Сенсорная интеграция
статья по коррекционной педагогике
Использование волшебных вещей Совы в коррекционно-развивающем процессе для развития недостающего сенсорного опыта дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_integratsiya.docx | 528.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция Использование волшебных вещей Совы в коррекционно-развивающем процессе для развития недостающего сенсорного опыта дошкольников | |
Каталог (картотека) | Методическое пособие с приложениями |
Сенсорная интеграция ребенка – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится. Человек одновременно принимает такие сигналы в процессе осязания и обоняния, он слышит и видит, ощущает вкус, определяет положение тела и его частей в пространстве с помощью вестибулярного аппарата – и необходимо, чтобы разнообразная информация складывалась в единую картину мира и давала адекватное представление о себе самом в этом мире. Следовательно, развитие сенсорной интеграции ребенка – необходимое условие для дальнейшего нормального развития.
Нарушение сенсорной интеграции у детей. Сигналы, которые поступают в центральную нервную систему от разных органов чувств, могут восприниматься и обрабатываться некорректно. Особое значение имеют в этом плане осязательные импульсы, подаваемые вестибулярным аппаратом сигналы и ощущение положения частей своего тела в пространстве и относительно друг друга (так называемое чувство проприоцепции). Если координация этих и иных сигналов нарушается, отмечается дисфункция сенсорной интеграции ребенка.
Актуальность.На сегодняшний день около 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и с каждым годом эта цифра неуклонно растет, и усложняются диагнозы детей. Так, по частоте ранний детский аутизм находится на 4 месте среди различных видов патологий у детей.
Для детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) характерны поведенческие проблемы, отсутствие коммуникации, нарушение процесса получения и правильной обработки нервной системой информации от рецепторов чувств: осязания, вестибулярного аппарата, ощущения тела. Это то, что помогает людям адекватно осознавать себя в этом мире и эффективно взаимодействовать с реальностью. Такие процессы важны не только для детей с РАС, но и для гиперактивных детей, тревожных, капризных, беспокойных, так и нормально развивающихся детей. Создав необходимые условия, применяя инновационные инструменты сенсорной интеграции (специальные предметы), появится возможность вырабатывать привычку у детей с РАС чувствовать близкий контакт, желание общаться, получать недостающий сенсорный опыт, что важно для социализации ребенка.
Новизна. В пособии подобран и систематизирован методический и практический материал по использованию специального оборудования «Волшебные вещи Совы», предложена авторская разработка игр для развития сенсорной интеграции у детей раннего и дошкольного возраста.
Адресная направленность. Пособие направлено на оказание методической и практической помощи педагогам-психологам, учителям-логопедам, специалистам Службы ранней помощи, которые ведут коррекционную работу с детьми ОВЗ, будет полезно воспитателям, инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю, для организации индивидуальной работы. Данным пособием могут пользоваться родители для развития сенсорного опыта своих детей.
Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного урбанизированного социума.
Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. То есть ощущения, которые приходят из окружающей среды, а также реакции на них, заставляют детский мозг развиваться. Желаемые реакции в результате терапии появляются естественным образом, в качестве последствия деятельности нервной системы.
