Организация работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и их родителями в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Методическая разработка для коррекционных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и их родителями в ДОУ | 136.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и их родителями в ДОУ
Методическое пособие для педагогов и родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций
Аннотация
В методическом пособии представлены игры и специальные упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей дошкольного возраста, упражнения на дыхательную гимнастику и коррекцию речи с движением. Методические рекомендации адресованы педагогам и родителям воспитанников дошкольных организаций.
Методические рекомендации подготовлены с учетом требований программы дошкольного воспитания. Методическое пособие отвечает всем дидактическим принципам: наглядности, доступности и системности изложения. Данное пособие может творчески использовано педагогами и родителями воспитанников
дошкольных образовательных организаций.
Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ
В нашем ДОУ создана доброжелательная, психологически комфортная атмосфера, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Основное содержание работы с родителями воспитанников ДОУ - формирование межличностных взаимоотношений между ребёнком и его родителями. Успешность развития ребёнка зависит в первую очередь, от активной позиции родителей, которые играют ведущую роль в коррекции любых отклонений, в становлении его психической деятельности.
Цель: объединение усилий музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей у детей через поиск новых форм сотрудничества с родителями для обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Задачи:
- Оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- помочь близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду;
- выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком;
- формировать уверенный и спокойный стиль воспитания
Пояснительная записка
На современном этапе концепции интегрированного обучения и воспитания
является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране в соответствии с ФГОС. В современной практике дошкольного
образования наблюдается то, что детей имеющих общее недоразвитие речи с
каждым годом становиться все больше. У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом, психомоторном
развитии. Могут отмечаться не сформированность мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп, ритм.
Общее недоразвитие речи у детей приводит к нарушениям умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению в становлении личности.
Поэтому тема, коррекционная работа и музыкальном образовании очень актуальна.
Цель: Формирование речевого развития посредством музыки.
Задачи:
Оздоровительные:
- Развивать дыхание
- Развивать координацию движений и моторные функции.
- Формировать правильную осанку. Образовательно-воспитательные:
- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
- Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Коррекционные:
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать фонетическое восприятие.
- Развивать грамматический строй и связную речь.
После проведения коррекционной работы, планируется увидеть следующие результаты:
- Научить детей четкому произношению и связанной речи.
- Развить у детей координацию движения, мелкую моторику, пространственную ориентацию и чувство ритма.
- Развить у детей координацию движения, мелкую моторику, пространственную ориентацию и чувство ритма
- Сформировать коммуникативные навыки и навыки релаксации.
- Увеличить роль родителей принимающих участие в совместных мероприятиях. Формы коррекционной работы:
- Музицирование
- Упражнения на развитие дыхания
- Артикуляционная гимнастика
- Логоритмика
- Самомассаж
- Пальчиковые игры
- Речевые игры
- Музыкотерапия
А теперь подобно рассмотрим некоторые из этих форм.
Упражнения на развитие дыхания:
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи. Объём легких у таких детей
существенно ниже возрастной нормы.
«Ладошки»
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем – носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет «раз»
сжимают кулачки, одновременно шумно шмыгают носом, Сразу после
короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно.
Активный вдох – пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха- движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
Артикуляционная гимнастика
Польза дыхательной гимнастики.
При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается
кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно - сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.
Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям,
страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики
облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.
Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).
У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять
данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела
позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его
правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество
«отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15
минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом.
Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с
использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.
Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата
- Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
- Вытягивание губ вперед трубочкой.
- Чередование губ в улыбке и трубочкой.
- Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
- Язык широкий.
- Язык узкий.
- Чередование широкого и узкого языка.
- Подъем языка за верхние зубы.
- Чередование движений языка вверх и вниз.
- Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним резцам.
Пальчиковые игры
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На
ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое
развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом
кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
•Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность. Вот несколько примеров.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для
взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе педагоги ДОУ. Но при этом, взрослым не следует забывать
некоторые правила:
Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и
разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может
самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая
отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе со взрослым.
Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие,
растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
Следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.
Учитывая значимость пальчиковых игр в развитии речи детей, я подобрала картотеку пальчиковых игр и игр на координацию речи с движением, в соответствии с лексическими темами.
