ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Формирование у детей инициативности и самостоятельности является самой актуальной проблемой в современной педагогике.
В соответствии с ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Наша деятельность направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвития личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые мы определяем через систематические наблюдения.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в группе осуществляется с помощью:
- создания условий для свободного выбора детьми деятельности;
- создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- сказания не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Используем педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Также используем технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии. Для развития детской инициативы и самостоятельности детей в нашей группе также организовываются мероприятия.
Таким образом, используя технологии развития инициативности и самостоятельности, даём ребёнку самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование у детей инициативности и самостоятельности является самой актуальной проблемой в современной педагогике. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию нужно уделять серьезное внимание. Очень важным качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, формулировать проблемы и гипотезы, анализировать ее условия, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, достигая положительного результата.
В соответствии с ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Наша деятельность направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвития личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые мы определяем через систематические наблюдения. В центр образовательной системы мы ставим личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала, Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности является для нас первоочередной задачей.
Исходя из этого, необходимыми для развития познавательно-интеллектуальной активности детей считаем следующие факторы:
- развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
- образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей предметно-пространственной среды должно учитывать индивидуальные
особенности и интересы детей.
При организации работы в этом направлении мы свою деятельность строим так, чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Развитие детской инициативы и самостоятельности в группе осуществляется с помощью:
- создания условий для свободного выбора детьми деятельности;
- создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- сказания не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому мы используем педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
В своей работе используем технологию проектной деятельности, которая, на наш взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. В проектной деятельности мы стараемся быть партнером, помощником ребенка.
Также мы используем здоровьесберегающие технологии. Для этого мы проводим консультации с родителями о сохранении и укреплении здоровья, о правилах общения и незнакомыми людьми, и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приёмах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Всё это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.
Для развития детской инициативы и самостоятельности детей в нашей группе также организовываются следующие мероприятия:
- организация и участие в конкурсах и выставках различных уровней (внутри ОУ, муниципальные, региональные и т. д.)
- исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование в соответствии с возрастными особенностями детей.
Таким образом, используя технологии развития инициативности и самостоятельности, даём ребёнку самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, достигая положительного результата. У дошкольников открывается возможность инициативно и самостоятельно применять их в новых и разнообразных условиях жизни.
Библиографический список
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,. М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп М, 2015. 368с.
- Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1991. № 6.
- Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО): приказ Минобразования и науки РФ от 17,10.2013г. № 1155. URL: http://raguda.ru/ou/razvitie-iniciativy-i-samostojatelnosti-u.html (дата обращения 15.09.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования...
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС в математике ДОУ...
Самостоятельная работа с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Матрица по ФГОС ДО....
Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень своего р...
Доклад «Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155....
Проблемы социального развития детей дошкольного возраста в контексте реализации проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и перспективы их разрешения
Рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования, их позитивные и негативные последствия в контексте реализации современности...