Рабочая программа " Корреляционно-развивающие занятия"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с нарушением интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития.
Категория детей с интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспитания. 2323
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Коррекционно-развивающие занятия»
Пояснительная записка к программе по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»
Программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
В связи с тем, что в классе обучаются дети с 2 уровнями психофизического развития, задачи и планируемые результаты освоения программы по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» обучающимися представлены по уровням:
Пропедевтический уровень
- Фиксировать взгляда на лице человека, на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки), на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).
- Прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад), за движущимся удаленным объектом.
- Узнавать знакомые предметы, значимых людей (семья, педагоги)
- Демонстрирует реакцию на звук;
- Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).
- Прослеживать близко расположенного перемещающегося источника звука.
- Локализовать неподвижность удаленного источника звука.
- Реагировать на своё имя.
- Эмоционально-двигательно реагировать на прикосновения человека, на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.).
- Различать по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый).
- Реагировать на вибрацию, исходящую от объектов;
- Реагировать на горизонтальное (вертикальное) положение тела, на положение частей тела и тела в пространстве.
- Реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
- Ходить по разным поверхностям (горизонтальным, наклонным, мягким, с разной фактурой), удержание равновесия при перешагивании препятствий, ходьбе по ступеням, толерантность к линейной вестибулярной стимуляции.
- Реагировать на запахи.
- Сминать материалы (салфетки, туалетная бумага) двумя руками.
- Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Размазывание пластилина руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).
- Разминание материала пластилина двумя руками.
- Пересыпать материалы (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками.
- Переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).
- Захватывать, удержать, отпускать предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).
- Встряхивать предмет, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).
- Толкать предметы от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя руками.
- Ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины).
- Притягивать предметы к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Нажимание на кнопку, коммуникатор всей кистью (пальцем).
- Застегивание/расстегивание липучек.
- Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой).
- Вынимание предметов из емкости (корзины, коробки).
- Складывание предметов в емкость (корзины, коробки).
- Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)
Минимальный уровень.
- Узнавать и зрительно соотносить основные цвета, правильно называть или показать хотя бы один цвет;
- Узнавать и зрительно соотносить форму изображения с его силуэтом и основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник); узнавать и зрительно соотносить элементарную величину, узнает знакомые предметы на картинках, кроме значимых взрослых узнает и одноклассников.
- Соотносить звук с его источником;
- Дифференцировать знакомые звуки окружающего мира (транспорт, животные и т. д.), различает звук по громкости (тихо/громко);
- Понимать простую словесную инструкцию из нескольких слов;
- Различать материалы (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), понимание и определение положения своего тела в пространстве.
- Ориентируется в собственном теле.
- Знает направления вперед/назад, вверх/вниз.
- Ориентируется в знакомом пространстве.
- Соотносит одинаковых поверхностей.
- Умеет выполнять раскачивающие движения на качелях (вперед/назад, вправо/влево).
- Способен выражать своё отношение к запахам.
- Соотносит одинаковых запахов.
- Способен выражать своё отношение к вкусу.
- Знает съедобные и несъедобные объекты.
- Узнает (различает) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).
- Сминание материалов пальцами.
- Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.
- Размазывание материала пластилина руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).
- Разминание материала пластилина одной рукой. Пересыпание, перемешивание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) и поиск в нём заданных объектов.
- Переливание материала (вода) двумя руками и с использованием разного инструмента
- Перекатывание круглого предмета (от себя, из руки в руку), умение ловить мяч/воздушный шарик (с разного расстояния).
- Нажимание на предмет (юла, рычаг др.) всей кистью (пальцем).
- Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).
- Вставление мелких предметов в узкие отверстия (мозаика, копилка и др.), сортировка предметов(материалов) по толщине.
- Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить), шнуровка, застёгивание/расстегивание (пуговицы, молния).
- Составление предметов друг на друга (кубики и др.) Сортировка предметов (одинаковые/ разные, цвет, величина, форма и др.).
- Разливание жидкости по емкостям.
Достаточный уровень.
- Ребенок кроме основных цветов узнает и соотносит несколько дополнительных и градиентов;
- Узнает объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак;
- Узнает, соотносит и называет геометрические фигуры (4 и более), выделяет заданную форму из небольшого множества других форм по словесной инструкции, различает предметы по высоте, длине, ширине.
- Нахождение одинаковых по звучанию объектов,
- Дифференцирует звуки природы, голоса знакомых людей, узнает знакомые звуки в шуме,
- Понимает сложную (составную) словесную инструкцию.
- Различение материалов по вязкости (жидкий, густой).
- Градиент по температуре (холоднее, теплее, горячее), по фактуре.
- Понимание и определение положение своего тела и конечностей (я сижу, руки вверху).
- Знание направлений вправо/влево.
- Толерантность к различного рода вестибулярным стимуляциям (доступной для ребенка интенсивности).
- Различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
- Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
- Придание материалу (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) заданной формы. Сортировка мелких предметов (горох, фасоль, кофе-бобы), поиск объектов в материале (крупа, песок, земля, мелкие предметы) на ощупь. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
- Продергивание нити (иглы с нитью) в узкое отверстие. Завязывание шнурков. Сортировка предметов по функциям и области применения (посуда, одежда, обувь, предметы гигиены).
Наряду с формированием общих учебных знаний, умений и навыков у обучающихся будут формироваться базовые учебные действия (БУД).
Личностные учебные действия:
-взаимодействие со взрослыми
-взаимодействие со сверстниками
-сформированность умений выполнять требования взрослых
Регулятивные учебные действия:
-направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание)
-выполнять действия по образцу и по подражанию
- имитировать крупные движения
Познавательные учебные действия:
-соотносить свои действия и их результаты с помощью взрослых с заданными образцами
-наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт доступным способом
- пользоваться невербальными формами коммуникации
- пользоваться указательным жестом
- выполнять действия по простым речевым инструкциям
Согласно учебному плану коррекционно-развивающим занятиям во 1 классе отводится 66 часов в год, 2 часа в неделю.
Программа представлена следующими разделами:
- Сенсорное развитие.
- Слуховое восприятие.
- Кинестетическое восприятие.
- Предметно – практическая деятельность.
- Двигательное развитие
Основной формой организации учебного процесса по предмету являются: урок, индивидуальные и практические коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На долю каждого обучающегося приходится в неделю 1–2 занятия по 20 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся).
Контроль осуществляется в виде диагностики в начале года (сентябрь), промежуточного тестирования (декабрь) и итогового тестирования (май).
Перечень учебно-методического обеспечения: дидактический материал, карточки с изображениями, геометрические фигуры, касса цифр и букв, презентации, книги, разрезные картинки, песок.
Список литературы:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Баряева Л. Б., Яковлевой Н. Н. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» - Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011г.
- Башаева Г. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
- Метиева Л. А., Удалова Ю. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
Рабочая программа ДПОУ проведения занятий у детей 5-7 лет по обучению рисованию с элементами техники нетрадиционного рисования СТУДИЯ "ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ"
Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и т...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова«Орга...
Рабочая программа проведения лабораторных занятий "Почемучка" (старшая разновозрастная группа)
В детском саду создается насыщенная развивающая среда, которая становится пространством свободной личностной самореализации ребенка. Притом эту развивающую среду мы максимально расширили,создав ...
Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте
Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ТНР) 5-6 лет
Рабочая программа педагога-психолога работы с детьми с ОВЗ (ТНР)...