Лексическая тема: «Наш детский сад, наша группа»
Пальчиковая гимнастика Текст | «ДЕТСКИЙ САД Движения |
Я люблю свой детский сад В нем полным - полно ребят. Раз, два, три, четыре, пять... Жаль, что всех не сосчитать. Может сто их, может двести. Хорошо, когда мы вместе! | Попеременно стучим кулаками об стол, затем в ладоши. Загибаем пальцы с мизинца левой руки. Загибаем пальцы с мизинца правой руки. Попеременно стучим кулаками об стол, затем в ладоши. |
Координация речи с движением «ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ
Текст | Движения |
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик -прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, тише, не шуми, Пальчики не разбуди. Встали пальчики –«Ура!» В детский сад идти пора! | Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». С восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, широко расставив пальцы. |
Лексическая тема: «Моя страна, моя край, моя станица» Пальчиковая гимнастика «ДОМ»
Текст | Движения |
На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приг лашаем. | «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). Ладони разворачиваются параллельно друг другу «Дом» |
Координация речи с движением «Я ХОЧУ ПОСТРОИТЬ ДОМ»
Текст | Движения |
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! | Руки сложить домиком, и поднять над головой Пальчики обеих рук соединить в кружочек Ладошки рук соединяем вместе вертикально Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой Показываем собаку: указательный и мизинец подняты (как коза) Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем руки опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения. Соединяем ладони и медленно раскрываем пальцы |
Лексическая тема: «Транспорт. ПДД. Безопасность» Пальчиковая гимнастика «ТРАНСПОРТ»
Текст | Движения |
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. | соединение пальцев по очереди с большим то же пальцами другой руки |
Координация речи с движением «ПОЕЗДКА»
Текст | Движения |
Мы ехали, ехали К речке приехали, Мост переехали Дальше поехали. Ехали, ехали К горке подъехали, Въехали, съехали, Дальше поехали. Ехали, ехали К лесу подъехали, По лесу проехали, Дальше поехали. Ехали, ехали К яме подъехали, Яму объехали Дальше поехали. Ехали, мы ехали, И домой приехали! | Имитация вращения руля развести руки в стороны правая рука вперед – «показывает куда ехать» Имитация вращения руля и дальше по тексту |
Лексическая тема: «Насекомые»
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Текст | Движения |
Прилетела к нам вчера | Взмахи перекрещенными кистями рук. |
Полосатая пчела. А за нею шмель- шмелек, И веселый мотылек, Жук-жучок и стрекоза, | На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца. |
Как фонарики, глаза. | «Колечки» — указательные и большие пальцы соединены. |
Пожужжали, полетали, | Взмахи перекрещенными кистями рук. |
От усталости упали. | Тихо кладут руки на стол. |
Координация речи с движением «СТРЕКОЗА»
Текст | Движения |
Утром стрекоза проснулась Потянулась, улыбнулась Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась Три – нагнулась и присела На четыре - полетела | Потерли кулачками глазки Руки через стороны вверх, потянулись Потерла ладонями щеки Покружились на месте Присели «полетели» |
У реки - остановилась Легкий бег на месте
Над водою закружилась присели
Лексическая тема: «Осень. Грибы» Координация речи с движением «ДОЖДИК»
Текст | Движения |
На поляне дуб зеленый Потянулся к небу кроной Он на ветках среди леса. Щедро желуди развесил. А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся,. За грибами наклоняйся | Поднимают руки и раздвигают пальцы в стороны) (Тянутся на носочках) (Покачивают руками) (Наклоняются вперед) (Собирают грибочки |
Пальчиковая гимнастика «ГРИБЫ»
Текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малинкой, Этот пальчик заблудился, Очень поздно. | Сжимают и разжимают кулаки) (Загибают пальцы, начиная с большого) |
Лексическая тема: «Лес. Деревья. Кустарники.» Пальчиковая гимнастика «ЛИСТОЧКИ»
Текст | Движения |
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | Плавные, волнообразные движения ла- донями. Загибают по одному пальчику на обеих руках. Спокойно укладывают ладони на стол. |
Координация речи с движением «ЛИСТЬЯ»
Текст | Движения |
Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. | ружатся на цыпочках, руки в стороны риседают вижения руками вправо – влево однимаются, кружатся |
Лексическая тема: «Фрукты. Сад. Труд взрослых.» Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ»
Текст | Движения |
Будем мы варить компот - Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ | Левую ладонь держат «ковшиком», указатель- ным пальцем правой руки «мешают» Загибают пальцы по одному, начиная с большого Опять «варят» и «мешают») |
Координация речи с движением «В САДУ»
Текст | Движения |
С барабаном ходит ежик, Бум -бум-бум! Целый день играет ежик, Бум-бум-бум! С барабаном за плечами, Бум-бум -бум! Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум! Очень груши он любил, Бум - бум - бум! Барабан в саду забыл, Бум — бум — бум! Мы вчера в саду гуляли, | Маршируют по кругу, изображая игру на барабане) Идут по кругу, руки за спину То, одной, то другой рукой подносят корту воображаемую грушу |
Лексическая тема: «Овощи. Огород. Труд взрослых.» Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»
Текст | Движения | |
Мы капусту рубим, рубим Мы морковку трём, трём Мы капусту солим, солим Мы капусту жмём, жмём Сок капустный пьём, пьём Пальчиковая гимнастика | рубящие движения рёбрами ладоней трущие движения костяшками пальцев точечные прикосновения пальцами сжимаем кулачки поглаживающие движения ладонями «У ЛАРИСКИ – ДВЕ РЕДИСКИ» | |
Текст | Движения | |
у Лариски – две редиски. У Алешки – две картошки. У Сережки-сорванца – два зеленых огурца. А у Вовки – две морковки. | по очереди разгибать пальчики сразу на двух руках, начиная с мизинца |
Да еще у Петьки две хвостатых редьки
Координация речи с движением «В ОГОРОД»
Текст | Движения |
В огород мы пойдем, Урожай соберем. Мы картошки накопаем, Мы морковки натаскаем, Срежем мы качан капусты Сочный, круглый, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. | маршируют «копают» «таскают» «срезают» :одной рукой «держат» кочан, а другой с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан. Рисуют в воздухе круг три раза. «Рвут»: приседают и выполняют, имитирующие хватательные движения обеими руками. Маршируют |
Лексическая тема: «Рыбы (морские, речные, аквариумные)» Пальчиковая гимнастика «ССОРА РЫБ»
Текст | Движения |
На закате дремлет пруд | Руки кладут под щеку) |
По воде круги плывут - | На столе пальцами рисуют круги |
Это маленькие рыбки | Складывают руки вместе и делают «рыбку» |
Разыгрались там и тут. | Сжимают и разжимают пальцы |
Координация речи с движением «НА ДНЕ»
Текст | Движения |
Улитки ползут, Свои домики везут. Рогами шевелят – на рыбок глядят. Рыбки плывут, Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, А теперь наоборот. | Передвигаются по кругу в полуприсиде, сложив руки за спину. Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо. Передвигаются мелкими шажками, опустив руки, - двигая только ладонями. Плавные повороты туловища влево, вправо и наоборот. |
Лексическая тема: «Наше тело. Органы Артикуляции. Гигиена» Пальчиковая гимнастика« Тело»
Текст | Движения |
Есть на пальцах наших ногти,. На руках - запястья, локти Темя, шея, плечи, грудь! И животик не забудь Есть колени. Есть спина, Но она всего одна - | По ходу чтения указывают на упоминаемую часть тела |
Координация речи с движением «О ЛЕВОЙ И ПРАВОЙ РУКЕ»
Текст | Движения |
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая | вытягиваем руки вперед, показывая |
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! Они мне могут нос зажать – и правая, и левая! Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая! Дорогу могут показать – и правая, и левая! В носу умеют ковырять – и правая, и левая! А если кто-то завопит, и правая, и левая Помогут уши мне заткнуть! С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою! И могут ласковыми быть и правая, и левая! Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая! | их хлопаем в ладоши по очереди зажимаем нос правой и левой рукой прикрываем рот той и другой показываем направление то правой, то левой рукой прикрываем ноздрю правую, затем левую затыкаем уши дружеское рукопожатие погладили ручки и правую и левую обхватываем себя руками – “обнимаем” |
Лексическая тема: «Животные наших лесов» Пальчиковая гимнастика «ЕЖИК»
Текст | Движения |
По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. | поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь постукивают кулаками по столу поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем |
Координация речи с движением «ОХОТНИК»
Текст | Движения |
У оленя дом большой Он глядит в своё окно. Зайка по тропе бежит И ушами шевелит. - Тук! Тук! Тук! Дверь открой! Там идёт охотник злой! | изображают рога оленя над головой изображают окно пальчиками делаем зайчика шевелим «ушами» стучим изображают охотника |
Лексическая тема: «Игрушки»
Пальчиковая гимнастика «ТАНИНЫ ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. Загибают поочередно все пальчики. |
И котенок, и слоненок. | |
Раз, два, три, четыре, пять, | Разгибают поочередно пальчики. |
Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. |
Лексическая тема: «Зима»
Пальчиковая гимнастика «КТО СПИТ ЗИМОЙ?»
Текст | Движения |
Медведь в берлоге крепко спит Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук. Только заиньке не спится, Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, Напетлял, и был таков! | сжимаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца показываем «зайца» шевеля «ушами» барабаним пальцами соединяем большой палец левой руки с указательным пальцем правой и наоборот |
Координация речи с движением «МОРОЗ»
Текст | Движения |
Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне Мороз, Тронет руки, Тронет нос. Значит надо не зевать, | Руки на пояс, качаем головой Обнять себя руками Ходьба на месте. Гладим себя по рукам. Дотронуться до носа. Развести руки в стороны. |
Топать, прыгать и скакать. Прыжки на месте.
Лексическая тема: «Новый год. Праздник Елки» Пальчиковая гимнастика «ПОДАРКИ»
Текст | Движения |
Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! Гав! Гав! | Дети «шагают» пальчиками по столу. На каждое произнесенное название подарка загибают пальцы. |
Координация речи с движением «СНЕГОВИК»
Текст | Движения |
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. | дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок останавливаются, «рисуют» двумя руками ком рисуют снеговика из трёх кругов разного размера показывают руками на лице улыбку показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, |
Но солнце припечёт слегка – Увы! – и нет снеговика. | держат воображаемую метлу , медленно приседают пожимают плечами, разводят руками |
Лексическая тема: «Комнатные растения. Опытно-экспериментальная деятельность»
Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения».
