РЕБЕНОК И ПРИРОДА: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья по обж на тему

Харская Вера Михайловна

Обеспечение безопасности жизнедеятельность является приоритетной задачей для личности, общества, государства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_priroda_statya.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК И ПРИРОДА:

 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В XXI веке актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлением разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение безопасности жизнедеятельность является приоритетной задачей для личности, общества, государства. В связи с этим в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования появилась новая образовательная область «Безопасность». Которая направлена на достижение следующих целей: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Для достижения этих целей необходим комплексный подход и взаимодействие с другими образовательными областями. Таким образом, задачей педагога  и родителей становится подготовить ребенка к встрече с опасными жизненными ситуациями, а не исключительно защитная функция.

При реализации этих целей и задач обязательно соблюдается принцип возрастной градации. Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных  группах с большим или меньшим наполнением, соответственно возрастным особенностям.

На примере подготовительной группы мне хочется предложить педагогам ДОУ ознакомиться с опытом работы в подразделе «Ребенок и природа» образовательной области «Безопасность».  Работа в данной образовательной области в детском саду ведется преимущественно по программе Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста», а также по методическому пособию Белой К.Ю., Зимониной В.Н., Кондрыкинской Л. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада».

В своей работе по данной проблеме выделяю следующие задачи:

  1. Закрепление соблюдения правил бережного отношения к природе.
  2. Обеспечение осознанного выполнения правил поведения в скверах, парках, лесу.
  3. Закрепление навыков экономного обращения с природными ресурсами.
  4. Закрепление умения правильно собирать грибы, ягоды, полезные растения.
  5. Обеспечение осознанного выполнения правил обращения с животными.
  6. Обучение и систематизация правил ухода за растениями.

 Таблица 1

Планирование образовательной работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет)  образовательная область «Безопасность»

 по теме «Ребенок и природа»

 

Задачи

Непосредственно-образовательная деятельность

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Закрепление соблюдения правил бережного отношения к природе. Обеспечение осознанного выполнения правил поведения в скверах, парках, лесу. Закрепление навыков экономного обращения с природными ресурсами.

Будем беречь, и охранять природу.

Будь природе другом!

Беседа

Продуктивная деятельность.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседа. Изготовление плаката «Правила поведения на природе».

Закрепление умения правильно собирать грибы, ягоды, полезные растения.

Лекарственные растения.

Ядовитые растения.

Съедобные и несъедобные грибы.

Беседа. Ситуативное объяснение.

Рассматривание иллюстраций.

 Игры.

Продуктивная деятельность: лепка (грибы, ягоды), рисование (лекарственные и ядовитые растения).

Сбор лекарственных растений в гербарий.

Обеспечение осознанного выполнения правил обращения с животными.

Насекомые. Кошка и собака – наши соседи.

Беседа. Рассказывание из личного опыта.

Чтение рассказов Бианки, Пришвина, Паустовского, Толстого.

Обсуждение.

Физкультминутки.

Продуктивная деятельность: лепка и рисование (домашние и дикие животные, насекомые).

Наблюдение за домашними питомцами.

Обучение и систематизация правил ухода за растениями.

Какие бывают растения. Красота растений.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Наблюдение. Игры.

Полив и рыхление комнатных растений в живом уголке.

Изготовление плаката, подготовка фоторассказа на тему «Красота растений».

   

Таблица 2

Методика проведения НОД в подготовительной группе

 по теме «Ребенок и природа»

образовательная область «Безопасность»

Тема НОД

Программное      

содержание

Методические

приемы

Обеспечение

Будем беречь, и охранять природу.

 Будь природе другом!

Формировать у детей природоохранное поведение; раскрыть представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

Игра – путешествие «Заповедник». Изготовление условных знаков «Берегите природу!».  Рассматривание репродукций картин Шишкина, Левитана, Саврасова и пр. Д/и «Хорошо - плохо».

Ключевые слова: беречь и охранять природу, Красная Книга.

Репродукции картин художников пейзажистов, карандаши, листы бумаги.

Лекарственные растения.

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых растений для лечения.

