Картотека к рекомендациям воспитателям - подготовительная группа
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Картотека к рекомендациям взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в подготовительной группе. В картотеке предствлены следующие формы работы: логопедические пятимитку, обучение элементам грамоты, игры и упражнения на развитие координации речи и движений, а так же развитие мелкой моторики рук. Представлен демонстрационный материал и художественная литература по всем лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_k_rekomendatsiyam_vospitatelyam_-_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 201.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Вот на ветках, посмотри, | Опущенными руками хлопают себя по бокам. |
В красных майках снегири. | Показывают грудку руками. |
Распушили перышки, Греются на солнышке. | Мелко потряхивают кистями опущенных рук. |
Головою вертят, | Повороты головой влево-вправо. |
Улететь хотят. - Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! | Бегут по кругу, взмахивая руками. |
Загадки
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Новый год» Упражнение «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» На наборном полотне – большая картинка с изображением ёлки. На ветках ёлки закреплены магниты. Рядом с ёлкой – изображения ёлочных игрушек. воспитатель предлагает украсить ёлку, прокомментировав свои действия. Дети украшают ёлку и поясняют: «Я повешу на ёлку шарик», «Я повешу на ёлку снежинку», «Я повешу на ёлку звездочку» и т.п. Затем воспитатель предлагает посмотреть на ёлку и запомнить расположение игрушек на ней. Далее воспитатель просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек или меняет две игрушки местами. Отрыв глаза, дети отвечают, что изменилось. Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Воспитатель предлагает детям опорные слова – гирлянда, украшение, ёлка, Снегурочка и т.д. Дети составляют с этими словами простые предложения. Опорных слов для составления одного предложения может быть не более трех. Игра «СЕМЕЙКА СЛОВ» Воспитатель предлагает детям пройти на коврик и берет в руки мяч. Далее воспитатель предлагает детям подобрать слова из одной семейки со словом ёлка.
Так же можно составить семейку со словом снег. Пальчиковая гимнастика «ЁЛОЧКА»
Загадки
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия» | ||||||||||||||||||||||||||||||
Скороговорки
Подвижная игра «НА ШОССЕ»
Пальчиковая гимнастика «КОРАБЛИК»
Упражнение «КТО СКОРЕЕ?» Воспитатель: «Я буду перечислять звуки, а вы подумайте, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот получит фишку. Выиграет тот, кто соберет больше фишек». П, А – па; П, О – по; П, У – пу; П, Ы – пы; М, А – ма; Д, У – ду и т.д.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Загадки
| ||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Профессии взрослых. Трудовые действия» | ||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «ПОВАР»
Подвижная игра «МАЛЯРЫ»
|
Загадки
Скороговорки
Текст для пересказа В детский сад пришли два новичка Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю: — Где работает твоя мама? — А разве ты не догадался? — удивился Коля. — Она же так пахнет лекарствами. Моя мама врач. Заболеет человек — мама вылечит. А твоя мама где работает? — А ты не знаешь? — сказал Толя. — Она же так пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто. — И врач? — спросил Коля. — И врач, — ответил Толя. |
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Комнатные растения, размножение уход» | ||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»
| ||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Воспитатель предлагает вниманию детей цепочки слов. Дети внимательно слушают, определяют какое слово лишнее и составляют сложноподчиненное предложение. Цепочки слов: Герань, кактус, фиалка, бегония. Бегония, герань, алоэ, фиалка Ромашка, фиалка, фикус, толстянка и тд. Составление рассказов о комнатных растениях по плану, данному воспитателем Растения: кактус, бегония, герань, фиалка, фикус и др. План:
Игра-соревнование «ПОДБЕРИ СЛОВО» Воспитатель предлагает детям подобрать названия комнатных растений на заданные звуки: [А] – алоэ, азалия [К] – кактус [Фь] – фикус, фиалка [Бь] – бегония [Т] – толстянка [Гь] – герань [Р] - розан
| ||||||||||||||||||||||||||||
Подвижная игра «НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ»
| ||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Орудия труда. Инструменты» | ||||||||||||||||||||||||||||
Подвижная игра «СТАРЫЙ КЛЕН»
Пальчиковая гимнастика «НАПЕРСТОК»
| ||||||||||||||||||||||||||||
Загадки
|
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Животные жарких стран, повадки, детеныши» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скороговорки
Подвижная игра «КАРАВАН»
Загадки
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скороговорки
Подвижная игра «ЛЕТУЧАЯ РЫБА»
Пальчиковая гимнастика «АКУЛА»
Упражнение «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?» Где спрятался звук [К]? Акула, камбала, кальмар, скат, щука, пескарь, краб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Наша армия» Игра «КТО ЛИШНИЙ?» Воспитатель предлагает предметные картинки с изображениями летчика, капитана, пограничника, затем добавляет картинку продавца. Предлагает детям посмотреть на картинки и определить какая картинка лишняя и почему. Далее аналогичная работа продолжается с другими картинками. Пальчиковая гимнастика «ЛЕТЧИК»
Подвижная игра «МОРЯК»
Скороговорки
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник» Пословицы В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою. Нет лучше дружка, чем родная матушка. Март зиму кончает, весну начинает. При солнышке тепло, при матушке добро. Весною солнышко, как трава растёт. Длинные сосульки к долгой весне. Весной разлив большой – к хорошим хлебам. Май весну кончает, лето начинает. Много воды – много травы. Увидал скворца – знай весна у крыльца. Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай. Первый весенний гром – праздник наступающего лета. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Наступил апрель — кончилась капель. Коли в мае дождь, значит будет рожь. Пальчиковая гимнастика «ЦВЕТОК»
Подвижная игра «ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»
Упражнение «ПОДБЕРИ СЛОВА» Воспитатель демонстрирует предметные картинки (или сюжетную картинку) и просит детей назвать только те предметы, название которых делится на два, затем на три слога и четыре слога. 1 слог – лед, кот, дом, снег и т.д. 2 слога – вет-ки, ро-ща, тра-ва, ка-пель и т.д 3 слога – де-ре-вья, бе-ре-га, скво-реч-ник, су-суль-ка и т.д. 4 слога – про-та-ли-ны и т.д. Затем воспитатель просит составить с этими словами предложения и посчитать количество слов в этом предложении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Наша Родина – Россия» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пословицы и поговорки Где родился - там и пригодился. Береги землю родимую, как мать любимую. Родина любимая - мать родимая. Родина краше солнца, дороже золота. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Если дружба велика - будет Родина крепка. Родная сторона - мать, а чужая - мачеха. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел. Всякому мила своя сторона. Человек без родины — соловей без песни. Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет. Родина — мать, умей за нее постоять. Для родины своей ни сна, ни жизни не жалей. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. Пальчиковая гимнастика «НАША СТРАНА»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассказ «НАШЕ ОТЕЧЕСТВО» Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «СЕМЕЙКА СЛОВ» Воспитатель предлагает образовать семейку слов от слова берёза. Как можно назвать маленькую берёзу? (Берёзка) Как можно назвать берёзу ласково? (Берёзонька) Какая роща из берёз? (Берёзовая) Как назвать березовый лес? (Березняк) Повторить всю семейку слов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хоровод «БЕРЕЗА»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Москва – столица России» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пословицы и поговорки Москва — сердце России. Москва — всем городам мать. Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал. Москвой-столицей весь народ гордится. Москва-столица — для всего мира светлица. Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву. Говорят в Москве, а слушают по всей стране Не разом Москва построена Хороша Москва, да не дома. Наш городок - Москвы уголок Была в Москве, видела золотые маковки Считалка Раз, два — Москва. Три, четыре — мы в Сибири. Раз, два, три, четыре, пять, Вылезать в Москве опять. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка, поводи! Упражнение «СЕМЕЙКА СЛОВ» Воспитатель предлагает образовать семейку слов от слова Москва. Как называют жителей Москвы? (Москвичи) Какие улицы в Москве? (Московские) Как называют жительницу Москвы? (Москвичка) Как называют места под Москвой? (Подмосковье) Упражнение «РАЗДЕЛИ НА СЛОГИ» Воспитатель демонстрирует картинки по теме и просит разделить названия на слоги: пло-щадь, флн-тан, па-мят-ник, баш-ня, у-ли-ца, мет-ро, парк, кремль и т.д. Подвижная игра «КОЛЬЦА»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Считалка Мы по улицам гуляли, Наши улицы считали На автобус сели Песенку запели. До реки доехали Дальше не поехали. Нам пора всем выходить А тебе дружок водить! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Я и моя семья» Пословицы Моя семья – мое богатство! Вся семья вместе, так и душа на месте. На свете все найдешь, кроме отца и матери. В гостях хорошо, а дома лучше. В дружной семье и в холод тепло. Дерево держится корнями, а человек семьей. Доброе братство лучше богатства. Человек без семьи, что дерево без плодов. Пальчиковая гимнастика «СЕМЬЯ»
Подвижная игра «КТО ЖИВЕТ У НАС В КВАРТИРЕ?»
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Упражнение «МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Воспитатель называет слово и просит детей определить место звука [Ч] в слове. Слова: часы, мяч, врач, кабачок, Чебурашка, калач, челка, удача, печь, лучи, дочь, чайник, дача, кулич | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Чуковского» Упражнение
Пальчиковая гимнастика «РАНЫМ-РАНО ПОУТРУ»
Упражнение «РАЗДЕЛИ НА СЛОГИ» Воспитатель подготавливает картинки героев из сказок К. И. Чуковского. Предлагает детям назвать героев и разложить картинки. В название, которых два слога – слева, три слога – справа, а все остальные посередине. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Загадки
|
Упражнение
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Из каких сказок К.И. Чуковского эти строки?
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
(«Айболит»)
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
(«Мойдодыр»)
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
(«Краденое солнце»)
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
(«Чудо-дерево»)
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!»
(«Бармалей»)
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
(«Федорино горе»)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака»
Упражнение
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
А зубастый крокодил Чуть меня…. (не проглотил). | Эй, не стойте слишком близко - Я тигренок, ….. (а не киска!) |
А потом Ты покатился И назад …. (Не воротился) | Стала петь мышонку щука - Hе услышал он ни звука: Разевает щука рот, А не слышно, … (что поет) |
Ни перинки, Ни простынки, Ни подушки Не видать, А усатый, Полосатый Перебрался …. (под кровать). | Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки Оказалось, это брюки. Вот какой рассеянный … (С улицы Бассейной!) |
Упражнение
«СЕМЕЙКА СЛОВ»
Предварительная работа – прочтение сказки «Кошкин дом»
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Семейка слов». Слово «пришёл» из одной семейки со словом «шёл». Давайте образуем слова из одной семейки со словом «шёл».
Воспитатель демонстрирует плоскостные изображения героев и задает вопросы:
– Что сделал петух? (Пришёл)
– Что сделал кот? (Ушёл)
– Что сделал козёл? (Перешёл на другое место)
– Что сделал кот? (Кот подошёл к кошке)
Воспитатель: Повторите все слова, образованные от слова «шёл».
Дети: Пришёл, ушёл, перешёл, подошёл.
Пальчиковая гимнастика
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
Где обедал, воробей? | Дети машут перекрещенными ладошками. |
В зоопарке у зверей. | Ладошками изображают раскрывшуюся пасть. |
Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. | На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке. |
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. | Ладошками изображают раскрывшуюся пасть. |
Игра с мячом
«ЗВУКОВАЯ ЧЕХАРДА»
Предварительная работа – чтение сказки «Сказка о глупом мышонке»
Воспитатель: Я качу одному из вас мяч и задаю вопрос. Вы ловите мяч, отвечаете на вопрос, а затем возвращаете мне мяч.
Название кого из героев «Сказки о глупом мышонке» содержат твердый согласный звук [Ш]? (Мышка, мышонок, лошадь, кошка)
В названиях каких героев нет твердого звука [Ш]? (Утка, щука, жаба, курица)
В название какого героя первый звук гласный? (Утка)
Название какого героя содержит два звука [А]? (Жаба)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Михалкова»
Упражнение
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
В коридоре смех и топот, В коридоре гул речей. В кабинете — дядя Степа На осмотре ... ( у врачей). | Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счету ровно... (пять). |
В одном переулке Стояли дома. В одном из домов Жил упрямый …(Фома). | Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт. В этой речке утром рано Утонули… (два барана). |
Красота! Красота! Мы везем с собой …(кота), Чижика, … (собаку), Петьку-…(забияку), Обезьяну,…(попугая) — Вот компания какая! |
Пальчиковая гимнастика
«КОТЯТА»
У кошечки нашей есть десять котят, | (Ладошки складываются, пальцы прижимаются друг к другу.) |
Сейчас все котята по парам стоят: | (Покачивают руками, не разъединяя их.) |
(Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. | (Постукивают соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу) |
Упражнение
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал «А что у вас?» | И про наших двух ужей, Двух ежей и двух чижей Знают в нашем новом доме Все двенадцать этажей «Мы с приятелем» |
Нет, я не спорю, не сержусь – Я не спеша на стул сажусь И начинаю кое-как С одной ноги снимать башмак. «Не спать!» | «Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко». Перо цепляется за “ко” И клякса черная, как жук, С конца пера сползает вдруг. «Чистописание» |
День лежу, второй лежу, Третий в школу не хожу. И друзей не подпускают,- Говорят, что заражу!... «Грипп» Я сегодня сбилась с ног — У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала, За уроки не садилась И обедать не могла. «Щенок» Как-то летом, на лужайке, Очень умный Майский Жук Основал для насекомых Академию наук. «Лесная академия» | В армейской шинели, В армейской ушанке, Вагона он ждет На трамвайной стоянке. «Почетный гражданин» Ставят на руку компресс — Ставят с мазью, ставят без… А мизинчик всё болит. Таня тут ему велит: — Слушай, пальчик, мой приказ; Исполняй его сейчас: «Про девочку, которая сама себя вылечила» Могут даже у ребят Сбыться все желания, Нужно только, говорят, Приложить старания. «Под новый год» |
Упражнение
«РАЗДЕЛИ НА СЛОГИ»
Воспитатель подготавливает картинки героев из сказок С. Михалкова. Предлагает детям назвать героев и разложить картинки. В название, которых два слога – слева, три слога – справа, а все остальные посередине.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Барто»
Упражнение
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
— Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Чёрные ладошки; на локтях — дорожки. — Я на солнышке лежала, руки кверху держала. … (Вот они и загорели) Мне теперь не до игрушек — Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки И Серёже … (подарю) Я почти не спорил с дедом, Не вертелся за обедом, Я «спасибо» говорил, Всех за всё …. (благодарил) | Зайку бросила хозяйка — Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки …. (Промок) В зоопарке тихий час, Точно также как у нас! Они лежат и мы лежим, Одинаковый … (режим) Наша старшая сестра Вяжет с самого утра. Даже ночью ей не спится: Под подушку прячет (спицы) |
Пальчиковая гимнастика
«НАША ТАНЯ…»
Наша Таня громко плачет, | (хлопки ладонями; ладони сжаты в кулачки) |
Уронила в речку мячик. | (волнообразные движения всей рукой) |
Тише, Танечка, не плачь, | (указательный палец правой руки прижать к губам) |
Не утонет в речке мяч. | (волнообразные движения всей рукой) |
Мы поедем за водой | (имитация вращения руля) |
И достанем мячик твой. | (пальца обеих рук соединены в круг) |
Упражнение
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Из какого произведения эти строчки?
А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Я теперь до старости В нашем классе староста. («Болтунья») — Ой, боюсь щекотки! Уберите щётки! Не будут пятки белые, они же загорелые. А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ. («Девочка чумазая») Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Вот какая Любочка Во всей своей красе. («Любочка») Непонятно, кто из нас Поступает в первый класс: Мама или я — Новиков Илья?! («Мама или я») | Девять блинчиков сгорело, А десятый был сырой! Говорить нетрудно речь, Трудно блинчиков напечь! («Блинчики») «Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок». («Болтунья») И наутро вот что было: Бедный Дима вдруг ослеп. На окне лежало мыло — Он сказал, что это хлеб. («Очки) Наша старшая сестра Вяжет с самого утра. Целый день не ест, не пьёт, Где-то нитки достаёт. («Вязанье») |
Упражнение
«ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД»
Воспитатель помещает на доску плоскостные изображения поезда с четырьмя вагонами. Перед детьми раскладываются изображения с героями произведений А. Барто. Дети берут по одной картинке и делят слово на слоги, помещают картинку под соответствующий вагон (первый вагон – слово, состоящие из одного слога; второй вагон – слово, состоящие из двух слогов и т.д.)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Наша славная победа!»
Пословицы
Где отвага, там и победа.
Когда робость приходит, победа уходит.
Победа впереди – трус позади.
Храбрость – сестра победы.
Чья храбрость – того и победа.
Победа не приходит от лежания.
Подвижная игра
«ПОБЕДА!»
Мы празднуем Победу! | Шагают на месте. |
Салют! Салют! Салют! | Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем |
Кругом цветы весенние . | Руки на пояс, повороты туловища, |
Цветут, цветут, цветут! | Руки развести в стороны. |
Все люди пляшут, празднуют, Поют, поют, поют! | Приседания с выставлением ног вперёд. |
Пусть в мире страны разные. Живут, живут, живут! | Вдох, круговое движение руками, изображая земной шар. |
Пальчиковая гимнастика
«СОЛДАТСКАЯ КАША»
Мы крупу в ковше варили, | Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш),указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони. |
Хорошенько посолили. | Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу. |
Здесь уже и ложка наша, | Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка). |
Так вкусна солдата каша! | Облизать губы языком, показывая, как было вкусно. |
Упражнение
«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»
Был и он в войну солдатом, Шёл в атаку с автоматом, Города освобождал, Воевал и побеждал. (Ветеран войны) | Если расцвели тюльпаны, Значит скоро ветераны - Наши прадеды и деды Встретят праздник - ... (День Победы) |
Здесь чеканит шаг Воинов отряд, Реет гордый флаг. Смотрим что? - … (парад) | Имя девичье носила И врага огнем косила, Вражьи замыслы поруша, Легендарная … (Катюша) |
Он на фронте воевал. И давно седым уж стал. По-военному одет, Ветеран войны – мой … (Дед) | Снова в бой машина мчится, Режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом Управляется … (Танкистом) |
Вспыхнул в небе яркий свет И расцвел, как звезд букет. (Салют) | Огнём дышит, полымём пышет. (Пушка) |
Упражнение
«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?»
Где спрятался звук [Р]?
Ракета, коробка, рыба, кора, сыр, абажур, мотор, рысь, корона, Родина.
Где спрятался звук [Рь]?
Ребус, корица, сухарь, букварь, рис, море, турист, дверь, якорь.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Пушкина»
Упражнение
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. («Сказка о царе Салтане …») | Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде») |
Вот пошел он к синему морю; Видит, — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку… («Сказка о рыбаке и рыбке») | Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. («Сказка о золотом петушке») |
Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. («Сказка о мертвой царевне и семи боготырях») | У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том. («Руслан и Людмила») |
Упражнение
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Его за руку взяла И в шатер свой …. (увела) | И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул … (со спицы) |
Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение … (волкам) | В руки яблочко взяла, К алым губкам … (поднесла) С первого щелка Прыгнул поп … (до потолка) |
Остров на море лежит, Град на острове … (стоит) | Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный … (дом) |
Игра
«СЕМЕЙКА СЛОВ»
Давайте попробуем организовать слова одной семейки со словом рыбка.
- Как назвать очень большую рыбу? (Рыбища)
- Как называют пирог с рыбой? (Рыбник)
- Как называют процесс ловли рыбы? (Рыбалка)
- Как зовут человека, который ловит рыбу? (Рыбак, Рыбалов)
- Если старик рыба, то как можно назвать его старуху? (Рыбачка)
- Что делал старик на море? (Рыбачил)
- Как называют суп из рыбы? (Рыбный)
Повторите все слова одной семейки. которые мы сейчас назвали.
Подвижное упражнение
«ШМЕЛЬ»
Тут князь очень уменьшился, | дети приседают |
Шмелем князь оборотился, | встают, выполняют мелкие взмахи руками |
Полетел и зажужжал; | Бегут на носочках, размахивая руками. |
Судно на море догнал, | Потихоньку опустился Вновь приседают. |
На корму — и в щель забился. | Дети садятся на места. |
Упражнение
«ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД»
Воспитатель помещает на доску плоскостные изображения поезда с четырьмя вагонами. Перед детьми раскладываются изображения с героями произведений А. Пушкина. Дети берут по одной картинке и делят слово на слоги, помещают картинку под соответствующий вагон (первый вагон – слово, состоящие из одного слога; второй вагон – слово, состоящие из двух слогов и т.д.)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Поздняя весна. Растения и животный мир. Перелетные птицы весной»
Тексты для пересказа
«Звери весной»
Весной звери просыпаются от зимней спячки. Медведи выходят из берлоги. Просыпаются и ежи. Весной линяют белки, зайцы, медведи, лоси и другие звери. Все они меняют густую и тёплую зимнюю шубу на более лёгкую летнюю. У лесных зверей весной появляются детёныши - лесные малыши.
(По М. Богданову)
«Скворцы»
Прилетают скворцы ранней весною, когда еще лежит кое-где на полях снег. Прилет скворцов - верный признак близкой, надежной весны. После прилета скворцы начинают торопливо устраивать свои гнезда. Смотришь, как чистят они домики-скворечни, как носят в клювах былинки и мягкую подстилку, устраивают гнездо.
(По И. Соколову-Микитову)
«Весенние заботы»
Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свеклу. В саду – окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами.
(По Т. Шорыгиной)
Народные приметы и пословицы
- Май весну кончает, лето начинает.
