Мастер-класс на тему «Методика обучения детей 4-5 лет строевым упражнениям посредством игр и игровых упражнений»
учебно-методический материал по физкультуре (средняя группа) на тему

Перфилова Елена Владимировна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему

«Методика обучения детей 4-5 лет строевым упражнениям посредством игр и игровых упражнений»

Значение строевых упражнений

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств.

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.

Строевые упражнения - совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю, удобном и целесообразном размещении занимающихся на спортивной площадке, в зале или в другом месте. Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Ниже перечислены основные понятия, которые используются в строевых упражнениях:

Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Шеренга -- строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.

Фланги - правая и левая оконечности строя.

Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним

Размыкание - способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя.

Виды и содержание строевых упражнений в средней возрастной группе.

Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».

В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу.

Методика руководства строевыми упражнениями должна учитывать готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности и стимулировать самостоятельность действий.

Методика обучения строевым упражнениям в средней группе

При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям).

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, одновременно для всех групп, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями.

Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «Повернитесь к окну, направо!»

 

Игры и игровые упражнения на построение и перестроение

Большое значение имеют игры на построение и перестроение детей. Умение строиться в колонну закрепляется в таких играх, как "Чье звено быстрее построится", "Ищи вожатого", в которых воспитателю следует оценивать не только быстроту выполнения задания, но и качество построения - равнение в строю, дистанцию.

Построение в шеренгу, колонну по одному

В колонну и шеренгу детей средней группы приучают становиться по росту. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга. Детей приучают также становиться друг за другом ровно по одной полоске. Воспитатель объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу), надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии. 

В средней группе дети должны знать название строя и свое место в строю. Для быстрого и качественного построения целесообразно использовать естественные ориентиры - архитектурные детали помещения, предметы убранства групповой комнаты, стационарную разметку спортивного зала, растения на игровом участке и др. Ориентирами могут быть и сами дети - направляющий, средний, замыкающий. Значимость самого маленького по росту ребенка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться.

Построение в колонну осуществляется вдоль длинной стороны спортивной площадки, начиная от верхнего правого угла. Воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от направляющего. Таким образом все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения воспитателя.

Воспитатель должен стоять перед строем в основной стойке, служить примером для детей.

Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну.

В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.

По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сторону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться - носки ставить на линию; проверять интервал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место в шеренге; строиться быстро, в разных местах площадки; без помощи ориентиров.

Игровое упражнение «Становись в шеренгу!»

 (на построение в шеренгу)

На занятии дети строятся в одну шеренгу. Педагог стоит перед воспитанниками и лишь подает команды: «На свои места становись, лицом ко мне!», «Равняйсь по линии!». Сообщает детям: «Вы стоите в одну шеренгу». Дети под хлопки учителя повторяют: «Ше-рен-га». Педагог поощряет детей: «Хорошо, молодцы!»

Игра «Слушай сигнал» (на построение в шеренгу).

Дети строятся в шеренгу. По сигналу педагога (свисток) дети бегут к мячам на противоположную сторону зала и становятся друг возле друга за мячами, ждут нового сигнала. По сигналу педагога - один хлопок - руки на пояс, по сигналу - два хлопка - опускают руки вниз, по сигналу - свисток педагога - перебегают к исходному месту построения, строятся в одну шеренгу друг возле друга, равняются по начерченной линии. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Игра «Кто быстрее» (на построение в шеренгу в ли в колонну).

Можно использовать 2—3 раза, для того чтобы помочь плохо ориентирующимся детям. По команде «По местам в колонну (в шеренгу)!» дети должны быстро занять свои места в строю. В процессе выполнения построения следует поощрять тех, кто первым встал на свое место.

Игра «Займи место в автобусе» (на построение в колонну).

Дети строятся в колонну по одному, затем присаживаются на корточки – «едут в автобусе». По команде «Остановка!», играющие встают и гуляют по площадке врассыпную. По команде «Займи место в автобусе!» дети находят свое место в колонне, присаживаются на корточки и снова «едут в автобусе»

Разнообразие и сложность заданий зависят от конкретных педагогических задач и уровня обученности детей.

Игра «Поезд» (на построение в колонну). 

Дети встают один за другим в колонну. Это вагоны. Первым в колонне «паровозом» встает воспитатель или кто-нибудь из детей в старших группах. «Паровоз» дает гудок, дети начинают двигаться вперед, постепенно ускоряя темп ходьбы, которая плавно переходит в бег. Подъезжая к станции, дети на слова воспитателя: «Пришел, пришел, пришел» снова переходят на ходьбу. На слово: «Приехали» дети останавливаются и паровоз выпускает пар: «Ш-ш-ш-ш». Игру можно повторять несколько раз.

