Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка, вовлечение родителей в творческий процесс.
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника с ОВЗ, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 42.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области
Индивидуальный образовательный маршрут
ребёнка с ОВЗ воспитанника
подготовительной группы
На 2022-2023 учебный год
Составила: Е.А. Шубина
Котовск 2022г.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
ЦЕЛЬ:
1. Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка, вовлечение родителей в творческий процесс.
2. создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника с ОВЗ, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка с ОВЗ.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛТНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА:
• выявить особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ;
• осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку с ОВЗ;
• способствовать усвоению ребенком основной и адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
• создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка с ОВЗ;
• развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность ребенка;
• развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать ребенка взаимодействию с окружающими, взрослыми и сверстниками;
• обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка с ОВЗ, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
- Индивидуальная работа
- Работа в подгруппе
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
9. Занятия –консультации с ребенком и семьей
Перспективное планирование деятельности воспитателей.
Месяц | Образователь ная область | Название игры (упражнения) | Цель |
Сентябрь | Познаватель ное развитие | Беседа«Времена года», «Какие фигуры лишние», Картинки: «Найди отличия» «Курочка и цыплята» | Формировать пространственно-временные представления, обогащение словаря и формирование; Закрепить называния геометрических фигур. Формировать навыки счета до 10 |
Речевое развитие: | Артикуляционная гимнастика с зеркалами: «хоботок», «часики» и т.д. Повторить чистоговорки на звук «с», «ш» Чтение сказок. | Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. | |
Художествен но – эстетическое развитие | Лепка из пластилина «Яблочки в корзине»; Игра на муз. инструментах, с музыкальными игрушками | Закреплять умение лепить предметы круглой формы разной величины. Развивать умение угадывать на слух, какой инструмент звучит. | |
Физическое развитие | Игра «Самый меткий», «Городки». И/У«Правой, левой» | Тренировать в метании шариков в корзинку, в выбивании кеглей ,развивать меткость. Учить отбивать мяч правой и левой рукой: развивать координацию движений, ловкость. | |
Социально – коммуникативное развитие | С/р игра «Больница», Беседа «Как правильно себя вести». | Учить воспроизводить цепочку игровых действий с разными видами игрушек. Развивать у детей чувство такта, закрепить знания о правилах поведения, выработать у ребёнка навыки культурного поведения в общественных местах. | |
Октябрь | Познаватель ное развитие | Рассматривание иллюстраций об осени. «Путешествие в зеленую страну» Д/И. «Цифры заблудились»; Д/И «Назови соседа?» | Развивать интерес к природе через рассматривание иллюстраций, закрепить знание осенних месяцев; Расширять представления о растениях. Совершенствовать навык порядкового счета; Учить называть цифры по порядку. Развивать речевой слух и память, развивать зрительное внимание, активизировать словарь; Формировать зрительное внимание. |
Речевое развитие: Задания логопеда | И/у «Кто что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет? Пальчиковая игра «Гроза», «Назови первый звук в слове.» | Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания. Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания. развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. | |
Художественно – эстетическое развитие | « Осенний лес» (рисование ватными палочками) ; Оригами «корзина с овощами» | Совершенствовать технические умения и навыки рисования ;воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; Повторить правила работы с ножницами; учить правильно, держать их, сжимая и разжимая кольца. Складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба. | |
Физическое развитие | Игра «Аисты», «Кто дальше прыгнет», «Удочка» | Учить стоять на одной ножке, сохраняя равновесие; прыжки на двух ногах вместе, учить прыгать в длину с разбега (с места, развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой. | |
Социально – коммуникативное развитие | С\Р игра «Семья», «Шофёры» | Закреплять умение участвовать в игровых действиях. Развивать дружеские взаимоотношения. Развивать в игре дружеские взаимоотношения, способствовать развитию коммуникативных навыков. | |
Ноябрь | Познаватель- ное развитие | «Игра какое число между» «Геометрическая мозаика». Графический диктант, Занимательные задачки. | Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряд. Закреплять умение называть геометрические фигуры, способствовать развитию внимания и воображения. Ориентирование на плоскости листа в клеточку. Развивать умение решать задачи. |
Речевое развитие | Упражнения: «Тихо – громко говори.», «Ухо-нос», Д/и «Назови ласково». Артикуляцион ная гимнастика: «Заборчик», «Улыбка» | Развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью. Развитие произвольного внимания и самоконтроля. Развитие навыков словообразования. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. | |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование «Богатый урожай», «Берёзка » | Развивать умение работать кистью, закрашивать нужным цветом фрукты. Учить передавать в рисунке характерные особенности березы | |
