План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_burhanova.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе
План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
Воспитатель:Бурханова Назифа Ильясовна
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
1.1.1 Нормативно-правовая база
Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
•Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155).
•Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666.
•Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании».
•Устав МБДОУ «Детский сад №39» г. Уссурийска Уссурийского городского округа.
1.1.2 Цель и задачи:
Цель: Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.
Задачи программы.
Развивающие:
Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
Образовательные:
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
Учить использованию различных материалов
Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Учить отображать впечатления от окружающего мира в изо деятельности.
Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать
композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Воспитательные:
Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
1.1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы
При составлении данной программы учитывались основные принципы:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу ,нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
1.1.4 методы и подходы :
Для качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Методы, которые используются в работе:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-эвристический(проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
1.1.5. возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет
Изобразительная деятельность в этом возрасте получает значительное развитие. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 10 и более деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
1.1.6 Особенности программного материала кружка.
Срок реализации: 1 год.
НОД будет проводиться 1 раз в 2 недели, будет включать в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий воспитателем, практическую часть (овладение детьми новой НТР или закрепление, или творческое применение освоенной НТР), упражнения для развития моторики, организация мини-выставок.
Длительность каждой НОД для детей данного возраста – 30 мин.
Списочный состав группы – 23 воспитанников.
НОД будет проводиться в подгруппах, во второй половине дня.
1.1.7 Формы работы:
- рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- оформление выставок;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
- игры дидактические;
- продуктивная деятельность.
Основные этапы реализации:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года ребёнок:
уверен в действиях и ответах в течение НОД;
активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
2. Организационный раздел
2.1 Содержание работы программы:
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 6 до 7 лет).
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии
- Технология исследовательской деятельности
- ИКТ
План работы кружка «Волшебные краски»
Сентябрь
«Ежики»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, яблоками. Фон – пастель.
Задачи: Познакомить детей с техникой печати листьями, яблоками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, яблоки (половинки), пастель.
«Осенние деревья»
Нетрадиционная техника: Отпечаток капустными листьями
Задачи: Познакомить с техникой печатания капустными листьями.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, капустные листья.
Октябрь
«Грибы в корзине» натюрморт
Нетрадиционная техника: Печать поролоном, оттиск, отпечаток листьями.
Задачи: Познакомить детей с натюрмортом. Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, поролон, листья деревьев, трафарет грибов, салфетки.
«Рябина»
Нетрадиционная техника: Двойной мазок, рисование пальцами
Задачи: Познакомить с данной техникой; воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.
Ноябрь
«Осенний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Рисование ватными палочками
Задачи: Познакомить с техникой рисования ватными палочками.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки, пастель.
«Осеннее дерево»
Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой, тычок полусухой жесткой кистью
Задачи: Познакомить детей с данными техниками. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти, трубочки.
Декабрь
«Синички»
Нетрадиционная техника: Рисование с использованием ватных дисков
Задачи: Знакомство с данной техникой. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные диски.
«Заснеженное дерево»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой, пальчиками
Задачи: Познакомить детей с новым материалом для рисования, с техникой «расчесывание краски». Совершенствовать технику рисования пальчиками.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, зубная паста, кисти, пластиковые вилки.
«Пушистая елочка»
Нетрадиционная техника: Отпечаток
Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования перышком.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, перья.
Январь
«Зимний вечер»
Нетрадиционная техника: Граттаж
Задачи: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Оборудование: Подготовленная основа (свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.
«Зимние узоры»
Нетрадиционная техника: Монотипия (фон), рисование нитью
Задачи: Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами. Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, целлофан, нитки.
Февраль
«Зимний лес»
Нетрадиционная техника: Отпечаток капустными листьями
Задачи: Познакомить с техникой печатания капустными листьями.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, капустные листья.
«Зимний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Рисование солью
Задачи: Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, клей, соль.
Март
«Цветы для мамы»
Нетрадиционная техника: Двойной мазок, рисование пальцем
Задачи: Совершенствовать данные техники. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.
«Цветы в вазе» натюрморт
Нетрадиционная техника: Растяжка цвета
Задачи: Познакомить с данной техникой, учить смешивать краски, экспериментировать с цветом.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты цветов.
«Ландыши»
Нетрадиционная техника: Пластилинография
Задачи: Познакомить с техникой пластилинография.
Оборудование: Цветной картон, пластилин, стеки.
.
Апрель
«Верба»
Нетрадиционная техника: Пастель, уголь.
Задачи: Продолжать знакомить детей с данными материалами, способами рисования.
Оборудование: Листы бумаги, пастель, уголь.
«Пасхальное яйцо»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм
Задачи: Воспитывать интерес к народной культуре. Совершенствовать рисование в данной технике.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.
«Звездное небо»
Нетрадиционная техника: Силуэтное рисование
Задачи: Познакомить с техникой силуэтное рисование.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, фломастеры.
Май
«Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: Набрызг
Задачи: Учить изображать салют, используя технику «набрызг».
Оборудование: Листы бумаги, кисти, гуашь, зубные щетки.
«Сирень» натюрморт
Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью
Задачи: Создание рисунка в технике тычок полусухой жесткой кистью.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.
«Цветущий луг»
Нетрадиционная техника: Пластилинография
Задачи: Совершенствовать умение детей в данной технике.
Оборудование: Цветной картон, пластилин, стеки
Список литературы
1.Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.
2.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.
3. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.
5.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.
6.Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 48с. : цв. вкл. ; Комарова Т. С.
7.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)
8.Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования.
9.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
10.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
11.Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
12.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
13.Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
14.«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
15.Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
16.Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
17.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
18.Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
19.Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
20.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
21.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
22.Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
23.Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
24.Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
25.Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».
26.Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
27.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка "Волшебные нити" в подготовительной группе
Известно: рука развивает мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему работа кружка «Волшебные нити» является необходимой составной частью воспитательно-об...
План работы кружка "Волшебные краски"
План составлен по принципу: от простого к сложному. Предполагает развитие у детей технических навыков рисования и развития воображения, фантазии. Предполагает использование необычных для рисования спо...
программа кружка "Волшебные краски" старшая- подготовительная группа
Программа кружковой работы с детьми старшей и подготовительной группы по нетрадиционным техникам рисования....
Учебно-тематический план работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной к школе группы
Учебно-тематический план работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной к школе группы...
План работы кружка «Волшебные краски» в средней группе
кружковая работа по рисованию...
План работы кружка "Волшебная иголочка " в подготовительной группе.
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп....
План работы рисования «Волшебные краски» в средней группе
План работы рисования «Волшебные краски» в средней группе...