ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Эккерт Юлия Николаевна

Формирование у детей инициативности и самостоятельности является самой актуальной проблемой в со­временной педагогике.

В соответствии с ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Наша деятельность направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвития личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые мы определяем через систематические наблюдения.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в группе осуществляется с помощью:

-     создания условий для свободного выбора детьми деятельности;

-     создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-     сказания не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Используем педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Также используем технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии. Для развития детской инициативы и самостоятельности детей в нашей группе также организовываются мероприятия.

Таким образом, используя технологии развития инициативности и самостоятельности, даём ребёнку само­стоятельно ставить цель и задачи своей деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование у детей инициативности и самостоятельности является самой актуальной проблемой в современной педагогике. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию нужно уделять серьезное внимание. Очень важным качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, формулировать проблемы и гипотезы, анализировать ее условия, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, достигая положительного результата.

В соответствии с ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Наша деятельность направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвития личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые мы определяем через систематические наблюдения. В центр образовательной системы мы ставим личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала, Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности является для нас первоочередной задачей.

Исходя из этого, необходимыми для развития познавательно-интеллектуальной активности детей считаем следующие факторы:

-   развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

-   образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

-   содержание развивающей предметно-пространственной среды  должно учитывать индивидуальные

особенности и интересы детей.

При организации работы в этом направлении мы свою деятельность строим так, чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Развитие детской инициативы и самостоятельности в группе осуществляется с помощью:

-   создания условий для свободного выбора детьми деятельности;

-   создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-   сказания не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому мы используем педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

В своей работе используем технологию проектной деятельности, которая, на наш взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. В проектной деятельности мы стараемся быть партнером, помощником ребенка.

Также мы используем здоровьесберегающие технологии. Для этого мы проводим консультации с родителями о сохранении и укреплении здоровья, о правилах общения и незнакомыми людьми, и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приёмах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Всё это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.

Для развития детской инициативы и самостоятельности детей в нашей группе также организовываются следующие мероприятия:

-  организация и участие в конкурсах и выставках различных уровней (внутри ОУ, муниципальные, региональные и т. д.)

-  исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование в соответствии с возрастными особенностями детей.

Таким образом, используя технологии развития инициативности и самостоятельности, даём ребёнку самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, достигая положительного результата. У дошкольников открывается возможность инициативно и самостоятельно применять их в новых и разнообразных условиях жизни.

Библиографический список

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,. М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп М, 2015. 368с.
  2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1991. № 6.
  3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО): приказ Минобразования и науки РФ от 17,10.2013г. № 1155. URL: http://raguda.ru/ou/razvitie-iniciativy-i-samostojatelnosti-u.html (дата обращения 15.09.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования...

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...

Доклад «Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155....

Проблемы социального развития детей дошкольного возраста в контексте реализации проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и перспективы их разрешения

Рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования, их позитивные и негативные последствия в контексте реализации современности...