Физическое развитие | И/У«Кто дальше бросит», «Попади в цель», «Сбей кеглю» | Тренировать в метании пластмассовых мячей, развивать двигательную активность, добиваться улучшений координаций движений: развивать меткость, внимание, умение предать силу броску. | |
Социально – коммуникативное развитие | С/Р игра «Детский сад», «В Игра «Как Я поступаю» Игра «Мне нравится в себе» | Закрепление знаний детей о работниках д/с, Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них .Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. Актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях.Осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств. | |
Декабрь | Познаватель-ное развитие | И/У «Вставь пропущенное число»,«Неделькастройся». «Угадай, что убрали»,«Разбери перепутанные варежки» | Расставить цифры по порядку. Учить называть цифры по порядку. Выделение лишнего признака Закрепить названия дней недели. Игры на сенсорное развитие учить внимательно рассматривать предметы и находить в них сходство и различие. |
Речевое развитие | Разучивание скороговорок. Упражнять в произношении звука «З» в слогах и словах. С/И «Закончи предложение». Заучивание стихотворения М. Исаковского «Ветер». | Закреплять звукопроизношение поставленных звуков. Выполнение рекомендаций учителя – логопеда. Учить произносить этот звук твердо и мягко. Формировать связную и грамматически правильную речь. Развивать память, речь. | |
Художественно – эстетическое развитие | Раскраски «Зимние забавы», штриховка, работа с мелким материалом. Лепка «Дерево», «Снеговик» | Развивать мелкую моторику рук ,закрепить умение правильно подбирать цветовые сочетания, развитие и укрепление навыков рисования. формирование художественно – эстетических умений и навыков, развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, развитие раскатывание). | |
Физическое развитие | П/И«Гуси-лебеди», «Проворные мотальщики», | Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно. | |
Социально – коммуникативное развитие | Игры с пластмассовым конструктором типа «Лего». С/Р игра «Семья» | Развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности. Побуждать ребёнка творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. | |
Январь | Познаватель-ное развитие | Д/и «Собери целое », «Где спряталась игрушка?», «Один – много». «Закрась геометрические фигуры»». Занимательные задачки. | Изучение взаимного расположения предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, над, под, рядом, между. Упражнять в названии, последовательности, обозначении чисел в пределах 10. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, повторить геометрические фигуры. Развивать логическое мышление. |
Речевое развитие | И/У«Отвечай – не торопясь.» Упр.«Подними шарик». Поручения «Загляни и расскажи». | Совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком. Развивать речевое дыхание. Способствовать развитию речи как средства общения; обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. | |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование : «Две ели» Прослушивание музыкальных произведений. Лепка:«Игра в снежки» | Учить располагать на листе бумаги две ели рядом: одну выше другой. Продолжать развивать цветовое восприятие: умение находить среди 2-х оттенков зеленого цвета темно-зеленый. Развитие слухового восприятия. Закреплять умения раскатывать предметы круглой и овальной формы, детали прорабатывать пальцами. | |
Физическое развитие | Упражнение с массажным мячиком. Пальчиковая гимнастка «Если что». П/и «Радуга-дуга»,«Охотники и зайцы» | Развитие тактильной чувствительности, чувства ритма. Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти. Закрепление навыка бега с высоко поднятыми коленями», развитие общей моторики, координации речи с движением.Упражнять в метание мяча в подвижную цель, | |
Социально – коммуникативное развитие | Д/игра «Правда или нет». С.р. игра «Путешествие» | Формирование нравственных представлений, развитие правила поведения с взрослыми. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. | |
Февраль | Познаватель-ное развитие | Р/и с блоками Дьенеша «Подбери подходящее», Д/и «Когда это бывает» | Моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали). Группировка фигур по форме, цвету, размеру. Закрепить понятия: вчера, сегодня, завтра, сначала, потом, раньше, позже. |
Речевое развитие | Заучивание стихотворения З. Александровой «Снежок». Обучение рассказыванию «Зима». | Развивать память, речь. Учить пересказу; Формировать связную и грамматически правильную речь. Учить составлять рассказ по картине. | |
Художественно – эстетическое развитие | Аппликация «Зимний город». «Дорисуй» «Составь узор» - составление узора из счетных палочек | Учить вырезать предметы прямоугольной формы, располагая их на всем листе бумаги. Закреплять прием закрашивания. Учить передавать предметы одной формы, но разной величины. Вырабатывать навык регуляции размаха движений. | |
Физическое развитие | «Пройди – не задень» - ходьба между кубиками, «Пробеги и не задень». И/У«Веселый мяч». П/и «Два мороза» | Развитие ловкости движения. Развивать умение отбивать мяч одной рукой об пол. Развивать координацию движений, формировать умение действовать в соответствии с правилами игры, увертываться от ведущего, ориентироваться в пространстве, развитие ловкости ,быстроты реакции, внимания. | |
Социально – коммуникативное развитие | И/У«Общение с взрослыми», «Как помириться?». Игра «Прими решение! | Закрепить знание о том, как мы обращаемся к взрослым, учить проявлять уважение, не перебивать взрослых во время разговора. Находить способы примирения и выхода из конфликта без драки. Обучение детей умению самостоятельно принимать решение. | |