Текст Движения
В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, | Удары в ладоши и кулачками попеременно. | |
В расписных горшочках | Сложить ладони чашечкой. | |
Подросли цветочки. | Медленно поднять руки вверх, шевеля пальцами. | |
Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. | На каждое название растения загибают по одному пальчику. | |
Их польем мы спозаранку. Я и все мои друзья. | Удары в ладоши и кулачками попеременно. | |
Пальчиковая гимнастика Текст На окно скорее глянь: | «Комнатные растения» Движения Показывают обе ладошки | |
Здесь у нас цветёт герань. | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. | |
А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония – | ||
Мы все названья помним! | Раскрывают ладошку. | |
Мы взрыхлим цветы, польём, | Пошевеливают опущенными вниз пальцами. | |
Пусть подрастают день за днём! | Обе ладошки соединяют «бутончиком, поднимают над головой и раскрывают «цветком». |
Лексическая тема: «Зима. Зимующие птицы»
Пальчиковая гимнастика «ПРИЛЕТАЙТЕ, ПТИЧКИ»
Текст | Движения |
Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны! | «зовущие» движения пальцев 4 раза «режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны» |
Координация речи с движением «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»
Текст | Движения |
Воробьи - воробышки, Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки, У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют, И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить? | Дети похлопывают руками по бокам. Машут руками вверх-вниз. Стучат кулаками перед собой один о другой Дуют на раскрытые ладошки. Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Руки на пояс, наклоны туловища вправо- влево. |
Лексическая тема: «Зимние забавы. Зимние виды спорта» Подвижная игра «ЗИМНИЕ ИГРЫ»
Текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались. А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли. | Загибать пальчики по одному Имитировать лепку комков Крошить хлебушек всеми пальчиками Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной Отряхивать ладошки Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку |
Координация слова с движением «СНЕЖНАЯ БАБА»
Текст | Движения | |
Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу лепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот, Никто не пройдёт, никто не пройдёт Знакома она уже всей детворе А Жучка всё лает «Чужой во дворе». | Идут по кругу, «катят перед собой ком» Рисуют руками три круга, начиная с маленького Грозят пальцем сначала правой руки, потом левой Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок — «Жучка» |
Лексическая тема: «Одежда. Головные уборы. Обувь.» Пальчиковая гимнастика «Обувь»
Текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь считать: Раз – туфли, Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать. | Сжимаем и разжимаем ладони (сжали правую – разжали левую, затем сжали левую – разжали правую). Ребенок загибает пальцы на руке. |
Координация речи с движением «ЧИСТЮЛИ»
Текст | Движения |
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. Надо нам её спасти. . И в порядок привести. . В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём, Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём. А потом легко и ловко всё развесим на верёвках. А пока одежда сушится, Мы попрыгаем, покружимся. | Руки к щекам, наклоны в стороны. Руки за спину, топаем ногами. Руки в стороны Руки на пояс Далее движения по тексту. Встали на носочки, потянулись. Прыжки на месте. |
Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности.» Пальчиковая гимнастика «В ШКОЛУ»
Текст | Движения |
Семь вещей у нас в портфеле Промокашка и тетрадь, Ручка есть, чтобы писать И резинка, чтобы пятна Убирала аккуратно, И пенал, и карандаш И букварь –приятель наш | Сжимают и разжимают пальцы Загибают поочередно пальцы . |
Координация речи с движением «Школьнику на намять»
Текст | Движения |
Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь, - Хорошо работай в школе, Добросовестно учись! | Идут по кругу) Останавливаются и поднимают руки вверх) Берут в руки воображаемый руль, бегут по группе) Расставив руки в стороны, «летают» по группе) Руки складывают, как школьники, сидящие за партой |
Лексическая тема: «Армия. Защитники Отечества Пальчиковая гимнастика «АТЫ-БАТЫ»
Текст | Движения |
Аты — баты, аты — баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой. | поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки «шагают» средние и безымянные пальцы безымянные и мизинцы |
Координация речи с движением «СОЛДАТ»
Текст | Движения |
На горах высоких, На степном просторе, Охраняет нашу Родину солдат, Он взлетает в небо, Он уходит в море, Не страшны защитнику дождь и снегопад. | Руки поднимают вверх. Руки разведены в стороны. Рука приложена к голове, как у солдата, отдающего «честь». Руки вверх, Приседают. «Отдают честь» |
Лексическая тема: «Животные Севера и жарких стран.» Пальчиковая гимнастика «ТРИ ПИНГВИНА»
Текст | Движения |
Жили – были три пингвина Пик, Пак, Пок. Хорошо и дружно жили Пик, Пак, Пок. Как-то утром на рыбалку Пик, Пак, Пок. Зашагали вперевалку. Пик, Пак, Пок. Наловили много рыбы Пик, Пак, Пок. | хлопки удары по столу ладошка моет ладошку удары по столу хлопки. удары по столу ладошки «шагают» шлепают по столу удары по столу вращение кистей рук к себе. удары по столу |
И еще поймать могли бы Пик, Пак, Пок. Съели дружно все до крошки Пик, Пак, Пок. Кроме маленькой рыбешки Пик, Пак, Пок | вращение кистей рук от себя удары по столу хлопки. удары по столу хлопки удары по столу |
Координация речи с движением «У ЖИРАФА»
Текст | Движения |
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) | Хлопают по всему телу ладонями. Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела. Щипают себя, как бы собирая складки. Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку. Проводят ребрами ладони по телу. |
