Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без опоры на его личный опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В соответствии с ныне действующим Законом РФ «Об образовании» любое образовательное учреждение обязано создать условия обучения, отвечающие возможностям, (в том числе уровню развития и состоянию здоровья) каждого ребенка. Закон «Об образовании в РФ» официально утверждает термины «Инклюзивное образование» и «Адаптированная образовательная программа», что приводит к необходимости более широкого внедрения инклюзивного образования в обучение детей вышеобозначенной категории.

Министерством образования науки России даны разъяснения о порядке организации образовательного процесса для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, проживающими в детских домах-интернатах. В которых написано, что организации должны создаваться специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Специальные условия включают в себя использование специальных образовательных программ, учебников, специальных технических средств обучения, а также создания предметно развивающей среды.

Длительное время в отечественном образовании дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью считались необучаемыми. Г. Е.Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир».

Одним из направлений в обучении школьников является использование метода проектов. С одной стороны, этот метод считается новым, с другой стороны – это хорошо забытое старое. В мировой и отечественной педагогике этот метод не является принципиально новым. Зародившись в начале XX века в США из идей свободного воспитания, примерно в этот же период метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Основная идея заключалась в том, чтобы организовать обучение, опираясь на активную и осознанную деятельность ученика, базируясь на его личном интересе к чему-то конкретному. В процессе работы над проектом школьники должны научиться максимально самостоятельно решать проблему, применять на практике полученные знания, при этом уметь размышлять, искать, доказывать, аргументировать и рассуждать.

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без опоры на его личный опыт. Обучение наукам, решение жизненных проблем и получение знаний должно проходить через практическую деятельность, через рукоделие, занятия кулинарией, трудом, рисованием, конструированием и т.п. Эти идеи очень близки специальной педагогике и специальным методикам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических действий. Система – это не разовая акция, она предполагает постоянную осознанную, целенаправленную деятельность с соответствующим методическим и дидактическим набором. Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться основной формой обучения. Проектное обучение следует использовать лишь в качестве дополнения к другим формам обучения.

По количеству участников выделяют личностные, парные и групповые проекты. Для школьников с интеллектуальной недостаточностью предпочтение отдаётся групповым проектам. Это позволяет задействовать в работе всех учеников, организовать их деятельность с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. При групповой организации работы формируются навыки сотрудничества, развиваются коммуникативные навыки, взаимопомощь. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы и пары.

Работа над проектом предполагает, что учащиеся должны уметь чётко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели. Также проект предполагает активное использование исследовательских и поисковых методов. Школьники с интеллектуальной недостаточностью не могут максимально самостоятельно выполнить подобного рода работу. Практически всё, что касается организации проектной деятельности, контролируется педагогам. Педагог оказывает помощь на всех этапах работы над проектом:

  1. Выбор темы.
  2. Формулировка цели и задач.
  3. Составление плана работы.
  4. Поиск информации.
  5. Промежуточные обсуждения.
  6. Оформление проекта.
  7. Подготовка к защите.
  8. Защита проекта.
  9. Коллективное обсуждение, оценки, выводы.

Существует достаточно большое количество видов проектов. Например, исследовательские проекты, информационные, творческие, игровые, практические, экскурсионные и т.д. В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, ряд проектов не может быть использован изолированно и исключительно для самостоятельной работы, это связано с особенностями данной категории детей. Целесообразнее использовать различные комбинации проектов.

По характеру контактов проекты могут быть внутриклассными и внутришкольными. По продолжительности это могут быть мини-проекты (один урок или часть урока), краткосрочные проекты (от 4 до 6 уроков), недельные проекты (1-2 недели), долгосрочные проекты (от 1 до 3 месяцев). Проект может быть реализован в рамках одного учебного предмета или одной области знания (монопроекты). Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Проект может быть межпредметным и охватывать несколько областей знаний. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют интеграции нескольких предметов и работы нескольких учителей-предметников. Результатом проекта может стать: макет, модель, газета, журнал, буклет, карта, словарь, справочник, рисунки, схемы, оформление кабинета, учебное пособие, фотоальбом, фильм, презентация, игра, праздник, экскурсия, спектакль, концерт, выставка, ярмарка, коллекция, костюм и т.п.

Так как метод проектов является системой обучения, то при составлении календарно-тематического планирования педагог продумывает и вносит в планирование темы будущих проектов и все мероприятия, связанные с их созданием. Целью проектной деятельности является получение интересного для школьника результата, в том числе и интереса от самого процесса работы. В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнёрства. Проект должен соответствовать возрасту и возможностям детей, а помощь педагога – адекватной. Межличностное общение позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого учащегося. Проектное обучение создаёт условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, возможности оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

Используя проектную деятельность в процессе обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью, педагогу следует помнить, что необходима достаточно серьёзная предварительная подготовка к созданию каждого проекта. В большинстве случаев требуется использование внеурочного времени и включение в работу разных педагогов, а также воспитателей, родителей, персонала. Деятельность педагога будет играть ведущую и направляющую роль, при этом задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.

