Коррекционные часы
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЧАСЫ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ»
Лексическая тема «Семья»
1 Дыхательная гимнастика: «Мама кормит малыша», «Старая бабушка», «Малыш плачет».
2.Артикуляционная гимнастика:
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые- лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись.
Утром проснулись- в улыбочку губы,
Чистили мы свои верхние зубы.
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим.
3.СУ-Джок
«Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это- мама,
Это- я,
Это- бабушка моя.
Это- папа,
Это- дед.
И у нас разлада нет.
4.Лексика
Игра «А у вас?».
Образец: «Моя семья большая, а наша ещё больше».
Моя семья дружная, а … .
Моя семья крепкая, а … .
Моя мама добрая, а … .
Моя сестра маленькая, а … .
Мой папа смелый, а … .
5. Игра «Какое слово лишнее?».
Бабушка, бабулечка, бабочка, бабуля.
Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.
Дочь, дочка, дочиста, дочурка.
Мама, соседка, бабушка, дочка.
Мама, папа, доктор, сын.
6.Развитие связной речи
Расскажи о своей семье по плану
- Сколько человек в вашей семье?
-Назови их имя, отчество?
- Чем они занимаются?
-Сколько им лет?
- Ваше любимое занятие в выходные дни?
- Какая у тебя семья?
7. Послушай стихотворения и выучи понравившееся
Я люблю свою бабусю.
Я работы не боюся.
Все дивятся: «Ай да внучка!
Молодец, не белоручка!»
В. Чёрная
Дедушка за руку вёл малыша.
Шли они весело, шли не спеша.
Только уже с половины пути
Внук заявил, что не может идти,
Что заболели ноги и живот, —
Пусть его дед на спине понесёт.
Н. Силков
Лексическая тема «Семья»
1.Развитие фонематического восприятия
Поймай звук
Игра для старшей группы развивает слуховое внимание, обогащает тематический словарь.
Воспитатель задает определенный гласный звук. Далее называет слова, а дети должны хлопнуть, услышав этот звук:
- А – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внучка;
- О – дочка, сыночек, отец;
- У – дедуля, сынуля, внучка, внук;
- Я – тетя, дядя, племянник;
- Ё – тётя, ребёнок, крёстный;
- Ы – сын, сынок, сынишка.
2.Развитие мелкой моторики | |
Раз-два-три-четыре! Кто живет в моей квартире? Раз-два-три-четыре-пять! Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я - |
3. Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Осенью, весной, летом и зимой. | Хлопки руками. |
Мы во двор выходим дружною семьёй. | Маршируют на месте. |
Встанем в круг и по порядку, Каждый делает зарядку. | Взявшись за руки, образуют круг |
Мама руки поднимает, | Руки поднять вверх и опустить. |
Папа бодро приседает, | Присесть и встать. |
Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. | Руки на пояс, повороты туловища. |
А я сам бегу трусцой | Бег на месте. |
И качаю головой. |
4.Проговори чистоговорку
Мама Милу с мылом мыла
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
— Не сердись, дочурка Мила!
— Не сержусь, — сказала Мила. —
Я выплакиваю мыло!
И . Демьянов
5. Пересказ рассказа “Как Маша стала большой” (Е. Пермяк)
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить. Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили. Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась. А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал: - Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет. Стали маленькую Машу называть большой.
1 – чтение
2 – ответы на вопросы по тексту
3 – повторное чтение
4 – пересказы детей.
5. Итог. Вспомнить о чём говорили. Чей рассказ понравился больше всего.
6.Задания по самокоррекции:
«Смотай клубочки»
Лексическая тема: «Семья».
1. Артикуляционная гимнастика:
«Малыш отказывается пить горячее молоко» - прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
«Мама испекла блинчики» - положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).
«Малыш сосет соску» - сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
2. Пальчиковая гимнастика «Семья»: (разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Большому - дрова рубить, указке - воду носить,
Середняку - печку топить, безымянке - обед варить,
А мальчишке - песни петь, песни петь, да плясать
Родных братьев забавлять.
3. Дидактические игры и упражнения:
1. «Подбери признаки»:
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, веселая, хозяйственная.
Папа (какой) - строгий, умный, сильный, спортивный, высокий, требовательный.
Бабушка (какая) - старенькая, седая, хозяйственная, отзывчивая, гостеприимная, мудрая, заботливая.
Дедушка (какой) - старый, мудрый, седой, трудолюбивый, мастеровой.
Сестра \ брат - веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, плаксивая, маленькая, большая, любимая, родная.
2. «Назови ласково»:
Мама - мамочка, мамуля, мамуленька, мамулечка, маменька.
Папа - папуля, папочка, папулечка.
Бабушка - бабуленька, бабулюшка, бабулечка, бабунюшка.
Дедушка - дедуля, дедулечка, дедунюшка.
Сын - сыночек, сынишка, сынуля, сынулечка.
Дочь - доченька, дочуленька, дочурка.
Внук - Внучок, внучек, внученек. Внучка - внученька, внученька.
4. Физкультминутка «Маша растеряша»:
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперёд, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет, (руки опустили)
Под кроватью нет.
Вот какая Маша, Маша растеряша! (наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)
5. Дыхательная гимнастика «Малыш плачет»:
«Качать малыша» - вдох носом; на выдохе произносить «Уа –уа – уа!»
Повторить 3 – 4 раза
6. Речевая гимнастика – Чистоговорки:
ВА- ВА – ВА - дедушка колет дрова.
ВУ – ВУ – ВУ - папа косит траву.
7. Задания для самокоррекции: «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке», «Научим дочку шнуровать ботинки».
Лексическая тема «Семья»
1.Артикуляционная гимнастика:
«Малыш, захотел кушать» - размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
«Мама качает малыша» - произносить: «А-а-а-а-а».
2.Пальчиковая гимнастика «Семья»:
Этот пальчик – папочка, (поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого).
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья
3. Дидактические игры и упражнения:
1. Игра «А ты мне кто»?: Встать в круг, ведущий спрашивает:
«Я - мама, а ты мне кто?» (дочка, сын). Кто ответит становится ведущим и задает вопрос: «Я папа, а ты мне кто? Я брат, а ты мне кто? Я - бабушка, я - тетя, я - племянница, я - дедушка, я - муж».
2. «А у вас?» (цель: составление предложений со значением противопоставления):
«Наша семья большая, ... а наша больше». Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая.
3. Массаж биологически активных точек лица «Наша доченька проснулась»:
Наша доченька проснулась (кулачками трем глаза)
Ручкой вправо потянулась (поглаживают лоб от середины к ушам)
Ручкой влево потянулась (поглаживают брови)
Солнцу нежно улыбнулась (гладят от уголков рта к ушам)
А потом ладошкой пошлепала немножко ( хлопают себя по щекам)
Ай да, доченька, краса! До чего же хороша! ( хлопают в ладоши)
4. Физкультминутка «Семейная зарядка»: (выполнять соответствующие движения).
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
5. Дыхательная гимнастика «Старая бабушка»:
правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза
6. Речевая гимнастика – Чистоговорки:
ГИ – ГИ – ГИ - бабушка печет пироги. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ мамочка моет полы.
ШУ – ШУ – ШУ - я весело пляшу.
7. Задания для самокоррекции. Работа в тетрадях в крупную клетку.
Задание: математический диктант. Нарисовать под диктовку человечка.
Лексическая тема «Семья»
1.Артикуляционная гимнастика:
«Плач ребенка» - произносить звук а, (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).
«Малыш учится говорить» - произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»
«Малыш отказывается пить горячее молоко» - прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
«Малыш захотел кушать» - размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья»:
Как у нас семья
Большая да веселая. (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (загибают мизинцы)
3. Дидактические игры и упражнения:
1. «Какая мама? Какой папа?»: сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.
Мама (какая?) — умная, добрая, заботливая и т.д.
Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает и т.д.
