Статья "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"
статья по физкультуре на тему
В статье описан опыт внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Раскрыта актуальность проблеммы, обозначена цель и задачи работы, структура внедрения, направления работы, планирование, рекомендации, анализ использования здоровьесберегающих технологий и методик в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_metodicheskogo_zhurnala.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 14 комбинированного вида
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ »
Инструктор по физкультуре
МБДОУ д/с № 14
Шабуневич Т.Н.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети до 5 лет включительно, т.е. дети дошкольного возраста. ВОЗ констатирует «Проблема сохранения жизни, и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Анализ заболеваемости воспитанников детского сада показал достаточно высокий уровень распространенности простудных и респираторных заболеваний, нарушения опорно-двигательного аппарата (12,5%), хронических заболеваний органов дыхания (10,1%), сердечно-сосудистой системы (28,4%) и эндокринной системы (9,1%).
Таким образом, перед педагогами нашего детского сада встала необходимость активизации методической работы по данному направлению, которая бы отражала систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей.
Очевидно, что процесс воспитания и обучения не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на выполнение единой цели.
Основная цель работы:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья в особых климато-географических условиях Крайнего Севера.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- разработать эффективную комплексную систему формирования здоровья детей дошкольного возраста;
- обосновать и внедрить в деятельность дошкольного учреждения эффективные формы оздоровления дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий и методик;
- снизить уровень заболеваемости, укрепить здоровье детей, формировать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Для успешного решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия. Это, прежде всего здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:
- физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами (велотренажеры, батут, сухой бассейн, эллипсоид, беговая дорожка, диски здоровья, балансиры);
- спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;
- в группах созданы спортивные мини - центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей;
- медицинское оборудование - витофоны, ультразвуковые ингаляторы, ингаляторы «Ромашка».
Триаду здоровья составляют гигиенические факторы, закаливание и физические упражнения. Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в нашем дошкольном учреждении строится в следующих направлениях:
- Создание экологически благоприятных условий для физического развития и снижения заболеваемости:
- соблюдение санитарных и гигиенических требований (подбор мебели в соответствии с ростом детей);
- сквозное проветривание (3 – 5 раз в день в отсутствии детей);
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
- кварцевание групповых помещений для детей раннего возраста в период эпидемии гриппа и ОРВИ;
- специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух («Экологический ландшафт»);
- специальный выбор цветовой гаммы интерьеров ДОУ и групповых помещений.
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов дошкольного учреждения.
- Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
- Осмотр детей узкими специалистами городской детской поликлиники;
- Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
- Обследование учителем-логопедом ДОУ;
- Обследование психо-эмоционального состояния детей педагогом-психологом ДОУ;
- Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
- Диагностирование общей физической подготовленности детей в начале и конце учебного года.
- Рациональная организация двигательной деятельности детей:
- физкультурные занятия;
- утренняя, бодрящая, корригирующая гимнастика;
- физкультминутки, динамические паузы и динамические часы;
- подвижные, спортивные игры и упражнения на прогулке;
- оздоровительный бег, ходьба;
- прогулки-походы;
- активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);
- самостоятельная двигательная деятельность;
- индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).
- Система эффективного закаливания с учетом индивидуальных особенностей детей и условий в детском саду. При этом используется комплекс процедур:
- ежедневные оздоровительные прогулки;
- прием и утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- ходьба босиком (босохождение) по ребристым дорожкам до и после сна, на занятиях по физической культуре;
- воздушные ванны в облегченной одежде;
- сон без маек;
- игровой массаж;
- дыхательная гимнастика;
- обширное умывание;
- игры с водой;
- полоскание рта водой комнатной температуры, отваром трав, солевым раствором.
- Лечебно-профилактическая работа. В его рамках проводятся следующие мероприятия:
- Постоянный контроль осанки;
- Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
- Контроль за физическими нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
- сбалансированное питание;
- вакцинация против гриппа;
- потребление фитонцидов (чеснока и лука);
- употребление соков и фруктов (второй завтрак);
- прием поливитаминов;
- аэрофитотерапия;
- закладывание оксолиновой мази в нос;
- ингаляции.
- Использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей (смотреть ниже).
- Комплекс психогигиенических мероприятий:
- психодиагностика;
- элементы релаксации;
- элементы музыкотерапии (музыкальное сопровождение режимных
моментов, музыкальное оформление фона занятий, музыкально-театральная деятельность, хоровое пение);
- индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
9. Профилактическая и коррекционная работа:
- реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий и гибкий режимы, расчет физических нагрузок);
- профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
- профилактическая работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
- индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
- коррекция психоэмоциональной сферы;
- индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре и воспитателями групп.
10. Консультативно-информационная работа с родителями:
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса (в детском саду работает консультационный пункт, «Школа заботливого родителя», проводятся консультации, семинары практикумы, круглые столы с просмотром видеоматериалов и т.д.);
- анкетирование;
- родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- открытые просмотры оздоровительных мероприятия в режиме дня;
- активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана (участие в совместных праздниках и развлечениях, обмен опытом семейного воспитания);
- оформление папок, ширм, консультаций, информационных стендов, буклетов, фото стендов, газет.
Важно подчеркнуть, что для правильной организации физкультурно-оздоровительной работы, необходимо владеть всем арсеналом информации об организме ребенка, об основных закономерностях его роста и развития, о специфических особенностях каждого. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Поэтому вся работа по физическому воспитанию детей и применению здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медиками ДОУ заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии (Приложение 1). Получаем дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ строится с учетом требований Основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с № 14, разработанной на основе программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой и Т.И. Бабаевой (с 2 до 7 лет), и «Программой воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой (с 1 г.6 м. до 2 лет) и в соответствии с Программой «Здоровье» разработанной коллективом МБДОУ д/с № 14, принятой педагогическим советом (протокол №2 от 28.11.2011 г.) и утвержденной приказом заведующего детским садом № 334/1 от 28.11.2011 года.
Кроме этого, исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительных следующие здоровьесберегающие технологии.
- Пальчиковая гимнастика – Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени.
- Дыхательная гимнастика – Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для этого необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. В проведение дыхательной гимнастики, включаем звуковое дыхание М. Лазарева. Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Упражнения этого комплекса могут выполняться ежедневно, упражнения подойдут для физминуток, динамических пауз, а так же как элемент расслабления – перед сном.
- Гимнастика для глаз – Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения. В своей работе используем игры и упражнения разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Их рекомендуется проводить в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
- Бодрящая гимнастика после сна – Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения может быть различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера и т.д.). Мы широко используем босохождение по массажным дорожкам – оно проводится в сочетании с контрастными воздушными ваннами ежедневно, до и после дневного сна. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с шипами и др. Воспитанники занимаются в одних трусиках, босиком).
- Корригирующая гимнастика – форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. В своей работе широко использую комплексы самооздоровления В.Т. Кудрявцева – провожу их, как часть физкультурного занятия, развлечения, во время проведения утренней, бодрящей и корригирующей гимнастики, а также во время проведения индивидуальной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии.
- Психогимнастика по методике М. Чистяковой – Используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей. Её элементы включаю в физкультурные занятия и развлечения. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (зависти, страха, радости). Это помогает обучать детей регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства.
- Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
- Оздоровительные игры А. С. Галанова – Эти игры и упражнения, направлены на развитие ребенка и преодоление последствий его заболеваний (игры на формирование правильной осанки, преодоление плоскостопия, снижение веса, преодоление болезней носа и горла, задержки психического развития и т.д.). Проводятся во всех формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех возрастов.
- Гимнастика маленьких волшебников. Элементы йоги для детей по Нестерюк Т. и Шкода А. – Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук. Например: «Лепим ушки для Чебурашки», «Лепим» красивое лицо». Эти игровые упражнения могут проводиться во всех возрастных группах. Например: «Лепим ушки для Чебурашки», «Лепим» красивое лицо».
- Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки. – Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек. Является доступным для детей всех возрастов.
- Обширное умывание – Как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий во время умывания.
- Цветотерапия – Цвет оказывает огромное влияние на человека, не зависимо от того, обращаем мы на него внимание или нет. Поэтому уделяем особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ и групповых помещений. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Желтый цвет – цвет здоровья, дает жизненную энергию, улучшает настроение, положительно влияет на учебу и приобретение навыков. Зеленый цвет – дает уверенность в себе, успокаивает нервную систему. Не стоит красить стены в темные и холодные тона, тем более в условиях Крайнего севера, где подолгу длится полярная ночь.
- Экологический ландшафт – Создание здоровой экологической среды. В данном случае для нас речь идет о выборе растений в групповых комнатах, которые обладают полезными свойствами. Например, хлорофитум и аспарагус – прекрасно очищает воздух от пыли. Герань – полезна детям с заболеваниями дыхательных путей. Бегонии снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений. Бальзамин контролирует влажность воздуха.
Для внедрения в учебно-воспитательный процесс ДОУ данных здоровьесберегающих методик и технологий была разработана определенная структура.
