2020г. "Пальчиковые игры как одна из здоровьесберегающих методик в работе с дошкольниками"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Они пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому, чем больше внимания мы, взрослые, будем уделять кистям малыша: поглаживать, разминать пальчики, загибать, разгибать их, тем активнее у него будут развиваться мозг и речь. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. В младшем дошкольном возрасте ОЧЕНЬ ВАЖНО развивать мелкую моторику рук, так как она способствует хорошему развитию речи. Пальчиковые игры помогают развиваться детскому мозгу, стимулируют умственную активность, речь, снимают тревожность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosova_ozornye_palchiki.docx | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ лицей «МОК № 2» Советского района Г. Воронежа.
КРУЖОК
«ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Носова Светлана Борисовна
Расписание:
СРЕДА: 15.40-15.55 группа «Теремок»
16.00-16. 20 группа «Гномики»
2019 - 2020 уч. год
1.Пояснительная записка
"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"
В.Я.Сухомлинский
Что, мы, взрослые, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Поначалу (когда ребёнок недавно родился) пальчики всё больше отдыхают, уютно свернувшись в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир. Пальчики хватают мамин палец, пелёнки, погремушки; они то сжимаются, чтобы ощупать свою добычу, то разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся всё ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Что же стоит за всеми этими действиями?
В то время как мы, взрослые, умиляемся движениям этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Кажется, что ребёнок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познаёт окружающий мир и умнеет. Ведь ум ребёнка в младенчестве сосредоточен именно на кончиках пальцев.
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Они пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому, чем больше внимания мы, взрослые, будем уделять кистям малыша: поглаживать, разминать пальчики, загибать, разгибать их, тем активнее у него будут развиваться мозг и речь. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. В младшем дошкольном возрасте ОЧЕНЬ ВАЖНО развивать мелкую моторику рук, так как она способствует хорошему развитию речи. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить. Предлагаемые мной пальчиковые игры можно использовать для детей с одного года. Малышам нравятся повторять за взрослыми все движения, а позже и тексты.
При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие рекомендации:
1.Перед тем, как играть в игры, можно отработать некоторые комбинации пальцев, жесты, движения. 2. Все упражнения нужно выполнять вместе с ребёнком, показывая, как вам нравится эта игра. 3. Не принуждайте ребёнка повторять за вами движения, играйте в пальчиковые игры сначала сами. В скором времени он непременно присоединится к Вам.
2.Цель:
Пальчиковые игры помогают развиваться детскому мозгу, стимулируют умственную активность, речь.
3.Задачи:
- развитие творческих способностей, воображения;
- активизация словаря в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;
- формирование усидчивости;
- создание эмоционального положительного настроя;
- развитие чувствительности всех органов;
- знакомство с сенсорными эталонами;
- развитие наглядно-образного мышления, внимания, памяти;
- формирование умения различать правую и левую руку;
- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
4.Литература:
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики),
Рузина С.Ю. Страна пальчиковых игр. Кристалл, 1997г.
Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей от 3 до 7 лет.
Кислинская т. Гениальность на кончиках пальцев. Генезис, 2003г. 1 «Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Санкт-Петербург 2002г.
2 «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» Е. А. Янушко Мозаика-Синтез 2005г.
3 «Изобразительная деятельность в детском саду» И. Л. Лыкова. Сфера 2007г.
4 Васильева М. А. «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. :«Мозаика-синтез» 2010г.
5 Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008.
6. Материалы интернет ресурса.
5.Список обучающихся детей:
Дети группы «Теремок»
Дети группы «Гномики»
6.Итогово-отчётные мероприятия:
Итогом каждого года служат:
1. Открытые занятия для родителей.
2. Итоговые занятия.
7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь 1-2. Части тела 3-4. Дом, семья
Октябрь 1-2. Игрушки 3-4. Фрукты
Ноябрь 1-2. Осень 3-4. Одежда
Декабрь 1-2. Дикие животные 3-4. Праздник ёлки
Январь 1-2. Зима 3-4. Зимняя одежда
Февраль 1-2. Зимние забавы 3-4. Домашние животные
Март 1-2. Наша мама 3-4. Транспорт
Апрель 1-2. Весна 3-4. Обувь
Май 1-2. Посуда 3-4. Деревья, цветы
Июнь 1-2. Дождик 3-4. Насекомые и пауки
Фольклорные пальчиковые игры (Борисенко М.Г., Лукина Н.А., «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики)
Месяц | Неделя | Тема | Название игры | Стр. |
Сентябрь | 1-2 3-4 | Части тела Дом, семья | Этот пальчик хочет спать… Этот пальчик… | 73 74 |
Октябрь | 1-2 3-4 | Игрушки Фрукты | Дружат наши дети… Баиньки, баиньки… | 75 75 |
Ноябрь | 1-2 3-4 | Осень Одежда | Осенние листочки… Купим сыну валенки… | 76 77 |
Декабрь | 1-2 3-4 | Дикие животные Праздник ёлки | Белка… Улитка, улитка… | 77 78 |
Январь | 1-2 3-4 | Зима Зимняя одежда | Зима… Зимняя прогулка… | 78 79 |
Февраль | 1-2 3-4 | Зимние забавы Домашние животные | Дом на поляне… Снежный ком… Та-та-та… Кто тут маленький живёт… | 79 80 |
Март | 1-2 3-4 | Наша мама Транспорт | Сорока-белобока… Вот наш поезд едет… | 80 81 |
Апрель | 1-2 3-4 | Весна Обувь | Пришла весна… Лесные дела… | 81 81 |
Май | 1-2 3-4 | Посуда Цветы | Солнышко-ведрышко… Раз, два, три… | 82 |
Июнь | 1-2 3-4 | Дождик Насекомые и пауки | Дождь, дождь… Жил, был паучок Бабочка |
Игры на выкладывание. Прикрепление прищепок. (Борисенко М.Г., Лукина Н.А., «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики)
Месяц | Неделя | Тема | Название игры | Стр. |
Сентябрь | 1-2 3-4 | Части тела Дом, семья | Точка, точка, запятая… Наш дом | 83 83 |
Октябрь | 1-2 3-4 | Игрушки Фрукты | Соберу пирамидку Я по садику гуляла | 84 84 |
Ноябрь | 1-2 3-4 | Осень Одежда | Выкладывание дорожки в осеннем лесу | 85 85 |
Декабрь | 1-2 3-4 | Дикие животные Праздник ёлки | Ёжик потерял колючки Ёлочка из лесу пришла | 86 86 |
Январь | 1-2 3-4 | Зима Зимняя одежда | Трое Рукавичка | 87 87 |
Февраль | 1-2 3-4 | Зимние забавы Домашние животные | Снеговик Кот-мурлыка | 88 88 |
Март | 1-2 3-4 | Наша мама Транспорт | Подарок маме Грузовая машина | 89 89 |
Апрель | 1-2 3-4 | Весна Обувь | Почки-листочки Солнышко Зайка тапки потерял | 90 91 |
Май | 1-2 3-4 | Посуда Деревья. Цветы | Маша пьёт чай Тюльпан-ромашка | 91 91 |
Июнь | 1-2 3-4 | Дождик Насекомые и пауки | У нас дождик Прилетела бабочка |
Игры с мозаикой (Борисенко М.Г., Лукина Н.А., «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики)
Месяц | Неделя | Тема | Название игры | Стр. |
Сентябрь | 1-2 3-4 | Части тела Дом, семья | Подари коту нос, рот… Моя семья | 92 93 |
Октябрь | 1-2 3-4 | Игрушки Фрукты | Почини плюшевого мишку Ваза для фруктов | 93 94 |
Ноябрь | 1-2 3-4 | Осень Одежда | Листопад Шьем одежду для мишки | 94 95 |
Декабрь | 1-2 3-4 | Дикие животные Праздник ёлки | Прогулка мишки по лесу Наша ёлка высока | 95 96 |
Январь | 1-2 3-4 | Зима Зимняя одежда | Белый снег Валенки для Вареньки | 96 97 |
Февраль | 1-2 3-4 | Зимние забавы Домашние животные | Лепим зайчика Гусыня с гусятами Прогулка собаки по мосту | 97 98 99 |
Март | 1-2 3-4 | Наша мама Транспорт | Стираем вместе с мамой Построим самолет | 99 100 |
Апрель | 1-2 3-4 | Весна Обувь | Первые листочки Шьёт сапожник нам сапожки… | 101 |
Май | 1-2 3-4 | Посуда Деревья. Цветы | Миска для киски Белая береза | 101 102 |
Июнь | 1-2 3-4 | Дождик Насекомые и пауки | Дождик, дождик, лей, лей… Кто летает и жужжит | 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"
В статье описан опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Раскрыта актуальность проблеммы, обозначена цель и задачи работы, структ...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ »
В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал ст...
Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...
Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...
Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада это осознанное отношение ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его....
Сказкотерапия – как одна из здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ
Опыт нашей работы показал, что сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе с дошкольниками с особыми п...
- Мне нравится (1)