Для сенсорной интеграции детей дошкольного возраста и восполнения недостающего сенсорного опыта призваны волшебные вещи Совы:
Сенсорный гамак Совы даёт ощущение невесомости, свободы, парения. И при этом – удивительного комфорта и безопасности в мягких, но надежных «объятиях» гамака.Он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка. Соволет – это просто потрясающе весело. Рекомендации для игр и занятий с Соволетом. | |
Сенсорный чулок Совыплотно облегает тело, которое передаёт максимальное количество сигналов в мозг и тем самым тренирует эту связь. Действует на вестибулярную и тактильную системы, делая тело гибким, подвижным и быстро реагирующим на внешние и внутренние раздражители, улучшает ощущение положения тела в пространстве. | |
Утяжеленное одеяло Совы работает как сенсорный тренажёр: увеличивает поступление в мозг информации от рецепторов прикосновения и давления, которые находятся на поверхности и внутри нашего тела. Иными словами, оно улучшает связь между двумя важными типами рецепторов и мозгом. | |
Яйцо Совы мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в безопасности. Можно перекатываться, кувыркаться, брыкаться! Яйцо развивает одновременно 3 важные системы. Вестибулярную, которая отвечает за поддержание равновесия, тактильную — управляет кожной чувствительностью и проприоцептивную — регулирует ощущение собственного тела в пространстве. | |
Пендалинфизический маятник, состоящий из специального утяжелённого мячика, который подвешивается к потолку за петельку. Пендалин это тренажёр для мозжечковой стимуляции и сенсорная игрушка. | |
Совокресло это такой балансировочный стул,который специально спроектирован так, чтобы на нем можно было РАСКАЧИВАТЬСЯ. Он стимулирует работу вестибулярной и проприоцептивных сенсорных систем, оказывает тонизирующее воздействие на работу нервной системы в целом. Применяется как вспомогательное средство для улучшения концентрации внимания на выполнении заданий. | |
Доска Совы изогнутая особым образом деревянная доска, которая помогает детям развивать вестибулярную систему и систему, отвечающую за распознавание положения тела в пространстве. Детям дарит яркие ощущения полёта и управления своим телом. В перевёрнутом вид комфортный шезлонг. | |
Скакун Совы особые мячики, которые отскакивают от разных поверхностей со звонким цоканьем. Пять-десять минут регулярного стучания об пол или стену развивают чувство ритма, улучшают зрительно-моторную координацию. Также упражнения со Скакунами помогают бороться с неприятными эффектами дислексии, дисграфии, гиперактивности, дефицита внимания. | |
Мячик Совы — это идеальный фиджет, специальная вещь, предназначенная для того, чтобы занять руки. Тактильная сенсорная стимуляция, получаемая с помощью Мячика Совы, помогает детям, снимает стресс, тревогу и напряженность. | |
Равновес Совыбалансирная доска с регулируемым уровнем сложности балансирования. Применяется в развивающих и терапевтических занятиях с детьми по методикам мозжечковой стимуляции. | |
Шар Совыогромный подвесной мяч. Шар Совы предназначен для развития чувства равновесия, разработки вестибуляторного аппарата, координации, концентрации внимания.Может использоваться в качестве необычной качели, боксерской груши, в активных сенсорных играх, а также для подвижных игр с детьми. | |
Кочка Совы наполнена мягкими кубиками из вспененного полиэтилена. За счет неоднородной структуры Кочки, лежащий на ней ребёнок получает дополнительную тактильную стимуляцию. |
Заключение.
Наблюдая и анализируя результаты работы наши педагоги отмечают, что при использовании волшебных вещей Совы у детей повышается интерес к занятиям, происходит повышение общего тонуса, развитие крупной моторики, настраивание вестибулярной системы ребёнка, формирование «схемы тела», совершенствование произвольного поведения, внимания, памяти. Немаловажным является и повышение эмоционального фона занятия. У детей повышается речевая активность. Отмечается улучшение координации речи с движением.
Высокая эффективность в том что:
- не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект;
- безопасность использования многократно в течение дня, включая различные режимные моменты в условиях ДОУ;
- включение игр и упражнений со специальным оборудованием в любую образовательную деятельность (физкультминутки);
- простота и легкость в использовании и выполнении упражнений;
- проводится в игровой форме, что вызывает интерес детей.
Эта здоровьесберегающая технология проста и доступна.Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимание педагогов, родителей, специалистов коррекционной службы и службы ранней помощи. Хочется отметить, что данный материал может быть трансформирован и на использование других, похожих предметов, которые можно найти в любом детском саду.
Полная версия данного пособия более подробно описывает назначение предметов и способы их использования. В пособии подробно прописаны рекомендации для игр и занятийс каждым предметом, предложен вариант создания картотеки игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"
Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...
статья на тему "Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста"
Про сенсорное развитие...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...
От сенсорного развития к сенсорной интеграции.
Педагогический проект....
Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.
Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...
НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...
Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»
Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...