Мастер класс с применением методики криотерапии
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Масстер класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_krioterapiya_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya-logopeda_.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри!
Меня зовут Евгения Александровна, я – учитель-логопед МДОАУ детский сад № 13
Тема моего мастер-класса «Криотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР».
Сегодня я расскажу вам о криотерапии, одном из направлений, которое я использую в своей работе.
Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных технологий, включающая в себя игры со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц мелкой моторики, при которой эффект дает контраст температур.
Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Все это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведет к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
Криотерапия проводится в три этапа.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить этапы криотерапии на практике.
1 этап – криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла).
Участникам раздаются льдинки.
Перед вами льдинки в контейнере, возьмите каждый по одной льдинке в руку, нам нужно перебирать ее в руках в течении 5-10 секунд (над контейнером). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст.
Например: «Льдинку сильно я сжимаю и ладошку поменяю» и т.д.
Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть. Опускаем руки в контейнер с теплой водой. (с детьми мы разогреваем руки с помощью пластиковой бутылки с теплой водой). Такая процедура повторяется три раза. А сейчас можно поменять задание- нужно опустить руки в контейнер со льдом и найти буквы, которые изображены на карточке. Далее мы составляем из этих букв слово.
Следующее задание – перед вами «ледяные экраны». Нужно растопить лед ладонями и освободить изо льда картинку. С которой можно выполнить задание.
Перейдем к следующему этапу.
2 этап - пальчиковая гимнастика. После трехразового криоконтраста проводим растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяем большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно | растирание ладоней |
Каждый пальчик покручу, | захватывают каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги |
Поздороваюсь с ним сильно | |
И вытягивать начну | |
Затем руки я помою | Потереть ладошкой о ладошку |
Пальчик в пальчик я вложу | Пальцы в «замок» |
На замочек их закрою | |
И тепло поберегу. | |
Выпущу я пальчики, | Пальцы расцепить и перебирать ими |
Пусть бегут как зайчики. | |
3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж рук с помощью различных предметов: шишек, шариков, игрушек, щеток , что в свою очередь продолжает активизировать мышцы мелкой моторики и пускать сигналы в головной мозг.
Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила по степени продолжительности. Проводятся игры во время ООД или во время индивидуальной работы.
Игра «Достань игрушку»
Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза.
Игра «Разложи по цвету»
На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.
Дидактические игры и упражнения с водой и льдом:
«Разноцветные льдинки»
Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения
Ход игры: На дне контейнера льдинки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же льдинок нужного цвета.
«Зашифруй слово»
Цель: Формирование фонематического анализа.
Ход игры: На дне контейнера льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ из цветных льдинок.
«Рыбка»
Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове
Ход игры: На дне контейнера«рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая дорожка ( ). Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» (льдинку) на звуковую линейку.
«Достань игрушку»
Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове
Ход игры: На дне контейнера со льдом мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
«Сколько слогов?»
Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.
Ход игры: На дне емкости льдинки Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же льдинок.
«Угадай букву»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии
Ход игры: На дне контейнера пластиковые буквы частично закопанные в лед. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)
«Составь букву, слово, слог»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне контейнера счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
«Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: собери из льдинок бусы.
«Выложи букву»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.
Ход игры: выложить льдинками букву.
«Достань игрушку, скажи какая она»
Цель: формирование словаря прилагательных
Оборудование: ёмкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
«Угадай предмет»
Цель: составление описательного рассказа о предмете
Оборудование: ёмкость со льдом , игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
«Рыбка» (ориентировка в пространстве)
Оборудование: ёмкость со льдом , заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие «Солнышко», непромокаемые фартуки.
Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т.д.
«Жемчужины»
Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.
Оборудование: ёмкость со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
«Льдинки».
Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: ёмкость со льдом, непромокаемые фартуки.
Ход игры: выложи рисунок из льдинок.
«Рыбацкие сети»
Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины,согласование числительного с существительным.
Оборудование: ёмкость, льдинки, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
Игровое пособие «Солнышко»
Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги.
Оборудование: ёмкость с кубиками льда; цветные камешки.
Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога;
«Два озера»
Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки.
Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другое – со звуком [Ш].
«Водолаз»
Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование ёмкость со льдом.
Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки
предметы с дифференцируемыми звуками.
«Придумай слово».
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Оборудование ёмкость со льдом.
Ход игры: Ребенок бросает в воду заданное количество льдинок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»
Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: ёмкость со льдом
Ход игры: Логопед ложит ошибочное количество льдинок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю льдинку.
«Придумай историю»
Цель: развивать связную речь.
Оборудование: ёмкость со льдом, разные игрушки.
Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.
«Весёлый язычок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Оборудование: ёмкость со льдом
Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в ёмкости со льдом. Артикуляционные упражнения:
*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать».
*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать.
*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении.
*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении.
*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать.
«Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».
Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.
Оборудование: ёмкость со льдом.
Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку
«Графический диктант».
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: льдинки, заламинированный разлинованный лист на клеточки.
Ход игры: Педагог дает устные задания типа:
Положите красную льдинку в центр листа. Синюю - в левый верхний угол, зеленую - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.
Игра «Рисуем льдинками»
Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.
При регулярном использовании приёмов криотерапии у детей значительно улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки и в целом состояние их речи. Однако, необходимо учитывать что у криотерапии есть свои противопоказания. Ни в коем случае нельзя проводить криотерапию с детьми имеющими эписиндром, т.е. судороги, с часто болеющими детьми, с гипервозбудимыми детьми, учитывать индивидуальные особенности детей. Такую как непереносимость холода. И с осторожностью проводить криотерапию в период обострения респираторных заболеваний, в том числе вирусных, таких как грипп, ОРЗ, ОРВИ.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Все что нам необходимо, мы можем увидеть на экране. Кусочки льда, формочки для замораживания льда, контейнеры, в которые мы помещаем лед, бутылочки для теплой воды, тарелочки, клеенку и для 3 этапа мячи, шишки, т.е. все что мы используем в жизни и в быту.
В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.
Буду рада если мои идеи были вам интересны, и вы будете использовать их в своей работе.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей "Методика оздоровления для педагогов"
Оздоровительные упражнения...
Мастер-класс на тему «Методика обучения детей 4-5 лет строевым упражнениям посредством игр и игровых упражнений»
Мастер-класс...
мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"
Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....
Конспект мастер класса по теме: "Методика обучения детей первой младшей группы составлению рассказа по малосюжетной картине: "Девочка держит куклу"
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе....
Мастер-класс для родителей "Методика обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации".
Актуальность методических рекомендаций по аппликации определяется тем, что только при правильном проведении занятий по аппликации в процессе обучения детей через использование различных...
Мастер-класс по применению современных технологий и методик развития речи дошкольников. Биоэнергопластика
Биоэнергопластика:Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения ...