Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
рабочая программа по развитию речи на тему
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной и речевой сфер, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.
С этой целью нами была создана программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога – психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korr-razvivayushchikh_zanyatiy.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Введение
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов – психологов, учителей - логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям.
По восприятию окружающего мира мы условно можем быть отнесены к трем типам: визуалам, аудиалам и кинестетикам, то есть ведущей в нашем восприятии является слуховая, зрительная или осязательная модальность. Существование такого подхода позволяет лишний раз убедиться в том, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики, доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная сенсорная комната. Первоначально сенсорная комната была разработана в Голландии с целью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью подходящими средствами для проведения досуга и раскрепощения. Само понятие сенсорной комнаты, является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций.
Как отмечала Е.Д. Хомская (1982 г.), кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь филогенетически одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.
Кожно-кинестетическая чувствительность – это сборное понятие, объединяющее несколько видов. Е.Д. Хомская (1982 г.) делит их в целом на две категории:
- виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащимися в коже;
- виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащимися в мышцах, суставах и сухожилиях.
Поэтому первые занятия в сенсорной комнате должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.
Еще Л.С. Выготский (1932 г.) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая окружающую его реальность: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».
Оборудование сенсорной комнаты активизирует работу базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, развивает саморегуляцию процессов возбуждения и торможения.
Оборудование сенсорной комнаты помогает решать следующие задачи:
Задачи занятий в сенсорной комнате:
1.Коррекция психических процессов;
2.Коррекция детей с повышенной агрессивностью;
3.Психоэмоциональное развитие детей;
4.Сенсорное и познавательное развитие.
Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на три функциональных блока:
Релаксационный блок:
Пуфик-кресло с гранулами
Детская подушечка с гранулами
Маты напольные
Маты настенные
Сухой бассейн
музыкальный центр, наборы аудиокассет и CD-дисков,
установка для ароматотерапии,
наборы масел
Активизирующий блок оборудование со светооптическими эффектами:
Мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна
Проектор «Солнечный»
Безопасный оптиковолоконный пучок.
Зеркальный шар
Тактильная панель
Тактильные ячейки
Тактильная дорожка
Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей.
В нашем Дошкольном подразделении “сенсорная комната” используется педагогом-психологом с 2010 года. Занятия в сенсорной комнате помогают развивать высшие психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), способствуют развитию речи, мелкой и общей моторики, двигательных навыков, повышают мотивацию. Внедрение в логопедическую работу сенсорной комнаты связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в группах с дефектами речевого развития. Отставание в речевом развитие, является следствием недоразвития одной или нескольких психических функций. И, как правило, у таких детей отмечается, низкая мотивация, недостаточная сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представления об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы
Коррекционная работа с детьми, имеющими трудности речевого и познавательного развития обычными методами и приемами, не всегда дает эффективные результаты. Поэтому мы, педагог-психолог и учитель-логопед, решили использовать в нашей совместной деятельности ресурсы сенсорной комнаты. Которая позволяет обогатить сенсомоторный опыт ребенка, улучшит память, внимание, восприятие, активизирует речевое и познавательное развитие, повысит мотивацию
Структура взаимодействия педагога-психолога
и учителя-логопеда
Цель: оптимизация коррекционно-развивающей деятельности у детей, имеющих трудности познавательного и речевого развития, с использованием ресурсов сенсорной комнаты.
Задачи:
- Разработка совместных коррекционно-развивающих занятий.
- Обмен методиками и техниками.
Основные направления совместной деятельности:
- Профилактическая работа
- Мониторинг
- Коррекционно-развивающее направление
- Аналитическая работа
- Консультативная работа
- Просветительская работа
Тема занятия | Цель занятия педагога-психолога | Цель занятия учителя-логопеда |
В сказочном лесу | Развитие произвольного внимания, восприятия; активизация положительных эмоций | Актуализация словаря по теме «Дикие животные в сказочном лесу». Совершенствование грамматического строя речи |
Путешествие по морю | Развитие координации движения, тактильной чувствительности; умение передавать ощущения, эмоции в речи | Развитие общих речевых навыков. Актуализация словаря по теме «Путешествие по морю». |
Зеркало | Развитие мимики, пантомимики; умение выражать различные эмоциональные состояния; снятие напряжения. | Развитие координации движений и мелкой моторики. Актуализация словаря по теме. |
Космос | Развитие воображения, пространственных представлений; снятие негативных эмоций. | Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи). |
Загадка | Развитие визуального и тактильного восприятия; релаксация в процессе идеомоторных представления образов | Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи). |
Зоопарк | Развитие мышления, внимания, речи; снижение двигательного тонуса | Совершенствование навыков фонематического анализа. Развитие речевого слуха. |
Путешествие с аквалангом | Снижение уровня тревожности; создание психологического комфорта развитие памяти, внимания; развитие воображения. | Совершенствование грамматического строя речи. Знакомство с профессией аквалангист. |
Лето | Регуляция мышечного напряжения; снятие эмоционального напряжения | Развитие общих речевых навыков (длительности речевого выдоха, четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи). |
Литература:
1. Алябьева ЕА. Психогимнастика в детском саду. М., 2005.;
2. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М., 1984.;
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 2003.;
4. Журнал «Логопед», 2012, №2 стр. 54-57;
5. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.;
6. Колос Г. Г. Сенсорная комната в ДОУ. М., 2006.;
7. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1996.;
8. Справочник педагога-психолога №11, 2012. Статья Мещерякова О. Б. «Взаимодействие педагога-психолога и учителя – логопеда», стр. 4-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно - развивающего воспитания и обучения детей - инвалидов дошкольного возраста для умственно отсталых детей
Рабочая программа педагогаМогильченко О.АДля младшего школьного возраста (0-класс)...
Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...
Организация совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ, с детьми, имеющими трудности развития познавательной и речевой сферы.
Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими трудности познавательной и речевой сферы с использованием иновационных технологий, к которым можно отнести сенсорную комнату....
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...