Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Щелканова Людмила Константиновна

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида «Снегурочка»

Рассмотрена на заседании

 педагогического совета МБДОУ

 «Детский сад комбинированного вида «Снегурочка»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы

у детей старшего дошкольного возраста

средствами арт-терапии

«Вместе весело шагать»

Возраст детей 6-7 лет

подготовительная группа детского сада.

Учебный курс программы рассчитан на реализацию в течение 1 года

Автор-составитель Щелканова Л. К., воспитатель

Щелканова Л. К.

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать».

Данная программа составлена для  детей 6-7 лет, подготовительная группа детского сада. Учебный курс программы рассчитан на реализацию в течение 1 года.

Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации изобразительной деятельности с использованием средств арт-терапии, ОТСМ-ТРИЗ, нетрадиционных техник рисования и проектной деятельности.

В программе содержаться подробные конспекты занятий с детьми особой психолого-педагогической поддержки. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры, направленные на развитие внимания, самоконтроля, повышение самооценки, снижения уровня тревожности,  а также  психосоматические и телесно-ориентированные упражнения. Кроме того,  представлен большой объем игр и игровых упражнений, построенных на основе изобразительной деятельности детей, что позволяет дополнительно совершенствовать графические навыки и творческие способности, эстетическое восприятие, художественный вкус.

Работа с родителями представлена в виде творческих совместных проектов с детьми, как форма подведения итогов после каждого блока занятий.

В программу включены дидактические авторские пособия, с методическими рекомендациями, а также список необходимого материала и оборудования.

Кроме того, программа содержит блок диагностического материала. Для выявления более полного представления о ребенке, психолого-педагогический мониторинг проводят несколько специалистов: педагог-психолог, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель группы, а также проводится анкетирование родителей.

Программа предназначена для реализации в ДОУ воспитателем по изобразительной деятельности или воспитателем группы при поддержке педагога-психолога.

Содержание:

- Актуальность темы_______________________________________________4

- Принципы построения программы__________________________________5

- Цель программы_________________________________________________5

- Задачи__________________________________________________________6

- Структура занятия________________________________________________7

- Методы работы___________________________________________________8

- План работы с родителями ________________________________________10

- Учебно-тематический план________________________________________11

- Содержание программы__________________________________________12

- Примерный комплект оборудования и художественных материалов        ________________________________________________________________18

- Список литературы______________________________________________19

Приложение 1

Конспекты занятий

Приложение 2

Психологические  игры на развитие эмоционально-волевой сферы

Приложение 3

Изотерапия, одна из форм арт-терапии

Приложение 4

Авторские дидактические пособия

Приложение 5

Семейные арт-терапевтические проекты, как вид взаимодействия ДОУ и семьи.

Приложение 6

Взаимодействие с родителями (консультативный материал)

Приложение 7

Психолого-педагогическое обследование.

Приложение 8

Результаты внедрения программы

Пояснительная записка.

Актуальность:

Как показывает изучение детской популяции, физическое и психическое здоровье  вступающих в жизнь новых поколений более ослаблено, чем здоровье предыдущих поколений. Этому способствуют следующие неблагоприятные факторы:

-  генетические,

-  патологии беременности и родов;

      - внешнесредовые (неблагоприятная экологическая ситуация, вредные привычки, неблагоприятный микроклимат в семье).

По данным МО РФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера.

Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменении в своем развитии. Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияет на эмоционально-волевую сферу ребенка, а значит и на психическое здоровье дошкольника.

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из задач ДОУ является осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка, в том числе и в эмоционально – волевой сфере. Согласно ст. 31 «Конвенции о правах ребёнка», ребёнок имеет право на участие в культурной жизни и занятия искусством. Таким образом, данная работа реализует государственные гарантии и соблюдение прав ребёнка в области обучения.

Перед автором программы стояла задача проанализировать и объединить уже известные коррекционно-развивающие  технологии и адаптировать программу к условиям своего образовательного учреждения. После изучения и анализа существующих программ  была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на  формирование эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать».

Новизна программы заключается в применении  приёмов ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения) в коррекционной работе, а также объединение приемов арт-терапии и  нетрадиционных техник рисования. Потому отличительной особенностью данной программы от уже существующих является сочетание методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, элементов арт-терапии и нетрадиционных техник рисования, а также применение проектной деятельности для решения поставленных задач.

Программа по изобразительному творчеству (изотерапия) осуществляется в комплексе с музыкотерапией (музыкальный руководитель), программой по развитию речевого аппарата (педагог-логопед).

В качестве приоритетного направления выбрано воздействие на эмоциональное здоровье ребенка, через использование средств искусства, что активизирует приобретение социального опыта.

Принципы построения программы

 развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя.

 природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

 психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия.

  взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок-педагог», «родители - ребенок», «педагог - родители».

формирование деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать её, так как образование в дошкольном детстве должно закладывать готовность к самостоятельному познанию.

наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

 формирования социального сознания путем проработки жизненных проблем ребенка средствами арт-терапии.

 творчества, реализация потенциальных возможностей ребенка через художественное творчество, обогащение мировосприятия путем создания новых образов, возможности создания ребенком нового продукта в результате творческой деятельности.

 духовности, знакомство с историей культуры, формирование морально-этических ценностей через поиск решения в проблемных ситуациях. Формирование таких представлений, как духовность, красота, добро.

Цель  программы

Формирование способности к адаптации детей особой психолого-педагогической поддержки посредством искусства и художественной деятельности в социальной среде.

Одним из пунктов формирования здоровья дошкольников является сохранение психоэмоционального здоровья, поэтому данная цель является особенно актуальной, так как ДОУ реализует целевой проект «Детский сад здоровья».

Кроме того, детский сад реализует Программу развития по формированию осознанного отношения детей к здоровью, поэтому данная программа является органичным дополнением образовательной программы учреждения. Однако, может реализовываться и самостоятельно как дополнительная парциальная программа.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи.

Задачи

  • Коррекция недостатков в личностной и эмоционально – волевой сфере:

-  устранение и предупреждение негативных качеств характера, таких как агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и пр.;

-  преодоление невротических проявлений: страхов, тревожности и т. д.; снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.

  • Преодоление недостатков в речевом развитии:

- формирование навыков и умений связного речевого высказывания;

  • Формирование психических процессов:

- развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания;

-  развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;

  • Формирование и развитие изобразительных способностей:

        -  развитие графо-моторных навыков;

        - развитие цветовосприятия;

-  развитие творческих способностей: воображения, фантазии;

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в изостудии «Разноцветные ладошки». Данные занятия являются коррекционно-развивающими, проводятся дополнительно, помимо занятий по изобразительной деятельности и не заменяют их.  Дети зачисляются в коррекционную группу на основании заключения психолога, наблюдений и отзывов воспитателей, специалистов, пожеланий родителей. Рекомендуемое число детей 8 – 10 человек.

Курс занятий разработан на один год и рассчитан на детей  подготовительной группы (6 – 7 лет).

  1. Общее количество занятий в год -  27  (приложение 1).
  2. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей в развитии изобразительных способностей, а также развития эмоционально-волевой сферы проводится два раза в год: вводный – в сентябре (2 занятия), итоговый – в мае (2 занятия). Итого занятий в год - 31
  3. Продолжительность занятия 25 - 30 минут.

Структура занятия имеет свои отличительные черты, это обусловлено тем, что занятия построены с учетом психологических особенностей детей с проблемами в развитии

Часть 1. Вводная.

  • Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.
  • Содержание: игры - приветствия, игры с именами, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Часть 2. Основная или рабочая.

  • Основная смысловая нагрузка всего занятия зависит от цели занятия.
  • Содержание:  этюды на развитие основных эмоций, упражнения игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.
  • Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Часть 3 . Завершающая.

  • Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
  • Содержание: предусматривается проведение общей игры, игры-прощания.

Поскольку программа рассчитана на детей дошкольного возраста, то педагог должен постоянно следить за тем, чтобы дети не уставали, не отвлекались, были включены в работу. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  1. упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, напряжения).
  2. дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему, обогащает мозг кислородом, что способствует активизации мышления).
  3. мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей).        

В каждом занятии, помимо новой информации есть повторы, так как занятия с повторяющимися элементами становятся близкими и понятными для детей.

 Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер и повторяются на каждом занятии.

После каждого занятия руководителю изостудии следует отмечать наиболее трудные для детей игры и упражнения и на их основании корректировать свою работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, рекомендуется в дальнейшем усложнить. При этом не стоит детей перегружать сложными задачами, так как именно опыт достижения успеха повышает самооценку.

Каждое занятие содержит задание на рисование.

Применение нетрадиционных техник рисования дает наиболее благоприятные результаты. Особое предпочтение оказывается технике рисования пальцами рук и ладошками. Так как данная техника оказывает благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, обладает релаксационным воздействием, что особенно важно для детей с проблемами в развитии.

Кроме того, применение нетрадиционных техник рисования дает наиболее оптимальный  положительный результат, что также благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей.  

Рисунки, а также детские пояснения к ним целесообразно собирать в именные папки.

Для более успешной реализации программы используются

авторские дидактические пособия .

Для развития мелкой моторики, умение координировать связь глаз-рука разработано и создано пособие  из бросового материала «Радужная полянка».

Для закрепления основных знаний о цветах и оттенках созданы наглядные пособия в виде настенных панно «Теплое солнышко», «Холодная снежинка», «Цветная капель»

Для развития умения составлять описательный рассказ по портрету и натюрморту  созданы наглядные дидактические пособия на основе ОТСМ  - ТРИЗ технологии.

Для реализации одного из компонентов арт-терапии – песочной терапии создано пособие «Миниатюрный сад камней». (Приложение 4)

На занятиях используются следующие методы и приёмы работы:

Метод

Приёмы

Словесный

Чтение произведений

Беседа по произведению

Вопросы

Обсуждение

Практический

Элементы арт-терапии

Приёмы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

Нетрадиционные техники рисования

 Движение пальцами, руками

Игры

Упражнения

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеороликов, сюжетов (проектор)

Оформление выставки

К инновационным методам можно отнести:

1. Элементы арт-терапии (Приложение 2)

-игротерапия: подвижные, психологически игры (приложение 3)

-релаксация

-психогимнастика

2. Использование информационных технологий (мультимедийное оборудование)

        

3. Приёмы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (в конспекте занятия обозначены значком *):

 - ТПФ (типовые приёмы фантазирования) – в основе ТПФ лежат мыслительные  операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого-либо признака или его полное уничтожение.

- эмпатия – суть метода сделать незнакомое - знакомым, привычное - чуждым. В основе такой работы лежит личностное уподобление – отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии.

- ассоциации – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как  бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками или свойствами другого объекта.

- творческие задания – в основе лежит одно или два мыслительных действия диалектического (творческого) характера, которые необходимо произвести с объектом или его признаками.

- мозговой штурм –  это коллективный метод решения задач.

Формой подведения итогов реализации данной программы является последнее итоговое занятие после каждого раздела (блока).

 Занятия осуществляются в форме совместных  арт-терапевтических проектов детей и родителей. Каждое такое занятие превращается в семейный праздник творчества. (Приложение 5). 

Учебно-тематический план по работе с родителями

Название темы

Дата

Кол-во

1

Консультация «Влияние произведений изобразительного искусства на развитие ребенка»

Сентябрь

1

2

Семинар-практикум «Развивающие игры с дошкольниками»

Октябрь

3

Итоговое занятие «Закрепление знаний о

 чувствах» в форме арт-терапевтического

проекта «Такие разные человечки»

Ноябрь

1

4

Итоговое занятие  «Правила поведения», в форме арт-терапевтического проекта «Волшебное существо»

Декабрь

1

5

Итоговое занятие «Конфликты» в форме арт-терапевтического проекта «Навстречу друг другу»

Январь

1

6

Итоговое занятие  «Самооценка» в форме арт-терапевтического проекта «Я – взрослый, ты – ребенок»

Февраль

1

7

Семинар-практикум «Игры с изобразительными материалами»

Март

1

8

Презентация проекта родителям «Я страшилок не боюсь»

Апрель

1

9

Итоговый праздник «Вместе весело шагать»

Май

1

Для более успешного решения задач поставленных программой необходимо тесное сотрудничество с родителями.  Кроме проведения совместных взросло-детских семейных проектов взаимодействие с родителями заключается в информационно-консультативной работе (приложение 6), необходимую информацию родители получают на информационном стенде и при индивидуальных консультациях.

