ПЛАН РАБОТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КРУЖКА «Волшебная вода»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Коррекционно-развивающий кружок педагогической арт-терапии водяная анимация «Эбру». Для привычной для ребенка учебной, игровой и бытовой деятельности предполагается проведение комплексного психолого-педагогического обследования, выявление внутреннего потенциала, составление индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы и отслеживание результатов динамики развития ребенка. Арт-терапия позволяет проработать те мысли и чувства, которые человек привык подавлять. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их устно. Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно. В процессе размазывания, смешения, разбрызгивания, подбора и импульсивного рисования малыш безболезненно выражает свои чувства. Благодаря этой специализированной форме психотерапии у взрослых появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения по арттерапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы. «Эбру» применяется для детей, с ОНР, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения. Данный кружок направлен на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.
Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.
В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует, а так же:
- вырабатывается усидчивость у детей
- успокаиваются и дисциплинируются
- -развивается мелкая моторика рук
- тренируется зрение
- развивается координация движения
- открывается творческий потенциал
- развивается фантазия и мышление
- умение сочетать цвета и формы;
- навык видеть прекрасное в обыденном;
- возможность мыслить нестандартно;
- умение расслабляться и получать удовольствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ebru_-volshebnaya_voda.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "детский сад № 187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей"
ПЛАН РАБОТЫ
КОРРЕКЦИОННОГО КРУЖКА
«Волшебная вода»
на 2022 –2023учебный год
Воспитатель: Ромащенко Е.С.
Актуальность кружковой работы
Коррекционно-развивающий кружок педагогической арт-терапии водяная анимация «Эбру». Для привычной для ребенка учебной, игровой и бытовой деятельности предполагается проведение комплексного психолого-педагогического обследования, выявление внутреннего потенциала, составление индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы и отслеживание результатов динамики развития ребенка. Арт-терапия позволяет проработать те мысли и чувства, которые человек привык подавлять. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их устно. Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно. В процессе размазывания, смешения, разбрызгивания, подбора и импульсивного рисования малыш безболезненно выражает свои чувства. Благодаря этой специализированной форме психотерапии у взрослых появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения по арттерапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы. «Эбру» применяется для детей, с ОНР, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения. Данный кружок направлен на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.
Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.
В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует, а так же:
- вырабатывается усидчивость у детей
- успокаиваются и дисциплинируются
- -развивается мелкая моторика рук
- тренируется зрение
- развивается координация движения
- открывается творческий потенциал
- развивается фантазия и мышление
- умение сочетать цвета и формы;
- навык видеть прекрасное в обыденном;
- возможность мыслить нестандартно;
- умение расслабляться и получать удовольствие.
1. Цели и задачи кружковой работы
Цель: способствовать снижению психоэмоционального напряжения, импульсивности, через освоение нетрадиционной техники рисования на воде – эбру
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;
- Обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.
- Развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать нетрадиционными техниками;
- Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- Развивать воображение, фантазию;
- Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;
- Развивать желание экспериментировать в рисовании.
- Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
- Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
- Воспитание аккуратности.
2.Формы и режим занятий.
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемым планом работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Комбинированное занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей:
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приемы стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа красками на воде по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.). Обязательным является проведение физкультминутки.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов деятельности детские работы переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются выставка и альбом для каждого ребенка.
Режим занятий: Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. • 1-й - начальный - знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде; • 2-й – освоение основных приемов рисования: салют, ёлочки, ромашки, сердечки и тюльпаны. • 3-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.
3. Ожидаемые результаты:
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;
- свобода творческого самопроявления; умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и т.д.);
- раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
- стремление к самопознанию и самовыражению;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков;
4. Планирование кружковой работы по месяцам
Месяц | Название тем | Задачи |
Октябрь | Дождь и солнце | Развивать желание экспериментировать в рисовании. Воспитывать аккуратность. |
Осенние листья | Познакомить детей с техникой рисования | |
Баттал Эбру. | Воспитывать воображение и мышление. Вызывать положительный отклик на свое творчество. | |
Ноябрь | Осенние грибы | Продолжить знакомить с техникой. Учить равномерно разбрызгивать краски на воду. Воспитывать усидчивость. |
Осенние узоры | Дать понятье «Композиция листа Закреплять правило работы с красками. Учить соблюдать соотношения величины, рисовать круг, равномерно наносить узор. | |
Дождь и лужи | Продолжить знакомить с техникой – эбру. Закреплять умение чисто промывать палочку перед использованием краски другого цвета. | |
Баттал Эбру. | Развивать творчество. Воспитывать воображение и мышление. Вызывать положительный отклик на свое творчество | |
Декабрь | Первый снег | Учить работать красками, развивать логическое мышление. |
Снежинки | Учить детей растягивать круглую каплю краски. Развивать воображение, творчество, речь | |
Баттал Эбру. | Развивать творчество. Воспитывать воображение и мышление. Вызывать положительный отклик на свое творчество | |
Январь | Зимние деревья | Учить детей смешивать краски, развивать у детей желание экспериментировать в рисовании. |
Елочка зимой | Закрепить навыки рисования «Приливы – отливы». Учить создавать образ под музыку. | |
Февраль | Морозные узоры | Закреплять навык знакомых техник рисования. Воспитывать самостоятельность. |
Баттал Эбру. | Воспитывать воображение и мышление. Вызывать положительный отклик на свое творчество. | |
Март | Весна пришла | Развивать желание экспериментировать в рисовании. Развивать творческую самостоятельность. |
Весенние краски | Познакомить с новой техникой рисования «Эбру Шаль». Закреплять знакомые приемы. | |
Первые подснежники | Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида цветов. Развивать воображение. | |
Апрель | Весеннее небо | Закреплять навыки знакомых техник рисования. Развивать желание фантазировать. |
Птицы весной | Учить соблюдать соотношение деталей предмета по величине, развивать мышление и внимание. | |
Одуванчик | Познакомить с новой техникой рисования «Фантазийное Эбру». Учить творчески выражать свои мысли | |
Май | Бабочки | Учить располагать капли краски близко друг к другу. Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида бабочки |
Цветная полянка | Закрепить знакомые техники рисования Эбру. Закрепить технические навыки и умения. Повторить приемы смешивания красок. |
.
5. Список литературы
1. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65
2. Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010 2.
3.Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85-90.
4. Исханов, С.В,.Системадиагностико – корррекционной работы с аутичными дошкольниками.–Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», - 208с.
5. Янушко, Е.А., Рисование с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.: МозайкаСинтез, 2006.-64с.
6. Цквитария,Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.-128с.
7. Медведева, Е. А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.
8. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2010.- 64с.: ил.- (Азбука руководителя)
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебное методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2012.- 144с.,переизд.дораб.и доп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа кружка "Волшебная иголочка"
План-программа работы кружка "Волшебная иголочка" работа с детьми 5-7 лет разработана на 1 год....
Перспективный план работы кружка «Волшебное слово»
Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством выразительного чтения стихов....
Перспективные планы по кружку "Волшебная верёвочка"
В данном материале предоставлен перспетивный план по художественному творчеству с детьми средней группы. Где используются нетрадиционные техники рисования верёвочкой....
План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе
План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе на 2013-14 учебный год...
План работы кружка"Волшебная кисточка"
Организация работы по нетрадиционным способам рисования с детьми старшей группы....
Перспективный план работы кружка "Волшебные нити" в подготовительной группе
Известно: рука развивает мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему работа кружка «Волшебные нити» является необходимой составной частью воспитательно-об...
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...