Лексическая тема: «8 Марта. Семья»
Пальчиковая гимнастика «СЕМЬЯ»
Текст | Движения |
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя, Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет. | поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы: безымянный, мизинец, указательный, средний и большой |
Координация речи с движением «ДРУЖНО МАМЕ ПОМОГАЕМ»
Текст | Движения |
Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом – И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. | Движения по тексту ( под музыку) |
Лексическая тема: «Профессии»
Пальчиковая гимнастика «ШОФЁР»
Текст | Движения |
Целый день шофер трудился, Он устал, он запылился, Дом он строить помогал. Он возил кирпич на стройку, А теперь ведет на мойку Свой огромный самосвал | Сжимают и разжимают пальцы) (Загибаю??! пальцы поочередно |
Координация речи с движением «МАМЫ»
Текст | Движения |
Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны Мамы разные важны! | разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке сжимают обе ладошки в «замочек» разводят руки, поднимают ладошками вверх |
Лексическая тема: «Домашние животные и птицы»
Пальчиковая гимнастика «ГУСЕНОК», «КОТЕНОК»
Текст | Движения |
Вот проснулся, встал гусенок, пальцы щиплет он спросонок. - Дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне! Котенок Кусается сильно котенок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» | Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. |
Координация речи с движением «СТАДО»
Текст | Движения |
Мы вчера играли в стадо, И рычать нам было надо. Мы рычали: «Р-р-р» И мычали: «Му!» По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» Не слыхали замечаний Анны Николаевны. А она сказала строго Что за шум такой у вас? Я детей видала много — Таких вижу в первый раз. Мы сказали ей в ответ. Никаких детей тут нет! Мы не Пети и не Вовы Мы собаки И коровы! А она в ответ —Да что вы? Ладно, если вы коровы, Я тогда — пастух. И прошу иметь в виду: Я коров домой веду. | Дети идут по кругу, взявшись за руки. Встали, сделали «коготки» из пальчиков. Сделали «рожки». Грозим пальчиком Останавливаются. Поднимаем плечи «Удивляемся», руки вперед, ладонями вверх Поворачивают голову из стороны в строну Встали на четвереньки.) Сделали «рожки». Встали. Дети идут по кругу друг за другом. |
Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания» Пальчиковая гимнастика «ПОМЫЛИ»
Текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. | удар кулачками друг о друга одна ладонь скользит по другой по кругу загибают пальчики по одному, начиная с большого одна ладонь скользит по другой по кругу загибают пальчики по одному, начиная с большого удар кулачками друг о друга |
Координация речи с движением «ПОМОЩНИКИ»
Текст | Движения |
Моем чашку, моем кружку, Ставим высоко на сушку. Ой! Упала чашка с полки, Будем собирать осколки. | встать, круговые движения правой рукой перед грудью круговые движения левой рукой перед грудью Встать на цыпочки, руки вверх наклон вперед , руки вниз присесть и изобразить сбор осколков |
Лексическая тема: «Весна. Перелетные птицы» Пальчиковая гимнастика «ПТИЧКИ»
Текст | Движения |
Тили- тели, тили- тели. С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка Серенькое перышко. Жаворонок, соловей, Торопились: кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж - Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! | Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Указательным и большим пальцами сделать « клюв» |
Координация речи с движением «ВЕСНЯНКА»
Текст | Движения |
Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей | Руки вверх, пальцы растопырены хлопают в ладоши бегут по кругу «летят» по кругу |
А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. | медленно приседают тянутся на цыпочках, руки вверх |
Лексическая тема: «Космос. Космический и воздушный транспорт.» Пальчиковая гимнастика «КОСМОС»
Текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять – В космос полетел отряд. Командир в бинокль глядит, Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, Большую желтую луну. В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его - полоска света, А зовут объект комета. | По одному загибают пальчики на обеих руках. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх. Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль». Загибают пальчики обеих рук Сжимают и разжимают пальцы рук. Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево. К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост» Сжимают и разжимают пальцы рук. |
Координация речи с движением «РАКЕТА»
Текст | Движения |
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, потянись. Вот летит ракета ввысь! | дети маршируют тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их опускают руки тянутся бегут по кругу |
Лексическая тема: «Транспорт. ПДД. Безопасность Пальчиковая гимнастика «ТРАНСПОРТ
Текст | Движения |
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. | соединение пальцев по очереди с большим то же пальцами другой руки |
Координация речи с движением «ПОЕЗДКА»
Текст | Движения |
Мы ехали, ехали К речке приехали, Мост переехали Дальше поехали. Ехали, ехали К горке подъехали, Въехали, съехали, Дальше поехали. Ехали, ехали К лесу подъехали, По лесу проехали, Дальше поехали. Ехали, ехали К яме подъехали, Яму объехали Дальше поехали. Ехали, мы ехали, И домой приехали! | Имитация вращения руля развести руки в стороны правая рука вперед – «показывает куда ехать» Имитация вращения руля и дальше по тексту |
Лексическая тема: «Жилище. Бытовые приборы. Безопасность» Пальчиковая гимнастика «НОВЫЙ ДОМ»
Текст | Движения |
Тук – тук – тук! Тук – тук – тук! Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом, Есть окошко в доме том. Есть еще одно – повыше. Есть труба вверху на крыше. Дом готов, зовем гостей: «Проходите поскорей!» | ударяют, чередуя кулак о кулак ставят рядом ладошки – стены делаем квадрат пальцами (большими и указательными) и еще один квадрат указательные пальцы выставляем, остальные пальцы складываем в виде крыши) складываем ладони в виде шалаша делаем приглашающие движения пальцами |
Координация речи с движением «ДОМ»
Текст | Движения |
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, Дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! | Руки сложить домиком, и поднять над головой Пальчики обеих рук соединить в кружочек Ладошки рук соединяем вместе вертикально Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой Показываем собаку: указательный и мизинец подняты (как коза) Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения. Соединяем ладони и медленно раскрываем пальцы |
Лексическая тема: «Мебель
Пальчиковая гимнастика «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»
Текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках сжимают и разжимают кулачки загибают пальчики на каждое название мебели попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу |
Координация речи с движением «КОЛИНА КРОВАТКА»
Текст | Движения |
Вот и Колина кроватка, Чтобы спал наш Коля сладко, Чтоб во сне он подрастал, Чтоб большим скорее стал. Это стул. Сиденье, спинка, А на спинке две картинки, А еще четыре ножки, Чтоб сидеть под стулом кошке. | Развести руки в стороны. Присесть, положить сложенные ладони под левую щеку. Медленно подняться. Встать на носочки, потянуться руками вверх. К прямой правой ладони приставить согнутую левую, чтобы получился «стульчик». Показать два пальчика на правой руке. Показать по два пальчика на обеих руках. Присесть, сделать из ладошек «ушки». |
Лексическая тема: «Праздник Победы» Пальчиковая гимнастика «МАЙ»
Текст | Движения |
Наступает светлый май, Поскорей беги, встречай Бабушек и дедов, Поздравляй с победой. Пожелай им счастья, Мира и тепла, Чтоб назло ненастью Родина цвела. | «Щелкаем» каждым пальцем в ритм стихотворения. Начинаем с мизинцев. |
Координация речи с движением «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Текст | Движения |
Мы сегодня отмечаем Светлый праздник всей страны. Помнить люди эту дату обязательно должны! День Победы – это праздник, Это вечером салют. Много флагов на параде, Люди радостно поют. | Дети шагают на месте Хлопают в ладоши Грозят пальцем правой руки Грозят пальцем левой руки Стоят руки по швам Руки вверх, пальцы растопырены машем руками над головой Руки через стороны опустить. |
Лексическая тема: «Насекомые»
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Текст | Движения |
Прилетела к нам вчера | Взмахи перекрещенными кистями рук. |
Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек, И веселый мотылек, Жук-жучок и стрекоза, | На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца. |
Как фонарики, глаза. | «Колечки» — указательные и большие пальцы соединены. |
Пожужжали, полетали, | Взмахи перекрещенными кистями рук. |
От усталости упали. | Тихо кладут руки на стол. |
Координация речи с движением «СТРЕКОЗА»
Текст | Движения |
Утром стрекоза проснулась Потянулась, улыбнулась Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась Три – нагнулась и присела На четыре - полетела У реки - остановилась Над водою закружилась. | Потерли кулачками глазки Руки через стороны вверх, потянулись Потерла ладонями щеки Покружились на месте Присели «полетели» Легкий бег на месте присели |
Лексическая тема: «Лето. Цветы. Ягоды»
Пальчиковая гимнастика «ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ДОЖДИКА?»
Текст | Движения |
Что делать после дождика? По лужицам скакать! Что делать после дождика? Кораблики пускать! Что делать после дождика? На радуге кататься! Что делать после дождика? Да просто улыбаться! | Соединяем по очереди все пальцы с большими. Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой. Соединяем все пальцы рук с большими. Рисуем обеими руками восьмёрку. Соединяем все пальцы с большими. Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу. Соединяем все пальцы с большими. Улыбаемся |
Координация речи с движением «ОХОТА»
Текст | Движения |
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его. –
| вертят головой одну руку вытянуть вперёд руку, сжатую в кулак, сгибают в локте раскрытую ладонь приставить козырьком ко лбу разводят руки в стороны
…- разводят руки в стороны, перебирая указательным и средним пальцами |
Далее дети встречают на дороге болото, горы, лес.
хр!» | – указывают рукой вперёд делают руками плавательные движения делают движения, будто лезут по горам руками и ногами изображают, как тяжело ходить по болоту высоко поднимают ноги и раздвигают перед собой ветки, идут «по лесной чаще» |
В результате сочетания слова, музыки и движения дети будут более
раскрепощенными, эмоциональными, улучшат свои ритмические способности. У детей повысится координация движений, они станут собраннее и внимательнее.
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Музыкально - дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, игровые действия, правила.
Цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в детском саду. Музыкально-дидактические игры развивают музыкальные способности детей
(слух, намять, ритм, эмоциональную отзывчивость).
Развивают творческие способности дошкольников.
Развивают сенсорные способности, то есть способности ощущать, различать свойства музыкальных звуков (высоту, длительность, громкость, тембр).
Помогают в игровой, доступной форме усвоить основные выразительные средства музыки, различать музыкальные произведения но жанру, форме, характеру.
Требования к играм
Музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровые действия, правила, которые необходимо соблюдать. Игры должны быть просты, доступны, занимательны, красочно и эстетически оформлены. Карточки с изображением
музыкальных образов - яркими, художественны, точно соответствующими содержанию игры. Важно вызвать у детей желание играть.