Март | Познаватель-ное развитие | Д/и «Моя семья», «На что похоже». Математическое лото «Сложение в пределах 10». Беседа«Птицы прилетели» .Лото «Животные». Д/и «Геометрическая мозаика» | Закрепить знания домашнего адреса, имен родителей и их места работы. Развивать воображение детей, учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям. Различение количественного и порядкового счета. Счет в обратном порядке. Действие «сложение» и «вычитание». Повторить перелётных птиц. Закрепить знание диких и домашних животных. Развивать умение объединять и выделять предметы по заданным свойствам. |
Речевое развитие | Д/И«Исправь ошибки Незнайки». Заучивание ст-ния Ф. Тютчева «Весна». Игра «Доскажи словечко». «Хлопни на звук Ц | Развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове.Формировать связную и грамматически правильную речь. Расширять кругозор ребёнка, называть существенные детали. Развивать память, речь. Учить подбирать родственные слова. Продолжать учить различать звуки в ряду звуков, слогов, слов. Учить отвечать на вопросы по картинке | |
Художественно – эстетическое развитие | Конструирование постройки по схеме. Рисование «Подарок маме»с помощью штампов. | Закреплять умение выполнять постройку по схеме. Учить соединять правильно детали, чтобы получился нужная модель. Продолжаем собирать из частей одно целое. Закреплять умение рисовать цветы при помощи «штампов», учить закрашивать в правильном направлении ,развивать мелкую моторику ,координацию. | |
Физическое развитие | И/У «Кто дальше», «Перенеси – не урони», п/и«Эстафета парами» | Метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений. Правильно выполнять основные движения в метании. Донести мяч до корзины ,развивать координацию движений. Закреплять элементы соревнования в игре ,умение действовать сообща. | |
Социально – коммуникативное развитие | С/Р«Над чужой бедой не смейся», С/Р игра «Супермаркет». | Знакомить с поведением в разных ситуациях. вести диалоговую речь. Научить согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. | |
Апрель | Познаватель-ное развитие | И/У «Четвертый лишний»,«Найди четырехугольник» Графический диктант. Р/и «Путаница» Д/и «Угадай, где спрятано» | Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Ориентирование на плоскости листа в клеточку. Формирование представлений о пространстве и времени. |
Речевое развитие | Артик-ная гим-ка «Чистим зубки». «Узнай сказку по иллюстрациям». Упр. «Подбери слово», «Раздели на слоги», «Паучок». | Развитие артикуляционного аппарата. Закрепить знание содержания сказок, развивать память, воображение, мышление, речь. Учить словообразованию. Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове. Закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух. | |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование «Обведи по точкам». Раскраски по теме «Перелетные птицы». «Послушаем тишину». Лепка «Ракета» | Учить рисовать рисунок по точкам, доводить задуманное до конца. Совершенствовать навыки работы с карандашами. Выполнять качественную штриховку. Развитие речевого творчества, концентрации детского внимания. Продолжать учить лепить из нескольких частей, закрепляя приемы раскатывания, прижимания, вытягивания. | |
Физическое развитие | И/У «Как змейки», «Обручи Сатурна». Прыжки вверх с места «Пройди по узкой дорожке» - | Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. развивать прыгучесть, умение Формировать умение катать обручи друг другу. Концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. Тренировать в ходьбе по узкой дорожке с сохранением равновесия. | |
Социально – коммуникативное развитие | С/р игра «Космическое путешествие».С/Р игры по выбору детей | Побуждать более широко и творчески использовать в игре знания о космосе. Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить. | |
Май | Познаватель-ное развитие | Д/И «Дни недели», «Длинное - короткое» «Что изменилось?»:,.Р/и с блоками Дьенеша. Альбом «Военная техника» | Закрепить названия дней недели, развитие зрительной памяти. Учить сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше - меньше, шире - уже, длиннее - короче и так далее. Различение геометрических фигур: трапеция, квадрат, ромб. Расширять представление детей о военной технике, развивать конструкторские навыки, упражнять в создании схем будущих построек. |
Речевое развитие | Чтение стихов о войне. Беседы:«Профессии». «Наша страна», «Мой родной край» | Закрепить и систематизировать знания о ВОВ, вызвать желание выучить стихотворение о победе. Воспитывать патриотические чувства. Обучение рассказыванию. Закрепить знания о символике нашей страны.( флаг, гимн, герб России). Согласование слов в предложении. | |
Художественно – эстетическое развитие | Раскраски по теме «Военная техника». Лепка «Танк». Рисование«Бегут ручьи» в технике монотипия | Совершенствовать навыки работы с карандашами Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина сдавливание, расплющивание, развитие раскатывание, расплющивания. Расширить знания детей о возможностях акварели посредством рисования ... - сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия». | |
Физическое развитие | И/У«Хождение по мостику», «Путешествие с мячом», | Закрепить умение ходить по бревну, сохраняя равновесие. Развивать технику ведения и приёма мяча с соблюдением правил безопасности: упражнять в перебрасывании друг другу | |
Социально – коммуникативное развитие | Сюжетно -ролевые игры по выбору ребёнка. Беседа«Правила поведения в общественном транспорте», | Формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой; действовать в импровизации самостоятельно. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
Психолого- педагогическое обследование...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....
План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"
Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...