Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий в комнате
с интерактивным сенсорным оборудованием
«Релаксационный комплекс»
Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова
«Организация занятий в сенсорной комнате»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_relaksatsiya.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрен: Утвержден:
на педагогическом совете Приказ № ___ от «___» ___20__г.
МДОУ «Центр развития ребенка - Заведующий МДОУ № 7
детский сад № 7» _______ Н.М. Зубатова
Протокол №___от «__» ____20__г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий в комнате
с интерактивным сенсорным оборудованием
«Релаксационный комплекс»
Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова
«Организация занятий в сенсорной комнате»
Составитель:
педагог-психолог
Хлопова А.С
п. Пролетарский
Ракитянского района Белгородской области
2015 год
Паспорт программы
Наименование Программы | Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» |
Целевая группа | Для воспитанников 2 младшей - подготовительной , имеющих высокий уровень тревожности и психоэмоционального напряжения, соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети инвалиды и учащиеся, отнесенные к категории дети с ОВЗ |
Цель программы | Профилактика психоэмоционального напряжения, снятие негативного проявления стресса и развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты. Повышение уровня сенсорного развития учащихся. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые конечные результаты |
|
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающие занятие в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием способствуют сохранению и укреплению психофизического и психоэмоционального здоровья обучающихся посредством создания специальной мультисенсорной среды.
Специальное оборудование в сенсорной комнате позволяет решить следующие задачи:
- нормализация психоэмоционального состояния человека, предупреждение аффектов и депрессий;
- снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;
- развитие когнитивных процессов;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие креативности и др.
Сенсорную комнату в своей профессиональной деятельности могут использовать педагоги-психологи, другие специалисты, имеющие соответствующую подготовку.
Основные области применения интерактивного сенсорного оборудования в образовательном процессе:
занятие можно включать в комплексную систему сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсомоторными нарушениями, проблемами эмоционального развития, нарушениями слуха, зрения, речи и др.;
эффективное средство обучения педагогов инновационным технологиям, методам, приемам реабилитационной, коррекционно-развивающей работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в том числе с детьми-инвалидами;
при проведении занятий, направленных на коррекцию поведения, эмоционального состояния учащихся, а также для занятий с детьми «группы риска», находящимися в трудной жизненной ситуации;
может быть использована для проведения занятий с преподавателями и другими специалистами учебного заведения, с целью нормализации их психоэмоционального состояния.
В зависимости от проблем и возраста учащихся, а также с учетом рекомендаций врача используются различные формы, методы и приемы работы в сенсорной комнате. Как правило, на одном занятии может присутствовать от 1 до 8 человек. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития учащегося. Длительность занятий также определяется индивидуально и зависит от проблем и индивидуально-психологических особенностей.
Занятия в коррекционно-развивающей комнате с интерактивным сенсорным оборудованием противопоказаны лицам с аллергией, соматическими, инфекционными и психоневрологическими заболеваниями.
Примерная структура занятия в сенсорной комнате:
Вводная часть – ритуал приветствия, входная диагностика, разминка;
Основная часть – игры и упражнения с использованием оборудования комнаты;
Завершающая часть – подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания.
Не рекомендуется использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемого оборудования, направленного на развитие и коррекцию ощущений различной модальности. Например, занятие с интерактивной воздушно-пузырьковой колонной может сопровождаться спокойной мелодией, в это время другие приборы включаться не должны, поскольку каждый из них, в зависимости от сюжета занятия, требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.
Ожидаемый результат:
Создание положительного эмоционального фона, овладение коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Учащиеся так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность.
Общее психофизиологическое развитие. | развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций; активизация мышления; повышение иммунитета; улучшение соматического здоровья; коррекция эмоционального состояния; активизация деятельности; нормализация сна |
Эмоциональное развитие. | обогащение эмоционального опыта; преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности; стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний; формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний; формирование коммуникативных навыков у детей; коррекция девиантного поведения. |
Речевое развитие. | активизация словаря; накопление языковых представлений; формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи; формирование диалогической речи; формирование элементов словесного планирования; формирование монологической речи; формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль; развитие выразительности речи. |
Социальное развитие. | формирование личностной ориентации; формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности; проекция общественных взаимодействий; развитие социальных норм поведения; ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта; формирование организационных умений развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию; осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе; освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта; развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам; формирование и развитие творческих способностей; формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим; формирование правильное поведения в коллективе |
Содержание программы
Программа включает в себя несколько видов деятельности:
- профилактическая и развивающая работа с учащимися группами учащихся 5-11 классов с ослабленным здоровьем до 8 человек, индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ;
- просветительская работа с педагогическим коллективом;
- просветительская работа с родителями.
