Коррекционно – развивающее индивидуальное занятие психолога с ребенком с ОВЗ 4-х лет (РАС, ЗПРР) с использованием метода «Сенсорная интеграция» на тему «Друг для Снеговика»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Данное занятие будет интересно для психологов, работающих с детьми с РАС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7
Открытый показ
коррекционно – развивающего индивидуального занятия психолога
с ребенком с ОВЗ 4-х лет
(РДА 3гр. (по Никольской),
СДВГ, ОНР. Дизартрия)
С использованием метода
«Сенсорная интеграция»
на тему «Друг для Снеговика»
В рамках подготовки к педсовету №2 в ДОУ
Подготовила: Томилина О.В. ,
педагог – психолог
Декабрь 2017г.
г. Новочеркасск
Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель: создавать условия для развития сенсорных интеграций у ребенка с ОВЗ (РДА, СДВГ, ЗПР, ЗРР), формированию всех психических процессов и коррекции эмоционально – волевой сферы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать тактильное различение свойств предметов.
- Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей);
- Формировать понятия «Большой», «Средний», «Маленький»;
- Учить выполнять действия по речевой инструкции.
- Формировать коммуникативные функции речи.
Коррекционно-развивающие:
- Продолжать обогащать чувственный опыт ребенка тактильными и двигательными ощущениями.
- Продолжать формировать навыки действий с предметами с учетом цвета, формы и размера;
- Развивать межполушарное взаимодействие;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Создавать условий для снижения психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
Коррекционно-воспитательные:
- Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности;
- Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
- Вырабатывать положительные привычки поведения.
Оборудование: ППРС кабинета, банк тактильных ощущений, контейнер со стеклянными элементами декора круглой формы, контейнер с мелкими пушистыми помпонами, плоскостная игрушка «Снеговик», 3 круга – шаблона разного цвета, музыка – релакс, мыльные пузыри, фитбол,
План занятия:
- Игры по желанию ребенка (с использованием предметов и материалов «банка тактильных ощущений» по методу сенсорной интеграции) до 5 мин.
- Кинезеологическое упражнение «Пальчики здороваются»
- Дидактическая игра «Выложи Снеговика» (с использованием стеклянных элементов декора «блинчиков» круглой формы, разного цвета).
- Физминутка «Прыжки на фитболе»
- Релаксация «Мыльные пузыри»
- Рефлексия
Учитывая психофизиологические особенности ребенка с РАС занятие длится не более 20-25 минут. Занятие сопровождается спокойной музыкой – релакс.
Ход занятия:
Психолог входит с ребенком в кабинет и говорит:
- Ты можешь поиграть с тем, что тебе понравилось. Далее
1.Игры по желанию ребенка (с использованием предметов и материалов «банка тактильных ощущений» по методу сенсорной интеграции) до 5 мин.
Переключение внимания ребенка на планируемый вид деятельности:
Сюрпризный момент. Психолог, используя игрушку «Снеговик» дает задание ребенку.
Снеговик (грустным голосом): - Привет! Я Снеговик. А тебя как зовут?
Ребенок: Я Кирилл.
Психолог: Снеговик, а почему у тебя голос такой грустный?
Снеговик (грустным голосом): Чему же тут радоваться…Скоро Новый год, а снега нет. Вот вы тут вдвоем, играете… А я один, у меня нет друзей, поэтому я грустный.
Психолог: Не расстраивайся! А хочешь, мы с Кириллом тебе друга Снеговика сделаем?
Снеговик: А как? Вы что волшебники?
Психолог: Нет, мы не волшебники, но кое – что можем. Правда, Кирилл? Садись поудобнее и наблюдай.
Психолог (обращается к ребенку): Кирилл сделаем друга Снеговику? Другого Снеговика. Но он у нас будет волшебный.
Ребенок: Да!
Психолог (обращается к ребенку): Но прежде, чем мы приступим к работе, нам нужно размять наши пальчики. Сделаем упражнение «Пальчики здороваются»
2. Развивающее кинезиологическое упражнение «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ»
Цели:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, речи;
- развитие мышления;
Задание: Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Речевое сопровождение:
Правая рука: Скоро, скоро к нам придет
Долгожданный Новый год!
Левая рука: Пусть работа нелегка,
Слепим мы снеговика.