Картотека музыкальных дидактических игр
1. «Что слышно?» | Цель: развитие слухового внимания. Оборудование: предметы, издающие знакомые детям зву- ки; ширма. Описание: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тиши- не в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков». Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д. |
2.«Слушай звуки!» | Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: фортепьяно или аудиозапись. Описание: Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук — становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук — становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки |
подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть». Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп. | |
3. «Узнай по голосу-1» | Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу. Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз. Описание: Стоя по кругу, дети выбирают водящего, кото- рый, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами. Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру». |
4. «Узнай по голосу-2» | Цель: развитие слухового внимания. Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз. Описание. Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными |
глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай». По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назо- вет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу другого ребенка». | |
5. «Будь внимателен!» | Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: магнитофонная или грамзапись С. Прокофьева «Марш». Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом об пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге. Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом.. Слушайте внимательно мои слова — команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» — все должны стать детьми. Начинаем играть». |
6. «Четыре стихии» | Цель: развитие внимания, координации слухового и двига- тельного анализаторов. Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют дви- жения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим». |
7. «Кого назвали, тот и лови!» | Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: большой мяч. Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время. Начинаем играть». |
8. «Слушай хлопки» | Цель: развитие произвольного внимания. Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок — принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть». |
9. Игры на восприятие звука |
др.
|
10. Сколько птичек поёт | Дидактическая задача. Развивать у детей музыкальный слух. Материал. Большая карточка размером 5x15 см и три маленькие карточки размером 5x5 см с изображением птичек (на каждого ребенка). Ход игры Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок |
выкладывает на большую карточку одну птичку; когда звучит два звука, выкладывает две карточки и т.д. Примечание. Для создания игрового момента деятельности можно рассказать детям сказку, в которой ставится задача-стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры. Например: «В одном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любят приходить к большому раскидистому дубу и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Когда пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады». Давайте все вместе поможем ему отгадать, сколько поет птичек. | |
11.Угадай на чём играю | Дидактическая задача. Учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов. Материал. Ширма, игрушки: зайчик и медведь: погремушки, барабан. Ход игры Ведущий (педагог) ставит перед детьми на стал ширмочку и показывает зайчика, который играет на погремушке, приговаривая: Я зайчик- побегайчик- На погремушке играю. Вас веселю и разатекаю Зайчик звенит погремушкой и прячется за ширму. Ведущий показывает детям медведя, идущего вперевалку и играющего на барабане. Медведь играет на барабане и прячется за ширму. Ведущий. Мишка с Зайкой убежали, нам загадку загадали, Кто играет тут, узнай, нам скорее отвечай. Примечание. В данной игре можно добавить количество детских инструментов (3—4) и одновременно ввести задачу- стимул: «Помогите зайчику (мишке и т. д.) определить, какой звучит инструмент?». |
12. Мама и детки | Дидактическая задача. Развивать звуковысотный слух. Материал. Игрушки: гусь, курица и утка (или их силуэтное изображение). Шапочки гусят, цыплят и утят (на каждого ребенка). Ход игры Игрушки (гусь, курица и утка) расставлены в разных углах зала. Ведущий (педагог) поочередно выполняет роль мамы- курицы, мамы-утки и мамы-гусыни. При этом поет на звуке «ре» первой октавы: «Где мои утята, милые ребята? Кря, кря, кря!» Дети, изображающие утят, бегут кутке и поют свой ответ на звуке «ля» первой октавы: «Кря, кря, кря — мы здесь!». То же самое делают по очереди гусята и цыплята, когда их зовут мама-курица и мама-гусыня. |
Примечание. В этой игре можно использовать импровизацию ответов от разных звуков. Затем можно предложить детям представить, как будут отвечать детки, если они испугались, веселятся или грустят. Кроме того, можно использовать плясовые мелодии, которые исполняются в разных регистрах и в разном темпе, а ребята должны изображать, как будут танцевать детки, а как мама. | |
13.Весёлые петрушки | Дидактическая задача. Развивать звуковысотный слух. Материал. Ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству участников игры); карта- панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме — на верхней линейке, петрушка в желтом — в середине, петрушка в синем — на нижней линейке. Ход игры Ведущий играет высокий звук на металлофоне и спрашивает: «Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре — в синем. Примечание. В данной игре можно использовать для постановки задачи-стимула рассказ о новогодней елке: «На елке висело много игрушек: красивые шары, яркие хлопушки и бусы, сосульки и шишки, разноцветные звонкие колокольчики и веселые озорные петрушки. Когда дома все ложились спать, озорные петрушки начинали звенеть в колокольчики. Наверху, у самой макушки, расположился петрушка в красном костюме и звенел в колокольчик, издававший высокий звук. На середине елки, в густых ветвях, висел петрушка в желтом костюме. Его колокольчик издавал средний звук. А в самом низу красавицы елки находился петрушка в синем костюме, и его колокольчик звенел низко: "Бом-дили, бом-дили". Елка очень любила слушать перезвон колокольчиков всех петрушек». Давайте и мы послушаем перезвон колокольчиков и угадаем, какой петрушка сейчас играет со своим колокольчиком. |
14. На лугу | Дидактическая задача. Учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать движениями музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки. Материал. Трафареты полевых цветов и различных трав. Шапочки разных насекомых (на каждого ребенка). Ход игры На полу разложены трафареты полевых цветов и различных трав. Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребенок должен закончить движение и «опуститься на |
