Игры для развития пространственной ориентировки и мобильности у детей нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Для развития пространственной ориентировки и зрительных ощущений во время прогулки можно использовать разные игры и задания такого типа:
"Сравни два дерева", "Чьи следы на снегу?", "Рассмотри радугу",
"Сравни снежинки", «Пройти путь на звук», «Найди дерево, цветок по картинке» и т. д.
На прогулке можно наблюдать изменения природных явлений, смену времен года, показывать большие и маленькие льдинки, сравнивать их, рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких играх, как «Назови цвета первых упавших листьев», «Узнай растение по листочку», «Назови растение по ростку и месту посадки», «Угадай, кто ползет по листу? » и т. д. «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Тифлопедагогика
Дисциплина: Методика развития пространственной ориентировки и мобильности у детей нарушением зрения
Практическое задание 2, модуль 2
Выполнил:
Слушатель:
Маслова Т.К
Преподаватель:
Слюсарская Т. В.
Волгоград – 2016
Для развития пространственной ориентировки и зрительных ощущений во время прогулки можно использовать игры и задания такого типа:
"Сравни два дерева", "Чьи следы на снегу?", "Рассмотри радугу",
"Сравни снежинки", «Пройти путь на звук», «Найди дерево, цветок по картинке» и т. д.
На прогулке можно наблюдать изменения природных явлений, смену времен года, показывать большие и маленькие льдинки, сравнивать их, рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких играх, как «Назови цвета первых упавших листьев», «Узнай растение по листочку», «Назови растение по ростку и месту посадки», «Угадай, кто ползет по листу? » и т. д. «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик»
Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».
«Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики»
Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь — в новый дом придешь, ошибешься — в старом останешься», «Правильно пройдешь — другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.
На прогулке можно обследовать разнообразный растительный и животный мир в таких играх, как "Назови цвета первых упавших листьев", "Узнай растение по листочку" и т.д.
Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром,
можно для закрепления детских представлений использовать словесные
дидактические игры. Игра "Угадай по описанию", где детям предлагают картинки с предметными изображениями: игрушки, предметы быта, и дают задания: загадать загадку, описать предмет. Дидактические упражнения:
·нарисовать, что данное слово обозначает;
·связать слово с иллюстрацией, его изображением;
·произнести слоги похожих слов;
·Составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.
Использование дидактических игр для формирования предметных представлений.
Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, так как в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.
Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала, осмыслению изображенного, их словесному описанию.
Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи, а также способствует осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов.
Игра «Кто скорее соберет палочки». Детям предлагается в стаканчики определенного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе игры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.) .
В задании «Найди такой же» дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует создать ряд от более темного к самому светлому.
В игре «Разложи по цвету» дети по образцу, кто скорее, создают цветовой ряд по оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее создаст гамму цветовых оттенков.
В упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривают изображения крыльев бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети определяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей.
В дидактическом задании «Выложи орнамент» предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.
Игра «Подбери чашки к блюдцам». Даются изображения чашек и блюдец или реальные предметы разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета.
К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к шарам цветные нитки» и др.
Дидактические игры, «Какой предмет больше, меньше? », «Что дальше, что ближе? », «Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет» упражняют детей в развитии глазомера. Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания «Угадай, что изменилось? », «Чего не стало? », «Найди такой же предмет».
В игре «Кто скорее соберет листья?» дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета.
В игре «Найди каждому ребенку свою игрушку» дети подбирают игрушки: мальчику — самокат, девочке — скакалку, другим детям — волчок, мячик и т. д. При этом они определяют, какое действие характеризует ту или иную позу, когда ребенок играет с игрушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.) .
В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду.
Игра «Какой геометрической фигуры не стало?» предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать, какая фигура спрятана. В игре «Составь из частей целое» дети составляют из вырезанных частей целое изображение.
Дидактическая игра «Кто скорее нанижет свои бусы?» способствует развитию глазомера, моторики рук. Вводится элемент выигрыша на скорость. Для развития зрительно-пространственной ориентировки можно использовать игру «Найди в комнате предметы соответствующей высоты, ширины, длины». Каждый ребенок получает свою мерку: палочку, ленту и др. Надо найти предмет соответственно заданной мере по длине, высоте, ширине, например, «Найдите игрушки по высоте палочки».
Для упражнения в выделении формы дается игра «Найди предмет по форме геометрической фигуры». Дети получают геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) и геометрические тела (конус, шар, цилиндр, призма) и описывают предметы в комнате.
В игре «Каждой игрушке свое место» дети учатся вкладывать в коробки игрушки соответственно размеру.
Игра-лабиринт «Чей телефон?» учит прослеживать глазами изображение шнура телефона, чтобы выяснить, кто с кем говорит по телефону. Правильное прослеживание фиксируется фишками; дети соревнуются, кто скорее выполнит задание.
Использование дидактических игр для формирования представлений о перспективах. Подвижные игры. Игры спортивного характера.
Для формирования представлений о перспективе можно использовать фланелеграф. Предлагается образец рисунка (с 2-4х плановой перспективой) и точно такие же вырезанные изображения и детали этого рисунка. Следует создать на фланелеграфе подобно рисунку изображение, сохраняя то, как расположены предметы на рисунке.
В игровом задании «Кто с каким мячом играет? » упражняются глазодвигательные функции зрения. Дети отслеживают соединяющие девочек и мальчиков линии с разноцветными шарами и называют направление движения объектов: вверх-вниз, влево - вправо, в нижнем правом углу, середине, с правой стороны и т. д.
В дидактической игре «Угадай, где позвонили?» идет упражнение на выделение направления звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т. д.
Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии
1. Прокатывание мяча в ворота.
2. Прокатывание мяча вокруг кеглей.
3. Прокатывание мяча вокруг кубов.
4. Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо).
5. Скати мяч с возвышенности (наклонная доска, горка).
6. Забрось мяч в ведерко, лунку (перпендикулярно).
7. Отбивание мяча об пол (стоя, ходить по комнате, прыгая) стихами.
8. Прокати мяч назад (индивидуально и коллективно).
9. Забрось мяч в корзину с расстояния.
10. Оттолкни мяч от себя.
11. Прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места).
12. Подкати мяч ногами (сидя на полу),
13. «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).
14. Футбол.
15. Проведи мяч ногой (дается определенное расстояние).
16. Докати мяч до флажка.
17. Сбей кеглю (прокатывая).
Направление взгляда вниз и вблизь вызывает напряжение конвергенции и сведение зрительных осей, поэтому игры в основном подбираются и проводятся с направлением взгляда вниз и вблизь.
Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии:
1. Бросание и ловля мяча (друг другу).
2. Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками).
3. Бросание о стену и ловля отскочившего мяча.
4. Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя).
5. Забрасывание мяча в кольцо.
6. Игра с мячом через сетку.
7. Бросание и ловля мяча через веревку, натянутую выше роста ребенка.
8. Закати мяч на горку (доску или любой возвышенный предмет).
9. Попади мячом в цель (подвижную и неподвижную).
10. Сбей кеглю или другую игрушку (бросая).
11. Чей мяч выше подлетит.
12 Поймай шарик (на удочку).
13. Кто первый принесет мяч (бросать можно и вверх и вдаль).
14. Кто дальше бросит мяч.
15. Бросание мяча через обруч.
16. Бадминтон.
17. Мяч — чижик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для развития пространственной ориентировки у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:_формирование пространственных представлений;_ формирование умения ориентироваться на горизонтальной и вертикальной плоскости;_формирование понятия диагональных направлений;_формирование умения...
Игры для развития пространственной ориентировки
Игры для развития пространственной ориентировки.(для детей старшей группы) Игры на формирование ориентировки "на себе""Солнышко" Цель: закреплять знания о месте расположения час...
Дидактическая игра для развития пространственной ориентировки " Где чья квартира?"
Цель игры: развитие пространственных отношений, понятий "слева","справа", "внизу", "вверху", "над", "под". Учить различать и назы...
Подвижные игры на развитие пространственной ориентировки детей
Подвижные игры на развитие пространственной ориентировки детей...
Подвижные игры на развитие пространственной ориентировки детей
Подвижные игры...
Методика развития пространственной ориентировки и мобильности у детей нарушением зрения
Для совершенствования ориентации в пространстве у детей, имеющих нарушенное зрение, требуется специальное обучение интенсивному использованию нарушенного зрения и всех сохранных ан...
Важность навыков зрительно-пространственной ориентировки для ребенка-логопата с нарушением зрения
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки всех детей к школе. А если у ребенка есть нарушения зрения, нарушения речи, то эти навыки особенно в...