Папа (какой?) — ...
Папа (что делает?) — ...
2. «Старше или младше» (цель: усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи). Воспитатель называет двух членов семьи (мама — бабушка), а дети должны составить предложения: «Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы». (Словарь: дочка — мама, папа — дедушка, сын — папа, дедушка — мама, бабушка — папа, бабушка — внучка, дедушка — внук, сын — мама).
4. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»:
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я- и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
5.Дыхательная гимнастика «Бабушка ругается»:
грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза
6. Речевая гимнастика – Чистоговорки:
АМА – АМА – АМА - у меня есть мама АПА – АПА – АПА – мой любимый папа
УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля
7. Задания для самокоррекции:
«Что купила мама?» - «Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне».
«Для кого подарок?» - чудесный мешочек.
«Это папа» - обводка трафарета человека и раскрашивание.
Лексическая тема «Семья»
1.Артикуляционная гимнастика:
«Мама испекла блинчики» - положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
«Дразнилки» - губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
«Малыш сосет соску» - сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
2.Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»:
Раз уселась на скамейке Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться (разогнуть мизинец)
3. Дидактические игры упражнения:
1. «С кем ты живешь?» (цель: категории творительного падежа с предлогом с):
Каждый ребенок рассказывает, с кем он живет дома.
Я живу с мамой, с папой. Я живу с мамой, с папой, с бабушкой.
Я живу с мамой, с братиком и дедушкой. И так далее.
2. «Назови ласково» (цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): мамочка, мамуля, папочка, папуля, бабуля, дедуля, братик, братишка, сестренка, сестреночка, внучок, внученька.
3. «Предложение договори и его ты повтори»: Я ем и папа... (ест). Я пою и мама... (поет). Я шью и бабушка... (шьет). Я готовлю и сестра... (готовит). Я играю и брат... (играет). Я пилю и папа... (пилит). Я вяжу и мама... (вяжет). Я строгаю и дедушка ... (строгает). И т. д
4. Физкультминутка «Бабушка»:
Устала наша бабушка, (дети стоят в кругу)
Присела на порог. (приседают)
«Куда пропал, куда пропал, (берутся руками за голову)
Куда пропал внучек?» (и раскачивают из стороны в сторону)
Подумала, поохала, (встают)
Потом тихонько встала,
Пошла вокруг да около (идут по кругу друг за другом)
Искать внучка сначала
5.Дыхательная гимнастика «Малыш идёт»:
медленно переваливаться с ноги на ногу – вдох; на выдохе произносить «Топ – топ – топ!» Повторить 3 – 4 раза
6. Речевая гимнастика:
РА – РА – РА - младшая сестра АТ – АТ – АТ - мой любимый брат
ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла АЙ – АЙ – АЙ – дядюшка пьет чай
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью
7. Задания для самокоррекции:
«Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
«Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку.
«Сарафаны для мамы и дочки» - трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные технологии использования логопедических игр и игровых упражнений как средства повышения мотивации детей в системе работы на коррекционных часах»
Организуя коррекционную работу по развитию речи, логопеду и воспитателю приходится искать интересные для дошкольников формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игры. Они являются о...
Конспект коррекционного часа по теме "Дикие животные"
Цели: упражнять детей называть взрослое животное и его детёнышей; развивать умение активизироватьвнутреннее внимание , воображение, умение выразительно показывать образы по сюжету; закрепи...
Конспект коррекционного часа по формированию лексико - грамматических категорий языка и связанной речи в логопедической подготовительной группе.
Закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях....
Конспект коррекционного часа на тему: «Домашние птицы»
Задачи: Развитие внимания, мышления, памяти; Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно-пространственного восприятия; Активизация словаря...
Конспект коррекционного часа на тему: «День Защитника Отечества» (подготовительная логопедическая группа)
Конспект коррекционного часа...
Конспект коррекционного часа на тему: «Продукты питания» (подготовительная логопедическая группа).
Конспект коррекционного часа...
План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР
План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР...