«Инновационные технологии использования логопедических игр и игровых упражнений как средства повышения мотивации детей в системе работы на коррекционных часах»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Васильева Наталья Александровна

Организуя коррекционную работу по развитию речи, логопеду и воспитателю приходится искать интересные для дошкольников формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игры. Они являются одним из ведущих средств в работе педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №26 общеразвивающего вида Василёк»

Сообщение

на тему:

«Инновационные технологии использования логопедических игр и игровых упражнений как средства повышения мотивации детей в системе работы на коррекционных часах»

                           Учитель-логопед: Васильева

                   Наталья Александровна.

Декабрь 2008года

       Развитию речи дошкольников в наши дни уделяется самое пристальное внимание. Требования к выпускникам ДОУ с каждым годом возрастают. Стала очевидной необходимость обновления традиционных методов речевого развития, как по форме, так и по содержанию.

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов,  лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребёнка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя индивидуально для каждого ребёнка, подгруппы или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговаривание слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально пообобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Организуя коррекционную работу по развитию речи, логопеду и воспитателю приходится искать интересные для дошкольников формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игры. В игре как ведущей деятельности дошкольника создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что деятельность, связанная с творчеством, с возможностью добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам. Так, в игре «Карусель», очень полюбившейся детьми, они отгадывают и составляют загадки по своему плану.

Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, в нашем детском саду было изготовлено дидактическое пособие. Это занимательный персонаж - мягкая игрушка собака «Найда».

Используется это пособие в качестве игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребёнок может надеть её на руку, другой открыть, закрыть рот собаки, потрогать зубки, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики собака «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение. На индивидуальных занятиях по постановке сонорных звуков ребёнок с помощью логопеда моделирует и прикрепляет собаке язык нужной формы. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: дети прикрепляют язык во рту собаки, пристраивают кончик языка собаки за её верхние зубы. Это пособие можно использовать и на занятиях по обучению грамоте, при знакомстве с характеристиками звуков. Для этого прикрепляются разные банты.

  Не менее интересным, на наш взгляд, является и творческий проект «Кубигород». Это игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величины, на гранях которых даны символы дидактических игр или упражнений. Оно многофункционально, вариативно. Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими.

Цель пособия: Развитие всех сторон речи, психических процессов, эмоций, общей и мелкой моторики рук.

Эти кубы могут использоваться как логопедом на коррекционных занятиях, так и воспитателем с целью закрепления полученных знаний. Дети, сидя за столом или стоя в кругу, передают куб по цепочке, произнося любую знакомую считалку. Ребёнок, на котором остановилась считалка, выбирает сторону куба. Дети выполняют задания.

Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения как средство развития речи детей раннего возраста

Практические игровые упражнения для развития речи детей раннего возвраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В материале раскрывается методика ТРИЗ в контексте работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной к школе группах...

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы».

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов...

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Методическая разработка«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста при обучении грамоте».

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии....

Практико-ориентированный проект «Нескучные «Логопедки» в детском саду и дома. Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы в ДОУ»

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов в дошкольном образовательном учреждении и дома....