Психолог (обращается к ребенку): Отлично, пальчики размяли, можно приступать к изготовлению волшебного снеговика.
- Дидактическая игра «Выложи Снеговика» (с использованием стеклянных элементов декора «блинчиков» круглой формы, разного цвета).
Психолог (обращается к ребенку): Давай рассмотрим Снеговика. Он состоит из 3 кругов разного размера. Самый большой (показываю) это нижний круг, затем чуть больше (средний) – он посередине, самый маленький круг – верхний – голова снеговика.
Психолог (обращается к ребенку): Кирилл, из каких фигур состоит снеговик?
Ребенок: Кругов (ребенок может не ответить)
Психолог (обращается к ребенку): Посмотри, у меня есть 3 круга (выкладываю на стол перед ребенком заготовленные заранее круги), которые нам помогут выложить снеговика. Но они не простые, а с подсказками. Посмотри, каждый круг окрашен в определенный цвет.
-Давай рассмотрим. Нижний какой? – синий, средний какой? – оранжевый, верхний, самый маленький, какой? – желтый.
Психолог (обращается к ребенку, ставит 2 контейнера с пушистыми маленькими шариками и стеклянными плоскими «Блинчиками»): Посмотри, Кирилл. Перед тобой 2 контейнера. Потрогай на ощупь (ребенок, руками ощупывает содержимое и вместе с психологом сопровождает речью, употребляя слова «Пушистые шарики» и «Гладкие блинчики»).
- Выкладывать снеговика мы будем гладкими блинчиками. Покажи, в каком контейнере гладкие блинчики? Ребенок выбирает.
Психолог (обращается к ребенку): Кирилл, внимание, нужно обложить круги по цвету, начиная с самого большого (показываю 1 раз). Будем делать вместе. Я начну, а ты продолжишь.
Далее даю ребенку возможность самостоятельно выполнить задание, контролирую, чтобы ребенок сопровождал речью выбор цвета. Убираю шаблоны кругов. Рассматриваем с ребенком. Хвалю. Можно выполнять стоя!!!
Психолог (обращается к ребенку): Кирилл, посмотри на Снеговика, мне кажется чего – то не хватает? (даю ребенку время подумать) Правильно не хватает глаз, выкладывай глазки снеговику.
Психолог (обращается к снеговику): Посмотри, какого мы тебе друга сделали! Нравится?
Снеговик: Очень, спасибо вам большое! Теперь у меня тоже есть друг и мне не скучно будет.
Психолог (обращается к ребенку): Кирилл, ты так старательно работал, что пришло время отдохнуть. Выходи, я предлагаю тебе попрыгать на большом мяче. Я буду тебя подстраховывать.
4.Физминутка «Прыжки на фитболе»
Психолог (обращается к ребенку): Отлично попрыгал, по – моему тебя зовет Снеговик? (психолог снимает ребенка с фитбола и ведет к столу, где стоит Снеговик)
Снеговик: Спасибо вам за помощь, я вам хочу подарить мыльные пузыри в знак благодарности. Играйте на занятиях.
Психолог (обращается к ребенку): Скажем спасибо Снеговику (психолог вместе с ребенком произносят слова: «Спасибо, СНЕГОВИК за мыльные пузыри!»
5.Релаксация «Мыльные пузыри»
6.Рефлексия
Психолог (обращается к ребенку): Кирилл, давай вспомним, что мы с тобой делали?
Ребенок (возможные варианты ответа): играли, выкладывали снеговика, прыгали, ловили пузыри – ребенок может показать руками, то, что делали.
Вопросы ребенку: - Кто приходил к нам в гости? (Снеговик)
- Тебе понравилось играть?
- Кого ты выложил на столе? (Снеговика) может показать
Психолог (обращается к ребенку): Давай прощаться со Снеговиками, я тебя отведу в группу, а ты расскажешь детям, кто приходил к нам в гости.
Список литературы:
1. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Электронная версия
2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников
. —— М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
3.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. М.: -Гуманит. издание центр ВЛАДОС, 2001. – 184с. :ил. – (Коррекционная педагогика)
4. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. –М. : Рольф, 2000. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая психолого-логопедическая индивидуальная программа для ребенка от 4 до 6 лет с ЗПРР.
Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная обр...
Коррекционно-развивающее индивидуальное занятие для детей 5-6 лет
педагог-психолог...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня
Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "
Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.
Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...