Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
рабочая программа по развитию речи на тему

Алешина Юлия Сергеевна

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

     В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной и речевой сфер, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

     С этой целью нами была создана программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога – психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_korr-razvivayushchikh_zanyatiy.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты  

                                                                   

Введение

     В настоящее время значительно возрос интерес педагогов – психологов, учителей - логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям.

По восприятию окружающего мира мы условно можем быть отнесены к трем типам: визуалам, аудиалам и кинестетикам, то есть ведущей в нашем восприятии является слуховая, зрительная или осязательная модальность. Существование такого подхода позволяет лишний раз убедиться в том, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики, доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная сенсорная комната. Первоначально сенсорная комната была разработана в Голландии с целью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью подходящими средствами для проведения досуга и раскрепощения. Само понятие сенсорной комнаты, является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций.

Как отмечала Е.Д. Хомская (1982 г.), кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь филогенетически одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

Кожно-кинестетическая чувствительность – это сборное понятие, объединяющее несколько видов. Е.Д. Хомская (1982 г.) делит их в целом на две категории:

  • виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащимися в коже;
  • виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащимися в мышцах, суставах и сухожилиях.

Поэтому первые занятия в сенсорной комнате должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.

Еще Л.С. Выготский (1932 г.) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая окружающую его реальность: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».

     Оборудование сенсорной комнаты активизирует работу базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, развивает саморегуляцию процессов возбуждения и торможения.

Оборудование сенсорной комнаты помогает решать следующие задачи:

Задачи занятий в сенсорной комнате:

1.Коррекция психических процессов;

2.Коррекция детей с повышенной агрессивностью;

3.Психоэмоциональное развитие детей;

4.Сенсорное и познавательное развитие.

Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на три функциональных блока:

Релаксационный блок:

Пуфик-кресло с гранулами

Детская подушечка с гранулами

Маты напольные

Маты настенные

Сухой бассейн

музыкальный центр, наборы аудиокассет и CD-дисков,

установка для ароматотерапии,

наборы масел

Активизирующий блок  оборудование со светооптическими эффектами:

Мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна

Проектор «Солнечный»
Безопасный оптиковолоконный пучок.

Зеркальный шар

Тактильная панель

Тактильные ячейки

Тактильная дорожка

Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей.

В нашем Дошкольном подразделении   “сенсорная комната” используется педагогом-психологом с 2010 года. Занятия  в сенсорной комнате помогают развивать высшие психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), способствуют развитию речи, мелкой и общей моторики, двигательных навыков, повышают мотивацию. Внедрение  в логопедическую работу сенсорной комнаты связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в группах с дефектами речевого развития. Отставание в речевом развитие, является следствием недоразвития одной или нескольких психических функций. И, как правило, у таких детей отмечается, низкая мотивация, недостаточная сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представления об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы

     Коррекционная работа с детьми, имеющими трудности речевого и познавательного развития обычными методами и приемами, не всегда дает эффективные результаты. Поэтому мы, педагог-психолог и учитель-логопед, решили использовать в нашей совместной деятельности ресурсы сенсорной комнаты. Которая позволяет обогатить сенсомоторный опыт ребенка, улучшит память, внимание, восприятие, активизирует речевое и познавательное развитие, повысит мотивацию

Структура  взаимодействия педагога-психолога

 и учителя-логопеда

Цель: оптимизация коррекционно-развивающей деятельности у детей, имеющих трудности познавательного и речевого развития, с использованием ресурсов сенсорной комнаты.

Задачи:

  1. Разработка совместных коррекционно-развивающих занятий.
  2. Обмен методиками и техниками.

Основные направления совместной деятельности:

  1. Профилактическая работа
  2. Мониторинг
  3. Коррекционно-развивающее направление
  4. Аналитическая работа
  5. Консультативная работа
  6. Просветительская работа

Тема занятия

Цель занятия педагога-психолога

Цель занятия учителя-логопеда

В сказочном лесу

Развитие произвольного внимания, восприятия; активизация положительных эмоций

Актуализация словаря по теме «Дикие животные в  сказочном лесу». Совершенствование грамматического строя речи

Путешествие по морю

Развитие координации движения, тактильной чувствительности; умение передавать ощущения, эмоции в речи

Развитие общих речевых навыков.

Актуализация словаря по теме «Путешествие по морю».

Зеркало

Развитие мимики, пантомимики; умение выражать различные эмоциональные состояния; снятие напряжения.

Развитие координации движений и мелкой моторики.

Актуализация словаря по теме.

Космос

Развитие воображения, пространственных представлений; снятие негативных эмоций.

Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).

Загадка

Развитие визуального и тактильного восприятия; релаксация в процессе идеомоторных представления образов

Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).

Зоопарк

Развитие мышления, внимания, речи; снижение двигательного тонуса

Совершенствование навыков фонематического анализа. Развитие речевого слуха.

Путешествие с аквалангом

Снижение уровня тревожности; создание психологического комфорта развитие памяти, внимания; развитие воображения.

Совершенствование грамматического строя речи.

Знакомство с профессией аквалангист.

Лето

Регуляция мышечного напряжения; снятие эмоционального напряжения

Развитие общих речевых навыков (длительности речевого выдоха, четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи).

Литература:

1. Алябьева ЕА. Психогимнастика в детском саду. М., 2005.;

2. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М., 1984.;

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 2003.;

4. Журнал «Логопед»,  2012, №2 стр. 54-57;

5. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.;

6. Колос  Г. Г. Сенсорная комната в ДОУ. М., 2006.;

7. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1996.;

8. Справочник педагога-психолога №11, 2012. Статья Мещерякова О. Б. «Взаимодействие педагога-психолога и учителя – логопеда», стр. 4-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...

Организация совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ, с детьми, имеющими трудности развития познавательной и речевой сферы.

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими трудности познавательной и речевой сферы с использованием иновационных технологий, к которым можно отнести сенсорную комнату....

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...