Для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу воспитатель предлагает детям интересные задания во вводной части занятия: построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места. Чаще всего для таких упражнений применяются звуковые сигналы: хлопки, удар в бубен, слово, прекращение музыки и др. Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т.п.

Построение в круг

Круг - самый доступный вид строя. Даже в начале обучения построиться в круг можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы круг был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, целесообразно использовать зрительные ориентиры. Для старших ребят такие ориентиры иногда служат критерием оценки при выполнении заданий соревновательного типа ("Чей круг самый ровный?", «Чей круг быстрее соберется?»).

Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем - один для всех. Он обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.

При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.

Игра «Кто быстрее из круга»

Данная игра проводится в заключительной части занятия. Дети строятся в круг, медленно передвигаются по кругу. Педагог произносит стихотворение:

Косой, косой, не ходи босой,

А ходи    обутый, лапочки закутай.

Как только произносится слово «закутай», дети разрывают круг и пытаются как можно скорее занять свой домик на линии построения.
       Правила игры:
        1) запрещается разрывать круг раньше сигнала;
       2) следует бежать к месту построения, не мешая друг другу;
        3) нельзя занимать чужой домик.

Построение врассыпную

Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению. В последующем построение врассыпную используется во всех группах в разных ситуациях - при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др.

Место воспитателя во всех случаях - на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.

Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу "рассыпается", дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строятся в колонну.

Перестроение в пары

Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы. В средней группе пары перестраиваются во время движения.

При обучении детей используется игровое упражнение «Паровоз цепляет вагоны».

В начале используется ориентир, кубик с игрушкой паровоз. Дети перестраиваются парами от кубика с игрушкой – «садятся в вагоны».

Игровое упражнение «Гуляем по широкой – по узкой дорожке».

По одной стороне зала шнуры выложены широкой дорожкой, на другой стороне – узкой дорожкой. По сигналу «Широкая дорожка» - дети перестраиваются в пары, «Узкая дорожка» – идут в колонне по одному.

Следующий этап обучения - перестроение пар в две колонны с прохождением через середину зала (осуществляется сначала на ориентиры, затем на воспитателя) и размыкание и смыкание вправо-влево приставным шагом (с помощью ориентиров) «Чья колонна самая ровная?»

При этом даются указания в форме простого распоряжения «Разомкнитесь за ведущими в стороны на вытянутые руки!» («Сомкнитесь парами на середину зала!»).

Воспитатель учит детей перестраиваться из одной колонны или шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает ведущих. По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята. Позже дети перестраиваются в звенья на ходу — во время ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом. Услышав сигнал о перестроении в звенья, ведущие направляются к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются лицом к воспитателю. Остальные ребята становятся за ведущими друг за другом в свои звенья. В начале обучения ведущим можно дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче находить свое звено.

Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на площадке в любом месте. Воспитатель приучает поддерживать определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не расширяли и не разрывали его. Игровое упражнение «Чье звено быстрее построится (у красной, желтой кегли)?»

Повороты направо, налево и кругом дети выполняют на месте, без применения специальных строевых приемов. Во время перемещений от пособий к пособию дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом.

Указания даются в форме простого распоряжения, а не команды («Повернулись направо!», «Пошли вокруг зала», «Ребята, разойдитесь в звенья за ведущими»).

Использование строевых упражнений на праздниках и в повседневной жизни.

Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут. Они включают в себя уже известные детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения, в том числе, это могут быть и строевые упражнения.

Для организации детей на празднике используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения.

В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.

Список литературы

1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001.

3. Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. - Минск, 1998

4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой - М., 2009.

5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М., 1984

6. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Исследуем-рассуждая" Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям через познавательно-исследовательскую деятельность

В ходе представленного мастер-класса демонстрируются некоторые приемы обучения детей дошкольного возраста рассуждениям в процессе познавательно-исследовательской деятельности....

Мастер - класс для педагогов ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ. «Школа безопасности в каверзных вопросах»

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Может использоваться в работе с родителями, детьми и педагогами....

Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»

Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"

Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...

Мастер- класс "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста" (текст)

Мастер- класс поможет моим коллегам использовать лэпбук в своей работе....

Мастер-класс Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.

Мастер-класс нацелен на расширение представлений педагогов о дидактическом пособии "Музыкальный бизикуб", о методах и приёмах, развивающих музыкально-творческие способности дошкольников млад...