Рассматривание плаката «Лекарственные растения», беседа с детьми с использованием стихов, загадок.  Д/и «Что где растет?»

 Ключевые слова: лекарство, лекарственное растение.

Плакат «Лекарственные растения»; иллюстрации с изображением растений; игрушки: доктор Айболит, мишка, зайка.

Ядовитые растения.

Формировать умение различать ядовитые растения; дать представление о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Проводится в виде игры –путешествия в «Зеленную страну». Д/и «Распутай путаницу»

Ключевые слова: ядовитые растения.

Плакат «Ядовитые растения»; иллюстрации с изображением ядовитых растений в среде обитания этих растений.

Съедобные и несъедобные грибы.

Формировать умение отличать съедобные грибы от несъедобных;  дать представление о том, что даже съедобные грибы можно употреблять в пищу только после обработки (варки, засолки и пр.)

Рассматривание муляжей грибов; отгадывание загадок. П/и «Съедобные грибок положи в кузовок». Д/и «Полное лукошко».

Ключевые слова: съедобные грибы, несъедобные грибы, ядовитые грибы, грибы – двойники.

Муляжи грибов; дидактический материал «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы».

Насекомые.

Обогатить знания детей о правилах поведения при встрече с различными насекомыми, формировать представление о разнообразных насекомых.

Игра – путешествие на луг. П/и «Бабочки», «Комары». Д/и «Кто где живет?» Отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображение различных насекомых.

Ключевые слова: насекомые живут рядом с другими живыми обитателями, разные насекомые.

Картинки с изображение различных насекомых в среде обитания.

Кошка и собака -  наши соседи.

Расширить знания детей о состояниях и поведении животных; формировать навыки поведения с животными.

Беседа по картинкам с использованием загадок. Инсценировка стихотворения «Бездомная кошка». Рассказывание из личного опыта.

Ключевые слова: правильное обращение с кошкой, собакой; уметь считываться с желанием, поведением животных, помогать друг другу.

Картины с изображением различных пород кошек и собак, корм для собак и кошек; игрушки: кошка и собака.

Какие бывают растения.

Красота растений.

Закрепить знания детей о многообразии видов растений, различиях между ними и общих чертах. Формировать у детей умение замечать красоту в природе.

Рассматривание фото с декоративными и экзотическими видами растений. Рассматривание плаката «Строение растений». Д/и «Части растений», «Что где растет?»

Ключевые слова: строение растений (корень, ствол, ветви, стебель, листья); лиственные и хвойные растения; экзотические растения.

Плакат «Строение растений», иллюстрации по теме, ватман, клей, карандаши.

Мир природы с его обычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение  с природой дает ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Познание предметов, явлений природы, понимание связей между ними, гармоничное сосуществование с природой и психологическое готовность беречь природные ценности везде, всегда, ответственное отношение к природному окружению – это основа экологического образования и воспитания. Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективнее проходит обучение и формируется осознанное отношение к природе.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Блинова Г.М. Позновательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. – Казань: Страна фантазий, 2006.
  4. Дыбина О.Б.  Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада/ К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. -  2-е изд. -  М.: Просвещение, 2000.
  6. Надеждина Н.А. Полное лукошко. – М., 1973
  7. Прядко К.А. Азбука безопасности для дошколят. – СПб.: ИД Литера, 2010.
  8. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования.// Дошкольное воспитание. 2010. №7.
  9. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Мин. Обр. и Науки РФ №655 от 23.11.2009 г.)
  10. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Харская Вера Михайловна

ВоспитательI категории

МДОУ ЦРР – д/с № 455


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"

В статье описан опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Раскрыта актуальность проблеммы, обозначена цель и задачи работы, структ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ »

   В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал ст...

Методики оздоровительной работы с дошкольниками

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала оздоровительная работа....

Использование проективных методик в работе с дошкольниками

Курсовая работа посвященная Использованию проективных методик в работе с дошкольниками...

2020г. "Пальчиковые игры как одна из здоровьесберегающих методик в работе с дошкольниками"

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Они пришли к выводу, что форм...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ДЕТСКИХ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИГР

Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозмо...