Важность навыков зрительно-пространственной ориентировки для ребенка-логопата с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки всех детей к школе. А если у ребенка есть нарушения зрения, нарушения речи, то эти навыки особенно важны для профилактики оптической дисграфии в школе. И что очень важно, не только необходимо научить ребенка ориентироваться в пространстве, на плоскости, но и обозначать словом пространственные отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zritelno-prostranstvennaya_orientirovka_rebenka-logopata_s_narusheniem_zreniya.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность навыков зрительно-пространственной ориентировки
для ребенка-логопата с нарушением зрения
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки всех детей к школе. А если у ребенка есть нарушения зрения, нарушения речи, то эти навыки особенно важны для профилактики оптической дисграфии в школе. И что очень важно, не только необходимо научить ребенка ориентироваться в пространстве, на плоскости, но и обозначать словом пространственные отношения. Кроме того, освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.
Поэтому ребенка необходимо научить
- отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо;
- отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);
- ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.
Рекомендуется включать игры на развитие зрительно-пространственной ориентировки на всех занятиях, режимных моментах, проводимых в детском саду.
Ориентировка “на себе”.
Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.
Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).
Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей задаче — ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Например, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы взрослый фиксирует их внимание на характерных деталях. При рассматривании машины: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.
Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека. Эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам — передним (лицевым), боковым, верхним и т. д. Ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений.
Ориентировка “от себя”.
В младшем дошкольном возрасте дети должны различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.
Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.
Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.
Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.
Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.
Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии.
Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.
Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.
Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения
Ориентировка в пространстве является жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве осуществляется в течение всей жизни. ...
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Сообщение из опыта работы...
Развитие исследовательских навыков у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством создания тактильных книг
В соответствии ФГОС дошкольного образования, содержание реализуемой в дошкольной образовательной организации образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личнос...
Методика изучения навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.
Цель данной методической разработки – изучить уровень развития навыков ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения....
Развитие осязательных навыков и мелкой моторики у детей с нарушением зрения как средство познания окружающего мира
В статье говорится о необходимости развития осязательных навыков у детей с нарушением зрения, о направлениях и формах работы с детьми, а также об играх, которые помогают ...
Статья на тему: «Особенности развития навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения».
В данной работе под термином «нарушение зрения» мы будем понимать преимущественно функциональные нарушения зрительной системы, такие как: гиперметропия (дальнозоркость); миопия (близорукос...
Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"
Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...