Консультация Тема: СОЦИО- ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ
консультация по коррекционной педагогике
Развивающие педагогические технологии, в том числе социоигровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_sotsio_igrovye_tehnologii.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: СОЦИО- ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ
Для ребенка, имеющего речевые нарушения, в построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми существуют свои специфические трудности.
Нам, педагогам, знакомы такие особенности психической деятельности детей с ОНР как неустойчивость внимания, трудности в его концентрации, быстрая истощаемость, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Но кроме этого существуют и другие сложности.
Способствуют решению этих задач нам помогает применение социо-игровой технологии: сочетание обучения с двигательной активностью детей и сменой деятельности.
Развивающие педагогические технологии, в том числе социоигровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. Следуя советам современной педагогической технологии - «социо-игровая педагогика», представленной Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым, образовательную деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо - игровая»). «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М.Бухатов).
Основные принципы социо-игровой технологии:
- Снятие роли ведущего-судьи со взрослого.
- Принцип полифонии «133 зайца».
- Использование микрогрупп (компаний, команд).
- Формирование умения обсуждать вопросы, умения оказывать помощь и принимать её.
- Смена позы, как забота о физическом здоровье.
Результативность применения подтверждается результатами диагностики эмоционального благополучия и самочувствия детей с общим недоразвитием речи в системе личных взаимоотношений и развития коммуникативной компетенции:
- отмечается снижение негативных проявлений в общении - конфликтности и агрессивности, формируются положительные формы социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- повышается речевая активность детей; активность использования неречевых средств общения, речевые средства общения детей становятся более разнообразными, совершенствуются вербальные и невербальные средства общения;
- снижается проявление негативизма, растет значимость взаимоотношений ребенка со взрослым и сверстниками; развиваются личностные качества детей, необходимые для благополучного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- применение социо-игровой технологии при работе с детьми, имеющими речевую патологию, помогает им раскрепоститься, снять страх ошибки, обогащает их новыми эмоциями, способствует в игровой форме закреплению полученных знаний, умений и навыков;
- способствует развитию познавательных способностей детей;
- социо-игровой подход к коррекционно-образовательному и воспитательному процессу дает возможность детям психологически подготовиться к публичным выступлениям в детском саду и за его пределами.
Применение социо-игровой технологии для развития самостоятельности и инициативности старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительно повышает эффективность познания и снижает негативные проявления в общении, позволяет обеспечить детям равные стартовые возможности и успешно адаптироваться к обучению в новом коллективе сверстников.
АДАПТИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ НА ФРОНТАЛЬНОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:
Социо-игровая педагогика предлагает пять групп игровых приемов: игры для рабочего настроя, игры для социо-игрового приобщения к делу, игры разминки-разрядки, игры для творческого самоутверждения и вольные игры (игры на воле).
Сами авторы делают оговорку, что это деление на группы условное, т.к. практически все игры этой методики взрослый может использовать на свое усмотрение.
Предлагаю для удобства условно разделить игровые приемы по основным этапам фронтального занятия.
- Организационный момент.
1.Этап Здесь наиболее подходящими, на мой взгляд, являются игровые задания, отнесенные к разделу «рабочий настрой».
«Игровые задания, которые имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела…в процессе рабочего настраивания должны быть ликвидированы страх, скандальный спор, враждебная настороженность и нежелание работать вообще». («Социо-игровые подходы к педагогике» Е.Шулешко, А.Ершова, В.Букатов)
- Волшебная палочка. Условная «волшебная палочка» передается в группе из рук в руки. Это сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например: ответить на вопрос ведущего «Платье- какое?». Получивший палочку отвечает и передает палочку другому и т.д.
С помощью таких заданий идет настрой на рабочий лад, у детей формируется представление о предстоящей деятельности. (о том, что мы будем говорить об одежде)
- Основная часть:
2 этап где обычно даются задания на лексику, грамматику и звуковой анализ-синтез – актуализацию знаний. Здесь используются «игры для социо-игрового приобщения к делу» - «игры-задания, каждое из которых наиболее легко может быть дополнено и нагружено материалом, обычно понимаемым как чисто учебный. Если дети учатся что-то различать, что-то запомнить, что-то выполнять, то учатся всему этому они в ходе выполнения заданий, составляющих эту группу». («Социо-игровые подходы к педагогике» Е.Шулешко, А.Ершова, В.Букатов)
На этом этапе мы предлагаем организовать работу в микрогруппах. Объединение в малые группы может осуществляться по разным направлениям (либо по половому признаку, по коммуникативному признаку (кто с кем дружит, кто кому симпатизирует, по цвету глаз, по росту и т.п.)