Виды и формы работы в сенсорной комнате
Наименование оборудования | Цель | Кол-во часов | Виды и формы работы | Категория детей |
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Гимнастические валики Проектор «Релакс» Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Релаксация. Снятие негативных эмоций и состояний. Развитие воображения. Саморегуляция психического состояния. Снижение двигательного тонуса. | 1 | Упражнение «На Северный полюс» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Проектор «Релакс» Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов) Ковер потолочный «Звездное небо» Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Достижение мышечного расслабления. Улучшение настроения Преодоление застенчивости. | 1 | Упражнение «Спонтанный танец» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Пузырьковая колонна (сенсорный уголок «Зеркальный обман») Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Улучшение настроения. Развитие зрительной памяти. Снятие негативных эмоций и состояний. Развитие воображения. Реабилитация нервно-психического состояния. Релаксация. Саморегуляция и стабилизация психического состояния. | 1 | Упражнение «Мысленная картина» Сказкотерапия | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, Развитие зрительной координации, зоркости, воображения. Саморегуляция и стабилизация психического состояния. Снятие негативных эмоций и состояний. | 1 | Игра «Звездочеты» Сказкотерапия | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Проектор «Релакс» Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Мышечное расслабление, Развитие речи и воображения, коммуникативных навыков. Саморегуляция и стабилизация психического состояния. Снятие негативных эмоций и состояний. Улучшение работоспособности. | 1 | Игра «Писатели звездных историй» Сказкотерапия | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов) Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Мышечное расслабление. Создание положительного эмоционального фона. Релаксация. Уменьшение уровня тревожности. | 1 | Упражнение «Солнечные зайчики» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Оптиковолоконный пучок «Волшебный фонтан» Настенный фибероптический модуль «Каскад» Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Гимнастические валики Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Развитие мелкой моторики. Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, Создание положительного эмоционального фона. Релаксация. Уменьшение уровня тревожности. Снижение двигательного тонуса. | 1 | Упражнение «Коса» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Гимнастические валики Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Релаксация Развитие слухового восприятия, воображения. Уменьшение уровня тревожности. Мышечное расслабление. Создание положительного эмоционального фона. Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. | 1 | Упражнение «Что я чувствую, когда слушаю музыку» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Стол для рисования песком Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Развитие: - воображения; - зрительного восприятия; - мышления; - мелкой моторики. Снижение уровня тревожности. Создание психологического комфорта. Коррекция страхов. | 1 | Рисование песком | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Гимнастические валики Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Мышечное расслабление. Создание положительного эмоционального фона. Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Снятие усталости и улучшение работоспособности. | 1 | Прогрессивная мышечная релаксация | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Диски «Релакс», DVD Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Мышечное расслабление. Создание положительного эмоционального фона. Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Снятие усталости и улучшение работоспособности. Релаксация. | 1 | Упражнение «На берегу моря» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Кольца массажные Тренажер для восстановления мышечного тонуса рук Стол для рисования песком Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Напряжение и расслабление мышц рук. Развитие мелкой моторики, воображения, креативности. Улучшение настроения, работоспособности. Снятие усталости, напряжения. | 1 | Упражнение «Игра с песком» Рисование песком | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Массажные кочки. Мяч «Баланс» Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Коррекция плоскостопия, заболеваний опорно-двигательного аппарата Развитие: - целенаправленных движений конечностей; - укрепление мышечного тонуса; - равновесия; - координации движений. | 1 | Упражнение «Игра с муравьем» Игра «Болото» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, плоскостопие, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха | Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. | 1 | Упражнение «Солнышко и тучка» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Гимнастическая подушка Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха Диски «Релакс», DVD | Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. | 1 | Упражнение «В уши попала вода» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Гимнастическая подушка Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха Диски «Релакс», DVD | Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Улучшение мышечного тонуса лица и шеи. | 1 | Упражнение «Лицо загорает» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы) Гимнастическая подушка Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха Диски «Релакс», DVD | Мышечное расслабление. Создание положительного эмоционального фона. Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Снятие усталости и улучшение работоспособности. Релаксация. | 1 | Упражнение «Сон на берегу моря» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Установка для ароматерапии Установка для увлажнения и ионизации воздуха Диски «Релакс», DVD Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов) | Развитие чувства ритма, воображения, восприятия. Снижение уровня тревожности. Создание психологического комфорта. Улучшение работоспособности | 1 | Упражнение «Гусли-самогуды» | Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр. |
Итого | 18 |
Структура занятия
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:
Упражнения на мышечную релаксацию | снижает уровень возбуждения, снимают напряжение. |
Дыхательная гимнастика | действует успокаивающе на нервную систему. |
Мимическая гимнастика | направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей. |
Двигательные упражнения, влючающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку | способствует межполушарному взаимодействию. |
Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи. | способствует развитию произвольности |
Основные методы:
Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
Психогимнастика;
Игры на развитие навыков общения;
Игры на развитие восприятия, воображения;
Ролевые игры
Формы организации коррекционно-развивающего процесса:
Индивидуальная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте
Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ТНР) 5-6 лет
Рабочая программа педагога-психолога работы с детьми с ОВЗ (ТНР)...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей сОВЗ (ЗПР) 4-5 лет
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ЗПР) 6-7 лет
Адаптированная образовательная программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (ЗПР) 6-7 лет. Программа составлена на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольнитков Н.Ю. Куражевой &q...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей сОВЗ (ТНР) 4-5 лет
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР) 4-5 лет...