Как показывает практика, проектная деятельность в её прямом понимании весьма сложна для детей с интеллектуальной недостаточностью, так как она предполагает самостоятельное планирование, выполнение и выводы по работе. Используя метод проектов в процессе обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы можем говорить лишь об элементах этой формы работы. По сути, мы адаптируем метод проектного обучения к использованию его в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Получаем некий симбиоз интегрированного урока, нетрадиционного по форме урока с элементами проектной деятельности, вносим разнообразие во внеурочную деятельность.

Приведём примеры некоторых проектов, которые были организованы в школах для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Проект «Обитатели наших лесов» (долгосрочный, внутришкольный, групповой). Проект готовился с учащимися 5-х классов на уроках чтения, внеклассного чтения, труда, рисования, природоведения и во внеурочное время. Мероприятия в рамках проекта:

  • посещение зоопарка;
  • фотографирование животных;
  • просмотр документального фильма о животных родного края;
  • зарисовки животных;
  • чтение рассказов о животных на уроках чтения и внеклассного чтения;
  • устные рассказы детей о походе в зоопарк и просмотре фильма;
  • составление сравнительных характеристик представителей животного мира с персонажами художественных произведений;
  • написание сочинения-описания;
  • составление альбома с рисунками, фотографиями, сочинениями;
  • создание макета леса и его обитателей;
  • выступление с докладом на уроке;
  • создание презентации, на слайдах которой фотографии, рисунки, отрывки из рассказов, отрывки из сочинений;
  • подведение итогов, обмен мнениями.

Проект «Ярмарка-продажа. Масленичная неделя» (долгосрочный, внутришкольный, межпредметный). Проект готовился с учащимися старших классов. К работе над проектом привлекались руководители школьных мастерских, кружков, педагоги дополнительного образования, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, родители. Мероприятия в рамках проекта:

  • тематические классные часы;
  • знакомство с народными играми, фольклорными песнями, их заучивание;
  • организация и проведение праздничных проводов зимы, встречи весны (изготовление костюмов, декораций);
  • приготовление блинов для ярмарки;
  • изготовление продукции для ярмарки в школьных мастерских;
  • организация места проведения ярмарки, её проведение;
  • написание сочинения;
  • подготовка презентации (видеофильма) с фрагментами праздника, фотографиями, рисунками, отрывками из сочинений;
  • подведение итогов, обсуждение, подсчёт прибыли.

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк» (краткосрочный, внутрипредметный, внутриклассный). Проект готовился с учениками 4-го класса. Мероприятия в рамках проекта:

  • посещение библиотеки;
  • оформление уголка внеклассного чтения, выставка книг;
  • чтение русских народных сказок;
  • чтение русской сказки «Лиса и волк»;
  • просмотр мультфильма по сказке «Лиса и волк»;
  • рисунки, аппликации, поделки к сказкам;
  • выставка работ;
  • фотографирование работ, составление презентации;
  • рассказывание сказки с опорой на презентацию;
  • инсценировка русской сказки «Лиса и волк» (изготовление костюмов и декораций);
  • беседа, обсуждение, обмен мнениями.

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранились бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Метод проектов предоставляет ребятам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов развивает познавательные навыки детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Задачей педагога в современном обществе является не столько научить, сколько дать нужное направление творческому мышлению ребенка, стимулировать интеллектуальное развитие, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления. Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта. При разработке и реализации проектного метода педагоги нашего дошкольного учреждения используют метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации. Метод проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника. Проекты используются в том случае, когда в образовательном процессе возникает какая-либо исследовательская задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог использует подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста предоставляет больше самостоятельности. Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательноисследовательская, изобразительная, трудовая, коммуникативная и т. д. На этапе разработки содержания непрерывной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя и детей. Современный выпускник дошкольного учреждения должен не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках образовательной программы, но и ориентироваться в образовательных ситуациях. Для этого педагоги должны научить его уметь находить пути решения возникающих вопросов, искать информацию, выбирать варианты действий. Именно применение метода проектов помогает развивать в детях способность: к осмыслению своей деятельности; к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; делать выбор и принимать решения пусть еще простые. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Но есть определенные условия осуществления проектного метода в дошкольном учреждении: результаты проектов должны быть реальными, т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В своей работе педагоги дошкольного учреждения используют по виду деятельности: исследовательско - познавательные проекты, познавательные, творческие; по продолжительности: средней продолжительности, краткосрочные; по количеству участников: семейные проекты, групповые. Педагоги используют различные методы в процессе работы над проектами: беседы, наблюдения , опыты, которые проводились в совместной и самостоятельной деятельности. Но без дополнительной информации дети не смогут справиться с поставленными задачами. Источниками информации для дошкольников были наблюдения, информационнокоммуникационные технологии, энциклопедии, воспитатель, родители. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели. Запланированная работа над проектом нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательнообразовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьируются в зависимости от целей и задач проекта. Основным принципом в работе с воспитанниками является дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

«Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»

laquo;Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»...

консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...