Значение зрительной гимнастики в системе медико-педагогической коррекции глазодвигательной системы детей с нарушением зрения.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сотская Лариса Анатольевна

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, коррегирует функциональные дефекты зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrit_gimnastika.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика

Значение зрительной гимнастики в системе медико-педагогической коррекции глазодвигательной  системы детей с нарушением зрения.

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, коррегирует функциональные дефекты зрения.

Затраты времени на упражнения разных видов гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

Натренированные мышцы глаза, развитые зрительно – двигательные функции уберегут глаза ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке, помогут более полноценному восприятию и действию в богатом и разнообразном окружающем мире.

Правила по организации и проведению с детьми гимнастики для глаз

1.Специальные упражнения должны быть согласованы с врачом-офтальмологом и тифлопедагогом. Неправильная зрительная гимнастика может усугубить состояние зрительных функций ребенка.

2.Зрительная гимнастика выполняется не менее 2 раз в день продолжительностью 3-5 минут.

3.Упражнения для глаз должны быть разнообразными по форме и содержанию и выполняться на высоком эмоциональном уровне, чтобы не утомлять детей. Гимнастика может включаться в подвижные игры.

4.Необходимо выполнять упражнения для глаз на расслабление и снятие усталости после любых зрительных нагрузок.

5.Необходимо следить за правильностью выполнения упражнений и следовать гигиеническим требованиям. Рекомендуются следующие упражнения для зрительно гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

  • Вправо-влево.
  • Вверх-вниз.
  • Далеко-близко (удалять и приближать предмет).
  • По кругу.
  • По диагонали (снизу-вверх).
  • По диагонали (сверху- вниз).

6.Дети с низкой остротой зрения должны располагаться ближе к педагогу. Темп зрительных упражнений должен соотносится с быстротой реакции детей.

7.У детей с амблиопией необходимым требованием для проведения упражнения является наличие окклюдера.

8.Следует отмечать старание желание и результаты детей.

Виды зрительных гимнастик

1.Гимнастика  с предметом

Предмет (стимул) для гимнастики должен быть достаточно крупным, ярким, по цвету не должен сливаться с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Предмет (стимул) показывается чуть выше уровня глаза впереди сидящих детей. Лучше держать предмет (стимул) на палочке, веревочке и др.

Важно:

  • соотносить скорость движения предмета с быстротой реакции детей по прослеживанию за ним;
  • поддерживать определенную амплитуду движения предмета, обеспечивающую достаточное движение и напряжение глаз ребенка.

2.Зрительно-координаторные тренажи (схема-тренаж)

«Восьмерка» - данный тренаж в виде цветных контуров должен располагаться на потолке или а стене, чтобы дети водили глазами по цветным контурам, горизонтали и вертикали.

Таблицы К.Р. Мехта

Для тренинга окологлазных мышц по методике индийского офтальмолога К.Р.Мехта рекомендуется использовать рисунки: «Волна», «Углы», «Ромбы» «Спираль», диаметр которых 18 сантиметров.

Правила выполнения:

Рисунки устанавливают в освещенном месте таким образом, чтобы центральная фиксационная точка рисунка находилась на уровне глаз.

Упражнения следует выполнять без очков при условии четкого, ясного видения рисунка (без малейшего визуального напряжения). Начинать с расстояния 30 см, постепенно отдаляясь до 50 см.

Если в пределах 30-50 см не видны четко линии рисунка, в этом случае необходимо расфокусированным взглядом, без зрительного напряжения, проследить линии рисунка слева-направо затем справа-налево.

Четко выполнять порядок визуального слежения линии рисунков в следующем порядке: «Волна» - «Углы» - «Ромбы» - «Спирали», ни в коем случае не меняя его.

При выполнении упражнений в монокулярном режиме центральная фиксационная точка должна находиться на уровне центра данного глаза, при этом другой глаз прикрывается, но не зажмуривается.

Необходимо помнить, что всегда лучше выполнять упражнения медленнее, чем быстрее.

Желательно выполнять упражнения дважды в день и после выполнения каждого упражнения включать микропаузу зрительной релаксации, закрыв веки 10-15 сек.

3.Сенсорно-моторный тренаж

Сенсорно-моторны тренаж рекомендован доктором медицинских наук профессором В.Ф. Базарным для использования педагогами и воспитателями в индивидуальных и групповых играх, занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. Тренаж повышает психофизическую активность детей, предупреждает утомляемость, активизирует зрительные функции глаз (поисковая, фиксация взора, видение «далеко-близко» и др.), развивает внимание, мотивирует ребенка к познанию мира создавая поисковую ситуацию.

Тренаж представляет собой две штанги длинной 1 м, закрепленные накрест, на которых на разных уровнях подвешены стимулы (предметы, сюжетные картинки, игрушки, геометрические фигуры и др.). Зрительные стимулы яркие с четким контуром, количество мелких деталей минимально. Размер стимула 30 на 20 см, 15 на 10 см. Комплекс состоит из четырех тренажей, закрепленных в четырех верхних углах групповой комнаты на разных уровнях. В игре, на занятии тренаж используется 1-2 раза в зависимости от целей и утомляемости детей. Комплекс меняется не реже 2х раз в месяц.

Правила использования тренажа:

  • Все упражнения выполняются в позе сводного стояния.
  • Каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых ситуациях
  • В процессе поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами, туловищем.
  • Продолжительность упражнений 1,5-2 мин

Зрительная гимнастика со словесным сопровождением.

Большой популярностью пользуется зрительная гимнастика в стихах. Такая гимнастика помогает ребенку настроиться на позитивный лад, дает заряд бодрости на целый день. Ежедневные занятия гимнастикой в стихах помогают не только осуществлять коррекцию глазодвигательной системы детей с нарушениями зрения, но и развивают внимание, память, речь, коммуникативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Медико - педагогическое обследование физического развития детей с нарушениями осанки"

Статья - презентация иллюстрирующая обследование физического развития  детей дошкольного возраста....

Перспективный план (примерного) распределения задач по развитию зрительного восприятия формы во 2 младшей группе для детей с нарушением зрения.

Данная разработка будет полезна учителям- дефектологам, работающим с детьми с нарушением зрения,  есть возможность примерного распределения задач по зрительному восприятию для детей 2 младшей гру...

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.

Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями слуха (соавторство)

Методические рекомендации разработаны для использования руководителями и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий для оптимизации работы по созданию специальных условий для получения обу...

ПРОЕКТ Развитие цифровой информационной среды для развития зрительного восприятия и расширения знаний об окружающем у детей с нарушением зрения.

Данный материал раскрывает возможности применения  мультимедиа в работе с детьми с нарушением зрения. Зз-за невозможности загрузки файлов большего размера  презентация содержит лишь минимум ...

ПРОЕКТ Развитие цифровой информационной среды для развития зрительного восприятия и расширения знаний об окружающем у детей с нарушением зрения

Данный проект раскрывает возможности применения мультимедиа в работе с детьми с нарушением зрения. Из -за невозможности загрузки файлов большего размера, призентация содержит лишь минимум наглядного м...