Методические рекомендации для воспитателей подготовительной группы по организации музыкально-эстетического центра группы.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
В данных методических рекомендациях рассматривается организация предметно-пространственной среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Среда в самостоятельной музыкальной деятельности характеризуется разнообразным предметным и информационным наполнением, способствует развитию самостоятельной музыкально деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 20.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей подготовительной группы по организации музыкально-эстетического центра группы.
Составила:
Ковальчук О.П.
Музыкальный руководитель
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с № 169 «Лесная сказка»
Элементом предметно-пространственной среды группы, который обеспечивает возможность реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей является музыкально-эстетический центр.
Опираясь на работы Н.А. Ветлугиной, Л.В. Малаховой, О.П. Радыновой, О.В. Дыбиной, В.В Щетининой, мы определяем содержательные и организационные аспекты создания музыкально-эстетического центра как дидактически организованного пространства, обеспечивающего стимулирование и реализацию самостоятельной музыкальной деятельности детей (в совокупности ее разновидностей) с учетом сформированного субъектного и субъективного опыта.
Выделим содержательные и организационно-методические принципы создания предметно-пространственной среды детей дошкольного возраста.
Содержательные принципы: информированности среды; эмоциональной насыщенности среды; системности среды; адекватного соотношения детской активности и активности, стимулируемой взрослым; опережающего характера среды; реализации субъектного опыта детей в различных видах музыкальной деятельности.
Организационно-методические принципы: свободного выбора ребенком музыкальной деятельности и условий ее реализации; сотрудничества с другими субъектами музыкальной деятельности; стабильности – динамичности среды; максимальной активности ребенка в деятельности; статичности-подвижности; функциональности материалов; комплексирования и свободного (гибкого) зонирования.
При проектировании предметно-пространственной среды самостоятельной музыкальной деятельности детей, мы выделяем следующие ее компоненты: содержательный, материально-организационный, личностный.
На основе учета представленных принципов и выделенных компонентов определим структурные части – микроцентры предметно-пространственной среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей: «Познавай-ка!», «Фонотека» («Видеотека»), «Музыкальная студия», «Игротека», «Моделирования», «Музыкальная кладовая», «Костюмерная».
Содержание микроцентров должно соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять их насыщенность по возрастным ступеням.
Микроцентр «Познавай-ка!» даёт возможность работать с информацией; получать новую информацию, через рассматривание, систематизацию, чтение. В него входят познавательная литература, наглядный материал (иллюстрации, фотографии, коллекции).
Иллюстрации, фотографии, коллекции: музыкальных инструментов; жанры (песня, танец, марш, опера, балет, концерт).
– Портреты композиторов.
– Оркестр (симфонический).
– Ансамбль, хор, концерт.
– Музыкальные профессии.
– «Слушание».
– Схемы танцев, перестроений.
– Пиктограммы для организации концерта.
– Рассказы, стихи, загадки.
Микроцентр «Фонотека» («Видеотека») дает возможность наглядно представить музыкальную деятельность, опираясь на приобретенный опыт. Эта форма работы предполагает накопление аудиоматериалов (видеоматериалов), в котором собраны записи известных детских песен из мультфильмов, кинофильмов; записи песен выученных детьми на музыкальных занятиях; музыкальные произведения известных композиторов; фонограммы для исполнительства, фонограммы для слушания музыкальных произведений; фонограммы для танцевальной деятельности. Значимо создание картотеки аудиозаписей (видеозаписей).
Фонотека (Видеотека):
– Песни, танцы для праздгиков, досугов.
– Голоса природы по всем временам года.
–Музыкальные сказки.
– Произведения «Слушание».
– Песенки детские, детский фольклор.
– Колыбельные песни и музыка для релаксации.
– Звучание оркестра.
– Классическая, народная, современная музыка.
– Танцы народов мира.
Микроцентр «Музыкальная студия» даёт возможность детям раскрыть свои возможности, сосредоточить внимание на движении и работе с микрофоном. Работа в этом микроцентре предполагает наличие магнитофона (с зарядным устройством); детских микрофонов, с помощью которых дети занимаются исполнительством; наушников для прослушивания музыки; фоторамки, флешки.
– Детский микрофон.
– Фоторамка.
– Наушники.
– Магнитафон.
– USB флеш-накопитель. с записью музыкальных произведений.
Микроцентр «Игротека» предполагает расширение полученных знаний и умений в игровой деятельности. В него входят игры с правилами (Например: «Лото», «Что сначала – что потом» и т.д.). В микроцентре можно использовать различные пособия с игровыми заданиями («Что из предметов можно использовать в музыкальной деятельности?» и др.).
– Лото.
– Дидактические игры.
– Лесенка 8 ступеней.
– Задание «Что из предметов можно использовать в музыкальной деятельности.
– Музыкальные ребусы.
– Игры на дыхание.
– Речевые игры.
Микроцентр «Моделирования» предполагает расширение границ самостоятельной музыкальной деятельности и систематизацию опыта за счет использования знаково-символической деятельности. В микроцентре предложены материалы, которые позволяют детям изготовлять модели музыкальных инструментов или игрушечные музыкальные инструменты. Представляется необходимым размещать наглядные модели по изготовлению музыкальных инструментов, алгоритм действий.
– Схемы для самостоятельного изготовления музыкальных инструментов-заменителей из пластиковых емкостей (бутылочки, киндеры, баночки) и различные наполнители для них (ключи, пуговицы, сыпучие продукты).
– Схемы для самостоятельного изготовления музыкальных инструментов-заменителей (балалайка, гармошка, немая клавиатура, ложки) и цветная бумага.
Микроцентр «Музыкальные инструменты», позволяет формировать слуховой аппарат детей и чувство ритма; развивать образное мышление; дает возможность развитию и совершенствованию музыкальных способностей детей, как исполнителей. Работа с музыкальными инструментами предполагает наличие неозвученных музыкальных инструментов, в которых дети представляют себя играющими на них. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и др. Такие игрушки помогают создать игровые ситуации.
Так же существуют озвученные музыкальные инструменты :
1.Игрушки-инструменты с нефикисированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, трещотки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольник, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки).
– Треугольник, кастаньеты, трещотки, колокольчики, маракасы.
2.Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (дудки, рожки, свистульки). Применяются при создании игровых ситуаций.
– Дудочки, свистульки, свирель, триола.
3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки).
– Музыкальные органчики, шкатулки.
4.Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, музыкальная лесенка, детское пианино, гармоники, губные гармоники, цитры, домры, гусли, цимбалы и др.).
– Металлофон.
– Гусли.
– Пианино.
– Гармошка.
– Балалайка.
Микроцентр «Костюмерная» дает возможность детям перевоплащаться в изображаемого персонажа. В нем находятся различные костюмы (животных, карнавальные, национальные, современные, различные шляпы, маски, шарфы, пояса и т.д.).
Микроцентр «Атрибуты» позволяет использовать в самостоятельной музыкальной деятельности различные атрибуты – платочки, ленты различной длины и ширины, флажки, веера, цветы, веночки, имитации балалаек и др.
– Полуобручи, украшенные различными элементами (цветы, мишура).
– Ленты различной длины.
– Помпоны разных цветов.
– Трости.
В музыкально-эстетическом центре так же необходимо использовать стимульный материал, который позволит привлечь внимание детей к самостоятельной музыкальной деятельности. Это могут быть афиши, объявление, программа концерта, пригласительные, аудио-письма и др.
Таким образом, важно правильно организовывать предметно-пространственную среду, потому что она обеспечивает стимулирование и поддержку самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013.25 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 03.02.2017).
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 1991. – 174 с.
3. Груздова, И.В. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников [Текст] / И.В. Груздова, О.П. Радынова, Л.Н. Комисссарова – М.: Академия, 2010. – 172 с.
4. Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты [Текст] / О.В.Дыбина, О.П.Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 1. – С. 220-223.
5. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – с.79.
6. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста[Текст] / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова –Дубна: Феникс+, 2011. – 230 с.
7. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности [Текст] : дисс. … канд. пед. наук. : 13.00.07 / В.В. Щетинина – М., 2006. – 233 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей подготовительных групп по здоровьесбережению в ДОУ
На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения РФ является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами дошкольных учреждений педагогами, ...
Методические рекомендации для воспитателей средних групп детского сада общеразвивающего вида
Данные рекомендации помогают воспитателям правильно организовать работу с воспитанниками по развитию речи , по звуковой культуре речи, по совершенствованию общих речевых навыков, а также наиболее эффе...
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению педагогической работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению педагогической работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного ...
Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае....
методические рекомендации для воспитателей "Чем оснастить речевые центры в разных возрастных группах"
методические рекомендации для воспитателей "Чем оснастить речевые центры в разных возрастных группах"...
Методические рекомендации для воспитателей подготовительных групп по подготовке детей к школе.
Методические рекомендации для воспитателей подготовительных групп по подготовке детей к школе....
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...