цветок». Примечание. Для того чтобы вызвать интерес к игре, целесообразно создать образную игровую ситуацию: предложить детям вспомнить лето и представить поляну, на которой растут разные цветы, куда всегда прилетают насекомые, чтобы весело порхать с цветка на цветок. Например: «Жарким летним утром на полянке расцвели сразу разные красивые полевые цветы. Здесь были красавица ромашка, ароматная ярко-красная розочка и звонкий синий колокольчик. Все цветы просыпались рано утром и умывались росой. Нежный ветерок раскачивал их головки из стороны в сторону. Цветы ждали, когда же проснутся и прилетят шмели, стрекозы, красавицы бабочки, а также прискачет музыкант-кузнечик. Самыми нетерпеливыми были гвоздички. Они возмущенно говорили своим соседкам-ромашкам: "Когда же прилетят шмели, стрекозы, бабочки? Ведь очень весело, когда вокруг тебя кружатся красивые насекомые". Самым первым на полянке появился кузнечик и стал играть веселую мелодию на своей скрипке. И сразу же прилетели бабочки, стрекозы и шмели. Насекомые кружились, порхали, жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть, и музыка смолкла. Тут же насекомые опустились на цветы. Но стоило кузнечику заиграть снова, как все вокруг приходило в движение». Давайте, ребята, представим себя насекомыми и изобразим, как они веселятся, летают на цветочной полянке. | |
15. Прогулка в парке | Дидактическая задача. Развивать у детей чувство ритма. Материал. Металлофоны (по числу играющих). Ход игры Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком металлофон. Воспитатель рассказывает историю про детей, которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне. Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (дети ими- тируют на металлофонах спуск по лестнице вниз — с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (дети имитируют это на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку: Вот качели на лугу, Я качаться побегу, Вверх — вниз, Вверх — вниз. Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на |
металлофонах. Воспитатель. Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая: Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах. Воспитатель. Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: Кап... кап... (дети имитируют на металлофонах звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ, топ, топ... Каждый ребенок изображает на металлофоне, как он бежит. Примечание. После того как дети поймут смысл игры, они могут сами рассказывать истории о себе или о своих товарищах, озвучивая их на металлофоне. | |
16. Найди шарик | Дидактическая задача. Учить детей различать динамику звучания «громко — тихо». Материал. Шарик. Ход игры В этой игре дети знакомятся с тем, что звучание может быть разным по силе. Дети стоят стайкой или сидят. Взрослый просит одного из ребят закрыть глаза и прячет шарик. Водящий открывает глаза и начинает искать шарик. В это время дети поют: Шарик спрятался от нас, Разыщи его сейчас, Поищи, поищи И скорей к нам принеси. Если громко будем петь, Значит, шарик где-то здесь. Если шарик далеко, Поем тихо и легко. Поищи, поищи И скорей к нам принеси! Дети поют то громко, то тихо — в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от шарика. Примечание. Следует обращать внимание на то, как дети поют припев. Звук должен быть легким, сила звучания должна меняться. Не следует допускать крика и напряженного пения. |
17. Птичий концерт | Дидактическая задача. Учить детей различать высоту звука. Материал. Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта). Ход игры Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты. Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают. Ведущий. На березовой верхушке Целый день поет кукушка: Дети. Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Ведущий. А синица целый день Поет громко: Дети. Тень-тень, тень-тень! Ведущий. Вторит дятел им: Тук-тук-тук, Долбя клювом старый сук. Дети. Тук-тук-тук! Примечание. Для создания игрового момента можно использовать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие — синицу, третьи — дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняет свободную пляску. В игру можно играть индивидуально с каждым ребенком. |
Список используемой литературы.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981г.
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в деском саду. Занятия с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение , 1982г.
- Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации.- М., 2003
- Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991
- Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург, 1998.
- Мерзлякова С.И. Планирование и анализ работы по музыкальному воспитанию/ журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2000
- Мерзлякова С.И. Ежедневник музыкального руководителя детского сада.- М., 2001
- Примерное комплексно-тематическое планирование в программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа/ В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
- Примерное комплексно-тематическое планирование в программе «От рождения до школы». Старшая группа/ В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1998 12.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. – М., 2003
Рекомендуемая литература для детей и их родителей:
- Образцова Т.Н. «Музыкальные игры для детей». Москва «Этрол ЛАДА»2005г
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Москва
«Сфера»2005год;
- Короткова «Сказкотерапия для дошкольников». Москва «ЦГЛ», 2005год; 18.Шорыгина Т.А. «Красивые сказки» - эстетика для малышей. Москва
«Прометей»2003год.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №9 ст. Михайловской.
Методическое пособие для педагогических работников и родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций
«Особенности организации работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и их родителями в ДОУ»
Составитель: музыкальный руководитель
Татаренко Светлана Викторовна.
2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями
В статье предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
В данном докладе предоставлены материалы из опыта работы педагогов детскогосада по взаимодействию и сотрудничеству с семьёй в области музыкаль-ного воспитания детей....
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...
Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...
Доклад "Организация работы музыкального руководителя с родителями в дистанционном режиме"
Доклад "Организация работы музыкального руководителя с родителями в дистанционном режиме" позволяет сформировать представление о дистанционном обучении в период самоизоляции. В докладе освещ...
Организация работы музыкального руководителя с одарёнными детьми
Одарённость человека – это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы онвы...
«Организация работы музыкального руководителя с родителями в дистанционном режиме в период пандемии»
Дистанционное обучение дошкольников стало реальностью нашего времени. Изоляция детей и взрослых в связи с распространением малоизученной короновирусной инфекцией способствовала поиску педагогами новых...