Я предлагаю Вам разделиться на микрогруппы по пуговицам.
Когда команды сформировались необходимо дать название командам (по теме Одежда)
Теперь, чтобы знать тему совместной деятельности нужно выбрать по одному ПОСЫЛЬНОМУ из группы. Как выбрать посыльного, предлагает обычно педагог. Поэтому я предлагаю Вам выбрать посыльного того, у кого есть пуговицы на одежде (либо замочек, либо поясок или что – то подобное)
Посыльные подходят ко мне и я даю каждому задание для группы.
«Загадать загадку по картинке.» (платье, шуба, брюки, юбка)
На занятиях с дошкольниками можно использовать подобный прием, но скорее в варианте «Шапка ответов», т.е. из «шапки» дети достают предметную картинку, название которой будет ответом на вопрос логопеда. Например, достав картинку «апельсин», ребенку на вопрос логопеда «Какой приготовим сок?», ответит «апельсиновый».
После того, как Ваши загадки готовы, их загадывает ЛИДЕР. Лидера выбираете Вы, дети. Это может быть самый высокий, самый низкий, у гого самое длинное имя или наоборот короткое и т.п.
Лидер выходит и рассказывает свою загадку.
Один из игровых этапов на занятии - это игры разминки-разрядки,
- Физминутки. это игры из группы «разминки-разрядки», где в заданиях «доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха; для разбивки затянувшейся трудоемкой работы или затянувшегося ожидания, которая даст детям минутку для того, чтобы размяться». («Социо-игровые подходы к педагогике» Е.Шулешко, А.Ершова, В.Букатов) Или же можно использовать «игры на воле» - их выполнение требует достаточно простора для свободы движений
Японская машинка. Объяснение этой игры лучше всего проводить одновременно (параллельно) с тренировкой. Представьте себе, что все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям, правая по правой, левая по левой. 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой. Далее повторяют 1) опять хлопок перед собой, 2)... и т. д. Затем, когда группа овладела набором и последовательностью движений, и выполняет их ритмично и синхронно, можно изменять темп движений согласно темпу, задаваемому ведущим
- Буквы — загадки.В с/и технологии предлагается «Буква по воздуху», когда выбранный ведущий, стоя спиной к детям, пишет в воздухе какую-то букву. Все отгадывают.
С дошкольниками я использую игровое упражнение «Изобразите букву», когда дети изображают предложенную букву, используя лишь свое тело. На первых занятиях каждый выполняет это задание индивидуально, на следующих я уже подсказываю, что можно найти себе товарища и «сделать» букву вдвоем, втроем… (найди помощника/ков). Когда дети уже начинают легко справляться с этим заданием, предлагаю изобразить одну букву всем вместе: «Давайте сделаем большую букву?».
- Колечки. Вся группа детей выходят на свободное пространство. Условие: сколько раз ведущий хлопнет в ладоши, столько человек, взявшись за руки, образуют «колечко» и дружно произносят: «Мы готовы!» Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!
На следующем заключительном этапе занятия можно применить игры для творческого самоутверждения и вольные игры (игры на воле).
Я предлагаю задание «чемодан» Каждой группе дается лист бумаги (чемодан) и ряд картинок. Нужно определиться, что необходимо взять в отпуск с собой в чемодан. Лидеры групп выходят и рассказывают, что они взяли с собой в отпуск.
Стремитесь к освоению новейших достижений
в коррекционной педагогике!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....
Конспект по развитию речи с детьми средней группы с использованием социо – игровой технологией, ИКТ. Тема: "Следы на снегу». Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна МАДОУ ЦРР д/сад № 14 г. Кропоткин.
Конспект по развитию речи с детьми средней группы с использованием социо - игровой технологией , ИКТ. Тема: "Следы на снегу"....
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование у детей инициативности и самостоятельности является самой актуальной проблемой в современной педагогике.В соответствии с ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержк...
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием социо-игровой технологии на тему «Правила дружбы» для детей подготовительной группы.
Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: Образовательные:1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как &ldquo...
«Влияние социо-игровых технологий в образовательном процессе на социо-личностное развитие детей дошкольного возраста».
мастер-класс для педагогов...
Перспективный план по развитию самостоятельности и инициативности детей среднего возраста в игровой деятельности.
Данный материал способствует привлечению детей среднего дошкольного возраста к самостоятельной игровой деятельности с множеством ролей....