Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»
статья
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие предрасположенность и способности к музыкальной и деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности и испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала в дополнительных занятиях. Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»
музыкальный руководитель -
Мельник Галина Петровна
ГБДОУ № 125 Невского района
г. Санкт - Петербурга.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие предрасположенность и способности к музыкальной и деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности и испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала в дополнительных занятиях.
Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.
Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто
готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуаль-ные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художествен-но одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литератур-ной и другим видам художественной деятельности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть ин-диивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ог-раничивать возможности их развития. Для достижения этих задач мы тесно сотрудничаем со всеми специалистами детского сада. Большую помощь нам оказывают родители, которые понимают всю важность развития музыкаль-ной одарённости детей.
Музыкально одаренные дети с наибольшим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимают активное участие в проводимых в детском саду праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые они в дальнейшем очень артистично преподносят. Такие дети проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У них отличные вокальные данные.Исходя из
всего сказанного и опираясь на исследования ведущих педагогов и музыкантов, я пришла к мысли о необходимости более глубокой
работы над развитием музыкальности старших дошкольников.
Так что же такое музыкальность и музыкальные способности? Музыкальность – это единое, неделимое свойство, данное ребенку от природы. Одаренные дети – те, кто наделен способностями от природы, с возможностью развивать эти способности без ограничения.
В музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка – есть эмоциональное познание. Поэтому основным принципом музыкальности Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание.
Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена.
В этом году я разработала программу вокально-хоровой студии «Соловушки» для детей 5-7 лет, имеющих высокие показатели по результатам диагностики музыкального развития детей.
Цель:
Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у старших дошкольников.
Задачи:
1. Развивать у детей музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с музыкальным сопровождением и a cappella.
2. Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь детям научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.
3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за коллективное творчество.
4. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в коллективе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Программа вокально-хоровой студии «Соловушки» реализуется в течение одного года, включает 36 занятий. Основная форма работы с детьми – фронтальные и индивидуальные занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю. Оптимальное количество детей 10-12 человек.
Программа включает следующие разделы: восприятие музыки; развитие музыкального слуха и голоса; песенное творчество; певческая установка; певческие навыки.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления:
- Вокальную работу (постановку певческого голоса).
- Организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства, в которую входит: пение хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т. д); тембровыми подгруппами; при включении в хор солистов; пение под фонограмму; пение по нотам.
Этапы работы с детьми по формированию вокальных навыков:
1. Выявление особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.
2. Определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу в соответствии с природным типом голоса
Условия, необходимые для формирования вокальных навыков:
-Новизна - музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть сложнее, разнообразным и вариативным;
-Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение детей в исполнительскую деятельность;
-Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
-Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста;
-Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);
-Активная концертная деятельность детей.
Методические приемы:
1. Разучивание песен в три этапа: знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается как стихотворение, пение без сопровождения); -работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистое интонирование); -проверка знания у детей об усвоении песни (оценка педагогом и детьми).
2. Работа над произведением: исполнение песни с полузакрытым ртом; применение слогового пения («ля», «бом» и др.); четкое проговаривание согласных в конце слова; произношение слова шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; настрой перед началом пения (тянуть один первый звук); задержка на отдельном звуке и прислушивание, как он звучит; акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; использование зрительной наглядности.
3. Работа по звуковедению: выразительный показ (a cappella); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни
Последовательность работы на примере одного занятия.
1. Распевание. Цель: подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Упражнения (попевки, вокализ) исполняются в среднем, удобном диапазоне, с транспонированием вверх и вниз по полутонам в течение 10 минут
2. Динамическая пауза в форме физминутки.
Цель: отдых голосового аппарата после распевания в течение 1-2 минуты.
3. Основная часть. Цель: развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара. Разучивание текста, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Цель: работа над выразительным, артистичным исполнением. Пение с движениями, оценка, самооценка.
Критерии и показатели эффективности работы с одаренными детьми
- Вокальные умения: исполняет репертуар с музыкальным сопровождением; исполняет a cappella.
- Исполнительское мастерство: артистично и непринуждённо держится на сцене; выразительно исполняет репертуар.
- Вокально-хоровые навыки: владеет навыками звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт в дуэте, трио.
- Импровизация в пении: проявляет самостоятельность, импровизирует в пении.
Результативность:
- Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
- Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; могут петь без музыкального сопровождения, без помощи руководителя.
- Умеют правильно передавать мелодию в пределах до-ре2 октавы, чисто интонируют; различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; соблюдают певческую установку.
- Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; контролируют слухом качество пения.
- Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
- Проявляют активность и творческие способности песенном творчестве;
- Поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
Итогом моей работы является:
- Участие детей в концертных программах и досуговых мероприятиях, посвященных календарным праздникам и знаменательным событиям на уровне ДОУ и города.
- Участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном, краевом уровнях;
- Дети по окончании детского сада продолжают заниматься в вокальных студиях города.
Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Я считаю, что у одаренного ребенка певческие способности необходимо развивать раньше. Поэтому в перспективе я планирую разработать программу вокально-хоровой студии «Соловушки» для детей 4-5 лет.
Чтобы подготовить детей к таким серьезным конкурсам как: «Невская карусель», «Знай наших» , «Моя театральная семья» и др. мы репетируем ежедневно.
С одаренными детьми занимаюсь в промежутках между групповыми занятиями.
Большое значение я уделяю подбору музыкального материала.
Иногда нам приходится адаптировать тексты, добавлять или убирать куплеты, придумывать новые песни, переделывать родовую принадлежность (м. р. на ж. р.)
К концу обучения у детей появляется устойчивый интерес к пению, танцу, музицированию. Дети умеют петь, танцевать, музицировать в ансамбле и индивидуально, работать с микрофоном и петь под фонограмму; используют песню, танец, музицирование в самостоятельной деятельности, изъявляют желание участвовать в утренниках, концертах, конкурсах, фестивалях, свободно владеют аудиторией. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития музыкальной одарённости малыша. Однако процесс этот – долгий и кропотливый, требующий от нас, педагогов, терпения и бережного отношения к каждому ребенку.
Литература:
1.- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
2.- А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
3.- Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, - М.: ИП РАН, 2000.-96 с.
4.- Доровской А.И.Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям,учителям. М.: Российское педагогическое агентство,1997. 312с.
5.- Белова Е.С.Одаренность малыша:раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.
6.- Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь музыкальному руководителю детского сада. Планирование музыкальной деятельности, документация музыкального руководителя, ФГТ в детском саду.
требования к проведению различных видов музыкальной деятельности в соответствии с ФГТ...
«Детский оркестр» развитие музыкальных способностей детей в рамках программы «Одарённые дети Кировского района»
Актуальность выбранного направления заключается в том, что обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношении, различают красоту звучания различны...
«Детский оркестр» развитие музыкальных способностей детей в рамках программы «Одарённые дети Кировского района» Урюпина Марина Алексеевна, музыкальный руководитель МКДОУ д/с № 425
В ДОУ был разработан проект «Одаренные дети». Дети с признаками одаренности в нашем детском саду имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в студиях, организованных в ДОУ. Дополнительн...
"Музыкально-дидактические игры, как одно из условий развития музыкальной одарённости старших дошкольников"
Подборка музыкально-дидактических игр для использования с детьми старшего дошкольного возраста...
Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника
Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...
Организация работы в семье по развитию музыкальных способностей дошкольников
материал для родителей, как можно развивать музыканые способности своего ребенка. Советы по изготовлению музыкальных шумовых инструментов....
Организация работы в семье по развитию музыкальных способностей дошкольников
Консультация для родителей дошкольников...