После прохождения данного курса занятий к концу года у детей снижается уровень тревожности, повышается самооценка, таким образом,   формируется навык психологической адаптации (социализации) в коллективе.

Кроме того, формируются и корректируются изобразительные способности: графомоторные навыки, цветовосприятие, развивается творческое мышление.

Для психолого-педагогического анализа работы по данной программе и выявления динамики развития воспитанников используется представленный пакет диагностических методик. (Приложение 7)

В связи с тем, что реализация данной программы проходит в детском саду, вынесение отдельно теоретических часов на освоение программы не представляется возможным из-за возрастных особенностей детей. Кроме того, психологические особенности воспитанников также накладывают определенные требования на освоение материала. Поэтому освоение теоретического и практического материала запланировано в течение одного занятия.

Учебно-тематический план.

№ П/П

Название блоков, тем

Дата

Количество

часов

общее

в том числе

1

                                                                                   

Психолого-педагогическое обследование

Сентябрь

2

2

1-2

Блок «Эмоции»

Знакомство

8

Октябрь

2

3

Эмоции

Октябрь

1

4

Радость

Октябрь

1

5

Злость

Ноябрь

1

6

Робость

Ноябрь

1

7

Обида

Ноябрь

1

8

Итоговое занятие «Закрепление знаний о чувствах»

Ноябрь

1

3

9-11

Блок «Правила поведения»

Правила поведения

Декабрь

3

Декабрь

3

4

Блок «Конфликты»

Январь

3

12-13

Конфликты

Январь

2

14

Итоговое занятие

Январь

1

5

Блок «Самооценка»

Февраль

4

15-17

Самооценка

Февраль

3

18

Итоговое занятие

Февраль

1

6

Блок «Страхи»

Март

8

19-26

Проект «Я страшилок не боюсь»

Апрель

8

27

Праздник «Вместе весело шагать»

Май

1

7

Психолого-педагогическое обследование

Май

2

Содержание программы

  • Блок «Эмоции», занятие № 1 - 8

Занятие № 1

Тема: «Знакомство»

Цель: создание благоприятной атмосферы для общения, настроить детей на совместную  работу в группе. Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

 Коллективное рисование пальцами и ладошками «Карта волшебной страны»  на рулоне обоев.

Занятие № 2

Тема: «Знакомство»

Цель: создание благоприятной атмосферы для общения, частичное устранение защитных барьеров, развитие навыков общения, коммуникативных способностей, творческого воображения, развитие изобразительных способностей

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

 Коллективное рисование «Фотография нашей группы», способом обведения ладошки и превращения в портрет, все портреты помещаются в один домик.

Занятие № 3 «Эмоции»

Цель: знакомство с разными видами эмоций, обучение адекватным формам проявления эмоций, тренировка вербальных и невербальных способов общения, познакомит с нетрадиционной техникой рисования – монотипия, развитие цветовосприятия, умения сопоставлять настроение и цвет.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Мое настроение», используя технику монотипии.

Занятие № 4  «Радость»

Цель: первичное знакомство с чувством радости, развитие умения   адекватно  выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, развитие изобразительных способностей.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Портрет радости», используя технику монотипии или печатания ладошками, пальчиками, колпачками.

Занятие  № 5 «Злость»

Цель: первичное знакомство с чувством злости, развитие умения   адекватно  выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, развитие изобразительных способностей, закрепление осознание того, что все можно изобразить цветом

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Коллективное рисование «Злая туча», используя технику пуантилизм, на ватмане или рулоне обоев.

Занятие  № 6 «Робость»

Цель: первичное знакомство с чувством робости, развитие умения   адекватно  выражать свое эмоциональное состояние, развитие изобразительных способностей, закрепление умения пользоваться нетрадиционными техниками рисования для выражения эмоций.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Робкое природное явление», используя технику печатания (пальчики, колпачки, ватные палочки, штампики), монотипии.

Занятие  № 7 «Обида»

Цель: первичное знакомство с чувством обиды, развитие умения   адекватно  выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, развитие изобразительных способностей, развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Обида», пальчиковыми красками, используя технику пуантилизм

Занятие  № 8  «Закрепление знаний о чувствах»

Форма: творческая мастерская совместно  дети и родители.

Цель: закрепление умения адекватно  выражать свое эмоциональное состояние, закрепление способности понимать эмоциональное состояние другого человека, развитие творческого воображения и мышления, создание благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимопонимания детей между собой и родителей

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей и родителей:

Совместное рисование «Такие разные человечки», используя технику пуантилизм на картонных одноразовых тарелочках

  • Блок «Правила поведения», занятие № 9 - 11

Занятие № 9

Тема: «Правила поведения»

Цель: развитие самоконтроля, формирование произвольности поведения, снижение мышечного напряжения, развитие произвольности и внимания, графомоторных навыков, творческого мышления.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Совместное рисование в парах «Дорисуй линию», дети создают абстрактными линиями, какой-либо образ и дорисовывают его по своему желанию и договоренности друг с другом.

Занятие №10

Тема: «Правила поведения»

Цель: развитие самоконтроля, формирование произвольности поведения, снижение мышечного напряжения, развитие произвольности и внимания, графомоторных навыков, творческого мышления.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Совместное рисование в парах «Мы построим дом», дети создают абстрактными линиями,  образ дома и дорисовывают его по своему желанию и договоренности друг с другом, используя нетрадиционные техники рисования (печатание, монотипию).

Занятие  № 11

Тема: «Правила поведения»

Цель: развитие самоконтроля, формирование произвольности поведения, снижение мышечного напряжения, развитие произвольности и внимания, графомоторных навыков, абстрактного мышления,

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Коллективное рисование  «Волшебное существо», дети создают абстрактными линиями, какой-либо образ и дорисовывают его по своему желанию и договоренности друг с другом, превращая в необычное существо, используя нетрадиционные техники рисования.

  • Блок «Конфликты», занятие № 12- 14

Занятие № 12

Тема: «Конфликты»

Цель: формирование алгоритма позитивного выхода из конфликтных положений, расширение моделей поведения в различных жизненных ситуациях, закрепление умения свободно пользоваться освоенными нетрадиционными техниками рисования.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование  «На что похожа ссора», используя различные изобразительные материалы или технику пуантилизма по выбору на больших листах, ватмане или обоях.

Занятие № 13

Тема: «Конфликты»

Цель: формирование алгоритма позитивного выхода из конфликтных положений, расширение моделей поведения в различных жизненных ситуациях, закрепление умения свободно пользоваться освоенными нетрадиционными техниками рисования.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Совместное рисование в парах «Мостик дружбы», используя губки, валики или технику пуантилизма по выбору на больших листах, ватмане или обоях

Занятие № 14

Занятие   «Итоговое»

Форма: совместный арт-терапевтический проект «Навстречу друг другу»

Цель:

-Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, что способствует сближению детей группы, детей и родителей, детей и педагогов, семей и образовательного учреждения.

-Закрепление умения свободно пользоваться освоенными нетрадиционными техниками рисования

-Закрепить умение находить позитивные выходы из конфликтных ситуаций

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей и родителей:

Совместное рисование на листах ватмана радуги, с помощью губок, валиков, Дорисовывание при помощи кляксографии травы, бабочек, дождя

  • Блок «Самооценка», занятие № 15 - 18.

Занятие № 15

Цель: формирование адекватной самооценки и позитивной «Я» концепции, формировать уверенность в себе, развивать положительное самоотношение, временную перспективу достижений, развитие творческого мышление и воображения.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование-загадка «Что я умею делать лучше всего», дети рисуют значок того, что они умеют делать, а другие должны догадаться что это.

Занятие № 16

Цель: формирование адекватной самооценки и позитивной «Я» концепции, формировать уверенность в себе, развивать положительное самоотношение, временную перспективу достижений, закрепление умения свободно пользоваться освоенными нетрадиционными техниками рисования.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

 Рисование «Я – король, я – принцесса!» своего портрета и дополнение его «королевскими атрибутами», используя технику отпечатывания разными инструментами или технику кляксографии.

Занятие № 17

Цель: формирование адекватной самооценки и позитивной «Я» концепции, формировать уверенность в себе, развивать положительное самоотношение, временную перспективу достижений, закрепление умения свободно пользоваться освоенными нетрадиционными техниками рисования.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

 Рисование «Подарок другу». Дети рисуют подарок, который они хотят подарить своему другу, используя уже известные им нетрадиционные техники рисования

 

Занятие № 18 «Итоговое  - самооценка»

Форма: семейный арт-терапевтический проект «Я – взрослый, ты - ребенок»

Цель: закрепление формирования положительной самооценки и положительной «Я-концепции»

-Объединение детей и родителей в ходе художественно-продуктивной деятельности, с помощью открытия детям мира взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир ребенка, закрепление умения свободно пользоваться освоенными нетрадиционными техниками рисования, развитие творческого мышления и воображения.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей и взрослых:

Создание фигурок взрослых и детей из бумажных одноразовых тарелочек, используя известные приемы нетрадиционного рисования – отпечатывание различными инструментами, кляксография, монотипия.

  • Блок «Страхи», занятие № 19 - 26.

осуществляется при помощи проектной деятельности

Цель: предупреждение и снижение детской тревожности, коррекция страхов для стабилизации психического здоровья, развитие изобразительных навыков и способностей.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Сбор копилки, деление на картотеку, создание модели и продукта – альбома «Смешные страхи»

Занятие № 27. (Итоговый праздник)

Тема: «Вместе весело шагать»

Цель: систематизация знаний  и умений, навыков общения детей между собой и родителей, закрепление умения свободно пользоваться нетрадиционными техниками рисования

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать» была представлена и получила одобрение и рекомендации к распространению на городском методическом объединении воспитателей города Югорска в 2007 году.  На межрайонном методическом объединении города Югорска и Советского района в 2008 году, где также получила одобрение и рекомендации по распространению. 27 марта 2008 г. рассмотрена на заседании педагогического совета МБДОУ «Детского сада «Снегурочка». Данная программа рекомендована к реализации экспертным советом управления образования (протокол от 20. 10. 2008г. №1). В 2009 году получила   рецензию преподавателя высшей категории по изобразительной деятельности ГОУ СП(П)О «Северный педагогический колледж» Мясниковой М.И.

Данная программа была рекомендована к использованию не только воспитателям по изобразительной деятельности, но и педагогам-психологам, воспитателям и другим специалистам, оказывающим помощь детям с затруднениями в социализации: гиперактивность, агрессивность, застенчивость, конфликтность, тревожность и т. д.

Материалы по программе «Вместе весело шагать» приняты на рассмотрение в научно – методический журнал «Старший воспитатель в дошкольном учреждении» (г.Москва) в 2010г. Получено письмо – подтверждение редакции журнала  на публикацию статьи

Внедрение данной программы на протяжении трех лет с 2007 года в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегурочка» г. Югорска привело к устойчивым положительным результатам по формированию способности к адаптации в социальной среде  детей особой психолого-педагогической поддержки посредством искусства и художественной деятельности.

Результатами реализации данной программы за период с 2007 по 2010 год стало снижение высокого и среднего уровня тревожности с 100%  до 40% среднего уровня и 60% низкого уровня тревожности,  повышение высокого  уровня самооценки с 10% до 50%,  развитие социализации высокого уровня с 10% до 60%, высокого  уровня развития изобразительных способностей с 20% до 50% у детей коррекционно – развивающей группы. (Приложение 8)

Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования, необходимый для реализации программы.

Оборудование:

- столы и стулья, соответствующие ростовым показателям детей;

- магнитная доска,

- экран, проектор или интерактивная доска;

- мячи, обручи

- игрушки «Смешарики»

Художественные материалы и инструменты:

- краски для пальцеграфии,

 - краски гуашевые 12 цветов

- кисти разного размера (№ 2, 3, 6, 9)

- тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги)

- цветные и простые карандаши

- фломастеры

- ватные палочки

- губки разных размеров, тряпочки

- штампики, колпачки фломастеров, ножницы, цветная бумага

- скотч (прозрачный, двусторонний)

- шаблоны, картонные тарелочки

- пиктограммы с изображением эмоций

Бумага, основа для композиций

-листы белой и тонированной бумаги (формат А4, А3, А1)

-рулоны обоев на бумажной основе

 

Музыкальный ряд:

К. Орф «Осень. Гномы»

Д. Христов «Золотые капельки»

Е. Ботляров «Драчун»

С. Рахманинов «Итальянская полька»

П. И. Чайковский «Вальс цветов»

М. Мусоргский «Слеза»

М. К. Чюрленис Симфоническая поэма «Море» (фрагмент)

К. Дебюсси «Облака»

Л. Шестакова «Сказка про дождик и тучу» (фрагмент)

 П. И.Чайковский «Щелкунчик» (танец феи Драже)

Э. Гольденберг «Этюд на черных клавишах»

Н. Артболевская « Дрессированные собачки»

 П. И. Чайковский «Зимние грезы» (пьесы «Декабрь», «Январь», «Февраль»)

Е. Ботляров «Музыкальная шкатулка»

В. А. Моцарт «Колыбельная»

Список литературы

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Просвещение;  2005. – 64 с.
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий 2003; 2007. – 72 с.
  3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003; 2007. – 72 с.
  4. Дубровская Н. В. Яркие ладошки. Рисунки-аппликации: Рабочая тетрадь для детей 3 – 4 лет. – СПб.: Детство-пресс;2006. – 8 с.
  5. Дубровская Н. В. Яркие ладошки. Рисунки из ладошек: Рабочая тетрадь для детей 4 - 5 лет. – СПб.: Детство-пресс;2006. – 24 с.
  6. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб; 2006. – 64 с.
  7. Ильина М. В. Развитие невербального воображения. – М.: Просвещение; 2004. – 64 с.
  8. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. – М.: Просвещение; 2004. – 65 с.
  9. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М.: Просвещение;  2005. – 64с.
  10. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Просвещение;  2005. – 56 с.
  11. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь; 2006. – 160 с.
  12. Котенко Л. В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. – М.: Просвещение;  2005. – 48 с.
  13. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: Просвещение; 2002. – 192 с.
  14. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Просвещение; 2007. – 208 с.
  15. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?. – М.: Просвещение; 2005. – 64 с.
  16. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008. – 128 с.
  17. Никифорова Л. А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.: Просвещение; 2005. – 48 с.
  18. Овчар О. Н., Колягина В. Г., Формируем личность и речь дошкольников средствами арт-терапии. – М.: Просвещение; 2005. – 80с.
  19. Постоева Л. Д., Лукина Г. А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет.- М.. : Просвещение;  2006. – 64 с.
  20. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение; 2005. – 160 с.
  21. Рузанова Ю.В. развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО; 2007. – 160 с.
  22. Фопель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. – М.: Просвещение; 2005. – 143 с.
  23. Фопель К. Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. – М.,: Просвещение; 2005. – 143 с.
  24. Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. – М.: Просвещение;  2005. – 143 с.
  25. Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. – М.: Просвещение;  2005. – 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно - развивающее занятие по развитию эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор...

программа педагога-психолога "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста"

для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Формирование эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Коррекционно-развивающие задания по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отправим СМС в сказку.

Корреционно-развивающие задания учат дошкольников разных возрастных групп узнавать главных героев, оценивать и анализировать их поступки, способствуют формированию умений применять знания текста в усл...

Сборник «Коррекционно-развивающие материалы по формированию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. В сложной структуре психики человека эмоцио...