Представление опыта по теме «Мозжечковая стимуляция, как один из методов сенсорной интеграции»
презентация по коррекционной педагогике

Княжевская Ирина Валентиновна

Проблемы речевого и интеллектуального развития напрямую связаны с развитием отдела мозга, который называется мозжечок.

 

Цель мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию. Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга - мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей! Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мозжечковая стимуляция, как один из методов сенсорной интеграции. Княжевская И.В., педагог - психолог МБДОУ №52 г . Канск 2020 г.

Слайд 2

Цель и принцип действия мозжечковой стимуляции. Цель мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию . Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга - мозжечковые полушария , оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей ! Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации .

Слайд 3

Симптомы нарушения сенсорной интеграции: 🔸трудности в обучении новым навыкам - бытовым, двигательным, речевым, учебным; 🔹излишняя двигательная активность или наоборот гипоактивность ; 🔸низкий мышечный тонус; трудности адаптации к новым помещениям, людям; 🔹нарушение речи; 🔸неуклюжесть, неловкость, повышенная осторожность (ребенок лучше постоит с мамой, нежели полезет на горку, качели, не любит велосипед, сторонится подвижных детей), либо наоборот – отсутствие чувства опасности (лезет на высоту не задумываясь, постоянно прыгает, кружится, рискует); 🔹сверхчувствительность к звукам и свету; 🔸избегание прикосновений, новой одежды, еды; 🔹ходьба «на цыпочках», моторная неловкость, проблемы в имитации движений; 🔸психосоматические расстройства; стойкие виды нарушения сна; 🔹отказ от социальных контактов (ребенок не играет со сверстниками, избегает взаимодействия).

Слайд 4

Балансировочная мозжечковая стимуляция показана детям, которые: Имеют проблемы в аутическом спектре Имеют проблемы в усвоении ООП Задерживаются в психоэмоциональном и речевом развитии Имеют вестибулярные нарушения: координации и согласованности движений Гиперактивные (СДВГ) Отличаются несобранностью и повышенной отвлекаемостью

Слайд 5

Из практики использования Используемый балансир «Диск – балансир»

Слайд 6

Б алансирующие тренажеры.

Слайд 7

Ребенок стоит на поверхности балансира , который, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Основание конструкции очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Отличие в том, что здесь ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения. Поверхность балансира имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений. Занятия проводятся под контролем педагога, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребенком и ассистентом, называние цифр или предметов в определенной последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений. Дети с удовольствием занимаются на балансировочном тренажере. Такие « занятия » не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание.

Слайд 8

Планирование работы с балансиром Занятия проводятся несколько раз в неделю. Длительность одного занятия — около 15-20 мин . Специальной подготовки ребенка не требуется. Начинать заниматься могут дети уже с 2-3 лет. Для каждого ребенка педагог - психолог разрабатывает свою программу занятий с учетом нарушений, возрастных и психологических особенностей С целью соблюдения СанПиН упражнения с балансиром на практике чаще используется как часть коррекционно – развивающего занятия. Занятия на балансире (по методу мозжечковой стимуляции) начинаются от 10-15 минут и доводятся в динамике до 40-50, с учетом возраста ребенка.

Слайд 9

Проблемы речевого и интеллектуального развития напрямую связаны с развитием отдела мозга, который называется мозжечок. Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. ⠀ Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Стимулируя работу мозжечка, мы можем с помощью его обширных нейронных связей с другими отделами мозга развивать когнитивные, двигательные способности, влиять на поведение, социальное взаимодействие, стабилизировать эмоциональное состояние. Вот почему в последнее время в коррекции большое место занимает мозжечковая стимуляция на балансировочных досках, стопах и дисках и других приспособлениях. Мозжечковая стимуляция – это упражнения, которые позволяют развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций. На занятиях ребенок выполняет различные упражнения, стоя на специальном балансировочном диске или доске. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами).

Слайд 10

ПОЗНАНИЕ МИРА НАЧИНАЕТСЯ С ПОЗНАНИЯ СЕБЯ - укрепляем здоровье мозга через тело ⠀

Слайд 11

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом. В результате занятий мозжечковой стимуляции у ребенка улучшаются: 🎯 уровень концентрации внимания 🎯 все виды памяти 🎯 развитие речи – как устной, так и письменной, а также навыки чтения 🎯 математические и логические способности 🎯 анализ и синтез информации 🎯 способность к планированию 🎯 работа эмоционально-волевой сферы ⠀ Ребенку становится легче учиться, что естественно влияет на его настроение и самооценку.

Слайд 12

Результаты занятий на балансирах 1 уменьшение гиперактивности 📌удержание внимания 📌уменьшение самоагрессии 📌уменьшение стереотипий 📌уменьшение страхов 📌качественное улучшение познавательных способностей 2 Улучшение физического состояния: - п овышение мышечного тонуса - коррекция осанки - улучшение координации и согласованности движений 3 « балансировочно-аудиально-визуальные упражнения» развивают зрительное слежение, улучшают слуховое восприятие, развивают чувство ритма, баланса и согласованные движения глаз, конечностей, корпуса, головы, слуха, вестибулярной системы, а также развивают концентрацию внимания, самоконтроль, умение владеть собственным телом.

Слайд 13

Спасибо за внимание www.themegallery.com Company Logo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

Презентация на тему "Развитие вестибулярного аппарата методом сенсорной интеграции"

Выступление Делло Е.А.1 слайд.Здравствуйте,  уважаемые коллеги и члены жюри! Меня зовут Делло Е.А., я работаю воспитателем в разновозрастной  ресурсной группе с расстройством аутистического ...

«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)

Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...

Конспект ООД "Обучение грамоте с использованием методов сенсорной интеграции (мозжечковой стимуляции). Звуки [к], [к`]. Буква Кк"

Конспект ООД, представленного на методическом объединении учителей-логопедов ДОО....

Статья на тему: "Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ"

Число детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья неуклонно растет с каждым годом. Все больше детей имеют сложный дефект, расстройства аутистического спектра, задержку психич...