двойники. | Муляжи грибов; дидактический материал «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы». |
Насекомые. | Обогатить знания детей о правилах поведения при встрече с различными насекомыми, формировать представление о разнообразных насекомых. | Игра – путешествие на луг. П/и «Бабочки», «Комары». Д/и «Кто где живет?» Отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображение различных насекомых. Ключевые слова: насекомые живут рядом с другими живыми обитателями, разные насекомые. | Картинки с изображение различных насекомых в среде обитания. |
Кошка и собака - наши соседи. | Расширить знания детей о состояниях и поведении животных; формировать навыки поведения с животными. | Беседа по картинкам с использованием загадок. Инсценировка стихотворения «Бездомная кошка». Рассказывание из личного опыта. Ключевые слова: правильное обращение с кошкой, собакой; уметь считываться с желанием, поведением животных, помогать друг другу. | Картины с изображением различных пород кошек и собак, корм для собак и кошек; игрушки: кошка и собака. |
Какие бывают растения. Красота растений. | Закрепить знания детей о многообразии видов растений, различиях между ними и общих чертах. Формировать у детей умение замечать красоту в природе. | Рассматривание фото с декоративными и экзотическими видами растений. Рассматривание плаката «Строение растений». Д/и «Части растений», «Что где растет?» Ключевые слова: строение растений (корень, ствол, ветви, стебель, листья); лиственные и хвойные растения; экзотические растения. | Плакат «Строение растений», иллюстрации по теме, ватман, клей, карандаши. |
Мир природы с его обычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Познание предметов, явлений природы, понимание связей между ними, гармоничное сосуществование с природой и психологическое готовность беречь природные ценности везде, всегда, ответственное отношение к природному окружению – это основа экологического образования и воспитания. Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективнее проходит обучение и формируется осознанное отношение к природе.
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
- Блинова Г.М. Позновательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. – Казань: Страна фантазий, 2006.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада/ К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2000.
- Надеждина Н.А. Полное лукошко. – М., 1973
- Прядко К.А. Азбука безопасности для дошколят. – СПб.: ИД Литера, 2010.
- Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования.// Дошкольное воспитание. 2010. №7.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Мин. Обр. и Науки РФ №655 от 23.11.2009 г.)
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Харская Вера Михайловна
ВоспитательI категории
МДОУ ЦРР – д/с № 455
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"
В статье описан опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Раскрыта актуальность проблеммы, обозначена цель и задачи работы, структ...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Проект разработан для старшей группы...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ »
В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал ст...
Методики оздоровительной работы с дошкольниками
Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала оздоровительная работа....
Использование проективных методик в работе с дошкольниками
Курсовая работа посвященная Использованию проективных методик в работе с дошкольниками...
2020г. "Пальчиковые игры как одна из здоровьесберегающих методик в работе с дошкольниками"
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Они пришли к выводу, что форм...
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ДЕТСКИХ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИГР
Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозмо...