Рабочая программа " Корреляционно-развивающие занятия"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Варламова Надежда Викторовна

Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с нарушением интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития.

Категория детей с интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспитания. 2323

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Коррекционно-развивающие занятия»

Пояснительная записка к программе по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

            Программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

В связи с тем, что в классе обучаются дети с 2 уровнями психофизического развития, задачи и планируемые результаты освоения программы по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» обучающимися представлены по уровням:

 

Пропедевтический уровень

  • Фиксировать взгляда на лице человека, на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки), на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).
  • Прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад), за движущимся удаленным объектом.
  • Узнавать знакомые предметы, значимых людей (семья, педагоги)
  • Демонстрирует реакцию на звук;
  • Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).  
  • Прослеживать близко расположенного перемещающегося источника звука. 
  • Локализовать неподвижность удаленного источника звука.
  • Реагировать на своё имя.
  • Эмоционально-двигательно реагировать на прикосновения человека, на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.).
  • Различать по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый).
  • Реагировать на вибрацию, исходящую от объектов;
  • Реагировать на горизонтальное (вертикальное) положение тела, на положение частей тела и тела в пространстве.
  • Реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
  • Ходить по разным поверхностям (горизонтальным, наклонным, мягким, с разной фактурой), удержание равновесия при перешагивании препятствий, ходьбе по ступеням, толерантность к линейной вестибулярной стимуляции.  
  • Реагировать на запахи.  
  • Сминать материалы (салфетки, туалетная бумага) двумя руками.
  •  Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Размазывание пластилина руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).
  • Разминание материала пластилина двумя руками.
  • Пересыпать материалы (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками.
  • Переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).  
  • Захватывать, удержать, отпускать предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).
  • Встряхивать предмет, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).
  • Толкать предметы от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя руками.
  • Ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины).
  • Притягивать предметы к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Нажимание на кнопку, коммуникатор всей кистью (пальцем).
  • Застегивание/расстегивание липучек.
  • Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой).
  • Вынимание предметов из емкости (корзины, коробки).
  • Складывание         предметов         в         емкость         (корзины,         коробки).
  • Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)

Минимальный уровень.

  • Узнавать и зрительно соотносить основные цвета, правильно называть или показать хотя бы один цвет;  
  • Узнавать и зрительно соотносить форму изображения с его силуэтом и основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник); узнавать и зрительно соотносить элементарную величину, узнает знакомые предметы на картинках, кроме значимых взрослых узнает и одноклассников.
  • Соотносить звук с его источником;
  • Дифференцировать знакомые звуки окружающего мира (транспорт, животные и т. д.), различает звук по громкости (тихо/громко);
  • Понимать простую словесную инструкцию из нескольких слов;
  • Различать материалы (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), понимание и определение положения своего тела в пространстве.
  • Ориентируется в собственном теле.
  • Знает направления вперед/назад, вверх/вниз.
  • Ориентируется в знакомом пространстве.
  • Соотносит одинаковых поверхностей.
  • Умеет выполнять раскачивающие движения на качелях (вперед/назад, вправо/влево).
  • Способен выражать своё отношение к запахам.  
  • Соотносит одинаковых запахов.
  • Способен выражать своё отношение к вкусу.
  • Знает съедобные и несъедобные объекты.
  • Узнает (различает) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).
  •  Сминание материалов пальцами.
  •  Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками,  направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.
  • Размазывание материала пластилина руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).
  • Разминание материала пластилина одной рукой. Пересыпание, перемешивание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) и поиск в нём заданных объектов.
  • Переливание материала (вода) двумя руками  и с использованием разного инструмента
  • Перекатывание круглого предмета (от себя, из руки в руку), умение ловить мяч/воздушный шарик (с разного расстояния).
  • Нажимание на предмет (юла, рычаг др.) всей кистью (пальцем).
  • Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).
  • Вставление мелких предметов в узкие отверстия (мозаика, копилка и др.), сортировка предметов(материалов) по толщине.
  •  Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить), шнуровка, застёгивание/расстегивание (пуговицы, молния).
  • Составление предметов друг на друга (кубики и др.)  Сортировка предметов (одинаковые/ разные, цвет, величина, форма и др.).
  • Разливание жидкости по емкостям.

Достаточный уровень.

  • Ребенок кроме основных цветов узнает и соотносит несколько дополнительных и градиентов;
  • Узнает объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак;  
  • Узнает, соотносит и называет геометрические фигуры (4 и более), выделяет заданную форму из небольшого множества других форм по словесной инструкции, различает предметы по высоте, длине, ширине.  
  • Нахождение одинаковых по звучанию объектов,  
  • Дифференцирует звуки природы, голоса знакомых людей, узнает знакомые звуки в шуме,  
  • Понимает сложную (составную) словесную инструкцию.
  • Различение материалов по вязкости (жидкий, густой).  
  • Градиент по температуре (холоднее, теплее, горячее), по фактуре.
  • Понимание и определение положение своего тела и конечностей (я сижу, руки вверху).
  • Знание направлений вправо/влево.
  • Толерантность к различного рода вестибулярным стимуляциям (доступной для ребенка интенсивности).  
  • Различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)  
  • Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).  
  • Придание материалу (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) заданной формы. Сортировка мелких предметов (горох, фасоль, кофе-бобы), поиск объектов в материале (крупа, песок, земля, мелкие предметы) на ощупь. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).  
  • Продергивание нити (иглы с нитью) в узкое отверстие. Завязывание шнурков. Сортировка предметов по функциям и области применения (посуда, одежда, обувь, предметы гигиены).  

Наряду с формированием общих учебных знаний, умений и навыков у обучающихся будут формироваться базовые учебные действия (БУД).

Личностные учебные действия:

-взаимодействие со взрослыми

-взаимодействие со сверстниками

-сформированность умений выполнять требования взрослых

Регулятивные учебные действия:

-направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание)

-выполнять действия по образцу и по подражанию

- имитировать крупные движения

Познавательные учебные действия:

-соотносить свои действия и их результаты с помощью взрослых с заданными образцами

-наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт доступным способом

- пользоваться невербальными формами коммуникации

- пользоваться указательным жестом

- выполнять действия по простым речевым инструкциям

Согласно учебному плану коррекционно-развивающим занятиям во 1 классе отводится 66 часов в год, 2 часа в неделю.

Программа представлена следующими разделами:

- Сенсорное развитие.

- Слуховое восприятие.

- Кинестетическое восприятие.

- Предметно – практическая деятельность.

- Двигательное развитие

Основной формой организации учебного процесса по предмету являются: урок, индивидуальные и практические коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На долю каждого обучающегося приходится в неделю 1–2 занятия по 20 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся).

 Контроль осуществляется в виде диагностики в начале года (сентябрь), промежуточного тестирования (декабрь) и итогового тестирования (май).

      Перечень учебно-методического обеспечения: дидактический материал, карточки с изображениями, геометрические фигуры, касса цифр и букв, презентации, книги, разрезные картинки, песок.

Список литературы:

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Баряева Л. Б., Яковлевой Н. Н. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» - Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011г.
  3. Башаева Г. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
  4. Метиева Л. А., Удалова Ю. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Рабочая программа ДПОУ проведения занятий у детей 5-7 лет по обучению рисованию с элементами техники нетрадиционного рисования СТУДИЯ "ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ"

Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и т...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Рабочая программа проведения лабораторных занятий "Почемучка" (старшая разновозрастная группа)

В детском саду создается насыщенная развивающая среда, которая становится пространством свободной личностной самореализации  ребенка. Притом эту развивающую среду мы максимально расширили,создав ...

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет  на логопедическом пункте...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ТНР) 5-6 лет

Рабочая программа педагога-психолога работы с детьми с ОВЗ (ТНР)...