Структура внедрения здоровьесберегающих
методик и технологий в УВП ДОУ
I.Вводный этап Подготовительный |
|
II. Основной этап Практический |
|
III. Заключительный этап Аналитический |
- диагностика физической подготовленности детей; - анализ заболеваемости; - спецопрос родителей и педагогов.
- открытые мероприятия; - выступления; - оформление наглядного материала.
|
Вместе с педагогическим коллективом мы разработали и внедрили специальное планирование по использованию этих методик в режиме дня. (Приложение 2)
Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:
1. Картотеки оздоровительных игр:
2. Картотека игрового массажа.
3. Составлены оздоровительные комплексы:
- дыхательной гимнастики;
- пальчиковой гимнастики;
- гимнастики для глаз;
- гимнастики для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Анализ физкультурно-оздоровительной работы показал снижение заболеваемости детей и стабильно положительные результаты их физической подготовленности.
Анализ заболеваемости дошкольников в МБДОУ д/с № 14
за 2009-2012 г. г. (%)
2009 - 2010 уч. г. | 2010 – 2011 уч. г. | 2011 – 2012 уч. г. | |
Группы раннего возраста | 35 | 28,9 | 27 |
Группы для детей дошкольного возраста | 16,7 | 14,7 | 13,8 |
по ДОУ | 21,8 | 18,1 | 17,3 |
Анализ освоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой и Т.И. Бабаевой и основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с № 14
по образовательной области «Физическая культура»
Уровни освоения образовательной программы | программа «Детство» под редакцией В. И. Логиновой и Т.И. Бабаевой | Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/с № 14, образовательная область «Физическая культура» | |
2009 - 2010 уч. г. | 2010 – 2011 уч. г. | 2011 – 2012 уч. г. | |
высокий | 30,4 % | 30,3 % | 31,5 % |
средний | 56,3 % | 59,7 % | 59,5 % |
низкий | 13,3 % | 10 % | 9 % |
Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий и вся система физкультурно-оздоровительной работы позволяет достичь положительной динамики в снижении заболеваемости и высоких результатов по физической подготовленности детей.
Мы очень надеемся, что каждая из этих технологий в итоге поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, а применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2006.
- Бересневой З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: Творческий Центр 2008.
- Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 6 лет. М.: ТЦ Сфера 2008.
- Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников. – СПб.: Речь 2007.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат. - М.: Творческий Центр 2006.
- Голицина Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников – М.: Скрипторий 2003, 2006.
- Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
- Лазарев М. Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей ДОУ. – М.: Академия здоровья, 1997.
(парциальная программа, физкультурно-оздоровительного направления).
11. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста - М.: Владос 2004.
- Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь 2007.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Новгорода. – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. – С. 3 – 64.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987. – 63 с.
Приложение 1.
Рекомендации к построению педагогического процесса
с детьми подготовительной группы «Радуга»,
имеющими отклонения в развитии на 2012 – 2013 учебный год
Патология | Рекомендации | Ф.И. | |
1. | Аллергоерматозы |
| |
2. | Аденоиды |
| Cаша Д. Рома С. Дима С. |
3. | Заболевания ЖКТ |
| Альбина О. |
4. | Заболевания почек |
| |
5. | Нарушение осанки |
| Данил Я. |
6. | Офтальмологические патологии |
| |
7. | Пупочная грыжа |
| Дима Ч. |
8. | Плоскостопие |
| Дима Ч. Дима С. |
9. | ЧБД БА |
| Саша Д. Альбина О. Соня С. Марк Т.
|
10. | ФСШ |
| Кристина Л. Данил Я. Марк Т. |
Приложение 2.
Планирование
по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня
1. | Утренняя гимнастика |
|
2. | Перед занятиями |
|
3. | Физ. занятия |
|
4. | Физкультминутки на занятиях |
|
5. | Прогулка |
|
6. | Перед сном |
|
7. | После сна |
|
8. | Перед ужином |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ »
В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал ст...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухо...
Самоанализ работы «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» в подготовительной группе «Созвездие» 2019 год
На начало учебного года по охране и укреплению здоровья были поставлены следующие задачи:- повышение иммунитета детей;-воспитание культурно-гигиенических навыков;-формирование потребности в ежедневной...
2020г. "Пальчиковые игры как одна из здоровьесберегающих методик в работе с дошкольниками"
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Они пришли к выводу, что форм...
Самообразование по здоровьесберегающей технологии. Тема: Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников.
Повысить профессиональную квалификацию по методике формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы с дошкольниками
Сборник включает в себя методический и практический материал...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
Семинар для воспитателей...
Комментарии
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольн
Татьяна Николаевна, спсибо.