- Коли в мае дождь, значит будет рожь.
- Май холодный — год плодородный.
- Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
- Жаркий май — к сухому лету.
- Май мокрый делает хлеб добрый.
- В мае два холода — черемуха цветет и дуб распускается.
- Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне.
- Ранний перелет грачей и жаворонков – к теплой весне.
- Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
Загадки
Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко-красном Шагает по земле… (весна) | В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (май) |
Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы … (скворечник) | Осенью летели к югу, Чтоб не встретить злую вьюгу. А весной снежок растаял, И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы) |
На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) | Он – цветочный принц-поэт, В шляпу жёлтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам … (Нарцисс) |
Их в Голландии найдёте, Там везде они в почёте. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут … (Тюльпаны) | Распустился ландыш в мае В самый праздник – в первый день. Май цветами провожая, Распускается … (Сирень) |
Подвижная игра
«ВЕСНЯНКА»
А уж ясно солнышко Припекло-припекло | (дети идут по кругу, взявшись за руки и поднимают их) |
И повсюду золото Разлило-разлило | (продолжают идти и медленно опускают руки) |
Ручейки на улице Все журчат, все журчат | (бегут на носочках в противоположную сторону, руки на поясе) |
Журавли курлыкают И летят и летят. | (меняют направление движения, идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками). |
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Скоро в школу. Школьные принадлежности»
Загадки
В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет черный след. (Ручка) | Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?.. (Карандаш) |
По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей – Чиста страница. (Школьная доска) | В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (Пенал) |
Кто я, если прямота Главная моя черта? (Линейка) | То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь) |
Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка) | В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц?… (Мел) |
Я большой, я ученик! В ранце у меня… (Дневник) | Я готов к учебным стартам, Скоро сяду я за… (Парту) |
Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель) | Вы цветным карандашом Все рисуночки раскрасьте. Чтоб подправить их потом, Очень пригодится… (Ластик) |
Стоит большой просторный дом. Девчат, мальчишек много в нём. Они там пишут и считают, Рассказы разные читают. (Школа) | Сделает он упражнение, Выучит стихотворение, Вслух расскажет про капель, Позже соберёт портфель. (Ученик) |
Пословицы
Учить - ум точить.
Повторенье - мать ученья.
Мудрым никто не родился.
Для ученья нет старости.
Не гордись званием, а гордись знанием.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Без грамоты - как без свечки в потёмках.
Догадка хороша, а знание лучше.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Ученье да труд к славе ведут.
Учиться никогда не поздно.
Знание и мудрость украшают человека.
Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
Подвижная игра
«СКОРО В ШКОЛУ»
Ты давай-ка, не ленись! Руки вверх и руки вниз. Ты давай-ка, не ленись! Взмахи делай чётче, резче, Тренируй получше плечи. | (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.) |
Корпус вправо, корпус влево — Надо спинку нам размять. Повороты будем делать И руками помогать. | (Повороты корпуса в стороны.) |
На одной ноге стою, А другую подогну. И теперь попеременно Буду поднимать колени. | (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.) |
Отдохнули, посвежели И на место снова сели. | (Дети садятся.) |
Упражнение
«МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ»
Звук [Р]: ручка, карандаш, тетрадь, парта, краски, урок, ранец.
Звук [Л]: ластик, мел, школа.
Звук [Ш]: карандаш, школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей подготовительных групп по здоровьесбережению в ДОУ
На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения РФ является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами дошкольных учреждений педагогами, ...
Рекомендации воспитателям подготовительной группы
Здесь даны практические рекомендации по подготовке детей к школе для воспитателей подготовительных групп...
Рекомендации педагога-психолога воспитателю подготовительной группы
Сентябрь Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение, предложить завести дневник «Моё настроение»....
Методические рекомендации для воспитателей подготовительной группы по организации музыкально-эстетического центра группы.
В данных методических рекомендациях рассматривается организация предметно-пространственной среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Среда в самостоятельной музыкальной деятельности ха...
Методические рекомендации учителя-логопеда для воспитателей подготовительной группы
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе ДОО...
Рекомендации для воспитателей подготовительной группы.
Проведение артикуляционной гимнастики по лексической теме" Обитатели морей и океанов"...
Ноябрь 2023 Воспитатель: Анисимова Ж.С. Рекомендации родителям подготовительной группы
Ноябрь 2023Воспитатель: Анисимова Ж.С.Рекомендации родителям подготовительной группы...